История науки управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:39, доклад

Описание

Оперируя понятием менеджмент, мы следуем давно сложившейся в мировой литературе по управлению традиции, устанавливающей очень широкий разброс в понимании и интерпретации этого термина в отечественной теории и практике управления. Так, в Оксфордском толковом финансовом словаре менеджмент определяется как способ, манера обращения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; организация управления, административная единица.

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)
  1. История науки управления

 

    1. Основные определения

 

Оперируя понятием менеджмент, мы следуем давно сложившейся в мировой литературе по управлению традиции, устанавливающей очень широкий разброс в понимании и интерпретации этого термина в отечественной теории и практике управления. Так, в Оксфордском толковом финансовом словаре менеджмент определяется как способ, манера обращения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; организация управления, административная единица.

В словаре иностранных  слов менеджмент переводится на русский язык как управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, используемых с целью повышения эффективности производства и его прибыльности. Термин «менеджмент» по своей сути является аналогом термина «управление», это его синоним, однако не полный. Последнее понятие намного шире, поскольку применяется к разным видам и сферам человеческой деятельности (управление автомобилем, управление государством), к органам власти. Термин «менеджмент» употребим лишь по отношению к управлению социально-экономическими процессами на уровне организации (фирмы, предприятия). Менеджмент - совокупность принципов, методов и средств управления в целях повышения эффективности предпринимательской деятельности и увеличения прибыли.

Английское слово «менеджмент» происходит от корня латинского слова «манус» - рука. Первоначально термин использовался для управления животными и означал искусство управлять лошадьми. Позже термин был перенесен в сферу трудовой деятельности и стал обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.

В упрощенном понимании  менеджмент - это самостоятельный  вид профессиональной деятельности, направленной на достижение определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов, применение принципов, функций, методов и механизма экономического управления в практике работы организаций (предприятий, фирм) в условиях рыночной экономики.

Кратко это можно  записать следующим образом:

Управление – руководство людьми для достижения определённых результатов (целей).

Менеджмент – управление людьми с целью получения прибыли.

Понятие «менеджмент» используется для обозначения:

  • науки управления;
  • практической деятельности по управлению;
  • искусства руководства;
  • социального слоя.

Менеджмент  как наука - это система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления фирмой, помогает осуществлять функцию руководства.

Менеджмент  как практика - вид трудовой деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.

Менеджмент  как искусство управления - умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Менеджмент  как социальный слой - это определенная категория людей, осуществляющих работу по управлению другими людьми на производстве.

Значимость менеджмента  была особенно ясно осознана в 30-е гг. XX в. Уже тогда стало очевидным, что эта деятельность превратилась в профессию, область знаний - в  самостоятельную дисциплину, а социальный слой - в весьма влиятельную общественную силу.

Менеджер - наемный профессиональный управляющий, представитель особой профессии, специалист в области экономики и управления, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. Это человек, прошедший специальную подготовку в сфере управления экономическими объектами. ЧЕЛОВЕК - УМНЫЙ, ЧТОБЫ УПРАВЛЯТЬ ЧУЖОЙ КОМПАНИЕЙ И МУДРЫЙ, ЧТОБЫ НЕ ИМЕТЬ СВОЮ СОБСТВЕННУЮJ.

Таким образом, менеджер - самостоятельная профессия с  собственными профессионально-специфическими инструментами воздействия и навыками, явно отличающимися от других профессий и должностей.

 

Впервые о менеджменте  как самостоятельной области  знаний и практической деятельности, равноценной инженерному труду, было высказано в докладе Г. Тауна (1844-1924) на ежегодном собрании Американского общества инженеров-механиков.

Общая схема управления

 

воздейс


твие


 

 

                   обр.связь



 


                                                                  

   Цель – желаемый образ будущего во времени и пространстве, в объёме и качестве.

-Фиксация момента  рассогласования.

-Приступить к управлению.

Управление – силовое воздействие на объект управления субъектом управления для приведения его к заданной цели.

Субъект управления – это физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие.

Объект управления – люди, организация, страна и т.д.

Процесс управления – это процесс руководства людьми с учётом научных профессиональных знаний руководителя и опыта психологии коллектива для достижения определённого результата.

Процесс управления реализуется через функции управления и методы управления.

Методы управления (менялись во времени):

  1. Научное управление, которое подчёркивает важность эффективности. Фредерик У. Тейлор (1858-1915). Научный подбор рабочего. Франк и Лилиан Гилбрет (управление кадрами) ЛГ- первая жен. Д.пс.н. в США 1915г.
  2. Человеческие отношения и управление поведением. Роберт Оуэн, Элтон Мэйо- отец ЧО (вовлекать в принятие решений)
  3. Административное управление, которое делает упор на  аспекты координации в управлении. Анри Файоль фр.(роль администратора)
  4. Математическая школа.

Способы воздействия субъектов управления на объект управления с целью получения определённого результата (материальные, административные, психологические методы воздействия):

  • экономические (надбавки к з/п, премии, прибыль, рентабельность для предприятий)
  • административные (законы, указы, распоряжения, постановления, инструкции, обязательные для выполнения подчинёнными).
  • психологические (благодарность, повышение по службе, новая должность), моральное стимулирование.

Функции управления – виды воздействия субъекта управления на объект управления.

 


 



 

 

 

Прогнозирование – вероятная оценка будущего состояния объекта управления.

Планирование – выбор цели деятельности и развития фирмы и путей и средств их достижения. Планирование - постановка целей и разработка способов их достижения. Посредством планирования обеспечивается единство целей всех подразделении предприятия. Планирование - это непрерывный процесс, поскольку организация постоянно находится под влиянием изменяющихся внешних условий. Изменения во внешней среде требуют внесения корректировок в планы организации

Организация – создание структуры (коллектива людей) для ведения определённой деятельности. Организация производства - совокупность правил, процессов и действий, обеспечивающих форму и порядок соединения труда и вещественных элементов производства в целях повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Исполнение или Мотивация (стимулирование) – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Задача менеджеров - определить истинные побуждения сотрудников работать с максимальной отдачей и обеспечить условия для реализации потенциала подчиненных.

Контролирование (контроль и регулирование) - сравнение достигнутых результатов с запланированными и их регулирование. Контроль - деятельность по измерению и оценке результатов работы. Контроль необходим для подведения итогов функционирования, выявления и предупреждения кризисных ситуаций. «Контроль и определение направления - это синонимы» (Питер Драккер). Важнейшей особенностью контроля является его всеобъемлющий характер.

 

Виды контроля:

  • предварительный
  • текущий
  • заключительный

 

Этапы процесса принятия и реализации управленческих решений:

  1. Диагностика ситуации.
  2. Прогнозирование развития событий.
  3. Разработка концепции будущего действия.
  4. Принятие решения о действии.
  5. Организация исполнения действия.
  6. Исполнение действия.
  7. Контроль и коррекция действия.

Что делают управляющие.

Генри Минцберг (1\3 времени –дел. отношения с подчинёнными, 1\3 – внешними делами, остальное – начальство, обход, размышления и пр.). Вклад Минцберга в развитие менеджмента заключается в том, что он сумел критически оценить, насколько верны и жизнеспособны стратегии развития компаний. По его мнению, даже самые талантливые разработчики стратегии не могут заранее сформировать ее и предсказать все повороты развития, предвидеть успехи, возможные неудачи и способы их устранения. Минцберг считает, что стратегия формируется постепенно и совсем не обязательно – на верхнем уровне организации. С его точки зрения правильно разработанная стратегия является результатом изучения возникающих планов, импровизаций, текущих мер адаптации и стратегических основ. Но идея Минцберга о том, что руководитель должен разрабатывать стратегию в соответствие с поступающей от рядовых сотрудников информацией о различных достижениях, остается спорной: так называемая «школа планирования» стратегии по-прежнему удерживает прочные позиции в общей теории создания стратегии.

Большое внимание в своих  исследованиях Минцберг уделяет  содержанию деятельности менеджеров. Он отмечает, что практически каждый руководитель, в зависимости от занимаемой должности и специфики деятельности фирмы играет в процессе управления определенную роль, которая сводится к определенному набору принципов, правил, процедур поведения и последовательности их выполнения. Деятельность менеджеров он описал при помощи 10 ролей:

  1. Главный руководитель – руководит фирмой, утверждает важнейшие производственные, экономические, социальные решения, выполняет церемониальные действия, осуществляет VIP-представительство.
  2. Лидер – занимается руководством, инструктажем, мотивацией, контролем и оценкой деятельности подчиненных ему работников, формирует и реализует кадровую политику.
  3. Посредник (связующее звено) - обеспечивает контакты между работниками, организует работу информационных систем и служб, налаживает информационные потоки.
  4. Аналитик (приемник информации) - собирает и анализирует управленческую информацию, выявляет управленческие проблемы, анализирует причины их возникновения.
  5. Информатор – передает внешнюю информацию, налаживает информационные контакты между уровнями, звеньями управления, отдельными работниками, реализует информационную политику, осуществляет защиту информации.
  6. Представитель – передает внутреннюю информацию внешним пользователям: финансовым органам, акционерам, партнерам, клиентам. Его основная функция - PR-деятельность.
  7. Предприниматель - отвечает за разработку и реализацию различных нововведений на предприятии, освоение новых продуктов, услуг, рынков, информационных систем, осуществляет управленческие решения, связанные с риском.
  8. Устраняющий нарушения – разрабатывает и реализует мероприятия по корректировке деятельности фирмы при возникновении серьезных проблем или угроз деятельности предприятия, осуществляет антикризисное управление.
  9. Распределитель ресурсов – отвечает за распределение между подразделениями, видами деятельности, проектами материальных, финансовых, трудовых, технических, научных ресурсов, принимает участие в формировании бюджета предприятия и его подразделений, контролирует их исполнение.
  10. Переговорщик – отвечает за внутренние и внешние переговоры, участвует в заключении сделок, урегулировании конфликтов.

Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают его сферу взаимодействия с людьми. Это роль главного руководителя, который традиционно выполняет обязанности правового и социального характера. Роль лидера делает менеджера ответственным за мотивацию подчиненных, а также за набор, подготовку кадров и сопутствующие этим аспектам вопросы. Обеспечивая работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги, менеджер играет роль связующего звена.

Межличностные роли делают руководителя пунктом сосредоточения информации, что придает ему информационные роли, и превращает его в центр обработки информации. Постоянно собирая разнообразные сведения специализированного для своей работы характера, поступающие как из внешней среды, так и изнутри организации, менеджер играет роль приемника информации. Менеджер, получая разнообразную информацию от внутренних и внешних источников, часть которой носит фактический характер, а часть требует обсуждения и интерпретации для принятия решения, передает ее и играет роль распространителя информации. Передавая информацию для внешних контактов организации (путем публичных устных и письменных выступлений) по проблемам данной отрасли, относительно планов и политики действий, а также результатов работы организации, менеджер играет роль представителя.

Исполняя  межличностные и информационные роли, руководитель играет также роли, связанные с принятием решений:

предпринимателя, распределителя ресурсов, устранителя  нарушений, ведущего переговоры от имени организации.

Предприниматель изыскивает возможности улучшения, совершенствования деятельности как внутри самой организации, так и за ее пределами и контролирует разработку определенных проектов. Распределитель ресурсов отвечает за составление и выполнение программ, бюджетов и графиков, связанных с координированным и рациональным использованием материальных, людских и финансовых возможностей. Устранителъ нарушений отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью серьезных изменений, вследствие нарушений выполнения стратегических и текущих программ действий. Ведущий переговоры ответственен за представительство организации на всех значимых переговорах.

Все перечисленные 10 ролей, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера деятельности конкретной организации.

Не все  авторы согласны с Минцбергом в части  его определений и классификаций управленческого труда. Нет единого описания работы менеджера, которое устаивало бы всех в отношении содержания, ролей и функций управленческого труда.

Характерные типы менеджеров представлены в табл. 17.1.

Таблица 17.1

Характерные типы менеджеров

 

Тип менеджера

Основной  принцип деятельности

Характерные черты

1

2

3

Менеджер-патерналист

Быть справедливым, но твердым

Играя роль «главы семьи» по отечески относится к работникам. При положительной реакции большинства работников это приводит к повышению производительности труда

Менеджер-маклер

Делать все  возможное, чтобы смягчить недовольство работников

3 условиях кризиса,  когда предприятия страдают от перепроизводства товаров, менеджеры умеющие сбывать продукцию обеспечивают движение производства.

Менед-жер-организатор

Чтобы принимать эешения, необходимо учитывать мнение большого круга людей

Крупное предприятие  делает невозможным единоличное управление производством. Возникает необходимость управленческих советов. Руководителем зачастую становится не основатель производства, а специалист со стороны

Менеджер-дипломат

Основная часть рабочего времени используется для установления и развития человеческих контактов

Велика роль менеджеров в посреднической деятельности. Большую часть времени менеджеры посвящают углублению деловых связей, заключению сделок, разрешению споров, улаживанию отношении с властями. Все это требует от менеджера дипломатических способностей

Менеджер-лидер

Чтобы эффективно управлять, нужно эыть способным вести за собой людей, г.е. быть лидером

Лидерские функции  менеджера складываются из двух компонентов - профессионально-технократических и эмоционально-личностных

Менед-жер-воспитатель

Степень воспитанности, высокая нравственность работников является одним из решающих условий роста экономического прогресса

По мере усложнения производственных процессов возрастают требования к персоналу. Возрастает потребность в повышении технологической эрудиции работников, совершенствовании нравственных сторон их жизнедеятельности. Обладание этими воспитательными способностями необходимо для менеджера, претендующего на успех

Менед-жер-иннова-тор

Внедрение инноваций в современных условиях является одним из важнейших условий успеха предприятия на рынке

Значительно быстрее можно повысить производительность труда и качество продукции на базе принципиально новой техники и технологии, чем постоянно «латать заплаты на изношенном оборудовании» и экономить на введение новшеств

Менеджер-человек

Менеджер — не машина, ничто человеческое ему не чуждо

У каждого  менеджера свой характер, состоящий из совокупности многих поведенческих черт, не все из которых способствуют выполнению менеджерских функций. Менеджер должен обладать умом, образованностью, техническими знаниями, силой, тактичностью, энергичностью, решительностью, честностью, рассудительностью и др.

Менед-жер-управляющий

В условиях, когда  власть не безраздельна, от менеджера требуется проявление, как твердости, так и известной мягкости

Менеджер-управляющий  должен быть честным, верным своему слову, иметь высокую профессиональную подготовку, владеть навыками делового общения, обладать мастерством оратора, консультанта, педагога и психолога


Информация о работе История науки управления