Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:22, реферат
Актуальность темы данной работы определяется двумя факторами. С одной стороны, в России сегодня существует и динамично развивается на внутренней основе рынок консалтинговых услуг. В период перехода России к рыночной экономике, сформировалась отрасль управленческого консультирования, которая в современных условиях продолжает развиваться необычайно быстрыми темпами. Однако, учитывая растущий спрос на услуги по управленческому консультированию и небольшой опыт практической деятельности консалтинговых компаний в России, ощущается нехватка знаний, методов и технологий консалтинговой деятельности.
Введение
1. Возникновение консалтинга
1.1 Возникновение консультирования в России
2. Управленческий консалтинг сегодня
3. Структура услуг в современном консалтинге и тенденции его развития
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
1. Возникновение
консалтинга
1.1 Возникновение
консультирования в России
2. Управленческий
консалтинг сегодня
3. Структура
услуг в современном
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность
темы данной работы определяется двумя
факторами. С одной стороны, в
России сегодня существует и динамично
развивается на внутренней основе рынок
консалтинговых услуг. В период перехода
России к рыночной экономике, сформировалась
отрасль управленческого
С
другой стороны, история мировой
индустрии управленческого
Однако
основным условием успешного применения
технологий международной консалтинговой
деятельности все же остается учет
факторов, определяющих специфику рынка
консалтинговых услуг в России. В
этом смысле, изучение технологий международной
консалтинговой деятельности является
актуальным, предоставляющим общую
основу, дающую возможность использования
мирового опыта консалтинговой деятельности
для совершенствования
Усложняющиеся
условия современного управления требуют
постоянного развития теоретических
концепций управления и прикладных
управленческих технологий. Носителями
новых теоретических и
Консультирование
как особое направление профессиональной
деятельности представляет собой экспертную
помощь со стороны специалистов в
области консалтинга во многих сферах
предпринимательской
1. Возникновение
консалтинга
Консалтинг – это деятельность специальных компаний, заключающаяся в консультировании производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов экономики, финансов, внешнеэкономических связей, создания и регистрации фирм, исследования и прогнозирования рынка товаров и услуг. Консалтинговые компании могут быть специализированными по отдельным профилям консультационной деятельности. Консалтинг может состоять в подготовке пакетов учредительных документов при создании новых организаций. Оборот рынка консалтинговых услуг ежегодно стремительно растет.
Возникновение
управленческого консалтинга
Постоянный
поиск предпринимателями новых
средств повышения
Вплоть
до начала 30-х годов прошлого столетия
консалтинга как отдельной
Стало очевидным, что нормальное развитие бизнеса невозможно без использования стратегического, маркетингового и кадрового планирования. Более того, спрос на данный вид услуг проявлялся не только со стороны крупных частных промышленных фирм, но и со стороны государственного сектора и военных структур, особенно в готы Второй мировой войны, что существенным образом поддержало молодой рынок и дало ему довольно мощный заряд к дальнейшему развитию. Именно в этот период было открыто сразу несколько консалтинговых фирм, не просто существующих и в наше время, но и считающихся основателями современного консалтинга. Реальное же становление отрасли в качестве самостоятельной сферы бизнеса произошло только в 1950-е гг. С тех пор она развивается необычайно быстрыми темпами, обгоняя многие как более старые, так и возникшие совсем недавно отрасли экономики.
Становление этой сферы бизнеса, с одной стороны, было основано на выявлении и описании различных методов и принципов консультирования. С другой – предприниматель должен был сам почувствовать неудовлетворенность своим положением и желание совершенствовать свои дела и методы управления. Впервые благоприятные условия для этого возникли в связи с зарождением научного управления во второй половине XIX в. Консультирование на основе теории научного управления концентрировалось на вопросах производительности и эффективности работы фабрики, рациональной организации труда и снижении издержек производства. Такое консультирование называли организацией производства, а консультантов -- экспертами по эффективности. В начале XX в. область деятельности консалтинга расширилась. Появились первые профессиональные консультанты, такие, как Фредерик Тейлор, Артур Д. Литтл, Тоуэрс Пэр-рин и Гаррингтон Эмерсон. Последние двое основали первые консалтинговые фирмы. В 1914 г. в Чикаго Эдвин Буз основал службу деловых исследований Booz Allen & Hamilton («Буз-Аллен энд Гамилтон»). Появились консалтинговые фирмы по управлению человеческими ресурсами, по управлению сбытом и маркетингом, а также по управлению финансовыми ресурсами. В 1925 г. Джеймс О. МакКинзи и Эндрю Томас Карни в партнерстве основали компанию, давшую впоследствии начало двум крупнейшим в мире консалтинговым фирмам -- McKinsey & Company и А.Т. Kearney (А.Т. Карни).
В
1920-30-е гг., после Великой депрессии
управленческий консалтинг завоевал признание
во всех промышленно развитых странах.
Однако его объем и области
применения оставались ограниченными.
Его услугами пользовались в основном
крупные промышленные фирмы. Вместе
с тем появился спрос на консультирование
государственного сектора и военного
комплекса, что сыграло немаловажную
роль во время Второй мировой войны.
Послевоенный период называют «золотыми
годами» консультирования (60-ые гг.
XX века), когда крупнейшие аудиторские
компании, члены «Большой восьмерки»
(в результате слияний она трансформировалась
в «Большую четверку») постепенно расширили
список своих услуг и стали предоставлять
не только аудиторские услуги. Именно
в то время спрос на консалтинговые услуги
начал расти особенно интенсивно. Объяснялось
это послевоенным строительством, ростом
деловой активности, ускорением научно-технического
прогресса, интернационализацией промышленности,
торговли и финансов. Большинство консалтинговых
фирм, созданных в те годы, существуют
и в настоящее время и занимают лидирующие
позиции.
1.1 Возникновение
консультирования в России
Как и любое понятие, относящееся к сфере бизнеса, рынок консалтинговых услуг в России имеет свою специфику. В России и в странах с развитой рыночной экономикой консультационные услуги являются одним из важнейших элементов, поддерживающих на высоком уровне функционирование ее инфраструктуры.
Во
времена централизованно
Предпосылки для возникновения консалтинга – наличие рыночной экономики, частного бизнеса и независимых экспертов. Именно поэтому отправной точкой развития рынка консалтинговых услуг в России принято считать начало 90-х годов, как и многое другое, так или иначе связанное с частным. Цивилизованный облик рынок консалтинговых услуг приобрел несколько позже.
Тем не менее, предпосылки были созданы, стал появляться частный бизнес, совершенно разнообразного уровня и направлений. Самыми популярными видами консалтинговых услуг того времени можно назвать налоговый и юридический. Небольшие фирмы, в штате которых могло насчитываться два-три человека, предоставляли консультации в области налогообложения и его оптимизации, регистрацией фирм в зонах с особым льготным налоговым режимом, вексельных схем и пр. Клиентов эти фирмы находили непосредственно рядом с налоговыми инспекциями, где, к слову, еще десять лет назад разворачивалась бойкая торговля всевозможной литературой, сделанной «на коленке», о том, как легально и не очень уменьшить налоговые.
Основным
источником кадров для рынка консалтинговых
услуг в ту пору стали научно-
Несмотря на появление частного бизнеса, который, безусловно, хотел развиваться, и консультантов, способных помочь осуществить это развитие с наименьшими потерями, качественно-высокого спроса на данный вид услуг все же не было. Из основных причин, по которым бизнес не желал обращаться к консультантам, можно обозначить две.
К первой можно отнести отсутствие или недостаток самих консультантов в таких сферах как маркетинг, финансы, менеджмент.
Вторая
причина, самая распространенная - искреннее
непонимание смысла консультационных
услуг. Зачем платить кому-то за то,
что знаешь или можешь узнать. Этому
факту есть довольно простое объяснение.
На западе собственник старается
вести свой бизнес согласно выработанной
стратегии, отклонение от которой нежелательно.
В России ведение бизнеса в
ту пору можно сравнить с дрейфом
в открытом море. Цель ясна - рост, но
что нужно делать для этого, кроме
как работать еще больше, понимали
далеко не все. Иными словами, бизнесмен
предпочитал действовать
Справедливости ради можно отметить, что такая стратегия, в отсутствие жесткой конкурентной среды, могла и периодически приводила к положительному результату.
Общее у двух приведенных в пример причин – отсутствие элементарной культуры ведения бизнеса, принципами которой успешно пользовались в странах с развитой рыночной экономикой.
Однако бизнес в России продолжал эволюционировать, а в месте с ним качественно изменялся и рынок консалтинговых услуг. Он становился более понятным, прозрачным и более профессиональным. Ужесточение конкурентной среды, приход на российский рынок крупных западных игроков и экспансия отечественных компаний на зарубежные рынки подняли российскую экономику и частный бизнес на новый уровень.
Спектр
услуг, оказываемых российскими
консалтинговыми компаниями, достаточно
широк и ничем не отличается от
того же американского или
В связи с экономическим ростом после кризиса, с 1999 г., в России появился реальный, а не «простимулированный западными инъекциями» спрос на консалтинг. Доходы международных консалтинговых фирм в России резко подскочили. По итогам 1999 г. совокупная выручка консалтинговых фирм на российском рынке составила 90 млн. долл. И если непосредственно после кризиса 1998 г. в выигрышном положении на рынке, несомненно, находился аудит, то затем ситуация коренным образом изменилась. Консалтинг как вид бизнеса становится все более привлекательным. В течение 2000 г. объем рынка консультационных услуг российских консультантов вырос на 60%, а емкость рынка аудиторских услуг увеличилась за тот же период лишь на 36%.