Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание

Научно-технический прогресс определяет все стороны функционирования современного предприятия. Скорость появления новинок на всех отраслевых ранках в настоящее время поистине впечатляет. Следовательно, одной из главных задач сегодня является выработка научно-технической политики, которая смогла бы обеспечить повышение эффективности производства за счет создания и выпуска конкурентоспособной продукции.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
1. Сущность инновационной деятельности____________________________6
1.1. Понятие инновации, инновационного процесса, инновационного
цикла ___________________________________________________________6
1.2. Понятие и содержание инновационного менеджмента ______________11
2. Сущность инновационного менеджмента___________________________14
2.1. Цели, задачи и функции инновационного менеджмента _____________14
2.2. Методы управления в инновационном менеджменте _______________ 20
Заключение _____________________________________________________ 26
Литература ______________________________________________________28

Работа состоит из  1 файл

инновационный менеджмент_курсовая.doc

— 200.00 Кб (Скачать документ)

На этапе определения  проблемы осуществляется сбор информации, оценивается сложившаяся ситуация, происходит формулирование проблемы. На втором этапе формируются качественные (имидж, демонстрация потенциала, устойчивость инновационного предприятия и т. д.) и количественные (затраты, конкурентоспособность ит. д.) критерии оценки, определяются ограничения, происходит генерирование вариантов. На этапе принятия и реализации решения дается оценка вариантов, принимаются решения и контролируется их исполнение.

 

2.2. Методы управления  в инновационном менеджменте

 

Управление в инновационном  менеджменте осуществляется с помощью  различных методов, которые представляют собой систему правил и процедур выполнения различных задач управления инновациями. Используются как общие методы менеджмента, применяемые во всех сферах деятельности, так и специальные, характерные для этого вида менеджмента. Это:16

1) методы выявления мнений (интервью, анкетирование мнений, выборочные опросы, экспертиза);

2) аналитические методы (системный анализ, написание сценариев, сетевое планирование, функционально-стоимостной анализ, экономический анализ);

3) методы оценки (оценка продукта, оценки научно-технического уровня и конкурентоспособности разработок, оценка организационно-технического уровня производства, оценка затрат, метод деревьев значимости, оценка порога прибыльности, оценка риска и шансов, оценка эффективности инноваций);

4) методы генерирования идей (мозговая атака, метод синектики, морфологический анализ, деловые игры и ситуации);

5) методы принятия решений (экономико-математические модели, таблицы решений, построение деревьев решений, сравнение альтернатив);

6) методы прогнозирования (экспертные, экстраполяции, аналогии, метод Дельфи, регрессионный анализ, эконометрические, имитационные модели);

7) методы наглядного представления (графические модели, физические модели, должностные описания и инструкции);

8) методы аргументации (презентации, ведение переговоров).

Систему методов анализа  целесообразно дополнить такими общеприменимыми методами, как метод  сравнения, факторный анализ, индексный  метод, SWOT-анализ.

Метод сравнения позволяет  оценить работу инновационного предприятия, определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить резервы. Основные сравнения осуществляются путем сопоставления отчетных показателей с плановыми, отчетные и плановые показатели сравниваются с показателями предшествующих периодов, с аналогичными показателями ведущих фирм в России и за рубежом и т. д. Сравниваемые показатели должны быть сопоставимы.

В основе факторного анализа  лежит установление степени влияния  факторов на функцию или результативный признак (производительность труда, полезный эффект изделия и т. д.). Это необходимо для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функционирования инновационного объекта. Чтобы применять факторный анализ, необходимо провести большую подготовительную работу и трудоемкие действия по установлению моделей расчета.

Индексный метод необходим  для изучения сложных явлений, когда  нельзя измерить отдельные элементы. Индексы как относительные показатели используются для оценки плановых показателей, для определения динамики многих явлений и процессов. С помощью индексов можно разложить обобщающий показатель по факторам относительных и абсолютных отклонений.

Графический метод позволяет  иллюстрировать хозяйственные процессы, рассчитывать ряд показателей прямо  на графике, одновременно оформлять результаты анализа.

Функционально-стоимостной  анализ ФСА – метод системного исследования функций применяемого по назначению инновационного объекта (изделие, процесс, структура) с целью  минимизации затрат в сфере проектирования, производства, эксплуатации и, тем самым, повышения полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за период жизненного цикла объекта. Оценка разработки нового продукта производится по критерию, учитывающему степень значимости выполняемых изделием функций. То есть при этом методе необходимо определить целесообразность набора функций, которые должен выполнять анализируемый инновационный объект в конкретных условиях, либо необходимость наличия функций у существующего объекта.

В идеале к новому продукту предъявляются следующие требования:17

1) не должно быть  ненужных, нефункциональных элементов; 

2) чем меньше средств  необходимо для выполнения новым  товаром основных функций, тем  он ближе к идеалу;

3) не должно быть  вредных функций, элементы нового  объекта не должны противоречить друг другу, они должны быть взаимосвязаны;

4) должна обеспечиваться  устойчивость структуры нового  объекта и подвижность функций.

Применение функционально-стоимостного анализа позволяет корректировать уже существующие научно-технические  решения, изменять сферу их применения, находить новые решения.

Системный анализ позволяет  провести комплексный анализ инновационного объекта как системы с учетом системного подхода. Системный подход обеспечивает динамический учет всего  множества факторов, влияющих на управленческое решение по инновационному проекту, рассматривает их во взаимной связи с внешними и внутренними тенденциями развития инновационной среды. При системном анализе осуществляется анализ уровня качества всех компонентов всех подсистем инновационного проекта, делается анализ конкурентоспособности и эффективности каждого товара на каждом рынке и в организации в целом, анализ уровня управления различными социально-экономическими объектами.

Инновационный менеджмент широко использует экономико-математические методы, методы научно-технического и экономического прогнозирования, экспертные методы. Из методов генерирования идей или экспертных методов выделяется метод мозгового штурма. Он реализует стратегию коллективного решения проблемы. Применим, когда в течение короткого периода времени (до 1 часа) можно получить большое количество оригинальных решений. Суть этого метода состоит в том, что группа специалистов собирается вместе и каждый выдвигает свои идеи. Все точки зрения протоколируются, затем изучаются. Такой способ позволяет осуществить обмен мнениями, который важен для генерирования идей, для создания новых продуктов, полезен при выработке предложений в части маркетинга, рекламы, сбыта продукции и т. д.

SWOT-анализ инновационного  проекта целесообразен в следующих случаях: 1

) чтобы применить усилия  для превращения внешних угроз  в новые возможности; внутренние  слабости преобразовать в сильные  стороны предприятия; 

2) чтобы обеспечить  развитие сильных сторон, конкурентных  преимуществ предприятия в соответствии с его ограниченными возможностями.

Основные приемы, используемые при ведении анализа, – это сводки, группировки, расчет абсолютных и относительных величин, построение динамических рядов, сплошные и выборочные наблюдения, детализация и обобщения.

 

Таким образом, инновационный менеджмент предполагает выполнение менеджером следующих функций:

1) прогнозирование возможных  направлений внедрения инноваций  в рамках предполагаемой стратегии  развития производства. Оценка научно-практической  значимости предлагаемых нововведений; 

2) предварительная оценка  выбора возможных вариантов инноваций  на основе стоимостных оценок  исходя из нормативных сроков  их внедрения;

3) планирование внедрения  системы инноваций для получения  нового качественного состояния  объекта, где они должны внедряться; 

4) переквалификация, подбор  и расстановка кадров для каждого  нового инновационного проекта (далее - ИП) или его части;

5) организация внедрения  системы, определение порядка внедрения ИП; 

6) учет состояния, порядка  внедрения, механизма расходования  финансовых средств и т.д. по  каждому ИП;

7) контроль внедрения  утвержденных ИП; 

8) стимулирование активности  участников внедрения ИП;

9) регулирование процесса  нормативного внедрения инноваций  для конкретного объекта; 

10) координация процессов  финансового обеспечения процедур  внедрения ИП; 

11) анализ организационного, программного, информационного, финансово  – экономического состояния внедренных ИП с целью достижения выбранной стратегии развития объекта.

 

 

 

Заключение

 

Сегодня ответить на вопрос, что представляет собой современная  преуспевающая компания, достаточно сложно. Не существует унифицированной  системы рекомендаций, которая позволила бы оптимизировать деятельность любой компании, вне зависимости от внутренних и внешних условий. Однако на основе изучения деятельности ведущих компаний на международном рынке можно с определенной долей уверенности выделить ряд общих характеристик, отличающих большинство успешных компаний. Это: четкое фокусирование бизнеса, глобализация деятельности и высокая инновационная активность.

Понятие «инновационный менеджмент» означает самостоятельный  вид профессиональной деятельности, связанной с процессами управления обновлением всех элементов деятельности хозяйствующих субъектов, охватывающей все стадии инновационного процесса от момента зарождения инновационной идеи до масштабного внедрения инновационных разработок в народном хозяйстве.

Инновационный менеджмент - процесс управления инновациями для удовлетворения перспективных потребностей рынка, охватывающий проектную, технологическую, материальную, организационную и кадровую подготовку производства, внедрение нововведений, анализ полученных результатов и внесение корректив в эти виды деятельности.

Сущность инновационного менеджмента заключается: в составлении  инновационных программ и проведении единой инновационной политики; контроле за разработкой и внедрением новой  продукции; финансовом, материальном и интеллектуальном обеспечении инновационных программ; создании специальных подразделений, занимающихся инновационной деятельностью.

Главная цель инновационного менеджмента - разработка и производство новых видов продукции, что требует  решения целого ряда задач, связанных с организацией взаимодействия различных служб предприятия для сбалансирования всех сторон обновляемого производства, поиск нетрадиционных решений в области технологии, организации, управления и подготовка соответствующих специалистов.

Последние десятилетия  ярко продемонстрировали научно-практическую значимость инновационного развития как  важнейшего фактора экономического роста национальных экономик и всех хозяйствующих субъектов. Будущее  развитие стран в условиях глобальной экономики определяется центральной ролью нововведений, повышающих производительность труда, эффективность вложения капитала.

Экономические перспективы  дальнейшего развития России должны быть связаны с инновационной  активностью. Только с помощью инновационной  деятельности можно перейти к быстрому и устойчивому экономическому росту, вернуть Россию в число развитых промышленных стран.

 

 

Литература:

 

  1. Об инновационной деятельности в РФ: Проект N 97090719-2 (Внесен депутатом Государственной Думы М.К. Глубоковским, членом Совета Федерации В.М. Крессом)// www.esp-izdat.ru/?article=1904#
  2. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. – СПб.: Питер, 2002.
  3. Азгальдов Г. Г., Костин А. В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия // Экономические стратегии, 2008. — № 2(60).
  4. Ансофф И. Стратегическое управление. – М. Экономика, 1995.
  5. Бясов К.Т. Основные аспекты разработки инвестиционной стратегии организации// Финансовый менеджмент. - №4. – 2005.
  6. Василевская И.В. Инновационный менеджмент. –М., 2005.
  7. Виханский О. С. , Наумов А.И. Менеджмент. - М., 2004.
  8. Гершман М. А. Инновационный менеджмент. — М.: Маркет ДС, 2008.
  9. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.
  10. Гугелев А. В. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: Дашков и К, 2008.
  11. Друкер П. Бизнес и инновации. — М.: «Вильямс», 2007.
  12. Инновационная деятельность МП// http://www.dist-cons.ru/modules/innova/section1.html
  13. Инновационное управление в современном мире// http://innovation-management.ru/upravlenie-innovaczionnym-proczessom/organizacziya-proczessa
  14. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Юнити, 2007.
  15. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под. ред. д.э.н., проф. Л.Н.Оголевой. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 238 с. - (Сер. Высшее образование)
  16. Исмаилов Т.А., Гамидов Г.С. Инновационная экономика – стратегическое направление развития России в XXI веке // Инновации. – 2003. – №1 (58). – С 16-20.
  17. Кирьяков А. Г. Воспроизводство инноваций в рыночной экономике (Теоретико-методологический аспект). — Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000.
  18. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента: Учебник для вузов (курс лекций) - М.: Финансы, 1999
  19. Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения — избранные труды. — М., «Экономика», 2002.
  20. Кузык Б. Н, Яковец Ю. В. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва. – М., 2005.
  21. Ларичева Е.А. Двойственная роль инноваций / Менеджмент в России и за рубежом. - №3. - 2004. - С 22-26.
  22. Морозов Ю. П., Гаврилов А. И., Городнов А. Г. Инновационный менеджмент – М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2003.
  23. Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
  24. Нойбауэр Х. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях// http://www.cfin.ru/management/strategy/ smallbiz_inno.shtml?printversion
  25. Орлов А. И., Орлова Л. А.Современные подходы к управлению инновациями и инвестициями // Экономика XXI века. — 2002. — № 12. — С. 3—26.
  26. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). - М. “Политиздат”, 1989.
  27. Ростехнологии» не дали «Автодизелю» получить кредит ВЭБа// www.avto.ru/news/news_20000.html
  28. Сафронов Н.А. Экономика предприятия. – М.: Магистр, 2009.
  29. Соколов Д. В., Титов А. Б., Шабанова М. М. Предпосылки анализа и формирование инновационной политики. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.
  30. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент. Учебник. – М.: Инфра-М,  2009.
  31. Тычинский А. В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. — Таганрог: ТРТУ, 2006.
  32. Ушаков К.М. Развитие организации: в поисках адекватных теорий. – М., 2004.
  33. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент.: - М., 2003.
  34. Харгадон Э. Управление инновациями. Опыт ведущих компаний. — М.: «Вильямс», 2007.
  35. Шатраков А. Ю., Алдошин В. М., Колганов С. К.,. Юрченко Е. В. Инновационная деятельность высокотехнологичных предприятий – М.: Экономика, 2007.
  36. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры): пер.с англ. — М.: Прогресс, 1982. — 455 с.
  37. Экономика предприятия: Учебник / Под редакцией проф. О.И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 2007.
  38. Экономика предприятия: Учебник / Под редакцией проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006. 
  39. Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Учебное пособие// Административно-управленческий портал. http://www.aup.ru books/m64/

Информация о работе Инновационный менеджмент