История развития консалтинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:22, реферат

Описание

Актуальность темы данной работы определяется двумя факторами. С одной стороны, в России сегодня существует и динамично развивается на внутренней основе рынок консалтинговых услуг. В период перехода России к рыночной экономике, сформировалась отрасль управленческого консультирования, которая в современных условиях продолжает развиваться необычайно быстрыми темпами. Однако, учитывая растущий спрос на услуги по управленческому консультированию и небольшой опыт практической деятельности консалтинговых компаний в России, ощущается нехватка знаний, методов и технологий консалтинговой деятельности.

Содержание

Введение

1. Возникновение консалтинга

1.1 Возникновение консультирования в России

2. Управленческий консалтинг сегодня

3. Структура услуг в современном консалтинге и тенденции его развития

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 48.74 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение 

1. Возникновение  консалтинга 

1.1 Возникновение  консультирования в России 

2. Управленческий  консалтинг сегодня 

3. Структура  услуг в современном консалтинге  и тенденции его развития 

Заключение 

Список  используемой литературы

 

Введение 

     Актуальность  темы данной работы определяется двумя  факторами. С одной стороны, в  России сегодня существует и динамично  развивается на внутренней основе рынок  консалтинговых услуг. В период перехода России к рыночной экономике, сформировалась отрасль управленческого консультирования, которая в современных условиях продолжает развиваться необычайно быстрыми темпами. Однако, учитывая растущий спрос на услуги по управленческому  консультированию и небольшой опыт практической деятельности консалтинговых компаний в России, ощущается нехватка знаний, методов и технологий консалтинговой деятельности.

     С другой стороны, история мировой  индустрии управленческого консультирования насчитывает свыше ста лет  бурного роста и развития. При  этом практический опыт деятельности консультантов тщательно систематизируется  не только международными консалтинговыми  фирмами, но и профессиональными  объединениями, институтами и международными ассоциациями консультантов и консалтинговых фирм. В мировой практике существуют наработанные консультационные технологии и технологии консультирования, знание и понимание которых позволит расширить возможности, как самих  консультантов, так и руководителей консалтинговых фирм.

     Однако  основным условием успешного применения технологий международной консалтинговой деятельности все же остается учет факторов, определяющих специфику рынка  консалтинговых услуг в России. В  этом смысле, изучение технологий международной  консалтинговой деятельности является актуальным, предоставляющим общую  основу, дающую возможность использования  мирового опыта консалтинговой деятельности для совершенствования консалтинговой деятельности в России.

     Усложняющиеся условия современного управления требуют  постоянного развития теоретических  концепций управления и прикладных управленческих технологий. Носителями новых теоретических и прикладных знаний по проблемам управления становятся специалисты по консультированию в  различных сферах деятельности, которые  играют все более значительную роль в управленческом процессе.

     Консультирование  как особое направление профессиональной деятельности представляет собой экспертную помощь со стороны специалистов в  области консалтинга во многих сферах предпринимательской деятельности и призвано на основе научного анализа  конкретных производственных ситуаций выработать наиболее приемлемые пути повышения эффективности работы (доходности) предприятия и способы их внедрения, используя достижения современной управленческой науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Возникновение  консалтинга 

     Консалтинг  – это деятельность специальных компаний, заключающаяся в консультировании производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов экономики, финансов, внешнеэкономических связей, создания и регистрации фирм, исследования и прогнозирования рынка товаров и услуг. Консалтинговые компании могут быть специализированными по отдельным профилям консультационной деятельности. Консалтинг может состоять в подготовке пакетов учредительных документов при создании новых организаций. Оборот рынка консалтинговых услуг ежегодно стремительно растет.

     Возникновение управленческого консалтинга обычно связывают с промышленной революцией. В это время появляются первые фабрики и происходят связанные  с этим институциональные и общественные преобразования. Постепенно накапливается  управленческий опыт. Он обобщается, структурируется. Высокий уровень общения в  производственной сфере делает возможным  передачу этого опыта и выработку соответствующих рекомендаций.

     Постоянный  поиск предпринимателями новых  средств повышения эффективности  производства, попытки со стороны  специалистов управления найти коммерческое приложение своим способностям, логика развития организационной науки  и практики привели к возникновению  первых профессиональных фирм по управленческому  консалтингу, которые начали возникать сравнительно недавно – в 20-е гг. XX в.

     Вплоть  до начала 30-х годов прошлого столетия консалтинга как отдельной отрасли  экономики не существовало. Количество фирм, занятых в этой сфере, было настолько мало, что говорить о  буме консультационных услуг просто немыслимо. Проблемы, которыми занимались эти немногочисленные консалтинговые компании, были очень узконаправленными и сводились в основном к маркетингу, сбыту и управлению человеческими ресурсами. Переломным моментом или очередным этапом развития рынка консалтинговых услуг можно считать конец 20-х - начало 30-х.

     Стало очевидным, что нормальное развитие бизнеса невозможно без использования  стратегического, маркетингового и  кадрового планирования. Более того, спрос на данный вид услуг проявлялся не только со стороны крупных частных  промышленных фирм, но и со стороны  государственного сектора и военных  структур, особенно в готы Второй мировой  войны, что существенным образом  поддержало молодой рынок и дало ему довольно мощный заряд к дальнейшему развитию. Именно в этот период было открыто сразу несколько консалтинговых фирм, не просто существующих и в наше время, но и считающихся основателями современного консалтинга. Реальное же становление отрасли в качестве самостоятельной сферы бизнеса произошло только в 1950-е гг. С тех пор она развивается необычайно быстрыми темпами, обгоняя многие как более старые, так и возникшие совсем недавно отрасли экономики.

     Становление этой сферы бизнеса, с одной стороны, было основано на выявлении и описании различных методов и принципов  консультирования. С другой – предприниматель должен был сам почувствовать неудовлетворенность своим положением и желание совершенствовать свои дела и методы управления. Впервые благоприятные условия для этого возникли в связи с зарождением научного управления во второй половине XIX в. Консультирование на основе теории научного управления концентрировалось на вопросах производительности и эффективности работы фабрики, рациональной организации труда и снижении издержек производства. Такое консультирование называли организацией производства, а консультантов -- экспертами по эффективности. В начале XX в. область деятельности консалтинга расширилась. Появились первые профессиональные консультанты, такие, как Фредерик Тейлор, Артур Д. Литтл, Тоуэрс Пэр-рин и Гаррингтон Эмерсон. Последние двое основали первые консалтинговые фирмы. В 1914 г. в Чикаго Эдвин Буз основал службу деловых исследований Booz Allen & Hamilton («Буз-Аллен энд Гамилтон»). Появились консалтинговые фирмы по управлению человеческими ресурсами, по управлению сбытом и маркетингом, а также по управлению финансовыми ресурсами. В 1925 г. Джеймс О. МакКинзи и Эндрю Томас Карни в партнерстве основали компанию, давшую впоследствии начало двум крупнейшим в мире консалтинговым фирмам -- McKinsey & Company и А.Т. Kearney (А.Т. Карни).

     В 1920-30-е гг., после Великой депрессии  управленческий консалтинг завоевал признание  во всех промышленно развитых странах. Однако его объем и области  применения оставались ограниченными. Его услугами пользовались в основном крупные промышленные фирмы. Вместе с тем появился спрос на консультирование государственного сектора и военного комплекса, что сыграло немаловажную роль во время Второй мировой войны. Послевоенный период называют «золотыми  годами» консультирования (60-ые гг. XX века), когда крупнейшие аудиторские  компании, члены «Большой восьмерки» (в результате слияний она трансформировалась в «Большую четверку») постепенно расширили  список своих услуг и стали предоставлять не только аудиторские услуги. Именно в то время спрос на консалтинговые услуги начал расти особенно интенсивно. Объяснялось это послевоенным строительством, ростом деловой активности, ускорением научно-технического прогресса, интернационализацией промышленности, торговли и финансов. Большинство консалтинговых фирм, созданных в те годы, существуют и в настоящее время и занимают лидирующие позиции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1 Возникновение  консультирования в России 

     Как и любое понятие, относящееся  к сфере бизнеса, рынок консалтинговых услуг в России имеет свою специфику. В России и в странах с развитой рыночной экономикой консультационные услуги являются одним из важнейших  элементов, поддерживающих на высоком  уровне функционирование ее инфраструктуры.

     Во  времена централизованно планируемой  экономики консультационные услуги, конечно, существовали, но с современными консалтинговыми услугами их роднит, только наличие «заказчика и исполнителя».

     Предпосылки для возникновения консалтинга – наличие рыночной экономики, частного бизнеса и независимых экспертов. Именно поэтому отправной точкой развития рынка консалтинговых услуг в России принято считать начало 90-х годов, как и многое другое, так или иначе связанное с частным. Цивилизованный облик рынок консалтинговых услуг приобрел несколько позже.

     Тем не менее, предпосылки были созданы, стал появляться частный бизнес, совершенно разнообразного уровня и направлений. Самыми популярными видами консалтинговых услуг того времени можно назвать  налоговый и юридический. Небольшие фирмы, в штате которых могло насчитываться два-три человека, предоставляли консультации в области налогообложения и его оптимизации, регистрацией фирм в зонах с особым льготным налоговым режимом, вексельных схем и пр. Клиентов эти фирмы находили непосредственно рядом с налоговыми инспекциями, где, к слову, еще десять лет назад разворачивалась бойкая торговля всевозможной литературой, сделанной «на коленке», о том, как легально и не очень уменьшить налоговые.

     Основным  источником кадров для рынка консалтинговых услуг в ту пору стали научно-исследовательские  институты и высшие учебные заведения. Переход на фактическое самообеспечение подтолкнул специалистов покинуть свое место работы и заняться предоставлением частных услуг, которые в большинстве случаев проходили в форме тренингов и семинаров. При этом независимые консультанты, в силу повышения отдачи от своих услуг и в случаях больших и трудоемких проектов, старались поддерживать связь друг с другом. Эти союзы часто выливались в создание совместного бизнеса, который имел явные преимущества перед индивидуальными консультантами в силу более широкого спектра оказываемых услуг.

     Несмотря  на появление частного бизнеса, который, безусловно, хотел развиваться, и  консультантов, способных помочь осуществить  это развитие с наименьшими потерями, качественно-высокого спроса на данный вид услуг все же не было. Из основных причин, по которым бизнес не желал  обращаться к консультантам, можно обозначить две.

     К первой можно отнести отсутствие или недостаток самих консультантов  в таких сферах как маркетинг, финансы, менеджмент.

     Вторая  причина, самая распространенная - искреннее  непонимание смысла консультационных услуг. Зачем платить кому-то за то, что знаешь или можешь узнать. Этому  факту есть довольно простое объяснение. На западе собственник старается  вести свой бизнес согласно выработанной стратегии, отклонение от которой нежелательно. В России ведение бизнеса в  ту пору можно сравнить с дрейфом  в открытом море. Цель ясна - рост, но что нужно делать для этого, кроме  как работать еще больше, понимали далеко не все. Иными словами, бизнесмен  предпочитал действовать исключительно  своим умом, опираясь на внутреннее чутье и интуицию.

     Справедливости  ради можно отметить, что такая  стратегия, в отсутствие жесткой  конкурентной среды, могла и периодически приводила к положительному результату.

     Общее у двух приведенных в пример причин – отсутствие элементарной культуры ведения бизнеса, принципами которой успешно пользовались в странах с развитой рыночной экономикой.

     Однако  бизнес в России продолжал эволюционировать, а в месте с ним качественно изменялся и рынок консалтинговых услуг. Он становился более понятным, прозрачным и более профессиональным. Ужесточение конкурентной среды, приход на российский рынок крупных западных игроков и экспансия отечественных компаний на зарубежные рынки подняли российскую экономику и частный бизнес на новый уровень.

     Спектр  услуг, оказываемых российскими  консалтинговыми компаниями, достаточно широк и ничем не отличается от того же американского или европейского. Традиционно можно выделить следующие  направления консалтинговых услуг: общее управление и администрирование, управление кадрами, оценочная деятельность, финансовый, юридический, налоговый, маркетинговый  и IT- консалтинг, а также производственный консалтинг.

     В связи с экономическим ростом после кризиса, с 1999 г., в России появился реальный, а не «простимулированный  западными инъекциями» спрос  на консалтинг. Доходы международных  консалтинговых фирм в России резко  подскочили. По итогам 1999 г. совокупная выручка консалтинговых фирм на российском рынке составила 90 млн. долл. И если непосредственно после кризиса 1998 г. в выигрышном положении на рынке, несомненно, находился аудит, то затем ситуация коренным образом изменилась. Консалтинг как вид бизнеса становится все более привлекательным. В течение 2000 г. объем рынка консультационных услуг российских консультантов вырос на 60%, а емкость рынка аудиторских услуг увеличилась за тот же период лишь на 36%.

Информация о работе История развития консалтинга