История развития практического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2011 в 01:19, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной мной темы состоит в следующем:
любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… 3
1 ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ ……………………………. 6
2 ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ
2.1Школа научного управления …………………….........................................9
2.2Классическая (административная) школа в управлении …………………10
2.3 Школа психологии и человеческих отношений ………………………. 11
2.4 Школа науки управления (количественная школа) ……………………...12
3 РАЗНООБРАЗИЕ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА ……………………… 14
3.1 Особенности американской модели …………………………………….. 14
3.2 Характеристика японской модели ……………………………………… 15
3.3 Западноевропейская модель менеджмента ……………………………..17
4 РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ ………………………………. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………..….………………………………. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………...… ……………………23

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 68.68 Кб (Скачать документ)

             Определенный интерес представляет шведская  модель  социализма.    Успехи Швеции в 50—60-е гг. XX в., как и ФРГ, объясняются прежде  всего  правильным выбором  модели  общественного  развития.  Этот  выбор  был  сделан  ученым, лауреатом Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем. Шведская  модель  социализма Мюрдаля учитывает специфические  особенности  Швеции,  которая  представляет собой страну с  высоким  уровнем  материального  и  социального  обеспечения населения.

         Большинство исследователей считают, что теория и  практика  управления  в США достигли значительно  более  высокого  уровня  развития,  чем  в  других странах  мира.  По  их  мнению,  высокая  производительность  труда  в   США обеспечивается  за  счет  лучшей  организации   производства.   Работая   на европейском рынке, американские бизнесмены получают высокие  прибыли,  умело приспосабливаясь  к  разным  условиям  на  рынках.  Именно   отставанием   в организации производства и подбора кадров западноевропейские ученые объясняют так называемый технологический разрыв между США и  Европой.  Одной из  причин  создавшегося  положения  следует  считать  то,  что   американцы проводят в Западной  Европе  политику  подчинения  европейских  стран  своим стратегическим планам. 
 
 
 
 
 

4. РАЗВИТИЕ  МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ 

              Начиная с XVII в., вопросам  управления  в  России  уделялось  серьезное внимание. Заметный след в истории России и улучшении ее  системы  управления оставили известный русский  экономист  А.Л.  Ордин-Нащокин,  А.П.  Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н.  Татищев (главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях (с 1730 г. по  1740  г.)  и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Велики  заслуги  в  реформировании системы управления  России  П.А.  Столыпина.  С  1906  г.  он  совмещал  две должности — министра внутренних дел и премьер-министра.  Столыпин  занимался

совершенствованием  местного самоуправления.  Построение  социализма  в  СССР потребовало   создания    новой    общественной    организации    управления социалистическим производством.

            В первые годы Советской власти получают большую известность труды таких ученых, как А.А. Богданов, А.К.  Гастев,  О.А.  Ерманский,  П.М.  Керженцев, Н.А. Амосов.

           Известный   советский   ученый   А.К.    Гастев    занимался    вопросами совершенствования теории и практики организации труда. Им  сформулирована  и обоснована концепция, получившая название «трудовые  установки».  Внедрением методики  трудовых   установок   в   практическую   деятельность   занимался Центральный институт труда  (ЦИТ),  созданный  осенью  1920  г.  при  ВЦСПС. Важнейшее  место  в  осуществлении  методики  трудовых  движений  отводилось инструктажу.

            Недостатком концепции трудовых  установок.  Гастева   является   слабая разработка самой методики  трудовых  установок,  выбор  слишком  узкой  базы исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.

            Важная роль в развитии научной организации труда и управления  в СССР принадлежит видному экономисту О.А. Ерманскому,  который  внес  значительный вклад  в  создание   теории   социалистической   рационализации.   Концепция Ерманского была подвергнута резкой критике, но несмотря  на  критику,  вклад Ерманского в развитие теории и практики  организации  труда  значителен.  Им обобщен большой практический материал хозяйственного строительства в СССР.

            Проблемы научной организации труда получили широкое  освещение  в  трудах П.М.  Керженцева.  Керженцев  распространил  понимание  научной  организации труда на все сферы человеческой деятельности.

             Особого  внимания  заслуживает  дискуссия,  развернувшаяся  по  проблемам развития научной организации труда и управления в СССР в  период  подготовки ко II Всесоюзной конференции по НОТ,  За  несколько  недель  до  конференции были опубликованы две платформы по НОТ. Одна —  от  группы  «Семнадцати»  во главе с Керженцевым, другая — от ЦИТ во главе  с  Гастевым.  Полемика  между двумя течениями закончилась созданием центральной платформы, принятой на  II Всесоюзной конференции по НОТ, в которую вошли положительные  моменты  обеих

дискутировавших платформ.

             Крупный вклад в   развитие   теоретических   основ   социалистической организации производственных  процессов  был  внесен  О.И.  Непорентом.  Все операции он классифицировал по  признаку  их  сочетания  в  производственном процессе  на  три  вида:  последовательное,  параллельное   и   параллельно- последовательное,  показал  их  влияние  на  длительность  производственного цикла.

               В 30-е гг. была  проделана большая научная и практическая  работа  по созданию науки об организации производства, труда и управления,  результатом которой  был  выход  в  свет  первого  советского  учебника  по  организации производства. В эти  же  годы  было  положено  начало  формированию  системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим  образованием для предприятий и органов управления. Кроме того,  была  введена  новая  для того времени специальность — инженер-экономист отраслевого профиля,  которая вскоре стала ведущей среди экономических специальностей.

                В годы Великой Отечественной войны  система  управления  промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела  принципиальных  изменений. Основным принципом управления продолжал оставаться  хозрасчет  при  усилении административно-командных методов  руководства.  Научная  работа  велась  по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.

               В послевоенный период времени возобновилась научная и практическая работа   в области организации и управления производством. Вместе с тем, имело  место сокращение исследований в области управления  производством.  К  концу  50-х гг.  тематика   исследований  по   проблемам   организации и   управления предприятиями начала постепенно расширяться.

               Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством  по  территориальному   принципу   через   Советы   народного хозяйства  (совнархозы)  экономических  административных  районов.   Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций  в  развитии  промышленности.

              К этому же времени относится рождение такой важной самостоятельной ветви экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной  с  использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой  науки  в  нашей стране  осуществлялось  под  руководством  академиков  А.И.  Берга  и   В.М. Глушкова. Кибернетика сыграла  важную  роль  в  развитии  теории  управления производством.

                 Дискуссия, развернувшаяся в стране в  период  с  1962  по  1965  гг.,  по вопросам   совершенствования   системы   и   методов   управления   народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы.

                Период времени, начиная с 1965 г.  по  настоящее  время,  характеризуется проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование  системы управления народным хозяйством. К ним относятся:

1. Реформа  системы управления экономикой 1965 г.

2. Реформа  системы управления 1979 г.

3.  Ускорение   социально-экономического  развития  (1986  г.)  и  переход  к

   рыночным отношениям (с 1991 г. и  по настоящее время).

              В связи с произошедшими серьезными изменениями в политической  системе управления, в стране развернулась дискуссия о механизме  перехода  к  рынку. Специальная  комиссии,   возглавляемая   академиком   А.   Г.   Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:

   1)  внесение  отдельных  элементов   рынка   в   существующую   командно-

      административную систему управления;

   2)   быстрый   переход   к   рынку   без   какого-либо   государственного

      регулирования;

   3) создание системы управления  на основе регулируемой рыночной  экономики.

              Этот  вариант  совершенствования  системы  управления   соответствовал  предложениям правительства. Другая  комиссия  под  руководством  академика  С.  Шаталина  подготовила программу, получившую название «500  дней»,  в  которой  был  намечен  целый

комплекс  мероприятий, необходимых для перехода к  регулируемому  рынку.  Эта программа многими учеными рассматривалась как «шоковая терапия».

               По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления  к  регулируемому  рынку.  В  его  основу  была  положена программа  «500  дней»,  основной  целью  которой  было  полное   разрушение административно-командной системы  управления.  С  ноября  1991  г.  Начался процесс формирования рыночных отношений в России.

           Однако, несмотря на  принятые  меры,  не  удалось приостановить развала экономики  России.  Социально-экономическая  ситуация  в  стране  продолжает ухудшаться.  Было  принято  много  ошибочных  решений.   Одной   из   причин сложившегося положения является начатая с 1992 г.  политика  невмешательства правительства  в  экономику   регионов   и   импортно-экспортные   операции. Неуправляемого рынка нет ни в одной  развитой  стране  мира.  Рынок  требует управления, руководства, регулирования со стороны государства.

              В настоящее время в России  наблюдается разбалансированность   всего механизма управления страной. Отечественный менеджер  в  своей  практической деятельности сталкивается с  такими  проблемами,  которые  совсем  незнакомы западному  менеджеру.  Поэтому  в  создавшихся  условиях   особое   значение приобретает получение нового знания по искусству управления. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

                В соответствии  с целью и задачами  курсовой  работы  можно сделать следующие выводы:

    1.Подготовка современных менеджеров-профессионалов  невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент  развивался  на  протяжении  веков, прежде  чем   превратился   в   самостоятельную   отрасль   знания, науку. Значительное влияние на формирование  менеджмента  оказали:  школа  научного управления,  классическая  (административная)  школа,  школа  психологии   и человеческих отношений, школа науки  управления  (количественная  школа),  а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф.  Тейлор,  А.  Файоль, Э. Мэйо и др.

     2.Рыночная экономика требует  адекватной ей системы управления,  которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе  со  всем  обществом.  В условиях  перехода  к  рыночным   отношениям   важнейшим   фактором   успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.

     3.Большое значение приобретает   изучение  передового  и  прогрессивного

опыта  управления  зарубежных  стран  и  использование   его   при   анализе

собственных  управленческих  проблем.  Поэтому  изучение  истории   развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.

            В современных условиях  перестройки экономики на  основе  рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является  выработка  основных теоретических и методологических  позиций  по  использованию  менеджмента  в практической  деятельности  российских  организаций.  Основной  особенностью управленческой мысли становится поиск  новых  конкретных  и  реальных  путей совершенствования  системы  управления,  выработка  позиции   по   различным проблемам  управления  применительно  к  рыночным  условиям  и   на   основе творческого осмысления передового зарубежного опыта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. 

   Основы  менеджмента: Пер. с англ. –  М.: Дело, 2000. – 704 с. 

2. Семенова И.И.

   История  менеджмента: Учебное пособие  для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с.

Информация о работе История развития практического менеджмента