Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:55, курсовая работа
Цели являются изначальным элементом системы управления организацией, выполняя организующую, мотивирующую и контролирующую функции. В логической модели менеджмента (схема 1) первым и самым главным звеном является цель организации.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Понятие о целях организации и их роль в управлении 5
1.1. Понятие цели организации. Средства достижения целей 5
1.2. Понятие миссии организации. Виды целей 7
1.3. Цели индивидуальные и организационные 9
1.4. Функции целей 11
1.5. Типы организационных целей 12
Глобальная цель организации и цель функционирования определенных подразделений 14
2.1. Понятие глобальных целей организации 14
2.2. Цели функционирования определенных подразделений 15
Понятие дерева целей организации 18
Применение метода экспертных оценок для построения дерева целей 21
Практическая часть. 24
Формулировка глобальной цели организации и конкретного подразделения 24
Построение дерева целей организации 26
Цели и задачи подразделения для достижения глобальной цели организации 27
Основные действия менеджера для повышения эффективности функционирования в достижении поставленных целей 29
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
агентство по образованию
Всероссийский
заочный финансово-
по
дисциплине «Исследование
систем управления»
на тему:
«Исследование
целей управления»
Москва
2007 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.1. Понятие цели организации. Средства достижения целей 5
1.2.
Понятие миссии организации.
1.3.
Цели индивидуальные и
1.4. Функции целей 11
1.5.
Типы организационных целей
2.1.
Понятие глобальных целей
2.2.
Цели функционирования
Практическая часть. 24
Заключение 30
Список
использованной литературы
31
ВВЕДЕНИЕ
Цели являются изначальным элементом системы управления организацией, выполняя организующую, мотивирующую и контролирующую функции. В логической модели менеджмента (схема 1) первым и самым главным звеном является цель организации.
Любая система управления – это целенаправленная система, имеющая иерархическое строение, и организованная для достижения целей, называемых целями функционирования системы управления.
Значение целей функционирования велико, потому что в организациях должны приниматься только такие решения, которые реализуют ее цели функционирования, а также во избежание деятельности организации, мешающей достижению цели ее функционирования. Для этого необходим постоянный контроль реального состояния системы и сравнение его с целями, задачами функционирования системы.
Появление
организаций связывается с
Отсюда следует, что любая организационная деятельность в системе оправдана только в том случае, если она способствует достижению ее конечной цели функционирования. Иначе говоря, любая организация должна быть спроектирована таким образом, чтобы вся организационная деятельность в системе реализовала только те цели функционирования, для которых она создавалась.
Основными задачами данной работы является проведение исследований целей управления, определение их роли в организации; выяснение понятия глобальной цели организации и дерева целей, а также рассмотрение возможности применения методов экспертных оценок при построении дерева целей.
Настоящая курсовая работа посвящена данной теме, поскольку она весьма актуальная для нашего времени.
1.1. Понятие цели организации. Средства достижения целей
Прежде чем приступать к исследованиям, необходимо выяснить значение понятия «цели» организации.
Цель – это обобщенный (или идеализированный) образ будущего результата. Поскольку задачей менеджмента является достижение цели, очень важно правильно ее определить. Экономить на определении целей нельзя, поскольку если цель поставлена не правильно, то вся деятельность организации становится бессмысленной. Цели касаются всех сфер деятельности организации, а именно: положение организации на рынке; состояние ресурсов, производительности труда; целесообразность инноваций; доходность организации и т.д.
Наличие цели –это необходимый элемент деятельности организации и руководителя в частности. А определение целей – сложная задача, требующая значительных интеллектуальных и материальных затрат.
В
практической деятельности цель выступает
как способ интеграции различных
действий человека, а для организации
– действий различных людей в некоторую
упорядоченность иди систему. Цель – это
исходный пункт, определяющий отношения
между субъектом и объектом управления.
Взаимодействие субъекта и объекта управления
в структуре организации характеризуется
целью, средствами и результатами1
(схема 2).
Схема.
2. Взаимоотношение между целью, средством
и результатом
Цель
выступает как идеальное
Средства достижения цели – это существующие в природе и обществе предметы или действия (для организации – ее структура и процессы), включенные в систему целенаправленной деятельности и обеспечивающие получение определенного результата. Выбор средств достижения цели зависит от многих факторов, которые по-разному влияют на конечные результаты функционирования фирмы. Так, выбор технических средств автоматизации управленческого труда представляет целесообразным проводить с учетом технических, экономических и организационных факторов. Если цель функционирования не выбрана точно, нет критерия, по которому можно судить о ее достижении, то невозможно измерить эффективность текущей работы фирмы, скоординировать деятельность структурных подразделений, т.е. нельзя четко организовать работу аппарата управления и оценить ее эффективность.
В управленческой практике очень важно отделять цель от средства. Смешение одного с другим, как правило, не приводит к желаемому результату. Обычно в организации то, что является целью объекта управления (нижестоящего подразделения), для субъекта – это средство достижения его цели. Уровень квалификации работника обеспечивает качество продукции, качество сокращает издержки, сокращение издержек увеличивает прибыль, большая прибыль дает больший дивиденд на акцию. Именно через средство устанавливается связь идеальной в своей основе цели с объективным, реальным миром. Так, установление в организации персональных компьютеров, связанных в единую сеть, позволит организации действовать более эффективно в условиях информационного бума.
1.2. Понятие миссии организации. Виды целей
В современной управленческой литературе можно встретить ряд терминов, ассоциируемых или отождествляемых с понятием цели. Это такие термины, как миссия, стратегия, задача.
Миссией обычно называют общую, глобальную цель, вызывающую у членов организации состояние устремленности к чему-то. Общий характер данной разновидности цели обусловлен двумя обстоятельствами. Первое – это дать руководству возможность широкого выбора альтернативных целей и стратегий, снять ограничения с самого управленческого творчества. Второе – это желание примирить иногда очень разные интересы всех участников процесса управления организацией. Эффективно сформулированная миссия рождает положительные чувства и эмоции в отношении организации, мобилизует организацию в целом на конкретные действия.
Формулирование миссии - это ответ на вопрос: почему организация делает то, что она делает? Как правило, миссия организации формируется годами, оттачивается и редко когда меняется. Четко сформулированная миссия показывает отличие фирмы от других, подобных ей. Для этого должны быть сформулированы характеристики фирмы: ее философия для организации работы, сфера деятельности фирмы, учет которой необходим для выбора ресурсов; система целей, показывающая, к чему стремится фирма; технологические возможности фирмы.
Таким образом, миссия – это не конкретное указание о том, что и в какие сроки сделать. Она формирует лишь направление движения организации с учетом внешних и внутренних условий. Миссия – это цель, объединяющая все множество ролей организации. Без такой всеобъемлющей цели предприятие или любая другая организация не сможет консолидироваться и действовать как единое целое. Существует точка зрения, что миссия – это удовлетворение членов общества, их потребностей в том или ином товаре или услуге. Если нет потребителя или потребители более не нуждаются в продукте или услугах компании, она вскоре перестает существовать. Компания, теряющая видение миссии, рискует потерять своих потребителей.
В какой-то мере в миссии заявляются идеалы – результаты, которые выглядят порой недостижимо, но приближение к которым возможно.
На основе миссии формулируются долгосрочные цели (более 1 года) организации или качественные результаты, которые не предполагается достичь и за пределами обычного планового периода, но к которым организация собирается приблизиться в рамках этого периода. Эти цели отвечают на вопрос: что организация хочет получить или чего достичь? В отличие от миссии здесь могут указываться временные рамки или сроки. В управлении организацией цели этого уровня используются для определения основных направлений развития и поэтому обычно описываются в качественных терминах. Так, у человека такой целью является желание жить лучше, а у предприятия — быть лучшим (лидером) в отрасли.
В
рассматриваемом контексте стра
Краткосрочные цели (обычно в пределах 1 года), задания или задачи представляют собой результаты, которые предполагается получить в пределах планового периода2. Они являются этапами, из которых складываются долгосрочные цели, и отвечают на вопрос, что конкретно нужно выполнить в плановый период? Кроме того, цели планового периода устанавливаются для всех остальных уровней организации. Эти цели имеют более точную адресность и количественную измеряемость.
1.3. Цели индивидуальные и организационные
Проблема
целей начинается со взаимоотношений
между личностью и
Если
компания хочет быть преуспевающей,
она вынуждена подчиниться