Использование функций менеджмента в управлении современными российскими организациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:16, курсовая работа

Описание

Функции интересны тем, что в систематизированном виде могут дать полное представление о процессах мотивации, воздействия и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и появления последствий.
Основные функции характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить требуемый результат.

Содержание

Введение 3
1. Сущность менеджмента как типа управления коммерческой организацией 3
2. Понятие о функциях менеджмента, их классификация 7
3. Характеристика общих функций менеджмента 16
4. Характеристика специфических функций управления торговыми организациями и предприятиями 24
5. Использование функций менеджмента в управлении современными российскими организациями 26
Выводы и предложения 28
Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

Функции менеджмента.docx

— 152.78 Кб (Скачать документ)

Рис. 2. Поле управления

Если вспомнить модель производственного процесса, то последнюю  схему можно расширить до трехмерной (рис.3).

 

 

Рис. 3. Объем управления Социально-психологические функции менеджмента обеспечивают регулирование отношений между людьми, возникающие в процессе функционирования организации.

Социально-психологические  аспекты управления в современных  условиях нередко становятся решающим специфическим фактором успеха предпринимательской  деятельности организации.

К социально-психологическим  функциям менеджмента относятся  делегирование и мотивация.

Обе эти функции позволяют  определить состав задач и полномочий каждого из участников осуществляемых процессов и сформировать наиболее благоприятные условия его деятельности, стимулирующие получение высоких  результатов.

Делегирование как функция менеджмента означает процесс передачи задач и определения компетенции лица или группы лиц, принимающих на себя ответственность за их осуществление.

Задачи формулируют конечные и промежуточные результаты деятельности участника или руководителя подразделения.

Компетенция означает ограниченное право сотрудника или подразделения использовать средства и ресурсы предприятия для выполнения установленных задач.

Ответственность означает обязательства лица или подразделения выполнять установленные задачи в рамках представленных полномочий, т. е. прав и ресурсов.

Мотивация как функция менеджмента означает процесс стимулирования всех участников деятельности организации, направленный на достижение установленных целей развития организации.

Мотивация связана с использованием ряда специфических категорий и  понятий, относящихся как к отдельному человеку, так и к коллективу людей, т. е. организации.

Потребности — это основополагающая категория классических и современных концепций мотивации, означающая осознанное ощущение недостатка чего-либо или его отсутствия.

Побуждение в мотивационном механизме — это проявленное стремление к удовлетворению осознанных потребностей, т. е. мотивы целенаправленной деятельности.

Побуждения человека и  коллектива проявляются в мотивационном  поведении, т. е. поведении, направленном на реализацию осознанных и принятых мотивов4.

Стремление к достижению цели становится стимулом всей деятельности сотрудника или коллектива.

Стимул в мотивационном механизме — это результат, к которому направлены побудительные мотивы деятельности сотрудника. Оценка достижения этого результата человеком ощущается через получаемое вознаграждение.

Вознаграждение — это материальная или моральная (психологическая) оценка результата удовлетворения потребности, т. е. всего процесса мотивации. Вознаграждение как оценка может носить внешний (со стороны руководителя, организации) и внутренний (как самооценка удовлетворения от работы) характер.

Технологические функции  менеджмента характеризуют содержание процессов и методов управления.

Они включают два главных  компонента: коммуникации и решения.

Коммуникации в менеджменте — это обмен информацией при подготовке и обеспечении реализации управленческих решений.

Коммуникация как функция  менеджмента занимается рациональной организацией информационных потоков  на предприятии с целью эффективного управления инновационными процессами. Основные задачи коммуникации в менеджменте  заключаются в следующем:

  • определение и планирование потребности в информации для каждого звена управления на предприятии;
  • организация информационного обеспечения системы управления на предприятии;
  • формирование рациональных способов и процедур подготовки и реализации управленческих решений;
  • разработка и внедрение прогрессивных информационных технологий в управлении инновациями на предприятии;
  • координация и контроль управленческих решений, обеспечение исполнительской дисциплины на предприятии;
  • разработка и реализация единой технической политики в области информационных технологий в управлении на предприятии.

Управленческое решение составляет один из главных инструментов выработки и реализации эффективной концепции менеджмента в организации.

Управленческое решение - это выбор целесообразного с точки зрения принимающего варианта состояния и поведения управленческой системы.

Основные требования, предъявляемые  к управленческим решениям, заключаются  в следующем:

  • целевая направленность (решения должны быть направлены на достижение определенных целей развития);
  • иерархическая субординация (решения менеджера должны соответствовать делегированным ему полномочиям);
  • обоснованность (решения должны иметь объективное обоснование рациональности);
  • адресность (решения должны быть ориентированы в пространстве и во времени, т. е. направлены на конкретного исполнителя и ограничены по времени);
  • обеспеченность (решения должны предусматривать необходимые ресурсы и устанавливать источники их получения);
  • директивность (решения должны быть обязательными для исполнителя и носить плановый характер).

 

3. Характеристика общих функций менеджмента

Общие функции отражают общий порядок  управления деятельностью организации (рис. 4). Они в одинаковой степени необходимы как в рамках стратегического, так и в рамках оперативного менеджмента.

Рис. 4. Взаимосвязь общих функций менеджмента

Процесс управления в соответствии с принципиальной схемой общих предметных функций начинается с формирования системы целей и задач деятельности организации на определенный период времени. Затем осуществляется планирование мероприятий, направленных на достижение установленных целей развития5.

Реализация запланированных мероприятий  требует создания определенных организационных  структур, привлечения исполнителей, координации их работы во времени  и в пространстве. Успешное выполнение предусмотренных мероприятий в  рамках принятых организационных структур требует учета, постоянного контроля за ходом осуществляемых процессов  и регулирования деятельности организации. Каждая из пары взаимосвязанных общих  функций представляет собой замкнутый  контур управленческих решений, функционирующий  в цикле "цель-средство".

В первом контуре "цель-планирование" процесс планирования завершается  при условии, что предусмотренные  мероприятия и запланированные  ресурсы безусловно обеспечивают достижение установленных целей развития. В  противном случае требуется корректировать сформулированные первоначально цели развития.

На втором этапе в контуре "планирование-организация" осуществляется поиск таких организационных  решений, которые бы обеспечили безусловное  и наиболее эффективное выполнение установленных плановых заданий.

В третьем контуре "организация-контроль" в принятых организационных условиях осуществляется непрерывный контроль за ходом выполнения плановых заданий  и выработка решений, направленных на устранение возникающих разногласий.

Целеполагание как основная функция менеджмента ориентирует социально-экономическую систему во времени и в пространстве. Ее основное назначение заключается в постановке, определении и формулировании целей управления в соответствии с потребностью народного хозяйства и общества в производимой организацией продукции (услугах), в обосновании ресурсообеспеченности целей и реализуемости в соответствии с имеющимся потенциалом (персонала, технологии, организации, информации). Цели производственно-хозяйственной организации должны соответствовать реальной потребности в ее продукции.

Также реальной должна быть и стратегия  ее достижения.

Стратегополагание как основная функция менеджмента ориентирует производственно-хозяйственную систему на приоритеты в средствах и методах достижения ее миссии и целей.

Так, стратегией перехода российской экономики на рыночные отношения  хозяйствования выступает ее кардинальная перестройка, т.е. формирование многоукладной  экономики, ориентированной на потребителя  в лице населения страны, на его  спрос и доходы, на обеспечение  уровня жизни, соответствующего развитию производительных сил, а также обеспечение  социальной и правовой защищенности населения страны.

Основная задача менеджеров — добиваться реальных конечных результатов деятельности организации в данной конкретной ситуации. Поэтому уяснение целей организации, ее персонала, а также своих целей и дает возможность менеджеру определить или уточнить исходные стратегические позиции, выявить сильные стороны организации и эффективно их использовать. Таким образом, цели и стратегии их достижения тесным образом взаимосвязаны, корректировка или уточнение одной из данных категорий сразу же непосредственно отразится на другой. В процессе управления осуществляется постоянный процесс их согласования, определения их соответствия6.

Стратегия управления рассматривается  в условиях рыночных отношений как  мощный управленческий инструмент, с  помощью которого современная организация  противостоит изменяющимся условиям внешней  и внутренней среды организации. Различают стратегию предпринимательского типа, направленную на реализацию изменяющихся условий внешней среды, и стратегию  рационализаторского типа, направленную на реализацию внутренних факторов. Стратегия  бизнеса дает ответы на следующие  вопросы: какие виды продукции изготовлять, куда и кому сбывать, какие технологии разрабатывать, каким образом добиться конкурентного преимущества. Стратегия  управления вырабатывается, как правило, на длительный период. Для менеджеров важно правильно провести анализ, оценку развития и выбрать приоритетные стратегии как по каждой из сфер деятельности, так и в целом  для производственно-хозяйственной  системы.

Планирование как основная функция менеджмента представляет виды деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих единое направление усилий всех членов организации к достижению общих целей. Планирование как процесс управления включает разработку и реализацию средств воздействия: концепцию, прогноз, программу, план. Каждое понятие имеет свое назначение в системе планирования. Так, концепция — это идея, теоретические и методологические основы ее разработки, обоснование, методы и условия реализации. Любая управленческая проблема для ее воплощения в практику проходит стадию концепции. Прогноз — научное предвидение возможного состояния экономики, общества, кбнкретной организации в будущем. Прогнозы в бизнесе разрабатываются, как правило, на достаточно долгий период времени. Программа — законченный комплекс заданий, мероприятий, работ, объединенных единой целью и конкретным конечным результатом. В современных условиях формирование целевых комплексных программ в бизнесе и их реализация играют все возрастающую роль в процессах управления. Их преимущество связано с более четкой ориентацией на конечный результат, с формированием более эффективной системы контроля и мотивации деятельности персонала, с сокращением бюрократических процедур и повышением оперативности управления, с более четкой системой ответственности, координации и регулирования деятельности. В условиях России, особенно в период реформирования, программное управление становится распространенным видом управления.

Регулирование — вид деятельности по поддержанию режимов функционирования организации в сфере действия объективных законов, принципов и обеспечению условий проявления объективных процессов и тенденций. В процессе регулирования вырабатываются средства воздействия и механизмы реализации по взаимодействию государственных и рыночных регуляторов. Данная основная функция выполняет роль адаптации менеджмента к устанавливаемым государством параметрам, таким как налоги, процентные ставки, тарифы, валютный курс, и реагирования на изменение макроэкономических параметров: уровня занятости, уровня инфляции, изменения динамики валового внутреннего продукта (ВВП).

Организация как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по упорядочению совместной деятельности людей для достижения целей. При реализации данной функции оперируют категориями «процесс», «система», «коммуникации», «организационно-стабилизационные методы», «организационно-распорядительные средства». Организация как функция менеджмента формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации к изменениям внешних и внутренних связей в системе управления. Поэтому организация управления — это формирование условий устойчивости и гибкости социально-экономической системы на основе комплексного подхода с учетом системных и ситуационных факторов.

Координация как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по согласованию и упорядочению объединенных общей целью и совместной деятельностью людей в производственно-хозяйственных организациях. Координация рассматривается как дополнение и расширение функции организации. В процессе данной функции осуществляется координация преимущественно внешних связей руководителями высших уровней отраслевого, регионального, муниципального управления.

Мотивация как основная функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации. В процессе мотивации предполагается использование следующей последовательности взаимозависимых категорий: потребности людей — интересы людей — мотивы деятельности — действия людей. Мотивационный подход к управленческой деятельности рассматривается как центральная функция менеджмента.

Стимулирование — основная функция менеджмента, связанная с процессом активизации деятельности людей и коллективов путем использования стимулов, рычагов, методов как способов формирования интересов и мотивов деятельности. Отсюда следует, что функция стимулирования основывается на процессах мотивации, преобразуя их в стимулы, воздействующие на поведение и деятельность преимущественно коллективов и организаций. Так, по отношению к организации стимулами, активизирующими ее деятельность, могут стать льготные кредиты, снижение пошлин и акцизов, налоговые льготы, повышение штрафных санкций7.

Информация о работе Использование функций менеджмента в управлении современными российскими организациями