Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:39, доклад
Оперируя понятием менеджмент, мы следуем давно сложившейся в мировой литературе по управлению традиции, устанавливающей очень широкий разброс в понимании и интерпретации этого термина в отечественной теории и практике управления. Так, в Оксфордском толковом финансовом словаре менеджмент определяется как способ, манера обращения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; организация управления, административная единица.
в поле, руководитель - руководить,
но все должны выполнять свои функции со знанием дела.
Китайская пословица
Принципы управления были объектом внимания всех известных мыслителей. Понятие «власть» зародилось в древнегреческих городах. На их территории возникла необходимость регулирования взаимоотношений граждан и достижения их общих интересов. Отсюда и появилась власть как насильственная деятельность, выражающая интересы и волю тех или иных субъектов, оказывающая регулирующее воздействие на поведение людей. Одну из первых теорий управления создал Конфуций (551 - 478 гг. до н.э.). Он разработал концепцию благородного человека не по происхождению, а благодаря воспитанию и самосовершенствованию. Конфуций считал что этот человек должен обладать в первую очередь гуманностью, любовью к людям, быть справедливым, верным, искренним, всегда стремиться к знаниям, с особым почтением относиться к родителям и старикам. Закон идеальных отношений выражался принципом: "Чего не пожелаешь себе, того не делай другим" Гуманное управление твердо держаться истинного принципа, быть бескомпромиссным в основном, решающем, заботиться о людях и их благе, хорошо знать, что любят люди и что они ненавидят. Конфуций отмечал:
«Достигни любви народной и ты достигнешь власти; если же потеряешь любовь народную, то потеряешь власть». Для конфуцианства характерна защита идей строгой социальной дифференциации и иерархического разделения обязанностей между членами общества. Причем/государство должно опираться на мудрость и добродетель правителя и его достойных помощников».
Древнегреческий философ
Платон (427- 347 гг. до н.э.) трактовал государство
как максимально возможное
«Политика» Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) начинается словами: «Всякое государство представляет собой некую форму общежития». Политическое устройство предполагает власть закона. «Закону страсть не причастна». Аристотель подчеркивал, что «государство по своей природе множество, ...состоит из многих частей». Одни народы поддаются только деспотической власти, другие могут жить и при царской власти, а для иных нужна свободная политическая жизнь. Аристотель ввел классификацию форм политического устройства, включающую три правильные (монархия, аристократия, полития) и три неправильные формы (тирания, олигархия, демократия). Монархия - древнейшая и самая «божественная» форма политического устройства. Она допустима, если в государстве есть человек, который превосходит всех других. Такие люди бывают, и для них нет закона, «они сами закон», такой человек «как бог между людьми». При аристократии власть находится в руках немногих, обладающих личными достоинствами, и она возможна там, где личное достоинство ценится народом. Полития (республика) - власть большинства, но «республика состоит из людей, носящих оружие». Каждый член большинства хуже каждого члена аристократического меньшинства, но в целом большинство лучше меньшинства.
Тирания - это власть, которая «не согласна с природой человека». Олигархия - власть меньшинства, но не достойных, а богатых. Демократия - власть большинства, основанная на законе или «желания толпы». В условиях крайней демократии решающим оказывается мнение «чистых потребителей», - людей свободных в негативном, отрицательном смысле - от, собственности, труда, воспитания.
В эпоху Возрождения наиболее известными, в теории устройства государства стали работы итальянца Никколо Макиавелли. В своей работе «Государь» (1513 г.) он отмечал, что «судьба предопределяет половину наших действии, а другой половиной или около того она предоставляет управлять нам» Макиавелли вводит личную энергию, которая проявляется у человека как сила, предприимчивость, доблесть. «Массы,- отмечает он,- не хотят, чтобы ими командовали и угнетали, а знать, напротив, стремится властвовать и порабощать народ». Формы государства Макиавелли принимает на основе представлений Аристотеля. В своей работе Макиавелли формулирует правила политического управления, которые необходимы для создания сильного государства в условиях, когда в народе не развиты гражданские добродетели. Государь должен руководствоваться общепринятыми нормами поведения, однако политику и политические деяния нельзя судить с нравственных позиций. Когда речь идет о спасении родины, не следует принимать никакие соображения о том, что справедливо и что несправедливо. Необходимо, забыв обо всем, действовать так, чтобы спасти существование и свободу. Макиавелли рекомендует государю быть безжалостным и вероломным, жестоким и действовать на подданных, страхом. Поведением людей руководят два главных мотива - страх и любовь. Страх прочнее и тверже, а любовь - очень тонка, она держится на крайне зыбкой основе человеческой благодарности. Людей нужно взять лаской или же вовсе от них избавиться. Обида, нанесенная человеку, должна быть такого рода, чтобы не опасаться за нее мести. Государь может не опасаться заговора, если пользуется благоволением народа и, наоборот, должен бояться всех и каждого, если народ питает к нему вражду и ненависть.
Государь может не считаться со своими обещаниями. Лукавством он должен опутывать тех, кто на него полагается. Он должен быть отважнее льва, и хитрее лисы. Для государя частная собственность должна быть неприкасаемой. «Люди скорее забудут смерть отца, нежели потерь наследства. Государь должен быть смел и решителен, ибо медлительность и колебания способны погубить любое начинание. Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает. Если это люди преданные и способные, то всегда можно быть уверенным в его мудрости, ибо он умел распознать их способности и удержать их преданность. Если они не таковы, то первую оплошность государь уже совершил, выбрав плохих помощников.
B 70-х годах XVIII века при создании США, были приняты важнейшие документы, регламентировавшие свободу личности как важнейшую политическую ценность. Этими документами стали Декларация независимости, Конституция, Биль о правах «Все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем очевидными (прирожденными и неотчуждаемыми Управами, к числу которых принадлежат жизнь, свободами стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если желанная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью».
Релятивистские концепции власти рассматривают ее как отношение между партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В этой концепции реализуются теории сопротивления, обмена ресурсами, разделения зон влияния
Бихевиористские концепции власти исходят из ее трактовки как отношения между людьми, при котором одни властвуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. При таком подходе внимание акцентируется на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Человек видит во власти средство улучшения жизни приобретение богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п.
Системные концепции власти трактуют ее как систематизирующее начало в политической системе. В рамках этих концепций можно выделить три подхода:
Назначение власти - разрешать
постоянно возникающее
Выполнение управленческих функций обязательно, если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, которые являются четким доказательством существования там практики управления. По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций: даже доисторические люди часто жили организованными группами.
Однако как управление, так и организации древности сильно отличались от тех, что описаны в нашей книге. Хотя само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, профессии, области исследований относительно нова. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в XX веке. Немного позже мы попытаемся хотя бы частично раскрыть причины этого. А сначала давайте кратко остановимся на истории развития организаций и управления ими, чтобы показать, какими они были в прошлом.
Древние организации. Свершения крупных организаций в древности ясно указывают, что они имели формальную структуру, в которой можно было выделить уровни управления. Висячие сады Вавилона, инкский город Мачу-Пикчу и пирамиды Египта могли появиться на свет только вследствие координированных, организованных усилий. Задолго до рождения Христа существовали и крупные политические организации. Македония при Александре Великом, Персия, а позднее Рим простирались от Азии до Европы. Руководителями этих организаций были короли и генералы. Конечно, были и лейтенанты, были хранители житниц, были погонщики и надсмотрщики работ, губернаторы территорий и казначеи, которые помогали обеспечивать деятельность существовавших организаций.
Шли годы, управление некоторыми организациями становилось все более четким и все более сложным, а сами организации становились все более сильными и все более устойчивыми. Хорошим примером тому может служить Римская империя, просуществовавшая сотни лет. Римские легионы с четкой структурой управления, состоящей из генералов и офицеров, подразделением армий на дивизии, планированием и дисциплиной шли победным маршем через плохо организованные европейские страны, через государства Среднего Востока. Завоеванные территории отдавались под управление губернаторов, подчинявшихся Риму, строились дороги, чтобы ускорить связь с Римом. Связь, как нам еще предстоит увидеть, - это очень важная составляющая успеха организации. Знаменитые дороги, которые кое-где используются и сейчас, помогали собирать налоги и дань в пользу императора. И что еще более важно, хорошие дороги позволяли легионам, размещенным внутри страны, быстро связываться с окраинными провинциями, если местные жители или местная администрация восставали против римского правления.
Формы почти всех видов проявления современного управления можно проследить в этих огромных процветавших организациях древности, но в целом характер и структура управления в те времена отличались от сегодняшних. Например, пропорция между руководителями и неруководителями была гораздо меньшей, было меньше руководителей среднего звена. Прежние организации стремились иметь малочисленную группу руководителей высшего звена, которые сами принимали практически все важные решения. Очень часто руководство осуществлялось одним человеком, это был как бы театр одного актера. Если лицо на верхнем уровне управления (а это почти всегда был мужчина) было хорошим лидером и правителем, как Юлий Цезарь или Адриан, тогда все шло более или менее гладко. Когда к власти приходил такой неумелый руководитель, как Нерон, жизнь могла погрузиться во мрак.
Были в истории примеры организаций, которые управлялись так же, как организации управляются и в наше время. Ярким примером тому является римская католическая церковь. Простая структура: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходский священник, определенная еще основателями христианства, успешно функционирует и в настоящее время и является более "современной", чем структура многих организаций, появившихся только сегодня. Может быть, это и есть существенная причина того, что римская католическая церковь процветает на протяжении многих веков, в то время как появлялись и исчезали и отдельные деловые организации, и целые народы. Современные военные организации тоже во многие отношениях удивительно похожи на организации Древнего Рима. Но в целом, как показано в табл. 1.1, управление и организации в древности значительно отличались от современных.
Таблица 1.1.
Старая организация |
Современная организация |
Малое количество крупных организаций, отсутствие гигантских организаций. |
Большое количество чрезвычайно мощных, крупных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. |
Относительно небольшое количество руководителей. практическое отсутствие руководителей среднего звена. |
Большое количество руководителей, в том числе руководителей среднего звена. |
Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой |
Четко очерчены управленческие группы, управленческая работа четко воспринимается и отделяется от неуправленческой. |
Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву рождения или путем захвата силой. |
Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву компетентности с соблюдением законности и порядка. |
Малое количество людей, способных принимать важные для организации решения. |
Большое количество людей, способных принимать важные для организации решения |
Упор на приказ и интуицию. |
Упор на коллективную работу и рациональность. |