Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 06:52, реферат

Описание

Целью данной работы является исследование инновационного менеджмента.
При написании работы использовалась научно-популярная и специальная литература

Содержание

Введение……………………………………………………………..…….3
1.Становление научной концепции инновационного менеджмента………………………………………………………………………4
2.Понятие, функции, цели и задачи системы инновационного менеджмента………………………………………………………………………7
3.Внедрение нового продукта на новый для фирмы сегмент рынка: история одного успеха……………………………………………………....11
Заключение………………………………………………………………15
Список использованной литературы………………………………...…

Работа состоит из  1 файл

инновационный менеджмент (1).docx

— 34.13 Кб (Скачать документ)

План

       Введение……………………………………………………………..…….3

       1.Становление  научной концепции инновационного  менеджмента………………………………………………………………………4

       2.Понятие,  функции, цели и задачи системы  инновационного менеджмента………………………………………………………………………7

           3.Внедрение нового продукта на новый для фирмы сегмент рынка: история одного успеха……………………………………………………....11

       Заключение………………………………………………………………15

       Список  использованной литературы………………………………...…16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных  изменений и складывается из взаимосвязанных  фаз, образующих единое, комплексное  целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления  инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение  во времени уже однажды освоенной  и использованной инновации в  новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет  циклический характер.

       Инновационные менеджеры могут действовать  в различных организационных  структурах (академии наук, вузы, научные  общества, исследовательские организации, конструкторские бюро, производственные и торговые фирмы, предприятия сферы  услуг, и др.), выполняя функции создания творческих коллективов, поиска и распространения  новшеств, формирование портфеля заказов  на научные исследования и разработки. Они управляют научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и должны обладать качествами традиционного  менеджера и ученого исследователя, а также быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность  нововведений.

     Сущность  инновационного менеджмента заключается  в том, что инновация является объектом, на который производит воздействие  хозяйственный механизм. Хозяйственный  механизм воздействует и на порядок  создания, реализации, продвижения  инноваций (нововведений), и на экономические  отношения, происходящие между всеми  участниками данного процесса: производителями, продавцами и покупателями инноваций

     Целью данной работы является исследование инновационного менеджмента.

     При написании работы использовалась научно-популярная и специальная литература.

  1. Становление научной концепции инновационного менеджмента
 

       Понятие «инновации» возникло в самом  начале XX в., так было положено начало изучению инновационных процессов  Н. Д. Кондратьевым. Именно он сформулировал  понятие больших циклов («длинных волн») сроком от 40 до 60 лет, источником которых является всякое радикальное  новшество, они представляют собой  группу вторичных, подверженных совершенствованию  новаций. Им были описаны эмпирические закономерности, которые сопровождают колебания и неравномерное распределение  инноваций в пространстве и времени.1

       Й. Шумпетер на основании выводов А. Афтальона, М.Ленуара, М.Туган-Барановского, В.Парето, открывших существование коротких и средних волн, и Кондратьева сформулировал теорию инноваций. Он определил роль предпринимателя в процессе инноваций, т. е. предприниматель связывает изобретение и новацию. По мнению Й. Шумпетера, техническая новация – это экономическое средство для получения высокой прибыли.

       Русский экономист С. Ю. Глазьев ввел понятие  технологического уклада, состоящего из ядра, ключевого фактора, организационно-экономического механизма, который подразумевает группы технологических баз, взаимосвязанных однотипными технологическими цепочками. Им были выделены пять технологических укладов с жизненным циклом в три фазы и периодом 100 лет.

       1–  я фаза – возникновение в  экономике предыдущего уклада.

       2–  я фаза – преобладание нового  уклада.

       3–  я фаза – устранение предыдущего  уклада и возникновение другого.

       Между 1-й и 2-й фазами – период монополии.2

       Инновации имеют волнообразное развитие, это  учитывается при разработке и  выборе инновационной стратегии.

       Г. Менш, Х. Фримен, Я. Ван-Дейн, А. Кляйнк-нехт ввели действующую в настоящее время типологию инноваций, разделив их на продуктовые и процессные, основываясь на неравномерности активности инноваций. Х. Фримен дал определение категории новой технологической системы как комплекса инноваций и технологической революции.

       Г. Менш выяснил: в состав длинной волны входят два «гребня» – изобретение и инновация.

       В наше время длина цикла сокращается  до 35–40 лет вследствие научно-технического прогресса.

       В работах российских экономистов  П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Н. Ф. Пузыни, В. Г. Медынского, Ю. П. Морозова, Л. Н. Оголевой, Н. Г. Ковалева и иных проводится анализ отечественного развития инноваций и менеджмента.

       Изучая  опыт стран с развитой рыночной экономикой, нельзя забывать, что у России своя история экономического развития, она  обусловливает отличительные черты  системы инновационного менеджмента.

       В состав системы инновационного менеджмента  включены подсистемы: научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляемая  и управляющая, которые в свою очередь образуют внутреннюю среду  фирмы.3

       Подсистема  научного сопровождения будет состоять из таких частей, как:

       - научные подходы к инновационному менеджменту;

       - функции и методы менеджмента. Научный подход состоит из системного, структурного, маркетингового, функционального, воспроизводственного, нормативного, комплексного, интеграционного, динамического, процессного, количественного, административного, поведенческого, ситуационного подходов.

       Целевая подсистема состоит из формирования портфелей новшеств и инноваций.

       Формирование  портфеля новшеств содержит научные  разработки, изобретения, патенты, ноу-хау  и другие новшества. Новшества бывают покупными, собственной разработки, могут накапливаться в собственном  фонде, внедряться в собственном  производстве или продаваться.

       Создание  портфеля инноваций – это стратегический план реализации новшеств и инноваций (покупных и собственной разработки).

       Вслед за анализом параметров целевой подсистемы надо определить эффективность дальнейшего  функционирования фирмы. Следом за анализом окружения фирмы и образования  целевой подсистемы нужно установить параметры обеспечивающей подсистемы.

       Обеспечивающая  подсистема анализирует количество, качество, сроки поставок, поставщиков  сырья, материалов, комплектующих изделий  и иного, необходимых для решения  задач целевой подсистемы. Для  достижения конкурентоспособного «выхода» системы требуется найти конкурентоспособных  поставщиков. Если используются неконкурентоспособные  составляющие «входа» при любом  уровне техники, технологии и организации  процессов, нельзя произвести конкурентоспособный  товар.

       Управляемая подсистема, входящая в систему менеджмента  инноваций, состоит из определенных составляющих по созданию и внедрению  инноваций по стадиям их жизненного цикла.

       Управляющая подсистема несет ответственность  за все происходящие процессы в системе  инновационного менеджмента. К составляющим подсистемы относят: управление персоналом, разработку управленческого решения, координацию выполнения инновационных  проектов. Именно эти компоненты обусловливают качество всех остальных подсистем системы менеджмента инноваций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
  1. Понятие, функции, цели и задачи системы инновационного менеджмента
 

       Инновационный менеджмент определяют как систему  управления инновациями, инновационным  процессом и отношениями, возникающими и происходящими в процессе внедрения  инноваций.4

       Сущность  инновационного менеджмента заключается  в том, что инновация является объектом, на который производит воздействие  хозяйственный механизм. Хозяйственный  механизм воздействует и на порядок  создания, реализации, продвижения  инноваций (нововведений), и на экономические  отношения, происходящие между всеми  участниками данного процесса: производителями, продавцами и покупателями инноваций.

       Влияние хозяйственного процесса на инновации  происходит на основе и при помощи определенных приемов и особой стратегии  управления. Вместе эти приемы и  стратегия создают своеобразный механизм управления инновациями –  инновационный менеджмент.

       Управление  инновациями – это довольно новая  отрасль в управленческой деятельности в таких сферах, как научно-техническая, производственно-технологическая и  административная. Инновационный менеджмент базируется на следующих основополагающих моментах:

       - поиске идеи, служащей фундаментом для данной инновации. Отправными источниками инновационных идей являются потребители; ученые (разработки); конкуренты (изучение потребительского спроса); торговые агенты; дилеры; работники предприятия;

       - способе организации инновационного процесса для определенной инновации;

       - процессе продвижения и реализации нововведений на рынке.5

       Инновационный менеджмент содержит стратегию и  тактику управления.6

       Стратегия дает возможность выбрать общую  направленность и метод применения средств для достижения поставленной конечной цели. После достижения поставленной цели стратегия прекращает свое существование, на ее смену приходит тактика.

       Тактика – это определенные методы и приемы для претворения в жизнь намеченной цели уже в определенных конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента можно назвать искусство  выбора оптимального решения и приемов  достижения этого решения, наиболее выгодных в данной ситуации.7

       Инновационный менеджмент – это система управления предприятием. В этом ракурсе система  инновационного менеджмента включает в себя две подсистемы: управляющую  подсистему (субъект управления) и  управляемую подсистему (объект управления).8

       Субъектом управления могут быть один или группа работников, проводящих целенаправленное управление функционированием объекта  управления. Объектами управления в  данном случае будут инновации, инновационный  процесс и экономические отношения  между участниками рынка инноваций.

       Связь субъекта управления с объектом будет  происходить посредством передачи информации. Именно эта передача информации является процессом управления.

       Инновационный менеджмент выполняет функции, которые  предопределяют формирование структуры  системы управления предприятием при  осуществлении инновационного процесса.

       Существуют  два типа функций менеджмента  инноваций:

       - функции субъекта управления, т. е. субъектом управления будет один или группа работников, проводящих целенаправленное управление функционированием объекта управления;

       - функции объекта управления, т. е. объектом управления в этом конкретном случае будут и инновации, и инновационный процесс, и экономические отношения между всеми задействованными участниками рынка инноваций.

         Функции субъекта управления:

       - функция прогнозирования – предполагает разработку на длительную перспективу кардинальных изменений технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и всех его различных систем и подсистем;

Информация о работе Инновационный менеджмент