История становления и развития стратегического планирования управления как самостоятельного направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 14:40, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в том, что бы рассмотреть и научиться основным понятиям стратегического менеджмента, которые можно вполне применить на практике в различных отраслях сферах деятельности.

Для того чтобы понять стратегический менеджмент, полезно кратко ознакомиться с его историей и рассмотреть ключевые идеи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Предмет стратегического планирования…………………………………….5
Эволюция теорий стратегического менеджмента…………………………..6
3. Школа стратегического менеджмента……………………………………...10

4. Становление стратегического менеджмента как самостоятельной исследовательской области и управленческой практики……………………..12

5. Основные этапы процесса стратегического менеджмента………………..16

6. Определения стратегического менеджмента………………………………19

7. Модель и методология стратегического менеджмента…………………...24

Заключение……………………………………………………………………….29

Список литературы………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая стрмен.doc

— 179.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 

     Факультет экономики и менеджмента 
 

     Курсовая  работа

     По  дисциплине «Стратегический менеджмент»

     «История становления и развития стратегического планирования управления как самостоятельного направления». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Предмет стратегического планирования…………………………………….5
  2. Эволюция теорий стратегического менеджмента…………………………..6

3.   Школа стратегического менеджмента……………………………………...10

4.  Становление стратегического менеджмента как самостоятельной исследовательской области и управленческой практики……………………..12

5.   Основные этапы процесса стратегического менеджмента………………..16

6.   Определения стратегического менеджмента………………………………19

7.   Модель и методология стратегического менеджмента…………………...24

Заключение……………………………………………………………………….29

Список литературы………………………………………………………………31

 

      Введение 

     Стратегический  менеджмент, или стратегическое планирование (в последние годы чаще используется понятие «менеджмент») находится  в системе наук об управлении. Когда  говорят о менеджменте, имеется ввиду только определенная сфера управления – управление организацией или ее частями – отдельными процессами, либо участками.

     Сама  дисциплина появилась как обобщение  практических приемов и таковой  в значительной мере и остается. Это не означает, что сама дисциплина и ее инструментарий не развиваются. Сам уже отмеченный характер стратегического менеджмента предполагает непрерывное осмысление практики менеджмента фирмы и совершенствование его стратегического инструментария.

     Как академическая дисциплина стратегический менеджмент начал формироваться после выхода книги Ричарда Румелта «Стратегия, структура и результаты» в 1974году. Следующий важный вклад был сделан Майклом Портером и его книгой «Конкурентная стратегия», которая вышла в 1980 году.

     Объекты, с которыми имеет дело стратегический менеджмент, - это предприятия, независимо от их отраслевой принадлежности и  характера бизнеса, которыми они  занимаются. 

     Стратегическое  планирование (или стратегический менеджмент) родилось эволюционно из стратегического планирования, которое составляет его сущностную основу.

     Цель  данной работы состоит в том, что бы рассмотреть и научиться основным понятиям стратегического менеджмента, которые можно вполне применить на практике в различных отраслях сферах деятельности.

     Для того чтобы понять стратегический менеджмент, полезно кратко ознакомиться с его  историей и рассмотреть ключевые идеи.

     Стратегический  менеджмент развился на основе преподавания и изучения делового администрирования (управления бизнесом). Корни преподавания стратегического менеджмента прослеживаются от бизнес-политики, или курса общего менеджмента, который к 1960-м годам стал обязательным курсом бизнес-школ, завершающим программу изучения бизнеса. Преподаватели бизнес-политики столкнулись с необходимостью систематического осмысления стратегий, применяемых компаниями, что, в конце концов, привело к самостоятельному изучению стратегического менеджмента.

 

  1. Предмет стратегического планирования
 

     Стратегическое  планирование – это разработка философии фирмы на долгосрочный период, для определения параметров, важных для организации.

     Стратегическое  планирование – одна из функций  управления, функция деятельности предприятия. Маркетинг определяет цели деятельности фирмы, а стратегическое планирование обеспечивает достижение этих целей.

     Понятие «менеджмент» широко известно не только специалистам в области управления. В самом общем смысле менеджмент означает профессионализм или даже искусство в деле эффективного управления организацией. При этом эффективное управление может обозначать разные понятия. Например, неуклонное и последовательное продвижение в направлении установленных целей, или результаты, свидетельствующие о росте прибыли или снижении числа жалоб клиентов. Под этим могут подразумеваться успехи в повышении качества обслуживания, расширении сети филиалов или внедрении новых технологий производства. Менеджмент — это эффективное управление, критерии оценки качества которого меняются в зависимости от типа организации, отрасли, в которой он функционирует, его социальной значимости и многих других параметров. Интуиция, воля, такт, лидерство — в этих и подобных понятиях проявляется хороший менеджмент по отношению к людям и их группам как внутри организации, так и вне ее, но с которыми организация связана в своей деятельности.

     Начиная с 60-80х годов, целью стратегического планирования считалось определение количественных показателей деятельности фирмы (прибыль и т.д.)

     С 80-х годов был сделан акцент на определение качественных показателей (доля конкурентоспособности, доля рынка, принадлежащая компании).

     Теоретические предпосылки стратегического менеджмента:

  • Теория фирмы (макроэкономическая);
  • Методики планирования;
  • Теории менеджмента.

     На  теорию фирмы повлияли:

     Неоклассическая теория:

    • Фирма рассматривается как рациональный субъект
    • Замкнутость деятельности фирмы
    • Деятельность фирмы определяется внешними условиями ее функционирования

     Эта модель теории не применима на практике, т.к имеется большая сложность  в расчетах.

     Альтернативные  теории фирмы:

  • Фирма – открытая система
  • Фирма не является неделимым субъектом, ее образуют разнородные субъекты. Максимизация прибыли не является главной целью разнородных субъектов фирмы. На деятельность фирмы влияет не только внешняя, но и внутренняя среда и фирма может пытаться влиять на окружающую среду.
 

     2. Эволюция теорий  стратегического  менеджмента1 

     Для того чтобы понять стратегический менеджмент, полезно кратко ознакомиться с его  историей и рассмотреть ключевые идеи. Стратегический менеджмент развился на основе преподавания и изучения делового администрирования (управления бизнесом). Корни преподавания стратегического менеджмента прослеживаются от бизнес-политики, или курса общего менеджмента, который к 1960-м годам стал обязательным курсом бизнес-школ, завершающим программу изучения бизнеса. Преподаватели бизнес-политики столкнулись с необходимостью систематического осмысления стратегий, применяемых компаниями, что, в конце концов, привело к самостоятельному изучению стратегического менеджмента.

     С исследовательских, аналитических позиций можно выделить четыре периода эволюции теорий стратегического менеджмента (рис. 1). С теоретической точки зрения, недавно оформившиеся теории стратегического менеджмента (такие, как подход к фирме с позиций ее ресурсов) сместили фокус внимания в сторону внутренних аспектов компании, чьи характеристики представляли основное поле исследований на ранних стадиях развития стратегического менеджмента. Самые первые исследователи стратегий Andrews и Ansoff больше внимания уделяли содержанию понятия «лучшая практика ведения бизнеса», которая обеспечивает успех компании. Приверженцы этого направления в основном интересовались осмыслением внутреннего механизма развития компании, так называемого «черного ящика», и утверждали, что постоянный успех компании является функцией ее внутренних и уникальных конкурентных ресурсов. 

     

     Рис. 1. Эволюция теорий стратегического менеджмента 

 

      В течение следующего периода развития стратегического менеджмента и  теоретически и методологически  отошел от особенностей ранней стадии и переключил внимание на экономику организации отрасли. Начиная с 1970-х годов, исследования сосредоточились на экономике организации отрасли, теоретические основы которой были заложены в работах Mason (1939) и Bain (1968). В работе Hoskisson (1999) утверждается, что этот переход к новому объекту изучения с внутренних на внешние по отношению к компании факторы, а именно на структуру отрасли и сохранение конкурентных позиций в ее пределах. Экономика организации отрасли рассматривает структурные аспекты отрасли, в то время как работы по стратегическим группам сфокусированы преимущественно на группировании фирм в пределах отрасли. В современном стратегическом менеджменте весьма популярные области исследования – стратегические группы и конкурентная динамика.

     Говоря  о начальном этапе эволюции стратегического  менеджмента, среди тех часто  хаотических потуг, из которых, в  конце концов, выкристаллизовывается  миссия предприятия, следует, помимо доминирующей школы предпринимательства, упомянуть  другие.

     Рано  или поздно разумный предприниматель задумывается над своим видением и целями, т.е. в его стратегическом мышлении начинает проявляться когнитивная составляющая. Это позволяет говорить о том, что на данном этапе стратегический менеджмент предпринимательской структуры может быть описан в терминах когнитивной школы стратегии.

     На  третьем этапе эволюционного  развития теорий стратегического менеджмента  отчетливо прослеживается возврат  к фирме как объекту изучения. Возрождение интереса к внутренним характеристикам компании со всей очевидностью проявляется в том, что основной акцент делается на конкурентную динамику и граничные взаимоотношения фирмы с окружающей средой.

     Стратегический  менеджмент значительно ближе придвинулся  к фирме и прямому конкурентному  соперничеству между конкурентными компаниями в рамках конкурентной внешней среды. Наконец, в последнее время популярность подхода с точки зрения ресурсов снова привлекла внимание к внутренней сфере компании. С теоретических позиций в центре ресурсного подхода находятся фундаментальные вопросы о причинах различий между компаниями и способах достижения и поддержания ими конкурентного преимущества.2

     Также можно говорить о некоем мировом стандарте подтверждения “теоретических” положений стратегического менеджмента практикой. Сама практика применения стратегического менеджмента фирмами разных стран и разных отраслей очень схожа и фактически зависит от степени развития рыночных отношений в той или иной стране.  

     

     Рис. 2. Маркетинговый подход, окружающая среда, инновации и организационное поведение в менеджменте. 

 

      3. Школы стратегического  менеджмента 

     Как и во всякой научной дисциплине, в стратегическом менеджменте существуют различные направления, которые хотя и разделяют общие базисные принципы дисциплины, приведенные выше, но, тем не менее, по-разному расставляют исследовательские акценты, выделяя те или иные методологические приоритеты. Такие направления называются научными школами, в случае теории стратегического управления — школами стратегического менеджмента.

     Эти школы, в свою очередь, подразделяются на три группы. Первые три школы  имеют предписывающий характер —  их приверженцы описывают, как должны формироваться стратегии. Так, представители первой школы, доминировавшей в 1960-е годы (а две последующие возникли на ее основе), рассматривают стратегию как процесс неформального дизайна, т.е. конструирования, проектирования, моделирования. Вторая школа, расцвет которой пришелся на 1970-е годы, рассматривала стратегию как относительно независимый процесс формального планирования. Сторонники третьей школы, заявившей о себе в 1980-е, сосредоточились не на планировании стратегии, а на ее содержании. Наименование «школы позиционирования» она получила потому, что ее последователи в качестве важнейшей задачи рассматривали принципы выбора стратегии в соответствии с позиционированием фирмы на рынке.

     Следующие шесть школ рассматривают специфические  аспекты процесса формулирования стратегии. Их последователи делают акцент на исследовании реальных процессов разработки стратегий. Стремясь связать стратегию с реальным поведением фирмы, они пытались рассматривать стратегию как результат предвидения будущего, озарения, разрешающего менеджеру принять риск. Таким образом, стратегия снизывалась с процессами, происходящими в сознании менеджера. Наиболее последовательно эта позиция разрабатывалась когнитивной школой, которая выбрала своей методологической основой когнитивную психологию и на этой основе пыталась проникнуть в сознание стратега.

Информация о работе История становления и развития стратегического планирования управления как самостоятельного направления