Исследование целей управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:55, курсовая работа

Описание

Цели являются изначальным элементом системы управления организацией, выполняя организующую, мотивирующую и контролирующую функции. В логической модели менеджмента (схема 1) первым и самым главным звеном является цель организации.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Понятие о целях организации и их роль в управлении 5

1.1. Понятие цели организации. Средства достижения целей 5

1.2. Понятие миссии организации. Виды целей 7

1.3. Цели индивидуальные и организационные 9

1.4. Функции целей 11

1.5. Типы организационных целей 12
Глобальная цель организации и цель функционирования определенных подразделений 14

2.1. Понятие глобальных целей организации 14

2.2. Цели функционирования определенных подразделений 15
Понятие дерева целей организации 18
Применение метода экспертных оценок для построения дерева целей 21

Практическая часть. 24
Формулировка глобальной цели организации и конкретного подразделения 24
Построение дерева целей организации 26
Цели и задачи подразделения для достижения глобальной цели организации 27
Основные действия менеджера для повышения эффективности функционирования в достижении поставленных целей 29

Заключение 30

Список использованной литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Исследование целей управления.doc

— 426.00 Кб (Скачать документ)

      Представим  себе, что вы после окончания высшего учебного заведения пришли в компанию и в начале своей карьеры поставили себе цель достичь успеха. Надежда на успех является двигательной силой вашего интереса к тому, что вы хотите достичь. Это естественно, это так и должно быть.

      Однако  организация не сможет помочь вам в достижении вашей цели, если между членами организации не будет достигнуто соглашение об общей цели организации, устраивающей каждого или большинство из участников. Вообще этот процесс является ключевым на всех этапах и уровнях развития цивилизованного общества. А для организации, учитывая ее роль в реализации целей индивида, согласование целей приобретает особую важность.

      В природе человеческого поведения  заложено, что люди ассоциируют себя «с» другими целями и работают «в» направлении достижения более широких целей по сравнению с целями своего узкого интереса. Например, известно такое качество человека, как преданность: ученый, отдавший себя науке; родители, делающие все для счастья своих детей; специалисты, нашедшие работу настолько интересной, что остаются на ней и после рабочего дня.

      Выбор между индивидуальной и организационной  целью играет очень важную роль при  анализе управления организацией. Организация  становится ареной, где люди пытаются удовлетворить свои аппетиты в успехе, достижениях и в потребностях существования. С этой точки зрения эффективность - это не то, как успешно достигнуты цели организации, а то, как члены организации достигли свои личные цели внутри организации. Более удовлетворены работники, более эффективна организация. Эффективность, прибыль и производительность остаются важными целями организации, но целями без своих собственных прав. Они представляют собой условия существования индивидуальных целей на организационной арене.

    1.4. Функции целей

      Наличие целей является очень важным в организационном успехе. Они обеспечивают направленность действий, сплачивают людей, создают возможность для эффективной работы организации. Цели выполняют ряд полезных и практических функций, помогая управлению организацией и пониманию того, почему существует организация и почему люди в ней поступают так, а не иначе. Выделим основные функции, выполняемые целями организации:

    1. Когнитивная – функция, которая заключается в обобщении распоряжений координирующих органов, концентрирование усилий на определении эффективности принимаемых решений.
    2. Распределительная – функция, заключающаяся в том, что ресурсы должны быть распределены таким образом, чтобы достичь максимального результата.
    3. Функция идентификации – сопоставление стремлений членов организации с целями подразделений и организации в целом. На первом месте всегда стоят личные цели.
    4. Функция мотивации. Если члены коллектива не знакомы с целями подразделений и организации в целом. То следовательно они не могут соизмерить свои цели с целями подразделений и организации в целом. Они выполняют работу, не зная конечного результата. С другой стороны, если члены коллектива участвуют в формировании целей организации, значит они возлагают на себя определенную ответственность за достижение конечных целей.
    5. Цели несут эмоциональную функцию. Если члены коллектива не знают конечной цели, или эти цели не совпадают с их личными, возникает ситуация неопределенности, снижения эмоционального уровня коллектива.

      Классификация целей позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие механизмы и методы, наработанные для разных групп целей. Возможный вариант классификации целей представлен в таблице 13.

      Таблица 1

Критерии  классификации Группы  целей
Период  установления Стратегические  Тактические Оперативные
Содержание Экономические Организационные Научные  Социальные  Технические Политические
Функциональная  структура Маркетинговые Инновационные Кадровые Производственные  Финансовые Административные
Среда Внутренние Внешние
Приоритетность Особо приоритетные

Приоритетные

Прочие
Измеримость Количественные Качественные
Повторяемость Повторяющиеся Разовые
Иерархия Организации Подразделений
Стадии  жизненного цикла Проектирование  и создание объекта

Рост объекта

Зрелость объекта

Завершение жизненного цикла объекта

 

    1.5.Типы  организационных  целей

      Различают три типа организационных целей: официальные; оперативные; операционные.

       Официальные цели определяют общее назначение организации, как это описывается в уставе или положении об организации. Как правило, они абстрактны, идеалистичны и описываются в качественных терминах. Они оправдывают существование организации перед обществом, имеют внешнюю направленность и выполняют важную защитную функцию, создают организации благоприятный имидж. Однако по этим целям трудно определить, чем на самом деле занимается организация.

       Оперативные цели исходят из действительной политики и указывают, что организация на самом деле пытается делать независимо оттого, что было заявлено в официальных целях. Эти цели имеют внутреннюю направленность, они важны для членов организации и обычно мало известны внешнему миру. Формой их выражения является план работы организации.

      Операционные  цели еще более специфичны и более измеряемы, чем оперативные. Они направляют поведение и по ним дают оценку работе. Они разрабатываются до деталей и выражаются в количественных терминах, выступают в форме конкретных заданий отдельным исполнителям и рабочим группам.

      Различие  между этими тремя типами целей  дает ценную информацию для понимания  управления организацией.

 

  1. Глобальная цель организации и цель функционирования определенных  подразделений

    2.1. Понятие глобальных  целей организации

      Одной из главных задач менеджмента  является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует  и развивается организация как целостная система. Целеполагание – это исходный момент в деятельности менеджера, приобретающий все большее значение в условиях развивающейся рыночной экономики. В результате разгосударствления и демонополизации, законодательного закрепления многообразия форм собственности, децентрализации и регионализации управления экономикой в ней с каждым годом увеличивается число вновь образуемых объектов управления. Каждый из них начинает свой жизненный цикл со стадии создания, на которой, прежде всего, определяются цели и задачи организации, ее специализация, размеры, ресурсы, рынки потребителей продукции иди услуг и т.д. Те задачи решать и действующие самостоятельные хозяйствующие субъекты и несущие полноту ответственности за результаты.

      Целевая функция начинается с установления общей цели предприятия, выражающей причину его существо. В литературе нередко обозначается такими понятиями как "политика", "философия", "миссия". В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации.

      В прежних условиях хозяйствования наши предприятия не определяли свою миссию, так как при централизованном управлении цели и задачи каждого управляемого объекта устанавливались и жестко диктовались сверху. Как правило, они раскрывались через систему плановых заданий и показателей использования выделенных центральными органами ресурсов. Сейчас вступив в силу законы рыночной экономики требуют определенных правил поведения хозяйствующих субъектов. Среди них – обнародование миссии организации, дающей представление о ее назначении, необходимости и полезности для окружающей среды, сотрудников, общества в целом.

      Наукой  менеджмента не выработаны какие-либо универсальные правила, применяемые при формулировании миссии. Поэтому существует множество самых разнообразных подходов к определению миссии и к ее содержанию, отражающие оценку роли и значения организации, в первую очередь, со стороны руководителей, принимающих решения. Центральным моментом миссии является ответ на вопрос, какова главная цель организации? На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей (покупателей производимой продукции), причем не только в настоящее время, но и в перспективе.

    2.2. Цели функционирования  определенных подразделений

      Общая цель организации образует фундамент  для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по таким важнейшим функциональным подсистемам организации, как маркетинг, производство, НИР, персонал, финансы, менеджмент. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически вытекающие из миссии как общей цели организации.

      Так, маркетинг направляет свою деятельность на создание спроса, и поэтому его  целями являются: определение потребности населения и производства в продукции и услугах предприятия, разработка и спецификация параметров новой продукции, освоение рынков, распределение и доставка продукции потребителям, контроль за изменением вкусов и спроса потребителей, сбор и обработка информации о товаре, рекламирование фирмы и ее продукции и т.д.

      Постановка  целей маркетинга связана с детальным  изучением спроса и предложения  на продукцию, выпускаемую на данный момент и на новую продукцию. Кроме  того должна быть тщательно изучена ситуация на уже освоенных предприятием и на новых. Поэтому работу должны выполнять специалисты по исследованию рынка, по прогнозированию и планированию владеющие соответствующей информацией и методами разработки целевых моделей. Состав и количество этих специалистов зависят от возможностей предприятия самостоятельно проводить эту сложную и требующую большого профессионализма работу. Если возможности ограничены, надо использовать те элементы рыночной инфраструктуры, которые уже начали формироваться в стране: консультантов по управлению, специалистов по нововведениям, информационной технологии, вычислительным методам и т.п.

      Производство  охватывает такие виды деятельности организации, как получение, хранение и распределение средств производства, превращение входных ресурсов в  конечный продукт, его хранение и  распределение, а также послепродажное обслуживание.

      При установлении целей по этой подсистеме необходимо учитывать разнообразие видов выполняемых здесь работ. Так, предпроизводственная подготовка связана с приемкой товаров, сырья, материалов, с хранением на складах, управлением запасами. Само производство требует машинной обработки, сборки, контроля качества, упаковки, технического обслуживания оборудования; работа с конечной продукцией (послепроизводственная логистика) связана с размещением готовых товаров на складе, с обработкой заказов и доставкой товара. Наконец, послепродажное обслуживание требует проведения установочных работ, ремонта, поставки запасных частей.

      Цели  этой сложнейшей подсистемы организации  устанавливаются в виде системы  показателей, отражающих объемы, ассортимент продукции, качество, производительность, затраты и т.д.

      Подсистема, связанная с исследованиями и, разработками, реализует цели нововведений на предприятии. Ее направленность – это поиск новых видов продукции и услуг для замены устаревших, определение целей проведения научных исследований и разработок, введения новшеств и модернизации всех сфер деятельности предприятия.

      Подсистема "Персонал" направлена на работу с трудовым коллективом и формулирует  свои цели по найму, расстановке, обучению, продвижению и оплате труда работников предприятия. Важнейшей целью этой подсистемы является высокая заинтересованность сотрудников в решении общих задач предприятия и создание для этого благоприятного климата.

      Финансовая  подсистема предприятия нацеливает свою деятельность на организацию финансирования, кредитования, налоговых обязательств, составление бюджетов (по предприятию в целом, его подразделениям и программам).

      Подсистема "Менеджмент" имеет в качестве своей ключевой задачи эффективное  достижение целей организации, исключающее нерациональные затраты времени, ресурсов и талантов. В соответствии с нею она устанавливает цели по активизации работников всех подразделений организации по контролю за движением и использованием всех его ресурсов и т.п. Для этого производится глубокий анализ проблем во всех сферах и областях деятельности организации и выделяются те, которые требуют наибольшего внимания и усилий, так как являются главными факторами достижения желаемых результатов. Эти проблемы специфичны для каждой организации. 
 

 

  1. Понятие дерева целей организации

Информация о работе Исследование целей управления