Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:26, реферат
Для того чтобы социальное государство формировалось и функционировало в реальной жизни со всеми соответствующими социальными последствиями для населения, нужны адекватные практические механизмы его развития и реализации, нужна активная социальная политика всех его субъектов на национальном, региональном, муниципальном и корпоративном уровнях, которая занимает особое решающее место в социальном государстве.
Эта концентрация на прибыли негативно сказывается на вопросах охраны труда. Как считает заместитель руководителя департамента охраны труда Минтруда Маргарита Маркова, работодатели пришли с единственной целью - получить прибыль, а вопросы охраны труда их вообще не интересуют. Поэтому сам работник должен знать, какие права он имеет в области охраны труда. Однако руководство компаний крайне неохотно отправляет на обучение уполномоченных трудовых коллективов по охране труда.
Обычным явлением стало заключение с работниками индивидуальных краткосрочных договоров, по которым он может быть легко уволен по первому желанию работодателя. Результатом тайного торга между работником и работодателем стала оплата труда. Попытки работника прояснить ситуацию, узнав об уровне оплаты труда коллег, жестко пресекаются. Задав в неформальной обстановке вопрос о зарплате своему коллеге, вы можете лишиться работы.
Из всех существующих методов мотивации российский предприниматель чаще всего предпочитает древний метод "кнута и пряника". Обычным явлением стало незаконное использование работодателями в качестве мер дисциплинарного воздействия штрафов и удержаний из заработной платы работника.
Можно ли гармонизировать интересы ключевых сторон социального партнерства? Сложно, но вполне реально. В теоретическом плане речь идет о том, чтобы экономически ответственный по своей природе бизнес, заинтересованный в прибыли, стал еще и социально ответственным, то есть заинтересованным в решении социальных вопросов, волнующих работников. И наоборот, социально ответственные наемные работники, заинтересованные в максимальном решении своих социальных проблем, должны стать экономически ответственными, заинтересованными в финансово-экономических показателях предприятий, на которых они трудятся. Как это сделать на практике? Например, через механизмы обеспечения общей заинтересованности работников и работодателей, а еще лучше заинтересованности также и государства, в получении максимальных доходов и прибыли предприятия.
Собственников и предпринимателей "уговаривать" не придется, так как именно это и является, как уже отмечалось, их главной конечной целью и задачами профессиональной деятельности. Что касается наемных работников - все сложнее. Надо через специальные экономические и социальные механизмы просто и наглядно убедить их в том, что рост прибыли и дохода предприятия напрямую выгоден для них. В этих целях можно, на мой взгляд, использовать механизмы формирования фондов оплаты труда предприятий, которые, во-первых, должны жестко зависеть от конечных результатов работы организаций, а во-вторых, существенно влиять на размер заработной платы персонала.
К сожалению, ни первого, ни второго в практике хозяйствования в настоящее время реально не прослеживается.
Чтобы поправить ситуацию, необходимо ввести специальные корпоративно-договорные регуляторы и механизмы формирования фондов оплаты труда предприятий, относящихся к сфере материального производства.
Социальное партнерство строится на предположении, что стороны могут договориться друг с другом. Для этого нужно обмениваться информацией.
Нередко работодатель принципиально не желает вести диалог с работниками. В России нежелание признать работников партнерами характерно даже для компаний с западным менеджментом. Руководство ЗАО "Москва-Макдональдс" просто отказалось от участия в переговорах по заключению коллективного договора.7
Ряд преуспевающих отечественных предприятий и филиалы крупных западных компаний немало делают для создания нормальных условий труда, материального обеспечения, социального и медицинского страхования, дополнительных льгот работникам. Но материальные блага нередко становятся платой за отказ от прав, которые составляют важную часть социального партнерства. Речь идет о производственной и экономической демократии, участии в управлении, открытости коммуникаций. Платой работников за хорошие условия становится молчаливая преданность.
История
отношений работодателей и
Проблемное
управление.
Владимир Мономах.
Основная цель менеджмента - увеличение прибылей компании. Но поскольку ее достижение зависит от внешней среды, принятие ответственности за ее состояние становится стратегией будущего успеха компании.
Постановка
и достижение общественно значимых
целей - элементы управления внешней
средой организации. Если организация
хочет иметь благоприятную
Переход от управления объектами к управлению средой постепенно становится общей тенденцией менеджмента. Зачем повышать роль "кнута", унижать работников мелочным контролем, когда проникнутая социальной ответственностью корпоративная культура может наполнить деятельность руководства и персонала положительным смыслом, придать ей значение социальной самореализации, мотивировать большую эффективность?
В России бизнес пока предпочитает бороться с каждым персонально. Работники получают зарплату и штрафы, клиенты - плохие автомобили, дешевую рекламу и серый PR, власти - налоги, пропорциональные маленькому рейтингу.
За управление средой российские корпорации принимают спонсорство, являющееся косвенной формой рекламы.
Богатые
нефтяные, газовые и другие добывающие
компании имеют в структуре правлений
отделы протокола, рекламы, спонсорства,
благотворительности и
Принцип социальной ответственности должен реализовываться на тех направлениях, которые наиболее актуальны для данного общества, иначе его реализация приобретает чисто рекламный характер.
Сегодня бизнес озабочен, максимум, завтрашним днем. Корпорации не задумываются о перспективах социального развития. Внешняя среда воспринимается ими как власть, конкуренция. Население - деморализованное, беспокойное, озабоченное выживанием.
Какие проблемы могут ждать Россию и российский бизнес?
В России труд всегда почитался моральной ценностью, а праздность и лень - пороком. На признании моральной ценности труда основаны ожидания работника на уважение со стороны работодателя, коллег и общества. Если труд не имеет моральной ценности, то работник предстает в роли раба первичных потребностей.
Корни отечественной трудовой культуры восходят к истокам христианства. Передавая своему народу заповеди, данные ему Господом на Синае, Моисей говорил: "Шесть дней делайте дела, а седьмой посвящайте Господу". Владимир Мономах заповедовал своим детям: "Бога ради, не ленитесь, но делом заслужите милость Божию". Сегодня эта система морально-трудовых ценностей, складывавшаяся веками, подвергается серьезным испытаниям.
Присмотримся к тому, какой образ мира и себя в этом мире создается при спонсорской поддержке российского бизнеса. Причиной разрушения общественной морали с использованием ТВ стало стремление оправдать борьбу за прибыли любыми средствами.
Стремясь
к высоким рейтингам, телевидение
активно формирует идеал героя-потребителя.
Стремясь благоденствовать не работая,
этот "герой" использует все возможности,
чтобы "съесть" своих конкурентов
в борьбе за, к примеру, миллион. В одном
рассказе, к сожалению не помню автора,
был описан оригинальный способ борьбы
с крысами на судне. Некое количество пойманных
крыс помещались в металлической бочке.
Крысу, которая поела всех сородичей-конкурентов,
выпускали, и она, войдя во вкус, съедала
всех оставшихся на свободе. Это наводит
на размышления.
Информация о работе История развития отношений между работниками, работодателями и государством