Инновационный проект. Основные этапы разработки и реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:33, контрольная работа

Описание

Современное состояние экономики показывает, что уровень развития и динамизм инновационной сферы-науки, новых технологий, наукоёмких отраслей и компаний обеспечивает основу стабильного экономического роста, определяя границу между богатыми и бедными странами. В настоящее время Россия поставила перед собой задачу перехода от сырьевой модели экономики к инновационной.

Содержание

Введение 3
1.1. Сущность и понятие инновационного проекта
Определение инновационного проекта 4
1.2. Классификация и основные задачи инновационных проектов 7
1.3. Основные разделы, элементы и участники проекта 10
2.1. Этапы разработки и реализации инновационных проектов 12
2.2. Экспертиза инновационных проектов 17
2.3. Метод отбора с помощью критериев 19
2.4. Оценка экономической эффективности с помощью динамических показателей 23
Заключение 24
Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

ИМ-2.doc

— 232.50 Кб (Скачать документ)

     в) мегапроекты - многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей, требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. На основе мегапроектов могут достигаться такие инновационные цели, как техническое перевооружение отрасли, решение региональных и федеральных проблем конверсии и экологии, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий.

     Формирование  и реализация мегапроектов может  потребовать объединения усилий ряда отраслей, регионов, финансово-промышленных групп и крупных корпораций, группы стран.

     По  выполняемым объемам работ и  продолжительности проекты могут  быть:

     а) краткосрочными (до 1 года);

     б) среднесрочными (до 5 лет);

     в) долгосрочными (более 5 лет).

     Состав  стадий и этапов проекта определяется отраслевой и функциональной принадлежностью.

     Одной из целей инновационного проекта  является доказательство потенциальным  партнерам того, что фирма будет в состоянии реально производить необходимое количество товаров с более высоким качеством.

     Основными задачами инновационного проекта на уровне организации являются:

     - определение основных целей проекта,  вида инновации (реконструкция,  внедрение новых технологий и т.д.) и доказательство соответствия проекта общим целям фирмы;

     - изложение конкретных результатов  реализации проекта 

     - выбор инновационной стратегии  фирмы по достижению поставленных  целей реализации проекта;

     - определение конкретных мероприятий для реализации в рамках принятой инновационной стратегии;

     - определение возможных форм участия  инвесторов в осуществлении инновационного  проекта;

     - определение новых видов товаров  и услуг, которые будут предлагаться  фирмой в результате разработки и реализации проекта;

     - определение источников финансирования;

     - расчет уровня прибыльности;

     - определение примерного срока  окупаемости; 

     - расчет примерного жизненного  цикла инновационного проекта;

     - определение перспективы дальнейшего  развития фирмы на основе данного проекта.

     Инновационный проект ориентирован на разработку определенного  рынка, а также на конкретного  потребителя. Главным действием  для преуспевания фирмы на рынке  являются постоянные разработки нововведений, которые связаны как с сокращением жизненного цикла товаров и изменения спроса потребителей, так и с обострением конкуренции, в частности, разработкой новых видов изделий и услуг, а также других действий конкурирующих фирм.

     При разработке инновационных проектов нужно учитывать, что современные инновационные проекты, как правило, требуют значительных инвестиций, которые не всегда имеются. Поэтому вопрос об инвестициях является наиболее трудно решаемой проблемой, так как требуется доказать необходимость, выгодность и эффективность данного проекта. Главным в этом случае является выбор источника финансирования, его объем, уровень платы по времени и т.д. В этом случае требуется доказать своему инвестору суть своего проекта, продемонстрировать преимущества партнерства и, самое главное, доходы, которые они получат, как минимальные, так и максимальные. Все эти показатели следует соответствующим образом оформлять, чтобы убедить инвесторов вложить свой капитал.

     Инновационный проект должен быть достаточно подробным, чтобы, ознакомившись с ним, потенциальные инвесторы смогли получить полное представление о предполагаемой программе и понять ее цели. Состав и степень детализации инновационного проекта зависят от размеров будущей программы и сферы, к которой она относится. Например, если предполагается наладить производство какой-либо продукции или внедрение технологических инноваций, то должен быть разработан весьма подробный план, диктуемый сложностью самого конечного продукта инновационной программы и сложностью рынка этого продукта. Состав инновационного проекта также зависит от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив использования результатов программы.

 

     1.3. Основные разделы, элементы и участники проекта

 

     Основными разделами инновационного проекта  являются:

           - общий обзор (главная цель и суть предлагаемого инновационного проекта);

           - характеристика  товаров или услуг;

           - рынки сбыта товаров  и услуг;

           - конкурентоспособность  товаров и услуг; 

           - план маркетинга;

           - план производства;

           - организационный  план (организационная структура,  потребность в 
персонале, специалистах и т.д.);

           - юридическое обеспечение  проекта;

           - экономические риски,  страхование;

           - стратегия финансирования;

           - финансовый план.

           Далее следуют приложения (копии документов, из которых взяты  исходные данные, контрактов, лицензий и т.д.), и дается заключение.

     Составленный  инновационный проект должен отразить и показать не только перспективную  направленность инновационной деятельности для фирмы, но и ответить на такие вопросы, как: Стоит ли вкладывать деньги в этот проект? Какой доход принесет этот проект? Когда окупятся все затраты и вложенные в него силы?

     Таким образом, выбор направления разработки инновационного проекта и его обоснование является важнейшей стратегической задачей фирмы с тем, чтобы доказать, какие последуют выгоды от внедрения того или иного нововведения, а также, что послужит главным критерием для эффективной деятельности фирмы.

Основные элементы инновационного проекта представлены на рис.2

     

     Реализация  замысла инновационного проекта  обеспечивается участниками проекта. В зависимости от вида проекта  в его реализации могут принимать  участие от одной до несколько  десятков (иногда сотен) организаций. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте и мера ответственности за его реализацию. Все эти организации в зависимости от выполняемых ими функций принято объединять в конкретные группы (категории) участников проекта:

     а) заказчики — будущие владельцы и пользователи результатов проекта;

     б) инвесторы — физические или юридические лица, вкладывающие

     средства  в проект (инвестор может быть и  заказчиком);

     в) проектировщики — специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно-сметную документацию. Ответственной за выполнение всего комплекса проектных работ обычно является та организация, называемая генеральным проектировщиком;

     г) поставщики — организации, обеспечивающие материально техническое обеспечение проекта (закупки и поставки);

     д) исполнители (организации-исполнители, подрядчики) – юридические лица, несущие ответственность за выполнение работ в соответствии с контрактом. К ним относятся научно-технические организации, производственные предприятия, вузы и т.д.;

     г) научно-технические советы (НТС) – ведущие специалисты по тематическим направлениям проекта, несущие ответственность за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий для достижения проектных целей; организующие конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов;

     д) руководитель проекта (проект-менеджер) – юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству  работами по проекту;

     е) команда проекта – специфическая  организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей. Команда проекта вместе с его руководителем является разработчиком проекта;

     ж) поддерживающие структуры – это  организации различных форм собственности, содействующие основным участникам проекта и образующие вместе с ними инфраструктуру инновационного предпринимательства (инновационные центры, фонд поддержки проектов, консалтинговые фирмы, орган независимой экспертизы, патентно-лицензионные фирмы и т.д.

     2. 1. Этапы разработки и реализации инновационных проектов

 

     Разработка  инновационного проекта представляет собой особым образом организованную научно-исследовательскую работу прогнозно-аналитического и технико-экономического характера, связанную с постановкой цели проекта, формулированием его концепции, планированием проекта и оформлением проектно-сметной документации. Концепция инновационного проекта должна определять варианты его реализации, формировать основные цели и ожидаемые конечные результаты, оценивать конкурентоспособность перспективность результатов проекта, а также оценивать его возможную эффективность. В процессе разработки и реализации инновационного проекта можно выделить следующие этапы, представленные на рисунке. 

     Рис. 3 Основные этапы разработки и реализации инновационных проектов 

     Возникновение бизнес-идеи является отправной точкой, с которой начинается разработка инновационного проекта. Формирование бизнес-идеи рассматривается с двух позиции. С одной стороны, инновационная идея составляет основу, суть инновационного проекта, находящую отражение в постановке генеральной (конечной) цели проекта (идея создания нового товара или услуги, идея организационных преобразований в отрасли, регионе, на действующем предприятии и т. п.). В то же время под формированием инновационной идеи (замысла) понимается задуманный план действий, т. е. способы или пути достижения цели проекта.

     Параллельно с формированием инновационной  идеи проекта проводятся ее маркетинговые исследования. Целью этого этапа является определение сферы влияния проекта на развитие народного хозяйства и, как следствие, количественное уточнение цели проекта и задач по отдельным периодам. Конечные цели и задачи инновационного проекта не всегда могут быть установлены в виде конкретных количественных показателей на стадии выбора и обоснования проблемы (бизнес-идеи). Поэтому собственно разработка проекта должна начинаться с количественного уточнения конечной цели проекта и установления промежуточных задач ее реализации по отдельным временным периодам для различных вариантов.

     С этой целью устанавливаются возможные  потребители целевого продукта проекта, а также его конкуренты, анализируются  возможности и экономическая  целесообразность замены производимой продукции новыми видами целевой продукции, тем самым уточняются потребительские свойства продукта в соответствии с существующими и прогнозными запросами потребителей, изучается существующая и потенциальная емкость рынка, а также структура отраслей, обеспечивающих реализацию проекта сырьем, энергоресурсами, комплектующими изделиями, анализируются новые сферы использования конечного продукта проекта, основные сегменты рынка, на которые может быть поставлен продукт, исследуются экономические и социальные последствия реализации проекта. На этапе маркетинговых исследований должны использоваться общие методы маркетинга инноваций. Результаты маркетинговых исследований выражаются в конкретных количественных значениях целевых параметров проекта.

     Также на данной стадии проводится исследование неопределенности и рисков инновационных проектов, т.к. одной из наиболее существенных особенностей инновационных проектов является то, что выполнение проектов осуществляется в условиях риска и неопределенности. При этом под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта, в том числе о связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска. При оценке проектов наиболее существенными представляются следующие виды неопределенности и инвестиционных рисков:

     а) риск, связанный с нестабильностью  законодательства и текущей экономической  ситуацией, условий инвестирования и использования прибыли;

     б) внешнеэкономический риск (возможность  введения ограничений на торговлю и  поставки, наличие сильных конкурентов  и т.д.);

Информация о работе Инновационный проект. Основные этапы разработки и реализации