Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание

Научно-технический прогресс определяет все стороны функционирования современного предприятия. Скорость появления новинок на всех отраслевых ранках в настоящее время поистине впечатляет. Следовательно, одной из главных задач сегодня является выработка научно-технической политики, которая смогла бы обеспечить повышение эффективности производства за счет создания и выпуска конкурентоспособной продукции.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
1. Сущность инновационной деятельности____________________________6
1.1. Понятие инновации, инновационного процесса, инновационного
цикла ___________________________________________________________6
1.2. Понятие и содержание инновационного менеджмента ______________11
2. Сущность инновационного менеджмента___________________________14
2.1. Цели, задачи и функции инновационного менеджмента _____________14
2.2. Методы управления в инновационном менеджменте _______________ 20
Заключение _____________________________________________________ 26
Литература ______________________________________________________28

Работа состоит из  1 файл

инновационный менеджмент_курсовая.doc

— 200.00 Кб (Скачать документ)

В основе инновационной  деятельности лежит научно-техническая  деятельность (НТД), тесно связанная  с созданием, развитием, распространением и применением научно-технических знаний во всех областях науки и техники.

К инновационной деятельности относится вся деятельность в  рамках инновационного процесса, а  также маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых  потребителей, информационное обеспечение возможной конкурентной среды и потребительских свойств товаров конкурирующих фирм, поиски новаторских идей и решений; партнеров по внедрению и финансированию инновационного проекта.

Инновационная деятельность базируется на следующих принципах:8

1) приоритет инноваций над традиционным производством;

2) экономичность инновационного производства (достижение коммерческого успеха);

3) гибкость (под новую идею создается самостоятельная инновационная структура, которая может быть абсолютно непригодной для решения других проблем);

4) комплексность (кардинальная инновация, как правило, вызывает появление целой совокупности сопутствующих ей более мелких нововведений).

 

1.2. Понятие и содержание инновационного менеджмента

 

Как самостоятельная  область научных знаний инновационный менеджмент сформировался во второй половине XX столетия.

Чтобы управлять инновационной  деятельностью, четко сформулировать цели управления, поставить реальные для выполнения задачи, оценить возможные  варианты, сформировать организационные и производственные структуры, необходим особый вид профессиональной деятельности – инновационный менеджмент.9

Инновационный менеджмент – это самостоятельная область  научных знаний и профессиональной деятельности.

В общем понимании  инновационный менеджмент – это совокупность научно обоснованных принципов, форм, методов, приемов и средств управления инновациями в сфере их создания, освоения в производстве и продвижения на рынок с целью получения прибыли. Рынок этот отличен от обычного рынка товаров и услуг, это рынок научных, технологических и организационно-управленческих новшеств. Инновационный менеджмент рассматривает специфические формы управления в сфере инноваций, инновационных процессов, осуществляемых всеми хозяйствующими субъектами, во всех сферах национальной экономики.

Инновационный менеджмент как наука управления представляет собой систему знаний о способах наиболее рациональной организации  управления инновационными процессами, инновационной деятельностью для  достижения стратегических целей и  решения тактических задач. Он базируется на теоретических положениях общего менеджмента, которые применимы к управлению научно-производственным циклом и представляет совокупность систематизированных знаний по теории инноватики.

Как способ управления инновационный менеджмент направлен на выполнение основных функций научно-технической деятельности в части разработки и внедрения полученных новых результатов, проведенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на создание новой продукции, модернизацию и совершенствование технических параметров и качества ранее освоенной и выпускаемой продукции. Инновационный менеджмент способствует созданию и рациональному использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до их реализации в виде готового товара на рынке.

Инновационный менеджмент позволяет реализовать возможности  научной деятельности и тем самым  достичь мирового лидерства в  отдельных областях научных знаний, обеспечивающих высокий потенциал  соответствующих стран, реализовать  способность науки как средства производства богатства.

Объектами инновационного менеджмента выступают инновационные  процессы во всем их разнообразии: сфера  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ, инновационная деятельность предприятия, сами научно-технические новшества. Уровень инновационной деятельности включает: народное хозяйство в целом, отраслевой уровень, предприятие, отдельный инновационный проект, отдельная разработка. Условия ведения инновационной деятельности зависят от поставленных задач, сроков их выполнения, последовательности выполнения, исполнителей.

 

2. Сущность инновационного менеджмента

2.1. Цели, задачи и функции инновационного менеджмента

 

Цели инновационного менеджмента сводятся к тому, чтобы  найти новое техническое решение в области создания изобретения, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, организации серийного производства, одновременной подготовки и организации сбыта такой продукции, внедрения нового товара на рынок, закрепления на новых рынках с помощью более высокого качества и конкурентоспособности товара.10

Реализация поставленных целей предполагает учет различного рода факторов, среди которых можно  выделить следующие: ориентация инноваций  на рынок, соответствие инноваций целям  предприятия, восприимчивость предприятия к инновациям, наличие на предприятии источника творческих идей, экономически обоснованная система отбора и оценки инновационных проектов, эффективные методы управления инновационными проектами и контроль за их реализацией, индивидуальная и коллективная ответственность за результаты инновационной деятельности.

Исходные принципы инновационного менеджмента сводятся к следующим  основным положениям: инновации есть решающее условие выживания предприятия, и они должны соответствующим образом управляться; ресурсы, выделенные на НИР и ОКР, оправданы лишь в той мере, в какой они приводят к достижению поставленной цели. Чтобы выявить факторы, обеспечивающие успех, требуется постоянный анализ выполненных и внедренных инноваций; повышение эффективности инвестиций в НИР и ОКР.

Инновационный менеджмент предполагает выполнение следующих  задач (работ):11

• разработка и осуществление единой инновационной политики;

• разработка проектов и программ инновационной деятельности;

• подготовка и рассмотрение проектов по созданию новых видов продуктов;

• контроль за ходом работ по созданию новой продукции и ее внедрению;

• финансовое и материальное обеспечение проектов инновационной деятельности;

• подготовка и обучение персонала к инновационной деятельности;

• формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов.

Перечень задач, которые  можно решить в процессе управления инновациями, довольно широк и может  различаться по отношению к продуктовым  инновациям и технологическими нововведениями. Так, применительно к продуктовым инновациям основными задачами, требующими своего решения, будут:

  • исследование рынков сбыта и возможных способов реализации новых продуктов, исследование рынков ресурсов;
  • прогноз особенностей и длительности каждой стадии жизненного цикла нового товара;
  • анализ патентной чистоты нового продукта и способов ее обеспечения, определение методов защиты нового продукта;
  • определение субподрядчиков по проекту создания нового продукта; поиск вариантов кооперации с возможными конкурентами при реализации технически сложных изделий и высокорисковых нововведений;
  • анализ затрат, цены с учетом объемов производства и сбыта нового продукта для получения целевой прибыли;
  • оценка эффективности инновационного проекта и его привлекательности для инвесторов, способы привлечения инвестиций; выявление возможных технических и коммерческих рисков, их минимизация, способы страхования;
  • определение эффективной маркетинговой стратегии, выбор организационной формы создания, освоения и размещения на рынке нового продукта;
  • оценка идей по созданию новых продуктов, управление персоналом, занятым в разработке и производстве нового продукта, создание благоприятного климата и корпоративной культуры.

Состояние инновационной  системы, когда обеспечивается эффективное и согласованное функционирование всех внутренних и внешних ее элементов, называется гармонией. Поэтому основная целевая задача инновационного менеджмента – достижение гармонии в развитии инновационного предприятия.

Выделяют две группы функций инновационного менеджмента:12

1) основные;

2) обеспечивающие.

Основные функции –  это планирование (стратегическое, текущее, оперативное); организация; мотивирование; контроль. Основные функции инновационного менеджмента являются общими для  всех видов и любых условий ведения инноваций, они отражают содержание основных стадий управления инновационной деятельностью.

К обеспечивающим функциям инновационного менеджмента относят  функции, способствующие эффективному осуществлению основных функций: социально-психологические и технологические или процессуальные функции. Социально-психологические функции менеджмента связаны с состоянием производственных отношений в коллективе. Различают две их разновидности: делегирование и мотивация.13

Делегирование – комплекс управленческих решений, способствующих рациональному распределению работ по управлению инновационными процессами и ответственности за их осуществление между сотрудниками аппарата управления.

Мотивация – создание системы моральных и материальных стимулов для сотрудников организации, обеспечение их профессионального уровня и возможности карьерного роста, т. е. создание условий, оказывающих воздействие на поведение человека. Рациональное соотношение делегирования полномочий и мотивации труда исполнителей – главное условие успешного менеджмента в инновациях.

К числу обеспечивающих относятся также технологические  функции, которые позволяют реализовать  основные и социально-психологические  функции и включают подготовку, получение, переработку и передачу информации для успешного продвижения инноваций.

Все перечисленные функции  инновационного менеджмента взаимосвязаны  между собой, дополняют друг друга, создают целостную функциональную систему инновационного менеджмента.

2.3. Технология и методы инновационного менеджмента

Технология и методы инновационного менеджмента определяют содержание процессуальных функций  управления инновациями. Они отражают наиболее общие элементы управления, которые не зависят от характера  инноваций, масштабов инновационной деятельности или от отраслевой принадлежности. Процессные функции отражают единую технологию реализации всех основных функций управления: формирование целей, планирование инноваций, организация и контроль инновационных процессов. Два главных компонента инновационного менеджмента – это коммуникации и решения.

Одним из центральных  элементов управленческой деятельности является информация. Руководитель любого уровня от 50 до 90 % своего времени тратит на работу с информацией.14 Обмен информацией между участниками инновационного процесса при подготовке и обеспечении реализации эффективных управленческих решений представляет собой сущность функции коммуникации в менеджменте. Звеном коммуникационного процесса выступает коммуникационная ячейка, состоящая из коммуникатора (передатчика), коммуниканта (приемника) и коммуникационного канала.

Инициатором информационного  контакта выступает коммуникатор, им может быть любое звено коммуникационного  процесса, принимающее управленческое решение. Коммуникант может представлять как внешнюю среду (партнеры по кооперации, сбытовые организации и поставщики, информационные фонды и т. д.), так и внутренние звенья инновационного предприятия. Существенное значение для эффективности коммуникации имеет правильный выбор коммуникационного канала, где могут использоваться разнообразные носители информации. Существенное значение в информационном обеспечении инновационных процессов имеют технические средства.

Результат управленческого  процесса выражается в конкретных управленческих решениях, направленных на реализацию инновационных проектов. Управленческие решения в инновациях могут приниматься интуитивным способом или на основе научного подхода. Если интуитивный способ основан на эмоциональном восприятии в оценке ситуации и предполагает наличие у менеджера профессиональных знаний и значительного практического опыта, то научный подход обеспечивает принятие рациональных решений, основанных на объективном аналитическом процессе, и учитывает определенные формальнологические требования к управленческим решениям (целевая направленность, иерархическая субординация, обоснованность решения, направленность решения на конкретного исполнителя, обеспеченность необходимыми ресурсами, директивность решения). При всем разнообразии и уникальности управленческих решений в инновационном менеджменте их можно систематизировать в однородные группы, что объясняется необходимостью и возможностью выработки определенных правил, регламентирующих условия и порядок принятия решений в каждой из групп (рис. 1).

 

Рис. 1.  Состав основных решений по функциям инновационного менеджмента

 

Принимаемые решения  в инновационном менеджменте  зависят от предмета решения, его повторяемости и формы принятия решения. Так, по предмету решения выделяют концептуальные решения и исполнительские решения. Концептуальные решения требуют особо тщательного обоснования и часто вызывают необходимость проведения специальных исследований.

По признаку повторяемости  решения бывают разовые и повторяющиеся. По форме принятия решений они  подразделяются на индивидуальные и  коллективные.

Процесс принятия решений  в инновационном менеджменте  разделяется на три относительно самостоятельных этапа:15

    • определение проблемы решения;
    • формирование альтернатив решения;
    • принятие и реализация решения.

Информация о работе Инновационный менеджмент