Использование функций менеджмента в управлении современными российскими организациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:16, курсовая работа

Описание

Функции интересны тем, что в систематизированном виде могут дать полное представление о процессах мотивации, воздействия и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и появления последствий.
Основные функции характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить требуемый результат.

Содержание

Введение 3
1. Сущность менеджмента как типа управления коммерческой организацией 3
2. Понятие о функциях менеджмента, их классификация 7
3. Характеристика общих функций менеджмента 16
4. Характеристика специфических функций управления торговыми организациями и предприятиями 24
5. Использование функций менеджмента в управлении современными российскими организациями 26
Выводы и предложения 28
Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

Функции менеджмента.docx

— 152.78 Кб (Скачать документ)

Наиболее действенными по отношению  к работникам являются формы материального  и морального стимулирования. О недейственности  экономических стимулов в условиях спада производства и кризиса, переживаемого  экономикой России в период реформирования, свидетельствует значительный разрыв в доходах (в 36 раз) между богатыми и бедными.

Гуманизация как основная функция менеджмента отражает социальный характер менеджмента и роль человеческого фактора как субъекта и объекта менеджмента. Человек в системе менеджмента — не только фактор производства и средство достижения цели, но и цель менеджмента. Поэтому функция гуманизации управленческих отношений и всей системы общественных отношений в условиях переориентации кадров российской экономики на рыночное мышление становится важной функцией менеджмента. Гуманизация отношений касается этики деятельности, природы и механизмов воздействия морали как одной из сторон социальной деятельности человека, особой формы общественных отношений и сознания.

Этика менеджмента проявляется  в этике деятельности фирм, предприятий, организаций, а также в деятельности менеджеров, специалистов и всего  их персонала Этика как отрасль  знаний рассматривает человеческие отношения и поведение людей  с точки зрения их соответствия общепринятым, разумным нормам.

Считается, что коллектив ведет  себя этично и социально ответственно, если следует закону и отвечает принятой системе ценностей. Этика бизнеса  затрагивает различные аспекты  поведения управленцев, менеджеров, касающиеся как целей, так и средств  их достижения. Помимо высших руководителей, допускающих неэтичное поведение, любое лицо в коллективе может  действовать неэтично. Наиболее распространенные случаи неэтичного поведения — взятки, подделка документов, недостоверные  финансовые отчеты, искусственное завышение  цен, тайные сговоры о ценах. Неэтичное  поведение служащих может быть причиной неблаговидного поведения их руководителей8.

В зарубежной практике в целях соблюдения этических норм поведения менеджеров и служащих разрабатываются этические  принципы, кодексы, стандарты, нормативы, создаются комитеты (организации) по этике, проводятся специальные обследования и ревизии, создаются программы обучения этике менеджмента. Программы по этике встраиваются в курсы обучения менеджеров на университетском уровне, что существенно повышает уровень восприимчивости к этическим проблемам.

Важное место в составе функции  гуманизации занимают виды деятельности по формированию и развитию культуры фирмы, культуры управления. При этом исследуется влияние культуры общества на менеджмент и воздействие менеджмента  на формирование корпоративной культуры управления (деятельности, поведения, общения). Под культурой понимаются вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, ритуалы, нормы поведения, заставляющие человека вести себя соответствующим образом. Культура общества проявляется в  уровне культуры отдельных сфер социальной и хозяйственной деятельности.

Корпоративность как основная функция  менеджмента включает виды деятельности по формированию корпоративной системы  целевой ориентации и целевой  направленности, что обеспечивается через воспитание и убеждение, через  осознание общности идей и интересов  по формированию корпоративной культуры фирмы, ее социально-психологического климата. Данная функция предполагает деятельность как способ организации  управления, при котором имеет  место широкое участие персонала  в творческих процессах разработки и принятия управленческих решений. Результатом данного вида деятельности должна стать социальная, экономическая  и организационная общность коллектива, коллективный дух, например, предпринимательства, или настроенность на нововведения. Общинность или коммуникабельность, патриотизм, склонность к взаимопомощи и поддержке можно рассматривать  как традиционно свойственные российскому  менеджменту. В новых рыночных условиях эта функция, как и другие, будет  активно развиваться.

Контроль как основная функция менеджмента объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), с анализом информации о процессах в производственно-хозяйственных системах и результатах деятельности (анализ), с работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления.

Функцию контроля, исходя из ее роли в  процессе управления, называют функцией обратной связи менеджмента с  объектом управления.

 

4. Характеристика  специфических функций управления  торговыми организациями и предприятиями

Специфические функции менеджмента  свойственны руководителям определенного  уровня иерархии управления в организации, а также их наличие зависит  от основного вида деятельности, осуществляемого  предприятием, например от его отраслевой принадлежности.

Например, на производственном предприятии  больше специфических функций, связанных  с технической деятельностью  предприятия (производство); функции, связанные  с коммерческой деятельность (закупка, сбыт и обмен) лучше развиты в  торговых предприятиях; финансовая деятельность (поиск и оптимальное использование  капитала) и эккаутинг (деятельность по анализу, учету, статистике) - на предприятиях типа банков и других видов кредитных  организаций.

Однако, любую из специфических  функций так или иначе можно  классифицировать по классификации  пяти основных функций и так или  иначе отнести к одной из них. В этом проявляется их взаимосвязь.

Например, Виханский О.С. и Наумов А.И. в своей книге «Менеджмент» выделяют такие специфические функции  предприятия, как: планирование; маркетинг; предпринимательство; финансы; организация; производство; инновация; информация; социальное развитие.

Каждая из указанных общих функций  является определенным видом работы по управлению предприятием в целом. Это относительно самостоятельные  участки работы, выделившиеся в процессе разделения труда в управлении, носящего объективный характер. В данном перечне  следует выделить такой вид работ, как администрирования, или собственно управление, с присущими ему функциями, число которых в современный  период больше, чем пять основных.

Специфика торгового менеджмента  обусловливается отраслевыми особенностями. Процесс продажи, даже с появлением виртуальных магазинов, всегда предполагает непосредственный контакт с покупателем, вследствие чего операционные технологии с трудом поддаются стандартизации. Работа с людьми ограничивает возможности  механизации и автоматизации, что  увеличивает долю живого труда. Работа продавца требует творческого подхода, а ее результативность во многом определяется его личными качествами, знаниями в области психологии продаж. Трудности, связанные с идентификацией качества услуги как таковой при продаже  товара, усложняют измерение количества и качества труда торговых работников.

Магазин является конечным звеном товародвижения, обладающим наибольшим объемом информации о предпочтениях потребителя. Это  определяет возникновение новых  организационных форм, обеспечивающих жесткий контроль и координацию  работы всех звеньев товаропроводящей цепи. Такой подход способствует формированию товарного предложения, привлекательного для покупателя. В последнее время  в торговле отмечается интенсивный  рост объема дополнительных услуг. Их спектр направлен на решение проблем  покупателя, связанных с приобретением  товара. Таким образом, диверсификация деятельности ставит перед менеджментом торговли ряд новых задач, от успешности решения которых зависит конкурентоспособность торговой организации.

 

5. Использование  функций менеджмента в управлении  современными российскими организациями

Функции традиционного менеджмента  включают планирование, организацию, контроль, координацию и стимулирование. Функции  современного менеджера значительно  расширяются, процессы их интеграции и  появление новых происходят непрерывно9.

Рассмотрим некоторые  новые функции менеджеров.

  • Реакция на изменения и угрозы внешней и внутренней сред. Означает необходимость развития способностей гибко изменять стратегию в условиях появления новых факторов угроз, готовность противодействия этим угрозам. Они могут иметь как внешнее, так и внутреннее происхождение.
  • Конкуренция означает действия менеджеров, направленные на рост конкурентоспособности своего подразделения с учетом достижений аналогичных подразделений компаний-лидеров. Конкуренция в эффективно работающих компаниях является не только внешней, но в первую очередь внутренней, она начинается на рабочих местах компании. Новым фактором является и развитие цивилизованной конкуренции, основанной на открытом соревновании и сравнении результатов различных менеджеров, росте индивидуальной конкурентоспособности.
  • Межличностные и сетевые коммуникации включают обмен информацией путем личного общения и через компьютерные информационные сети, что значительно сокращает время и расширяет возможности использования больших объемов информации.
  • Непрерывное обучение и самообучение — новая функция менеджера в условиях быстрого обновления производств, продуктов, появления новых методов и технологий управления.
  • Социальная ответственность менеджера означает осознание им особой роли во влиянии на личности других людей, которые находятся в его подчинении, в проявлении им требовательности. Социальная ответственность означает следование общечеловеческим ценностям в управлении.
  • Логистические функции включают в себя комплексное обеспечение работников всем необходимым, включая ресурсы, средства производства, материалы и информацию.
  • Развитие самоуправления личности и коллективов предусматривает предоставление большей самостоятельности менеджерам, ориентированной на стратегические цели организации, систему воздействия на формирование человеческого капитала компаний, вовлечение в процесс управления персонала, повышение устойчивости личности менеджера к негативным воздействиям среды, стрессу, избытку информации, конфликтам и другим факторам.
  • Работа в сети проектов включает участие менеджера в различных проектах, направленных на решение проблем развития компании и его подразделения. Эти проекты должны основываться не на шаблонах, а на применении многоцелевых, интеллектуальных методах и технологиях. Их главная цель — достижение максимальных конкурентных преимуществ. Методы и технологии управления проектами (менеджмента проектов) составляют интеллектуальный потенциал каждой организации, относятся к числу ее наиболее ценных неосязаемых активов.
  • Создание положительного имиджа компании и менеджера включает деятельность менеджера, обеспечивающую укрепление рыночного положения компании и собственного положения в ней10. Ошибки менеджера во взаимодействии всего с одним клиентом могут привести к общему снижению имиджа фирмы и следующей за этим потере ею значительной доли рынка, снижению отдачи вложенных в нее инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  и предложения

 

В процессе менеджмента все функции  могут выполняться любым работником предприятия в пределах своей  компетенции. К ним относятся  руководители бригад, участков, групп, а также служащие и инспектора. Эти руководители работают непосредственно  с исполнителями и несут полную ответственность за их действия и  результат труда.

В их обязанности входит организация  и координация труда подчиненных; обеспечение условий для выполнения ими качественных и  в  установленный  срок  производственных  заданий;  контроль  за соблюдением графика работ, рациональным использованием оборудования, материальных и других ресурсов; производственной дисциплины, техники безопасности; содействие рационализации, изобретательству, нововведениям; внедрение прогрессивных методов работы.

Независимо от того, какой уровень  занимает руководитель, ему приходится выполнять немало однородных элементов: выслушивание, чтение, диктовка, телефонные разговоры, подготовка приказов и распоряжений, подписывание документации, распределение  заданий, принятие решений, проведение совещаний и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Байгат С.А. Основы менеджмента. М., 2010
  2. Беляцкий Н.П. Менеджмент. Основы лидерства. М., 2011
  3. Бондаренко Г.А. Менеджмент. М., 2010
  4. Виханский О.С., Наумов И.А. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. М.: Гардарика, 2010
  5. Варгин В.Л. Сумов С.Т. Менеджмент: учебник. М., 2011
  6. Глухов В.В. Основы менеджмента. М.: 2010
  7. Леонтьев А.Н. Психология руководителя.   М,: Издание «Наука» 2010
  8. Менеджмент. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. Герчикова И.Н. М., 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Функции менеджмента

1 Бондаренко Г.А. Менеджмент. М., 2010

2 Менеджмент. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. Герчикова И.Н. М., 2011

3 Менеджмент. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. Герчикова И.Н. М., 2011

4 Бондаренко Г.А. Менеджмент. М., 2010

5 Бондаренко Г.А. Менеджмент. М., 2010

6 Глухов В.В. Основы менеджмента. М.: 2010

7 Глухов В.В. Основы менеджмента. М.: 2010

8 Варгин В.Л. Сумов С.Т. Менеджмент: учебник. М., 2011

9 Виханский О.С., Наумов И.А. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. М.: Гардарика, 2010

10 Виханский О.С., Наумов И.А. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. М.: Гардарика, 2010

 


Информация о работе Использование функций менеджмента в управлении современными российскими организациями