История развития отношений между работниками, работодателями и государством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:26, реферат

Описание

Для того чтобы социальное государство формировалось и функционировало в реальной жизни со всеми соответствующими социальными последствиями для населения, нужны адекватные практические механизмы его развития и реализации, нужна активная социальная политика всех его субъектов на национальном, региональном, муниципальном и корпоративном уровнях, которая занимает особое решающее место в социальном государстве.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 79.00 Кб (Скачать документ)

Эта концентрация на прибыли негативно сказывается  на вопросах охраны труда. Как считает  заместитель руководителя департамента охраны труда Минтруда Маргарита  Маркова, работодатели пришли с единственной целью - получить прибыль, а вопросы  охраны труда их вообще не интересуют. Поэтому сам работник должен знать, какие права он имеет в области охраны труда. Однако руководство компаний крайне неохотно отправляет на обучение уполномоченных трудовых коллективов по охране труда.

Обычным явлением стало заключение с работниками индивидуальных краткосрочных договоров, по которым он может быть легко уволен по первому желанию работодателя. Результатом тайного торга между работником и работодателем стала оплата труда. Попытки работника прояснить ситуацию, узнав об уровне оплаты труда коллег, жестко пресекаются. Задав в неформальной обстановке вопрос о зарплате своему коллеге, вы можете лишиться работы.

Из всех существующих методов мотивации  российский предприниматель чаще всего  предпочитает древний метод "кнута  и пряника". Обычным явлением стало незаконное использование работодателями в качестве мер дисциплинарного воздействия штрафов и удержаний из заработной платы работника.

Можно ли гармонизировать интересы ключевых сторон социального партнерства? Сложно, но вполне реально. В теоретическом плане речь идет о том, чтобы экономически ответственный по своей природе бизнес, заинтересованный в прибыли, стал еще и социально ответственным, то есть заинтересованным в решении социальных вопросов, волнующих работников. И наоборот, социально ответственные наемные работники, заинтересованные в максимальном решении своих социальных проблем, должны стать экономически ответственными, заинтересованными в финансово-экономических показателях предприятий, на которых они трудятся. Как это сделать на практике? Например, через механизмы обеспечения общей заинтересованности работников и работодателей, а еще лучше заинтересованности также и государства, в получении максимальных доходов и прибыли предприятия.

Собственников и предпринимателей "уговаривать" не придется, так как именно это и является, как уже отмечалось, их главной конечной целью и задачами профессиональной деятельности. Что касается наемных работников - все сложнее. Надо через специальные экономические и социальные механизмы просто и наглядно убедить их в том, что рост прибыли и дохода предприятия напрямую выгоден для них. В этих целях можно, на мой взгляд, использовать механизмы формирования фондов оплаты труда предприятий, которые, во-первых, должны жестко зависеть от конечных результатов работы организаций, а во-вторых, существенно влиять на размер заработной платы персонала.

К сожалению, ни первого, ни второго в практике хозяйствования в настоящее время  реально не прослеживается.

Чтобы поправить ситуацию, необходимо ввести специальные корпоративно-договорные регуляторы и механизмы формирования фондов оплаты труда предприятий, относящихся к сфере материального производства.

Социальное  партнерство строится на предположении, что стороны могут договориться друг с другом. Для этого нужно обмениваться информацией.

Нередко работодатель принципиально не желает вести диалог с работниками. В  России нежелание признать работников партнерами характерно даже для компаний с западным менеджментом. Руководство  ЗАО "Москва-Макдональдс" просто отказалось от участия в переговорах по заключению коллективного договора.7

Ряд преуспевающих  отечественных предприятий и  филиалы крупных западных компаний немало делают для создания нормальных условий труда, материального обеспечения, социального и медицинского страхования, дополнительных льгот работникам. Но материальные блага нередко становятся платой за отказ от прав, которые составляют важную часть социального партнерства. Речь идет о производственной и экономической демократии, участии в управлении, открытости коммуникаций. Платой работников за хорошие условия становится молчаливая преданность.

История отношений работодателей и работников развитых стран показывает, что, с  развитием экономики и ростом уровня жизни, базовые мотивации  отступают на задний план, и акцент переносится на удовлетворение социально-психологические потребностей. Наши работодатели удовлетворить названные потребности работника пока не готовы – чаще всего потому, что не придают им значения.

Проблемное  управление.                                  

                                                 "Творящие милостыни и дела  правды будут долгоденствовать".

 Владимир  Мономах.

Основная  цель менеджмента - увеличение прибылей компании. Но поскольку ее достижение зависит от внешней среды, принятие ответственности за ее состояние становится стратегией будущего успеха компании.

Постановка  и достижение общественно значимых целей - элементы управления внешней  средой организации. Если организация  хочет иметь благоприятную внешнюю  среду, она должна прилагать усилия по решению ее проблем, достигая перманентного компромисса в конфликте частных и общих интересов, свободы и справедливости. Решая социальные проблемы, компания косвенно воздействует на общество, способствуя достижению своих целей. Диагностика общественных проблем и посильное содействие их решению являются задачами проблемного управления.8

Переход от управления объектами к управлению средой постепенно становится общей  тенденцией менеджмента. Зачем повышать роль "кнута", унижать работников мелочным контролем, когда проникнутая социальной ответственностью корпоративная культура может наполнить деятельность руководства и персонала положительным смыслом, придать ей значение социальной самореализации, мотивировать большую эффективность?

В России бизнес пока предпочитает бороться с каждым персонально. Работники получают зарплату и штрафы, клиенты - плохие автомобили, дешевую рекламу и серый PR, власти - налоги, пропорциональные маленькому рейтингу.

За управление средой российские корпорации принимают спонсорство, являющееся косвенной формой рекламы.

Богатые нефтяные, газовые и другие добывающие компании имеют в структуре правлений  отделы протокола, рекламы, спонсорства, благотворительности и лоббирования, но не имеют структур проблемного  управления, занятых перспективными вопросами социальной среды.9

Принцип социальной ответственности должен реализовываться на тех направлениях, которые наиболее актуальны для  данного общества, иначе его реализация приобретает чисто рекламный  характер.

Сегодня бизнес озабочен, максимум, завтрашним днем. Корпорации не задумываются о перспективах социального развития. Внешняя среда воспринимается ими как власть, конкуренция. Население - деморализованное, беспокойное, озабоченное выживанием.

Какие проблемы могут ждать Россию и  российский бизнес?

В России труд всегда почитался моральной  ценностью, а праздность и лень - пороком. На признании моральной  ценности труда основаны ожидания работника  на уважение со стороны работодателя, коллег и общества. Если труд не имеет  моральной ценности, то работник предстает в роли раба первичных потребностей.

Корни отечественной трудовой культуры восходят к истокам христианства. Передавая  своему народу заповеди, данные ему  Господом на Синае, Моисей говорил: "Шесть  дней делайте дела, а седьмой посвящайте Господу". Владимир Мономах заповедовал своим детям: "Бога ради, не ленитесь, но делом заслужите милость Божию". Сегодня эта система морально-трудовых ценностей, складывавшаяся веками, подвергается серьезным испытаниям.

Присмотримся  к тому, какой образ мира и себя в этом мире создается при спонсорской поддержке российского бизнеса. Причиной разрушения общественной морали с использованием ТВ стало стремление оправдать борьбу за прибыли любыми средствами.

Стремясь  к высоким рейтингам, телевидение  активно формирует идеал героя-потребителя. Стремясь благоденствовать не работая, этот "герой" использует все возможности, чтобы "съесть" своих конкурентов в борьбе за, к примеру, миллион. В одном рассказе, к сожалению не помню автора,  был описан оригинальный способ борьбы с крысами на судне. Некое количество пойманных крыс помещались в металлической бочке. Крысу, которая поела всех сородичей-конкурентов, выпускали, и она, войдя во вкус, съедала всех оставшихся на свободе. Это наводит на размышления. 

Информация о работе История развития отношений между работниками, работодателями и государством