Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 06:56, реферат
Одна из главных особенностей современного научного познания – подход к объектам исследования как к системам. Цель данной работы — взяв за основу данный подход, изучить роль научного исследования в современном обществе, выявить функциональные элементы управления и их характеристики, данные Б.А. Лагошей и рассмотреть дивизиональную (дивизионную) структуру управления. Исходя из цели работы, можно сформулировать комплекс следующих взаимосвязанных задач:
рассмотреть исследование и его роль в научной и практической деятельности человека, сделав акцент прежде всего на деятельности менеджера;
рассмотреть признаки функциональных элементов по Б.А. Лагоше;
рассмотреть дивизиональную организационную структуру управления.
Введение
§1. Исследование и его роль в научной и практической деятельности человека.
§2. Признаки функциональных элементов управления по Б.А. Лагоше
§3. Дивизиональная организационная структура
Заключение
Список использованной литературы
Предмет: Исследование систем управления,
Тема: Исследование и его роль в научной и практической деятельности человека. Признаки функциональных элементов по Лагоше. Дивизиональная организационная структура.
Содержание
Введение
§1. Исследование и его роль в научной и практической деятельности человека.
§2. Признаки функциональных элементов управления по Б.А. Лагоше
§3. Дивизиональная организационная структура
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Научные исследования играют все большую роль в жизни современного человека. И если раньше это касалось исключительно научных работников, то теперь в научной и практической деятельности рядового члена общества, а тем более менеджера, оно играет огромную роль. Исследование систем управления как объект изучения становится все более и более актуальным и, не смотря на то, что в России эта тема начала разрабатываться сравнительно недавно, ей посвящен достаточно большой пласт литературы. Особенно исследования активизируются в девяностых годах XX века и в начале двухтысячных.
В контексте исследования систем управления большое значение приобретают темы философского обоснования данного предмета, изучения его как части философии науки. При этом важно изучить теории отдельных исследователей, в особенности русских. Немаловажное значение в современном мире приобретает и изучение внутреннего устройства организаций. Актуальность темы данного реферата обосновывается еще и тем, что работа над вышеперечисленными темами помогает в целом глубже осмыслить управление как явление.
Основная часть данной работы состоит из трех параграфов, каждой из которых посвящен одной из вышеобозначенных тем. В конце работы имеется приложение, позволяющее глубже понять признаки функциональных элементов, выделенных Б.А. Лагошей в работе "Методы и модели совершенствования организационных структур"[1], которая, по нашему мнению, нуждается в особом внимании.
Таким образом, объект данного исследования — исследование систем управления. Предмет — роль исследования в научной деятельности, признаки функциональных элементов управления и организационная структура управления. Проблема — необходимость выяснить, каким образом в современном мире изменяется роль исследования в жизни общества, и, в частности, в деятельности различных организаций; необходимость изучить функциональные элементы управления этих организаций и их структуру.
Одна из главных особенностей современного научного познания – подход к объектам исследования как к системам. Цель данной работы — взяв за основу данный подход, изучить роль научного исследования в современном обществе, выявить функциональные элементы управления и их характеристики, данные Б.А. Лагошей и рассмотреть дивизиональную (дивизионную) структуру управления. Исходя из цели работы, можно сформулировать комплекс следующих взаимосвязанных задач:
рассмотреть исследование и его роль в научной и практической деятельности человека, сделав акцент прежде всего на деятельности менеджера;
рассмотреть признаки функциональных элементов по Б.А. Лагоше;
рассмотреть дивизиональную организационную структуру управления.
Сегодня исследование – это достаточно многозначное понятие, в которое входит и научный труд, и изучение какого-либо объекта, и вид деятельности человека, позволяющий познать и оценить сущность особенностей и тенденции развития явлений, изыскать возможности использования полученных знаний, в том числе в теории и практике управления.
Рассмотрим основные определения понятия "исследование". Н.И. Кондаков в своем логическом словаре-справочнике определяет понятие "исследование" как "процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества"[2]. В философском словаре дается более простое определение: "исследование научное — процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности"[3].
Важно отметить, что если ранее понятие "исследование" связывалось со специализированной научной деятельностью, с задачами исключительно научного работника, то сейчас многие виды профессиональной деятельности требуют сугубо научного подхода. Таким образом, исследования как бы проникают в повседневную практику.
На наш взгляд, понятие "исследование" можно определить следующим образом. Исследование — это вид деятельности человека, состоящий в:
распознавании проблем и ситуаций;
определении их происхождения;
выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;
установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;
нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
Любое исследование имеет определенный набор характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Перечислим наиболее основные из них:
методология (т. е. совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования);
организация (т. е. порядок проведения исследования, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях);
ресурсы (т. е. комплекс средств и определенных возможностей, обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов);
объект и предмет (при этом объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, а предметом — конкретная проблема, для разрешения которой проводится исследование);
тип исследования (т. е. принадлежность его к определенной клаасификации, отражающей его характеристики);
потребность в исследовании (т. е. степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления);
результат (рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий);
эффективность (соотношение ресурсов использованных на проведение исследования и результатов, полученных от него).
Важно отметить основные компоненты исследования, расположив их в порядке работы над ними и необходимые для более четкой структуры научной работы:
постановка целей и задач;
предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения;
формулировка исходных гипотез, планирование и организация экспериментов, проведение экспериментов, анализ и обобщение полученных результатов;
проверка исходных гипотез на основе полученных фактов и окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний.
Если говорить о менеджменте, то в данной сфере практика исследований особенно важна. Исследование в данной сфере является одним из главных факторов успеха и повышения эффективности управления. Более того, современное управление все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе, и особенно это касается России.
К примеру, по данным работы Короткова Э. М. "Исследование систем управления", в России генеральный директор объединения принимает в течение 5 лет в среднем 10-12 % решений, связанных с инновациями, в то время как в Японии менеджер примерно такого же уровня — более 50%[4]. Такой вывод был сделан исследователем в 2003 году, но еще не потерял своей актуальности. Один из немаловажных способов преодоления такой ситуации - это исследовательский подход.
Общеизвестны такие функции управления как предвидение (планирование), организация, контроль, регулирование, координация, активизация (мотивация). Сегодня одной из основных функций управления становится также функция исследования. Более того, как утверждается в работе Короткова, в современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера[5]. В самом деле, достигнув успеха, важно понять и научно обосновать то, каким образом он был достигнут и каким образом его можно закрепить. Это справедливо и для неудач в бизнесе. По прогнозам современных ученых, в дальнейшем доля исследовательской деятельности в деятельности менеджера будет возрастать[6].
Сегодня в управлении нет простых решений, усложняются условия управления, усложняются и социально-психологические характеристики человека. Невозможно принимать решения, опираясь только на опыт, интуицию, здравый смысл, формально усвоенные знания. Необходимо тщательное исследование возникающих ситуаций, поставленных проблем, условий, эффективности деятельности человека и ее факторов, необходим обоснованный выбор решений. Необходимо исследовать не только объект управления, но и само управление. В частности, предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных технологий и т. д.
Одна из основных целей работы Б.А. Лагоши «Методы и модели совершенствования организационных структур», по его собственному замечанию, — это структуризация функционального аспекта системы управления[7]. По сути, каждому уровню иерархии в системе управления соответствуют определенные функции и задачи. Он предлагает модель процесса создания системы управления, при этом в основу ее должна быть положена логически взаимосвязанная схема реализации ее функций и задач.
В том случае, если на практике невозможно реализовать общий процесс управления в едином комплексе, необходимо расчленить общую проблему управления на отдельные задачи, для решения которых выделяются специализированные подразделения органа управления. Определение круга их деятельности предполагает структуризацию проблемной области управления с помощью представления ее различными функциональными элементами.
Б.А. Лагоша предлагает методику структуризации проблемных областей управления, в которой основой является само содержание процесса управления. При этом упомянутая структуризация имеет ряд определенных стадий, а на каждой стадии формируется множество функциональных элементов определенного уровня агрегирования. Таким образом, функциональными элементами являются последовательно выделяемые в порядке дезагригирования функции, задачи, работы и процедуры управления. Архитектура управленческих фнкций может быть представлена графически следующим образом:
При этом в процессе структуризации каждая функция, как наиболее агрегированный элемент, представляется комплексом задач, задача — комплексом работ, работа — комплексом процедур. Для описания каждого функционального элемента (функция, задача, работа и процедура) автор использует системы основных и дополнительных (вспомогательных) признаков. При этом основные признаки определяют содержательную границу функционального элемента, а дополнительные отражают специфические характеристики и особенности данного элемента[8]. Графически данный вопрос представлен в Приложении 1 и Приложении 2.
Уровень агрегирования определяется ролью конкретного функционального элемента в системе управления и целью исследования. Наблюдается следующая зависимость: чем выше уровень агрегирования, тем в большей степени функциональный элемент отражает содержание управления. Например, оценка процесса формирования функций, проверка полученного множества на полноту и непротиворечивость, затем получение оценок принадлежности функций к временному этапу и уровню управления дают возможность качественно оценить объемы работ по управлению.
Конкретное содержание функции раскрывается совокупностью составляющих ее задач управления[9], которые в свою очередь являются структурообразующим элементом для состава организационных элементов системы управления. Могут быть использованы следующие этапы реализации задач: постановка, сбор и анализ исходной информации, расчет, согласование, организация и принятие решения, контроль за исполнением. Этапы не зависят от специфики задач или их экономического содержания. В данной таблице представлен пример взаимосвязи функции и организационного звена системы:
| Функция | Задачи | Работы | Процедуры |
Подразделение | + | + |
|
|
Начальник |
| + | + | + |
Заместитель |
| + | + | + |
Специалисты |
|
| + | + |