Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:28, курсовая работа
Психологи, занимающиеся теорией способности, различают специфические способности и общую способность личности. Но успешность деятельности руководителя зависит еще и от его опыта (знаний, навыков, умений), а также от качеств личности. Сильного руководителя отличает высокая степень разнородности используемых приемов и методов управления, управленческих умений. Целью данной курсовой работы является рассмотрение такого вопроса, как личность современного руководителя.
Введение
Глава 1. Свойства личности современного руководителя
1.1. Личность руководителя
1.2 Основные личностные типы руководителей
1.3. Умение убеждать и организаторские способности современного руководителя.
1.4. Профессиональная этика руководителя.
1.5. Культура речи. Правила общения с людьми.
Глава 2. Исследование взаимосвязи личностных качеств руководителя и профессиональных качеств
Заключение
Литература
Уверенность в себе. Влияние этой характеристики непосредственно отражается на подчиненных, которые в случае уверенности руководителя ощущают спокойствие, поддержку, защиту, надежность, уверенность в завтрашнем дне. Таким образом, определенный психологический комфорт обеспечивает и повышает мотивацию к выполнению задания. Неуверенный в себе руководитель не может вызывать доверие и уважение к себе как со стороны подчиненных, так и со стороны руководителей равного или более высокого ранга.
Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Эмоциональная уравновешенность должна проявляться в контроле со стороны руководителя за своими эмоциональными проявлениями. Отношения между менеджером и подчиненными должны быть ровными, деловыми и не зависеть от личной симпатии и собственного настроения. Эмоциональная уравновешенность сказывается на эмоциональном состоянии подчиненных. Негативный всплеск эмоций у руководителя может понизить чувство уверенности у подчиненных, следствием этого будет снижение их деловой активности. Работники будут вынуждены бороться с собственными чувствами, а не с рабочими проблемами. Эмоциональная неуравновешенность может подрывать имидж руководителя в глазах деловых партнеров. Но постоянное подавление негативных эмоциональных реакций, сдерживание их способны обернуться неприятными для личности последствиями - неврозами и развивающимися на их основе психосоматическими заболеваниями типа, например, гипертонической болезни или язвенной болезни желудка. Поэтому руководитель должен обратить особое внимание на средства эмоциональной разрядки. Снятие напряжения может происходить во время занятий физическими упражнениями, общение с друзьями и близкими людьми, увлечение всевозможными хобби. В Японии для эмоциональной разрядки разбивают манекены, изображающие вышестоящих руководителей[5]. Поэтому в последние годы специалисты все чаще говорят о необходимости рациональной организации менеджерского труда, отведение достаточного времени для эмоциональной разрядки руководителей.
Креативность или способность к творческому решению задач. Залогом эффективного руководства является то, способен ли руководитель видеть элементы новизны и творчества в деятельности своих подчиненных, а также поддерживать их начинания.
Стремление к достижению цели и предприимчивость - важнейшие черты современного руководителя. В тесной связи с ними находится склонность личности к риску. Руководитель не должен останавливаться на половине дела, должен быть способен рисковать и просчитывать свой риск. Хороший руководитель занимается бизнесом не столько ради денег, (они являются для него показателем успеха, а не средством обогащения), а, сколько из-за постоянной необходимости концентрации всех умственных способностей для решения бесконечного количества разнообразных проблем. Бизнес для хорошего руководителя является необходимым стимулом и жизненно важной дозой адреналина.
Ответственность и надежность в исполнении заданий. Дефицит этих человеческих качеств мы постоянно ощущаем в повседневной жизни. Руководитель должен предпочитать ситуации, в которых необходимо нести персональную ответственность за принятое решение. Руководитель должен быть ответственным и надежным человеком, так как он является примером и олицетворением идеальной личности у своих подчиненных.
Независимость. Данная характеристика, несомненно, является важной личностной чертой руководителя, обеспечивающей ему успешность действий в различных сферах жизни организации. Какие бы советы ни принимал руководитель от окружающих его людей, конечное решение он принимает всегда сам. Чем самостоятельнее ведет себя руководитель, тем больше проявляется его независимость. Но это не исключает необходимости прислушиваться к мнению коллег или подчиненных. Главное, чтобы руководитель имел свою точку зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и человеческое лицо, а также поддерживал это свойство в подчиненных. Но чрезмерная независимость руководителя может перерасти в самодурство и волюнтаризм. Независимость, реализуемая таким образом, способствует снижению эффективности менеджмента.
Общительность. По результатам научных исследований более трех четвертей своего рабочего времени руководитель затрачивает на общение. Поэтому коммуникационные способности у руководителя должны быть достаточно высокими. Многие деловые связи, руководство подчиненными начинается с общения.
В разное время развития компаний нужны разные лидеры[6].
В начале 90-х гг. прошлого века были востребованы руководители, способные с нуля раскрутить бизнес. В середине 90-х гг. большинству таких менеджеров пришлось переквалифицироваться в антикризисные управляющие, а к настоящему времени наиболее востребован руководитель, способный системно управлять стабильным бизнесом. Далеко не все руководители способны так быстро менять стиль управления. В этих трех ипостасях требуются совершенно разные личные качества.
Если не считать крупного бизнеса с его политико-экономическими пертурбациями, мы уже 6 лет живем в относительно спокойное время, в условиях медленного, но неуклонного развития рынка.
Но это непростое время для руководителей, привыкших к стартапу или к преодолению кризисов. Их таланты стали никому не нужны. Возрос спрос на руководителей, умеющих управлять в условиях стабильности, ежедневного рутинного существования.
Таких людей в России явно меньше, чем авантюристов и мужественных антикризисных менеджеров. Это одна из причин того, что взаимоотношения в нашем бизнесе страдают агрессивностью и воинственностью, недоверием друг к другу. А ведь уже давно большинство вопросов можно решать в спокойной и конструктивной обстановке.
Во всем мире менеджеров каждого из трех типов примерно поровну. Когда мы этого достигнем, наш бизнес перестанет быть «молодым».
Различия между лидерами определяются не управленческой философией, не стилем руководства, не особенностями личности, а прежде всего «логикой действия» - тем, как руководитель реагирует на ситуацию, если его власть или безопасность оказались под угрозой. Однако лидеры редко изучают собственную логику действия и еще реже пытаются эту логику изменить. Пытаясь разобраться в собственной логике действия, руководитель повышает свою лидерскую квалификацию.
Выделено семь типов лидера. Расположены по мере убывания частоты в выборке лидеров[7].
Эксперт – самый распространенный тип лидера – 38% выборки. Во главу угла ставит логику, квалификацию и эффективность. Великолепный индивидуальный исполнитель. Совершенствует свои знания и навыки. Логика действий эксперта характерна для многих бухгалтеров, аналитиков, маркетологов, программистов и консультантов. Пренебрежительно относится к мнениям других. На руководящих постах эксперту мешает абсолютная уверенность в собственной правоте.
Преуспевающий (30%) – способен решать стратегические задачи, использует возможности коллектива, хорошо справляется с ролью менеджера, ориентирован на действия и достижение целей. Умеет создавать прекрасную рабочую обстановку, успешно руководит коллективом. Конфликтует с экспертами.
Дипломат (12%) – избегает конфликтов, старается соответствовать общепринятым нормам, эффективен в качестве связующей силы в коллективе, умеет объединять усилия людей. Слишком старается угождать начальству. Прекрасно работает в команде. Чаще занимает младшие менеджерские должности. Стремление сглаживать конфликты не позволяет дипломату долго удерживаться на высоком посту. Не способен руководить изменениями, поскольку они всегда сопровождаются конфликтами.
Индивидуалист (10%) – способен создавать уникальные структуры, позволяющие устранить противоречия между стратегией и тактикой, успешный предприниматель и консультант. Привносит в деятельность компании уникальные и зачастую весьма ценные качества. Нередко действуют вопреки правилам.
Манипулятор (5%) – пытается получить преимущество любой ценой, фокусируется лишь на собственных нуждах, использует других как инструменты, эффективен в моменты кризисов. Отличается подозрительностью, эгоцентризмом, интригантством, не стесняется в средствах. При нем получают свободу действий молодые рисковые менеджеры. Редко остается на высоком посту.
Стратег (4%) – склонен к анализу и самоанализу, хорошо организует изменения в компании. Способен налаживать отношения с другими типами руководителей и организовать их успешную совместную работу. Умеет оценивать долгосрочные риски. Хорошо сглаживают конфликты. Стратег – идеальный преобразователь.
Алхимик (1%) – мастерски управляет социальными преобразованиями и реформами, прекрасно решают текущие проблемы, не упуская стратегическое видение. Алхимик – обычно харизматическая личность, может эффективно работать по нескольким направлениям одновременно.
Настоящий лидер способен корректировать логику своих действий, даже переходить из одной категорию в другую. Наиболее часто эксперт переходит в разряд преуспевающего. Большинство бизнес-школ нацелены именно на этот переход. Способность к самоанализу имеет хорошие шансы стать выдающимся руководителем.
Если руководитель по нескольку раз в день вынужден принимать решения по проблемам, с которыми к нему приходят подчиненные – это плохой руководитель. Для начала приучите подчиненных приходить к вам не с вопросом «что делать?», а с вопросом «что выбрать из нескольких вариантов решения?». А затем приучите их принимать решения самостоятельно. Регулярно отключайте свой мобильный телефон – это лучший способ избавить ваших подчиненных от привычки звонить вам по всякому пустячному поводу.
Второй человек в списке самых богатых людей в Америке – Уоррен Баффет – в одном из интервью сказал: «Я принимаю решения всего 5-6 раз в год. Остальное время я читаю деловую прессу и просматриваю биржевые котировки. Иначе будет не бизнес, а суета»[8].
Делегирование полномочий преследует следующие цели.
Остановить неизбежную потерю управляемости в связи с ростом компании. Освободить первое лицо от текучки и создать условия для решения стратегических задач. Повысить работоспособность нижестоящих звеньев. Заинтересовать и вовлечь в управление подчиненных. Подготовить почву для роста компании.
Делегируя, нужно соблюдать баланс личных и управленческих интересов. Многие руководители ничего не умеют, кроме как приказывать и ругать подчиненных, и это им нравится – такой руководитель никогда ничего не делегирует. Быть готовым к изменениям присуще далеко не каждому руководителю.
Делегирование обычно начинают с передачи управления хорошо отлаженными процессами, управления сферами, в которых руководитель сам ничего не смыслит. Постепенно можно расширять делегирование.
А можно сначала выстроить четкий план внедрения делегирования полномочий. Но в этом случае без специалистов и внешних консультантов не обойтись. В любом случае нужно учитывать, что большинство ваших подчиненных совсем не жаждет обрести самостоятельность в принятии решений – ведь это подразумевает ответственность за результат. Персонал нужно готовить к делегированию им полномочий.
По мере продвижения по служебной лестнице большинство людей независимо от их желания начинают отрываться от реальности. История знает массу примеров, когда руководитель предприятия, достигший самого высокого поста, вдруг перестает быть успешным лидером. Финансовые злоупотребления, неадекватные решения, зазнайство и пр. и пр. – редкий руководитель может избежать такой перспективы.
Можно посоветовать руководителю почаще задавать себе вопросы, ответы на которые покажут, насколько человек близко подошел к опасной черте. Как бухгалтерский аудит позволяет оценить финансовое здоровье организации, так и личный лидерский аудит позволяет распознать тревожные симптомы отрыва от реальности.
Не слишком ли много времени вы тратите на решение мелких сиюминутных проблем? Организация обречена на крах, если руководитель перестал видеть перспективу. Если вы замечаете, что откладываете важные дела на завтра, вам стоит пересмотреть свои планы на сегодня.
Как вы реагируете на критику своих подчиненных? В организации всегда есть люди, которые честно предупреждают вас об опасности. Мудрый лидер должен ценить тех, кто не боится сообщить неприятные новости и высказать неудобное мнение. В организации должен быть свой «Фома неверующий».
Не слишком ли вы важничаете? Не изменилось ли ваше поведение после того, как вы достигли вершины? Считаете ли вы себя очень важной персоной, перед которой все заискивают и которую все боятся? Случалось ли вам ошибаться и при этом быть уверенным в собственной правоте? Если на все эти вопросы вы отвечаете утвердительно, вы слишком высокого мнения о себе.
Не обуяла ли вас страсть к стяжательству? Не следуете ли вы принципу «победитель получает все»? Опасность усугубляется, когда все свои решения вы принимаете под влиянием этой своей страсти. Бдительный руководитель пытается побороть в себе желание все иметь.
Не пора ли заняться чем-нибудь другим или вообще отойти от дел? Ответить на этот вопрос труднее всего, особенно человеку, который считает себя хозяином своей судьбы. Источником бед для таких лидеров становятся необдуманные, безрассудные решения.
Еще совсем недавно к генеральному директору крупной компании предъявлялось одно из основных требований – он должен быть яркой личностью, лидером и героем.
Информация о работе Исследование свойств личности современных руководителей