Интегрированные системы менеджмента охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:28, реферат

Описание

В настоящее время охрана труда находится на этапе значительных преобразований. Наряду с известными формами и методами управления получают широкое распространение новые модели и принципы управления безопасностью. На смену сложившихся традиционных форм и методов управления охраной труда в Украине (и не только) приходит концепция менеджмента гигиены и безопасности труда, базирующаяся на международно признанных стандартах и рекомендациях.

Содержание

Введение 2
1. Что такое Интегрированная Система Менеджмента? 2
2. Этапы разработки ИСМ 8
3. Порядок разработки и внедрения ИСМ 9
4. Система менеджмента охраны труда и производственной безопасности 13
5. Понятия OHSAS 18001 и OHSAS 18002 14
6.Этапы разработки СМОТиПБ 17
7. Cертификация по OHSAS 18001 27
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

jhrana truda.docx

— 191.92 Кб (Скачать документ)

    Содержание 

Введение                                                                                                                  2

 1. Что такое Интегрированная Система Менеджмента?                                    2

 2. Этапы разработки ИСМ                                                                                    8

 3. Порядок разработки и внедрения ИСМ                                                           9

 4. Система менеджмента охраны труда и производственной безопасности  13

 5. Понятия OHSAS 18001 и OHSAS 18002                                                        14

 6.Этапы разработки СМОТиПБ                                                                          17

7. Cертификация по OHSAS 18001                                                                     27 

Заключение                                                                                                            28

Список использованной литературы                                                                  29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    В настоящее время охрана труда находится на этапе значительных преобразований. Наряду с известными формами и методами управления получают широкое распространение новые модели и принципы управления безопасностью. На смену сложившихся традиционных форм и методов управления охраной труда в Украине (и не только) приходит концепция менеджмента гигиены и безопасности труда, базирующаяся на международно признанных стандартах и рекомендациях. Причём этот процесс происходит одновременно не только в охране труда, но и в смежных сферах деятельности, таких как промышленная и экологическая безопасность. Учитывая это, на некоторых предприятиях Украины и России на базе локальных систем управления формируются, так называемые синтез-системы, включающие в себя одновременно вопросы обеспечения профессиональной, промышленной и экологической безопасности: в Украине – Интегрированные Системы Менеджмента Охраны Труда и Промышленной Безопасности (ИСМОТиПБ). 

    1. Что такое Интегрированная  Система Менеджмента?

    С конца 90-ых годов прошлого века многие организации как за рубежом, так и в Украине проявляют все больший интерес к интегрированным системам менеджмента (ИСМ). При этом у многих из них понятие интегрированной системы менеджмента ассоциируется во-первых, с процессом объединения в одно целое каких-либо систем менеджмента, а во-вторых, с наиболее эффективным способом управления организацией в условиях все более растущей конкуренции. Однако в общепризнанном понимании ИСМ — это всего лишь часть системы общего менеджмента предприятия, отвечающая требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирующая как единое целое. К числу наиболее актуальных стандартов на системы менеджмента относятся: стандарты ИСО серии 9000 на системы менеджмента качества, серии 14000 на системы экологического менеджмента, стандарты OHSAS (Occupational Health and Safety Assessment Series) серии 18000 на системы менеджмента промышленной безопасности и охраны труда, стандарт SA (Social Accountability) 8000 на системы социального и этического менеджмента. Стандарты на системы менеджмента также включают стандарты, разработанные на основе ИСО серии 9000 для применения в конкретных отраслях, а также стандарты на системы управления, базирующиеся на принципах НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Points — анализ рисков и критические контрольные точки) и на принципах GMP (Good Manufacturing Practice — надлежащая производственная практика). 

    В настоящее время необходимым условием успешного функционирования организации в финансовой, производственной, природной и социальной среде является создание, внедрение и сертификация интегрированной системы менеджмента. Это обусловлено тем, что интегрированная система органично объединяет в единое целое взаимодействующие и взаимосвязанные процессы, составляющие суть деятельности предприятия, а также направляют работу его подразделений на достижение главной цели бизнеса — получение прибыли путем удовлетворения требований и ожиданий потребителей. С внедрением интегрированной системы менеджмента повышается конкурентоспособность продукции и организации, эффективность ее деятельности, а также достигается синнергический эффект (общий эффект системы превосходит суммарный эффект всех компонентов, действующих в отдельности) и обеспечивается экономия всех видов ресурсов.

    Кроме этого, потребители во многих странах, а теперь и в Украине, зачастую требуют от организации сертификаты нескольких систем менеджмента, а создание ИСМ является наиболее эффективным способом решения данной проблемы, так как:

          • ИСМ минимизирует функциональную разобщенность в организации, возникающую при разработке автономных систем менеджмента;

          • обслуживание, т.е. формирование, документирование и развитие одной системы намного проще, легче и менее затратно, чем нескольких параллельных систем;

          • проведение совместного аудита позволяет сокращать число аудиторских проверок и снижать затраты на них по сравнению с суммарными затратами при нескольких системах менеджмента;

          • в интегрированной системе достигается более высокая степень вовлеченности персонала в улучшение деятельности организации;

          • улучшается сбалансированность интересов внешних сторон организации. 

    В ИСМ можно объединять несколько отдельных систем менеджмента в зависимости от сферы деятельности организации и пожеланий заинтересованных в ее продукции сторон, учитывая при этом, как требования вышеперечисленных стандартов сочетаются со стратегией развития бизнеса. Необходимо индивидуально подходить к каждому процессу создания ИСМ в зависимости от ситуации на рынке, финансовых возможностей, требований потребителей, влияния деятельности организации на окружающую среду и социальную сферу. Для создания максимальной интеграции целесообразно объединять в единое целое столько систем менеджмента, сколько необходимо для описания всех аспектов деятельности организации.

    Если  говорить о создании ИСМ вообще, то, как показывает мировая и отечественная  практика, самой простой и наиболее часто встречающейся моделью  является интегрированная система  менеджмента, отвечающая требованиям двух международных стандартов — ISO 9001 и ISO 14001. Выбор такой модели ИСМ объясняется тем, что:

          • наличие сертификатов на системы менеджмента качества и экологического менеджмента выступает необходимым условием успешной деятельности и развития любой организации, а также служит своеобразным пропуском на международные рынки;

          • принципы менеджмента по стандартам ISO 9001 и ISO 14001 имеют много общего и хорошо совместимы.

    Стандарты ISO серий 9000 и 14000 представляют собой эффективный и повсеместно используемый механизм действий предприятия в ответ на требования потребителя. Однако в данных стандартах содержится лишь обязательный минимум требований, без реализации которых успешное развитие организации невозможно. Поэтому наблюдается тенденция расширения области распространения ИСМ за счет включения в них международных стандартов OHSAS 18001 и SA 8000. Такая модель ИСМ будет более сложной и более полной, чем предыдущая.

    Таким образом, для создания эффективной  и несложной модели ИСМ предприятия  необходимы три составляющие: система  менеджмента качества, система экологического менеджмента и система управления промышленной безопасностью. Это следует из тех преимуществ, которые обеспечиваются каждым из этих международных стандартов.

    Система менеджмента качества согласно требованиям ISO 9001:2008:

          • является концептуальной основой формирования ИСМ предприятия;

          • выполняет функцию связующего звена для разных ее составляющих;

          • позволяет создать систему непрерывного совершенствования деятельности предприятия;

          • наиболее полно учитывает требования и ожидания потребителей.

    Система экологического менеджмента, основанная на требованиях стандарта ISO 14001:2004, является гарантией приверженности руководства предприятия идеям  экологического менеджмента и свидетельствует  о желании организации:

          • улучшить свой имидж, основанный на ответственности в области выполнения природоохранных требований и экологической благонадежности и состоятельности;

          • продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента существующим законодательным и иным требованиям;

          • повысить степень доверия к деятельности организации как у заказчиков, так и у законодательных и надзорных органов;

          • обеспечить доступ на международные рынки, на которых наличие сертификата ISO 14001 является необходимым требованием.

    Система управления промышленной безопасностью  и охраной труда, основанная на требованиях OHSAS 18001, которая так же как и  предыдущие стандарты позволяет  снизить прямые и непрямые затраты  в бизнесе, улучшить имидж предприятия, повышает уровень культуры и мотивации  персонала в целом, улучшает моральный  климат в организации, повышает степень  доверия общественности к своей  деятельности, а кроме того:

          • дает возможность руководству организации продемонстрировать свою приверженность обеспечению безопасности и здоровья работников организации;

          • снижает опасности и риски на рабочих местах, тем самым снижая вероятность несчастных случаев и профзаболеваний работников;

          • уменьшает вероятности судебных расходов. 

    В августе 2005 года Международной организацией по стандартизации (ISO) принят международный  стандарт ISO 22000:2005, предлагающий модель системы менеджмента безопасности пищевых продуктов (СМБПП) для любых предприятий, вовлечённых в производство и обращение пищевых продуктов, включая поставщиков оборудования, тары, упаковки, пищевых добавок, кормов, удобрений и пр. Стандарт ISO 22000:2005 объединяет принципы анализа опасностей по критическим контрольным точкам (HACCP) и практические шаги, разработанные в Кодексе Комиссии по продуктам питания (Codex Alimentarius Commission).

    Стандарт ISO 22000:2005 соединяет принципы системы  НАССР с предварительно необходимыми программами – базовыми условиями  и деятельностью, необходимыми для  поддержания по всей продуктовой  цепи гигиенической окружающей среды. Вид конкретных предварительно необходимых программ будет зависеть от сектора продуктовой цепи, в котором функционирует организация, и типа организации. К таким программам относят так называемые практики правильной деятельности: правильную сельскохозяйственную деятельность (GAP), правильную ветеринарную деятельность (GVP), правильную производственную деятельность (GMP), правильную торговую деятельность (GTP), правильную гигиеническую деятельность (GHP) и др. 

    Практическое  создание ИСМ осуществляется по одному из следующих вариантов:

          1. Когда к базовой системе, например, системе менеджмента качества, последовательно добавляют другие системы менеджмента, например, систему экологического менеджмента, систему управления промышленной безопасностью и др. При применении данного варианта разрыв между началом работ по внедрению одной системы и началом внедрения следующей может составлять от полугода до нескольких лет.

          2. Когда система изначально разрабатывается как полностью интегрированная модель, объединяющая в едином комплексе сразу несколько систем менеджмента. Несмотря на неоспоримые организационные и экономические преимущества второго варианта создания ИСМ, он встречается еще крайне редко, что обусловлено сложностью работ по данному варианту и тем, что появление стандартов на системы менеджмента происходило на протяжении длительного периода времени.

    Выбор того или другого варианта определяется, как правило, в зависимости от сферы деятельности, масштаба организации, специфических законодательных  требований и опыта. 

Информация о работе Интегрированные системы менеджмента охраны труда