История развития практического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2011 в 01:19, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной мной темы состоит в следующем:
любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… 3
1 ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ ……………………………. 6
2 ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ
2.1Школа научного управления …………………….........................................9
2.2Классическая (административная) школа в управлении …………………10
2.3 Школа психологии и человеческих отношений ………………………. 11
2.4 Школа науки управления (количественная школа) ……………………...12
3 РАЗНООБРАЗИЕ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА ……………………… 14
3.1 Особенности американской модели …………………………………….. 14
3.2 Характеристика японской модели ……………………………………… 15
3.3 Западноевропейская модель менеджмента ……………………………..17
4 РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ ………………………………. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………..….………………………………. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………...… ……………………23

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 68.68 Кб (Скачать документ)

            Однако до эпохи  империализма  функция  управления  осуществлялась  самим капиталистом и небольшой группой приближенных к нему  лиц.  Роль  специально подготовленных   управляющих   особенно   усиливается   в   эпоху   развития монополистического  капитализма.  Столкнувшись  с  конкуренцией,  изменчивой внешней средой, управляющие  развивали  систему  знаний  о  том,  как  лучше использовать ресурсы. Таким образом, предпосылками и источниками формирования  менеджмента  как

управления  особого рода являются:

. индустриальный  способ организации производства;

. развитие  рыночных отношений, основными  элементами которых являются  спрос, предложение и цена.

           Для систематизации этапов развития науки управления первоначально

использовался  исторический подход  с  применением  хронологического

принципа.

         Американские ученые Г. Кунц и С. 0'Доннел разработали более подробную классификацию подходов. Однако эта работа не дала желаемых результатов

         На протяжении всей истории развития менеджмента  ученые  и  исследователи управленческих  проблем  предпринимали  попытки  разработать   универсальную классификацию школ менеджмента.  Предложенные  ими  классификации  носят,  в известной мере, условный характер.  Это  объясняется  тем,  что  практически невозможно отразить все оттенки различных взглядов и позиций,  трудно  найти один   универсальный   принцип,   который   следует   положить   в    основу классификации.

            В американском  учебнике  по  управлению  описан  современный взгляд  на классификацию подходов и школ, а также оценен их реальный вклад  в  развитие управленческой мысли. В настоящее время известны четыре  важнейших  подхода, которые позволили  выделить  четыре  школы  управления,  каждая  из  которых базируется на своих позициях и взглядах: 

|Подход  с точки зрения научного         Школа научного управления     |

|управления                                                           |

|Административный  подход                  Классическая                |

|(административная)                                                   |

|школа  в управлении                                                   |

|Подход  с точки зрения человече-        Школа психологии и            |

|человеческих                                                         |

|ских  отношений и подход с точки       отношений                      |

|зрения  науки о поведении                                             |

|Подход  с точки зрения количест-         Школа науки управления       |

|венных  методов                                      (количественная) | 
 

            Потребность разработки новых методологических  подходов  непосредственно связана  с  бурным   развитием   бизнеса,   ускорением   научно-технического прогресса.

          Все вышеуказанные школы внесли значительный вклад в развитие  науки об управлении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ 

2.1  ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ

           Возникновение современной науки управления относится к началу  XX  в.  и связано с именами Ф. У. Тейлора, Френка и  Лилии  Гилбрет  и  Генри  Гантта. Важной заслугой этой  школы  было  положение  о  том,  что  управлять  можно «научно», опираясь на экономический, технический и  социальный  эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов  управленческого  процесса  и  их обобщение. Этот  метод  исследования  впервые  был  применен  к   отдельно   взятому предприятию американским инженером Ф.У. Тейлором, которого  следует  считать основоположником научного управления производством.

        Термин  «научное  управление» впервые был предложен в 1910   г.   Л. Брайдейсом. После смерти Тейлора это название  получило  всеобщее  признание применительно к его концепции. Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные  части  (труд  исполнительский  и  труд распорядительский) и последующем анализе этих  частей.  Целью  Тейлора  было создание  системы  научной  организации  труда,   базирующейся   на   основе экспериментальных  данных  и  анализе  процессов  физического  труда  и  его организации. Создавая  свою  систему,  Тейлор  не   ограничивался   только   вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание  Тейлор  уделял  лучшему использованию    производственных     фондов     предприятия.     Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.

       Функции осуществления   взаимодействия   элементов   производства   были возложены на плановое или распределительное  бюро  предприятия,  которому  в системе Тейлора отводилось центральное место.

       Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа  по  управлению  — это определенная  специальность.Основной  задачей  предложенной  им  системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия.

        Философскую основу системы Тейлора составила  концепция  так  называемого экономического человека, получившая в тот период широкое распространение.  В основе этой концепции лежало утверждение о том,  что  единственным  движущим стимулом людей  являются  их  потребности.  Тейлор  считал,  что  с  помощью соответствующей   системы   оплаты   труда   можно   добиться   максимальной производительности труда. Другой ложный принцип системы  Тейлора  заключался в провозглашении единства  экономических  интересов  рабочих  и  менеджеров. Цели не были достигнуты. Идеи Ф. Тейлора были развиты его последователями, среди которых в  первую очередь следует назвать Генри Гантта,  наиболее близкого его ученика.  Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства.

       Френк  Гилбрет  и  его  супруга  Лилиан  Гилбрет   занимались   вопросами рационализации  труда  рабочих  и исследованием   возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.

        Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес  Г.  Эмерсон.  Эмерсон исследовал   принципы   трудовой   деятельности   применительно   к   любому производству независимо от рода его деятельности. Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации  производства.  В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд  заменил  ручной

труд  машинами, т. е. сделал дальнейший шаг  в развитии системы Тейлора. 

2.2.  КЛАССИЧЕСКАЯ (АДМИНИСТРАТИВНАЯ) ШКОЛА  В

      УПРАВЛЕНИИ

             Классическая или административная школа в управлении  занимает  отрезок времени с 1920  по  1950  гг.  Родоначальником  этой  школы  считается  Анри Файоль, французский горный инженер,  выдающийся  менеджер-практик,  один  из основоположников теории управления. В отличие от школы научного управления,  которая  занималась  в  основном

вопросами рациональной организации труда  отдельного  рабочего  и  повышением эффективности  производства,  представители  классической   школы   занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Целью  классической   школы   было   создание   универсальных   принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций,  поэтому часто классическую школу называют административной.

           Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции  управления на  общие,  относящиеся  к  любой  сфере  деятельности,   и   специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным  предприятием. Последователями Файоля, развившими и углубившими основные  положения  его доктрины, являются Линдал Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер,  Д.  Муни,  Алфред  П. Слоун, Г.Черч.

              На  основе  разработок  Файоля  и   его   последователей   сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

. четкое  функциональное разделение труда;

. передача  команд и распоряжений сверху  вниз;

. единство  распорядительства  («никто  не  работает  более  чем  на  одного

   босса»);

 .соблюдение «диапазона контроля» (осуществление  руководства  ограниченным числом подчиненных).

Все вышеуказанные  принципы  построения  организации  справедливы  и  для настоящего времени, несмотря на то,  что  достижения  НТП  наложили  на  них определенный  отпечаток. Так, широкое использование   в   практической деятельности  электронно-вычислительной  техники   упростило   связи   между органами (звеньями) управления в организации  за  счет  ускорения  обработки информации. В целом же для классической школы менеджмента характерно  игнорирование человека  и  его  потребностей.  За  это  представители  школы  подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмент. 
 

   2.3 ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

              Одним из недостатков школы  научного  управления  и  классической  школы было то, что они до  конца  не  осознавали  роли  и  значения  человеческого фактора, который в конечном счете является основным элементом  эффективности организации. Поэтому школу  психологии  и  человеческих  отношений,  которая устранила недостатки  классической  школы,  часто  называют  неоклассической школой. Первая попытка применить психологический анализ к  практическим  задачам производства была предпринята   профессором  Гарвардского  университета  США Г. Мюнстербергом.

                  В 20—30-е годы нашего столетия зародилась школа  человеческих  отношений,  в центре  внимания   которой   находится   человек.   Возникновение   доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американский  ученых  Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны  своими  исследованиями  в  области социологии производственных отношений. Одним из  главных  отличий  школы  психологии  и  человеческих  отношений является внесение в нее бихевиоризма, т. е. теории человеческого поведения.

                 Одним из основателей школы психологии и человеческих  отношений  является профессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо.

                  Представители  школы  «человеческих  отношений»   рекомендовали   уделять серьезное  внимание  изменению  неформальной   структуры   при   перестройке формальной структуры организации. Формальный менеджер  должен  стремиться  к тому, чтобы стать и неформальным лидером,  завоевав  «привязанности  людей». Это — не простая задача, а «социальное искусство». К недостаткам школы психологии и  человеческих  отношений  можно  отнести игнорирование  вопросов   самоуправления   и   самоорганизации   рабочих   в производстве, учеными был явно завышен  уровень  воздействия  на  рабочих  с помощью социально-психологических методов.

                Однако, несмотря на критику,  которой  подвергалась  школа  психологии  и человеческих отношений, основные ее положения нашли  впоследствии  отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента.

                  Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к  школе  психологии  и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в  организации.  К числу  исследователей,  уделивших  этим  проблемам  значительное   внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера.

               Наиболее   последовательно    концепция    мотивации    развита    видным представителем школы психологии и человеческих отношений, профессором  школы менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором.  Макгрегор  внес значительный вклад  в  развитие  содержания  теории  человеческих  ресурсов, сосредоточив  свое  внимание  на  вопросах  лидерства,  стиля   руководства, поведения людей в организациях.

 

 2. 4 ШКОЛА НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ (КОЛИЧЕСТВЕННАЯ

             ШКОЛА)

         Становление школы науки управления  связано с развитием  математики, статистики, инженерных  наук  и  других  смежных  с  ними  областей  знаний. Наиболее  известными  представителями  этой  школы  являются  Р.  Акофф,  Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д.  Фосрестер,  Р.  Люс,  Л.  Клейн,  Н. Джорджеску-Реган.

        Школа науки управления  сформировалась  в начале  50-х гг.  и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки  управления  различают  два главных направления:

Информация о работе История развития практического менеджмента