Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:39, доклад
Оперируя понятием менеджмент, мы следуем давно сложившейся в мировой литературе по управлению традиции, устанавливающей очень широкий разброс в понимании и интерпретации этого термина в отечественной теории и практике управления. Так, в Оксфордском толковом финансовом словаре менеджмент определяется как способ, манера обращения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; организация управления, административная единица.
Оперируя понятием менеджмент, мы следуем давно сложившейся в мировой литературе по управлению традиции, устанавливающей очень широкий разброс в понимании и интерпретации этого термина в отечественной теории и практике управления. Так, в Оксфордском толковом финансовом словаре менеджмент определяется как способ, манера обращения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; организация управления, административная единица.
В словаре иностранных слов менеджмент переводится на русский язык как управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, используемых с целью повышения эффективности производства и его прибыльности. Термин «менеджмент» по своей сути является аналогом термина «управление», это его синоним, однако не полный. Последнее понятие намного шире, поскольку применяется к разным видам и сферам человеческой деятельности (управление автомобилем, управление государством), к органам власти. Термин «менеджмент» употребим лишь по отношению к управлению социально-экономическими процессами на уровне организации (фирмы, предприятия). Менеджмент - совокупность принципов, методов и средств управления в целях повышения эффективности предпринимательской деятельности и увеличения прибыли.
Английское слово «менеджмент» происходит от корня латинского слова «манус» - рука. Первоначально термин использовался для управления животными и означал искусство управлять лошадьми. Позже термин был перенесен в сферу трудовой деятельности и стал обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.
В упрощенном понимании менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов, применение принципов, функций, методов и механизма экономического управления в практике работы организаций (предприятий, фирм) в условиях рыночной экономики.
Кратко это можно записать следующим образом:
Управление – руководство людьми для достижения определённых результатов (целей).
Менеджмент – управление людьми с целью получения прибыли.
Понятие «менеджмент» используется для обозначения:
Менеджмент как наука - это система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления фирмой, помогает осуществлять функцию руководства.
Менеджмент как практика - вид трудовой деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.
Менеджмент как искусство управления - умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Менеджмент как социальный слой - это определенная категория людей, осуществляющих работу по управлению другими людьми на производстве.
Значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 30-е гг. XX в. Уже тогда стало очевидным, что эта деятельность превратилась в профессию, область знаний - в самостоятельную дисциплину, а социальный слой - в весьма влиятельную общественную силу.
Менеджер - наемный профессиональный управляющий, представитель особой профессии, специалист в области экономики и управления, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. Это человек, прошедший специальную подготовку в сфере управления экономическими объектами. ЧЕЛОВЕК - УМНЫЙ, ЧТОБЫ УПРАВЛЯТЬ ЧУЖОЙ КОМПАНИЕЙ И МУДРЫЙ, ЧТОБЫ НЕ ИМЕТЬ СВОЮ СОБСТВЕННУЮJ.
Таким образом, менеджер - самостоятельная профессия с собственными профессионально-специфическими инструментами воздействия и навыками, явно отличающимися от других профессий и должностей.
Впервые о менеджменте как самостоятельной области знаний и практической деятельности, равноценной инженерному труду, было высказано в докладе Г. Тауна (1844-1924) на ежегодном собрании Американского общества инженеров-механиков.
Общая схема управления
воздейс
твие
обр.связь
Цель – желаемый образ будущего во времени и пространстве, в объёме и качестве.
-Фиксация момента рассогласования.
-Приступить к управлению.
Управление – силовое воздействие на объект управления субъектом управления для приведения его к заданной цели.
Субъект управления – это физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие.
Объект управления – люди, организация, страна и т.д.
Процесс управления – это процесс руководства людьми с учётом научных профессиональных знаний руководителя и опыта психологии коллектива для достижения определённого результата.
Процесс управления реализуется через функции управления и методы управления.
Методы управления (менялись во времени):
Способы воздействия субъектов управления на объект управления с целью получения определённого результата (материальные, административные, психологические методы воздействия):
Функции управления – виды воздействия субъекта управления на объект управления.
Прогнозирование – вероятная оценка будущего состояния объекта управления.
Планирование – выбор цели деятельности и развития фирмы и путей и средств их достижения. Планирование - постановка целей и разработка способов их достижения. Посредством планирования обеспечивается единство целей всех подразделении предприятия. Планирование - это непрерывный процесс, поскольку организация постоянно находится под влиянием изменяющихся внешних условий. Изменения во внешней среде требуют внесения корректировок в планы организации
Организация – создание структуры (коллектива людей) для ведения определённой деятельности. Организация производства - совокупность правил, процессов и действий, обеспечивающих форму и порядок соединения труда и вещественных элементов производства в целях повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Исполнение или Мотивация (стимулирование) – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Задача менеджеров - определить истинные побуждения сотрудников работать с максимальной отдачей и обеспечить условия для реализации потенциала подчиненных.
Контролирование (контроль и регулирование) - сравнение достигнутых результатов с запланированными и их регулирование. Контроль - деятельность по измерению и оценке результатов работы. Контроль необходим для подведения итогов функционирования, выявления и предупреждения кризисных ситуаций. «Контроль и определение направления - это синонимы» (Питер Драккер). Важнейшей особенностью контроля является его всеобъемлющий характер.
Виды контроля:
Этапы процесса принятия и реализации управленческих решений:
Что делают управляющие.
Генри Минцберг (1\3 времени –дел. отношения с подчинёнными, 1\3 – внешними делами, остальное – начальство, обход, размышления и пр.). Вклад Минцберга в развитие менеджмента заключается в том, что он сумел критически оценить, насколько верны и жизнеспособны стратегии развития компаний. По его мнению, даже самые талантливые разработчики стратегии не могут заранее сформировать ее и предсказать все повороты развития, предвидеть успехи, возможные неудачи и способы их устранения. Минцберг считает, что стратегия формируется постепенно и совсем не обязательно – на верхнем уровне организации. С его точки зрения правильно разработанная стратегия является результатом изучения возникающих планов, импровизаций, текущих мер адаптации и стратегических основ. Но идея Минцберга о том, что руководитель должен разрабатывать стратегию в соответствие с поступающей от рядовых сотрудников информацией о различных достижениях, остается спорной: так называемая «школа планирования» стратегии по-прежнему удерживает прочные позиции в общей теории создания стратегии.
Большое внимание в своих исследованиях Минцберг уделяет содержанию деятельности менеджеров. Он отмечает, что практически каждый руководитель, в зависимости от занимаемой должности и специфики деятельности фирмы играет в процессе управления определенную роль, которая сводится к определенному набору принципов, правил, процедур поведения и последовательности их выполнения. Деятельность менеджеров он описал при помощи 10 ролей:
Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают его сферу взаимодействия с людьми. Это роль главного руководителя, который традиционно выполняет обязанности правового и социального характера. Роль лидера делает менеджера ответственным за мотивацию подчиненных, а также за набор, подготовку кадров и сопутствующие этим аспектам вопросы. Обеспечивая работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги, менеджер играет роль связующего звена. Межличностные роли делают руководителя пунктом сосредоточения информации, что придает ему информационные роли, и превращает его в центр обработки информации. Постоянно собирая разнообразные сведения специализированного для своей работы характера, поступающие как из внешней среды, так и изнутри организации, менеджер играет роль приемника информации. Менеджер, получая разнообразную информацию от внутренних и внешних источников, часть которой носит фактический характер, а часть требует обсуждения и интерпретации для принятия решения, передает ее и играет роль распространителя информации. Передавая информацию для внешних контактов организации (путем публичных устных и письменных выступлений) по проблемам данной отрасли, относительно планов и политики действий, а также результатов работы организации, менеджер играет роль представителя. Исполняя межличностные и информационные роли, руководитель играет также роли, связанные с принятием решений: предпринимателя, распределителя ресурсов, устранителя нарушений, ведущего переговоры от имени организации. Предприниматель изыскивает возможности улучшения, совершенствования деятельности как внутри самой организации, так и за ее пределами и контролирует разработку определенных проектов. Распределитель ресурсов отвечает за составление и выполнение программ, бюджетов и графиков, связанных с координированным и рациональным использованием материальных, людских и финансовых возможностей. Устранителъ нарушений отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью серьезных изменений, вследствие нарушений выполнения стратегических и текущих программ действий. Ведущий переговоры ответственен за представительство организации на всех значимых переговорах. Все перечисленные 10 ролей, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера деятельности конкретной организации. Не все авторы согласны с Минцбергом в части его определений и классификаций управленческого труда. Нет единого описания работы менеджера, которое устаивало бы всех в отношении содержания, ролей и функций управленческого труда. Характерные типы менеджеров представлены в табл. 17.1. Таблица 17.1 Характерные типы менеджеров
|