Исследование проблем и реализации функций управления предприятий в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:29, курсовая работа

Описание

Целью данной работы, является исследование проблем и реализации функций управления предприятий в современных условиях.
Для достижения поставленной цели в ходе работы решаются такие задачи как:
особенности организации управления на предприятии;
виды и содержание функций управления предприятием;
анализ эффективности реализации функций управления предприятием;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования функций управления в организациях 6
1.1 Особенности организации управления на предприятии 6
1.2 Виды и содержание функций управления предприятием 13
Глава 2. Анализ проблем и реализация функций управления в организациях 17
2.1 Анализ системы управления………………………………………… 17
2.2 Пути совершенствования организации реализаций функций управления…………………………………………………………………21
Заключение…………………………………………………………………………………………………24
Библиографический список……………………………………………………………………..27
Приложение 32

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.doc

— 220.50 Кб (Скачать документ)

Бухгалтерия обеспечивает обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских записей в учетных регистрах. На их основе составляет отчетность. Своевременное получение учетной информации о производственно-хозяйственной деятельности предприятия позволяет оперативно воздействовать на ход производства, применять соответствующие меры для повышения экономических показателей работы предприятия (производительность труда, прибыли).

В бухгалтерии  имеется:

  • бухгалтерия расчетов, работники которой на основании первичных документов выполняют все расчеты по заработной плате и удерживаниям из нее, осуществляют контроль за использованием фонда оплаты труда и фонда потребления, ведут учет расчетов по отчислениям на социальное страхование и обеспечение по отчислениям в Пенсионный фонд;
  • бухгалтерия материалов, работники которой ведут учет приобретения материальных ценностей, расчетов с поставщиками материалов, поступления и расходования материалов, их хранения и использования и т.д.;
  • бухгалтерия сырья, работники которой ведут учет затрат на все виды производств, калькулируют фактическую себестоимость выпускаемой продукции и составляют отчетность, определяют состав затрат на незавершенное производство;
  • общая бухгалтерия, работники которой осуществляют учет остальных операций, ведут Главную книгу и составляют бухгалтерскую отчетность;
  • бухгалтерия сбыта, работники которой ведут учет денежных средств и расчетов с предприятиями, организациями и отдельными лицами.

Аппарат бухгалтерии имеет непосредственное отношение ко всем цехам и отделам предприятия. Он получает от них те или иные данные, необходимые для осуществления учета.

Одним из важнейших структурных  подразделений управленческого аппарата является служба оперативного управления, в функции которой входит информационное обеспечение и регулирование производственного процесса.

Оперативное регулирование, под которым  подразумевают разработку и реализацию управленческих решений, вырабатываемые и принимаемые субъектами управления в соответствии с конкретно складывающейся ситуацией. Процесс оперативного управления сбора информации осуществляется с помощью централизованной бухгалтерией по управлению. В состав этого отдела входят специалисты-программисты, которые осуществляют программное обеспечение процесса управления и техническое обслуживание компьютерной техники.

Разработкой и решением вопросов функционального  характера в соответствии с задачами и своими должностными обязанностями  занимаются функциональные службы, отделы и другие подразделения совместно с производственными подразделениями.

  • Руководители отделов и служб, подчиняющиеся ген. директору предприятия: главный инженер предприятия, заместитель директора (гл. технолог), заместитель директора, главный экономист, начальник отдела кадров. Функциональные отделы: отдел сбыта, главная бухгалтерия, ст. прораб, начальники отделов.

Отдел экономики разрабатывает  финансовые планы, которые представляют собой прогнозы объема производства и реализации продукции, развития научно-технического прогресса, внедрения новых управленческих решений и финансовых ресурсов, их обеспечения. Главные показатели в процессе финансового планирования: прибыль, капитальные вложения.

Принимает наиболее целесообразные решения в процессе инвестирования, определяет оптимальные темпы роста реализации, структуру привлекаемых средств, методы их мобилизации; способы инвестирования.

Координирует финансовую деятельность со всеми службами.

Аналитическая работа отдела экономики направлена на выявление и мобилизацию резервов, экономию затрат и повышение эффективности использования всех имеющихся ресурсов.

Отдел проводит систематический  контроль за поступающей выручкой, уровнем затрат и прибылью, что является залогом устойчивых финансового положения, нормального кругооборота ресурсов предприятия. Сопоставляет фактические остатки товароматериальных ценностей расчетными значениями норм и нормативов в разрезе отдельных нормируемых статей, обеспечивает управление запасами и ликвидность оборотных активов.

 Большое значение на предприятии должно уделяться контрольно-аналитической работе, так как ее эффективность во многом определяет результат финансовой деятельности. Отдел экономики и финансов осуществляет постоянный контроль за выполнением показателей финансового, кассового и кредитного планов, планов по прибыли и рентабельности, следят за использованием по назначению собственного и заемного капитала, за целевым использованием банковского кредита.

В результате тесных контактов  с бухгалтерией, отделу экономики  и финансов представляются планы производства, списки кредиторов и дебиторов, документы по выплате заработной платы работникам.

2.2 Пути совершенствования реализаций функций управления

Предлагаемые  мероприятия по совершенствованию  организационной структуры управления. Одним из важнейших факторов успешного функционирования предприятий в рыночных условиях, является четко отлаженная, свободно адаптирующая к различным изменениям организационная структура управления.

В рыночных условиях функционирования предприятия структура управления должна:

  • отвечать требованиям производственной структуры и способствовать ее развитию в соответствии с изменяющимися условиями производства;
  • обеспечить выполнение всех объективно необходимых функций управления;
  • отвечать нормам управляемости и требованиям рациональных информационных связей;
  • иметь минимальное, но достаточное количество ступеней управления;
  • усиливать все функции аппарата управления;
  • гарантировать высокую адаптивность, надежность, оперативность, качество, экономичность и эффективность управления.

По оптимальным научно обоснованным нормативом управляемости, количество структурных подразделений или подчиненных руководителей того и другого уровня управления на руководителя или специалиста не должно превышать 5-7 единиц.

Отсутствие маркетинговой службы является одним из главных недостатков организационной структуры управления, т.к. руководство в условиях рынка не может успешно решить вопросы обеспеченности сырьем и сбытом. Проблема оптимизации и совершенствования организационной структуры производства предприятия является актуальной и требует немедленного разрешения.

Для устранения недостатков в структуре управления необходимо провести ряд мероприятий по ее совершенствованию. По нашему мнению при совершенствовании структуры управления необходимо следовать следующим принципам:

  • принцип единства распорядительства и персональной ответственности. Он исключает двойственность подчинения и возможность получения противоречивых указаний;
  • принцип распространенности контроля. Следует правильно определить количество подчиненных, которыми может эффективно руководить один человек, т.е. норму управляемости;
  • принцип четкого функционального разграничения. Каждое производственное и функциональное звено должно иметь ограниченные функции, не затрагивающие функции других подразделений на одном уровне управления;
  • принцип соответствия прав, обязанностей и ответственности каждого звена управления и должностного лица. Такое соответствие создает реальные условия для принятия и реализации оптимальных решений;
  • принцип гибкости и экономичности. Организационная структура управления должна реагировать на изменения внутренней и внешней среды с наименьшими затратами, т.е. обладать свойством рациональной самоадаптации.

Помимо указанных принципов  при совершенствовании структуры управления необходимо учитывать влияние внутренних и внешних факторов.

Для повышения эффективности  функционирования организационной структуры управления предлагается провести следующие мероприятия:

1. Создать маркетинговую службу.

2. Создать информационно-аналитический отдел.

3. Ввести социологическую  службу.

4. Создать адаптационную систему, которая способствовала бы повышению эффективности работы аппарата управления при постоянно меняющихся внутренних и внешних условиях функционирования предприятия

 

 

Заключение

В настоящее время в  ходе рыночных преобразований предприятия вынуждены функционировать в принципиально новой, отличной от существовавшей ранее, среде.

 Здесь можно назвать  такие тенденции, как преобладание  неравновесных процессов в экономической системе в глобальном масштабе, дефицит опыта и знаний руководителей о динамике рыночных отношений, недостаток специалистов в области антикризисного менеджмента и др.

Особое место менеджмента  в рыночной экономике обусловлено  тем, что именно управление должно обеспечить связанность, интеграцию производственных и экономических процессов на предприятии с внутренней и внешней средой, конкурентоспособность бизнеса, адаптацию производства к требованиям рынка.

Эти обстоятельства требует  качественно нового подхода к организации управления отечественными предприятиями. Приобретя экономическую свободу и лишившись в основной своей массе государственной поддержки, предприятие должно обладать определенным организационным потенциалом, который бы позволил ему выживать и развиваться в условиях рыночной экономики.

Этим в значительной мере обусловлена необходимость  повышения уровня и целевой направленности повышения квалификации кадров инженерно-экономической  области (в части овладения ими  современными приемами и методами организации управления производством).

Повышение квалификации специалистов в области менеджмента тесно связано с деятельностью предприятий в их самостоятельности выбора и принятия организационно-экономических решений.

Структура управления организацией – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи – это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления. 

Многосторонность содержания структур управления предопределяет множественность принципов их формирования. Прежде всего, структура должна отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. При этом полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в нем традициями и нормами. Другими словами, структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других организациях, обречены на провал, если условия работы различны. Немаловажное значение имеет также реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры - с другой.

В данной работе был сделан анализ системы управления предприятий. Выявлены основные виды деятельности - производство, переработка, заготовка и реализация  продукции.

Для устранения недостатков в структуре управления предлагается ряд мероприятий по ее усовершенствованию.

Для повышения эффективности управления предложено модернизировать организационную структуру общества. В частности необходимо реализовать следующие мероприятия:

1. Создать маркетинговую службу.

2. Ввести социологическую  службу. 

3. Создать адаптационную систему, которая способствовала бы повышению эффективности работы аппарата управления при постоянно меняющихся внутренних и внешних условиях функционирования предприятия.

Предложенные рекомендации будут способствовать повышению общей эффективности деятельности организации.

 

Библиографический список

 

Нормативно-правовые акты:

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2009. – 39 с. - ISBN 978-5-94462-025-0.
  2. Гражданский кодекс РФ // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». – Послед. обновление 20.05.2010.
  3. Федеральный Закон «Об акционерных обществах" (Об АО) от 26.12.1995 N 208-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». – Послед. обновление 20.05.2010.

Литература:

  1. Акбердин, Р.З. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при формах хозяйствования [Текст] / Р.З. Акбердин, А.Я. Кибанов. - М.: Народное образование, 2008. - 177c. - ISBN 5-87953-009-4.
  2. Аккофф, Р. Планирование будущего корпорации [Электронный ресурс] / Р. Аккофф. – М.: Прогресс, 2007 – 246с. – Режим доступа: http:// www.riskmanagement.ru.
  3. Ансофф, И. Стратегическое управление [Текст] / И. Ансофф. – М.: Экономика, 2006 – 536С. - ISBN 5-86050-251-6.
  4. Большаков, А.С. Менеджмент [Электронный ресурс] / А.С. Большаков.- СПб.: Питер, 2009. - 256с. – Режим доступа: http:// www.small-business-finder.co.uk.
  5. Боумен, К. Основы стратегического менеджмента [Электронный ресурс] / К. Боумен. – М.: ЮНИТИ, 2006 - 486c. – Режим доступа: http:// www.cfin.ru.
  6. Вершигора, Е.Е. Менеджмент [Текст] / Е.Е. Вершигора. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 556с. - ISBN 978-0207-3676.
  7. Веснин, В.Р. Основы менеджмента [Электронный ресурс] / В.Р. Веснин. - М.: Триада ЛТД, 2007 - 384с.- ISBN 978-1606-1829.
  8. Винокуров, В.А. Управление развитием рыночных возможностей предприятия (качество управления, системная организация, оценка, стратегическое планирование) [Текст] / В.А. Винокуров. – М.: Благовест-В, 2007. – 198с. - ISBN 5-85873-155-4.
  9. Виханский, О.С. Менеджмент [Электронный ресурс] / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарика, 2009 – 528с. – Режим доступа: http:// www.smallbusiness.co.uk.
  10. Виханский, О.С. Стратегическое управление [Текст] / О.С. Виханский. – М.: Изд-во МГУ, 2007 – 512с. - ISBN 5-87062-074-0.
  11. Водачек, Л. Стратегия управления инновациями на предприятии [Текст] / Л. Водачек, О. Водочкова. – М.: Изд-во МГУ, 2007 – 432c. - ISBN 5-94696-078-4.
  12. Герчикова, И.Н. Менеджмент [Текст] / И.Н. Герчикова. - М.: Просвещение, 2008. – 498с. – ISBN 978-5-85173-112-5.
  13. Гудушаури, Г.В. Управление современным предприятием. [Текст] / Г.В. Гудушаури, Б.Г. Литвак. – М.: Юнити , 2009. – 512с. - ISBN 987-4586-3325.
  14. Джеймс, Л. Организации: поведение, структура, процессы [Электронный ресурс] / Л. Джеймс, Д. Гибсон. – М.: Инфра – М, 2008. - Режим доступа: http:// www.internationalbusiness.ru.
  15. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента[Текст] / Н.И. Кабушкин. – Минск: Новое знание, 2006. – 392с. - ISBN 25587-165-11.
  16. Клаузевиц, К. Управление на предприятиях [Текст] / К. Клаузевиц. - М.: Дело, 2008. – 355с. - ISBN 978-5123-6547-12.
  17. Круглов, М.И. Стратегическое управление компанией [Текст] / М.И. Круглов. - М.: Русская деловая литература, 2008. – 346с. - ISBN 978-1697-4521-3.
  18. Менеджмент организации [Текст] / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2007 - 429с.- ISBN 5245-3654-1.
  19. Мильнер, Б.З. Теория организаций [Текст] / Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА-М, 2008 - 336с.- ISBN 978-5699-14141-3.
  20. Рогожин, С.В. Теория организации [Текст] / С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина. – М.:изд. Экзамен, 2009. – 320с. – ISBN 978-1526-273.
  21. Сацков, Н.Я. Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя [Текст] / Н.Я. Сацков. - Донецк: Сталкер, 2009 - 448с. - ISBN 978-2365-492-1.
  22. Стратегия и тактика управления фирмой [Текст] / Под ред. А.П. Градова, Б.И. Кузина. - СПб.: Специальная литература, 2009. – 512с. - ISBN 978-5-282-02612-0.
  23. Устав предприятия ЗАО «АГРОС+» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.Agros+_service.ru.
  24. Хохлова, М. Современный рынок систем управления предприятием [Электронный ресурс] / М. Хохлова. – М.: Юнити, 2008. – 315с. - Режим доступа: http://www.colibri.ru.

Информация о работе Исследование проблем и реализации функций управления предприятий в современных условиях