История становления и развития стратегического планирования управления как самостоятельного направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 14:40, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в том, что бы рассмотреть и научиться основным понятиям стратегического менеджмента, которые можно вполне применить на практике в различных отраслях сферах деятельности.

Для того чтобы понять стратегический менеджмент, полезно кратко ознакомиться с его историей и рассмотреть ключевые идеи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Предмет стратегического планирования…………………………………….5
Эволюция теорий стратегического менеджмента…………………………..6
3. Школа стратегического менеджмента……………………………………...10

4. Становление стратегического менеджмента как самостоятельной исследовательской области и управленческой практики……………………..12

5. Основные этапы процесса стратегического менеджмента………………..16

6. Определения стратегического менеджмента………………………………19

7. Модель и методология стратегического менеджмента…………………...24

Заключение……………………………………………………………………….29

Список литературы………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая стрмен.doc

— 179.00 Кб (Скачать документ)

     На первый взгляд незначительные отличия контекста могут быть решающими факторами для формулирования и выбора стратегии. 

        

        

     Рис. 1. Основные шаги модели стратегического  менеджмента 

     Транснациональный бизнес. Как научная дисциплина стратегический менеджмент конца 1990-х годов ориентируется на процессы глобализации бизнеса. Именно это обстоятельство является одной из наиболее ценных и практически полезных характеристик дисциплины в глазах руководителей корпораций. С другой стороны, интернационализация бизнеса порождает ряд теоретических и прикладных проблем, многие из которых пока еще не получили положительного решения. В этом отношении стратегический менеджмент изменяет как корпоративное мышление менеджеров организации, так и приоритеты корпораций.

     Принятие  решений. Процесс стратегического менеджмента — это последовательность перманентного принятия решений, их осуществления, контроля, коррекции. Этот процесс носит циклический характер, причем, чем более изменчива и неопределенна среда, тем короче длина цикла принятия решений.

     Дух предпринимательства. Хотя стратегический менеджмент строится как систематическая, логически связанная теория, базирующаяся на эмпирических данных, успех стратегии определяется не в последнюю очередь предвидением, интуицией, чувством поступать «правильно» — т.е. всем тем, что определяется как предпринимательская инициатива. Как отмечает И. Ансофф, предпринимательское поведение означает создание потенциала для получения прибыли там, где его раньше не было. Это, в свою очередь, требует формирования новых систем, новых структур и новых навыков менеджеров, в частности, выраженных лидерских черт — «харизмы», умения творчески решать проблемы, брать на себя риск, планировать, основываясь на; предпринимательских взглядах.

     Видение долговременных перспектив. В то время как оперативный менеджмент фокусируется на краткосрочных целях, стратегический менеджмент ориентируется на долгосрочные перспективы. Чаще всего перспективы следующего года деятельности организации рассматриваются как отправная точка стратегического развития и изменений.

     Стратегические  альтернативы. Методология стратегического менеджмента предполагает выдвижение и оценку альтернативных вариантов перспективного развития. Оценка вариантов — одна из важнейших и наиболее ответственных задач стратегического менеджмента. Даже на этапе осуществления стратегии допускается возможность ее существенной коррекции или замены другой, более соответствующей изменившимся условиям.

     Междисциплинарный подход. Теория стратегического менеджмента базируется на комплексе поведенческих наук — социологии, психологии, политологии, экономике, праве и др. В ней широко применяются математические, статистические, системные, вероятностные методы исследования.

     Оптимизация использования ресурсов. Исследование возможностей организации и выбор стратегии, обеспечивающей эффективное использование ресурсов в долговременной перспективе, — определяющий фактор планирования, выбора и осуществления стратегии.

     Осуществление стратегии и контроль. Значительное внимание в стратегическом менеджменте уделяется человеческому фактору реализации стратегии. Успешная реализация стратегии возможна, когда менеджеры владеют навыками управления организационными инновациями, умеют преодолевать сопротивление изменениям, формировать инновационные команды и управлять ожиданиями людей, вовлеченных в процесс стратегических изменений.

     Понимание задач и методов стратегического  менеджмента можно углубить, если использовать ранее проведенное  сопоставление стратегического и оперативного менеджмента. Между этими понятиями много общего, но и существуют важные отличия, главное из которых состоит в том, что стратегический менеджмент имеет дело с общим управлением организацией, в то время как оперативный менеджмент сосредотачивается на специфике управления функциональными отделами организации, такими, например, как финансовый, производственный отдел или отдел маркетинга. Отличие стратегического менеджмента от оперативного состоит также в той специфической методологической основе, видении организации как сложной системы в развитии. Такое развитие определяется множеством факторов как внешнего, так и внутреннего происхождения, взаимозависимостью структурных элементов и функций организации, поэтому им чрезвычайно трудно управлять, и тем более управлять в соответствии с жестким планом, в котором учитывались бы все детали и частные аспекты поведения групп людей организации вплоть до отдельных индивидов. Стратегический менеджмент — эта область господства «мягких» организационных проблем, а попытки управлять ими как «жесткими» ведут к неудачам и провалам. Таким образом, эффективное управление организацией включает как эффективный стратегический, так и эффективный оперативный менеджмент.

     Какие преимущества дает управленцам (прежде всего высшего жена) знание стратегического менеджмента? Кроме того, что стратегический менеджмент заставляет всерьез задумываться о будущем организации, он позволяет:

     • формулировать на рациональной основе возможные стратегии и определять, в какой мере подходит организации та или иная стратегия;

     • находить альтернативные пути развития бизнеса, чтобы выбрать оптимальный из них;

     • развивать умение ориентироваться в будущем, что приводит к систематическому учету возможных последствий тех или иных решений;

     • более эффективно и грамотно размещать ресурсы организации;

     • понимать природу и значение неопределенностей и рисков в развитии бизнеса;

     • использовать методологию системного подхода в решении организационных проблем и на этой основе развивать более эффективное управление;

     • связывать в единый комплекс взаимозависимых элементов процессы коммуникации, координации и контроля в рамках организации как целого;

     • стимулировать мотивацию и энтузиазм сотрудников, определять миссию организации и понимание значения достижения организационных целей для индивидуального развития и роста сотрудников;

     • преодолевать сопротивление переменам, формировать инновационную организационную культуру.

     Стратегический  менеджмент развивает широту управленческого  мышления руководителей, делает их более полезными для организации. Руководители, имеющие знания и навыки в области стратегического менеджмента, имеют больше шансов добиться быстрого роста по служебной лестнице. А начинающим руководителям стратегический менеджмент позволяет достаточно быстро понять, как работает организация, какова взаимосвязь ее структурных компонентов, какова роль отдельных индивидов в принятии важных организационных решений.

 

      Заключение 

     Таким образом, в данной курсовой работе, мы рассмотрели, становление и понятие такой дисциплины как стратегический менеджмент. Раскрыли все теории, эволюции и школы развития стратегического менеджмента.

     Стратегический  менеджмент (стратегическое управление) родилось эволюционно из стратегического  планирования, которое составляет его сущностную основу. Оно вызывает все больший интерес у фирм, которые сталкиваются с трудностями в осуществлении принципиально новых стратегий.

     Говоря  о начальном этапе эволюции стратегического  менеджмента, среди тех часто  хаотических потуг, из которых, в конце концов, выкристаллизовывается миссия предприятия, следует, помимо доминирующей школы предпринимательства, упомянуть другие.

     Рано  или поздно разумный предприниматель  задумывается над своим видением и целями, т.е. в его стратегическом мышлении начинает проявляться когнитивная составляющая. Это позволяет говорить о том, что на данном этапе стратегический менеджмент предпринимательской структуры может быть описан в терминах когнитивной школы стратегии.

     Еще одна составляющая стратегического процесса - универсальный «метод проб и ошибок», который в рамках теории стратегического менеджмента близок к школе обучения. Коренное их отличие состоит в том, что школа обучения подразумевает гораздо больше проб, чем ошибок, что достигается внедрением системности в этот процесс и особого подхода к мотивации и повышению квалификации персонала.

     Итак, из причудливого взаимопереплетения и  развития видения, когнитивного процесса и обучения постепенно оформляется  миссия предприятия. Стратегический менеджмент попадает в контекст дескриптивных школ: прежде всего когнитивной и школы обучения, а далее оказывается перед выбором, какой путь развития предпочесть - сделать ставку на властные полномочия или на культуру. Первый выбор делают, как правило, идейно бесплодные организации, второй - те, видение руководителя которых трансформировалось в полнокровную миссию и стало достоянием всего коллектива компании.

     Почему, говоря об эволюции стратегического  менеджмента постсоветского предпринимательства, мы отдаем предпочтение культуре? Сегодня стратегический успех сопутствует тем фирмам, которые не столько позиционируют свой товар на рынке, сколько себя, в том числе и товар, - в культуре общества, в рамках которого они функционируют. Российский исследователь, на наш взгляд, вполне адекватно применил известную терминологию Э. Фромма к культуре современного менеджмента и бизнеса.

     Так, определение и отбор стратегии  может происходить на этапе анализа  внешней среды. Вместе с тем процесс  оценки стратегии может потребовать  дополнительного анализа внешней среды. Кроме того, со временем стратегия может меняться, поэтому необходим мониторинг и ежегодная корректировка стратегических решений и планов.

     Краткое рассмотрение основных этапов стратегического  менеджмента показывает, что это - комплексная система управления, основанная на прогнозировании внешней среды и разработке способов адаптации предприятия к ее изменениям.

 

      Список использованной литературы
 
  1. «Стратегическое управление» О.С. Виханский 2-е издание  М.: «Гардарики», 2000.
  2. «Основы менеджмента» М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, М.: «Дело», 2004.
  3. «Стратегический менеджмент» Ф. Аналоуи, А. Карами, М.: «Юнити», 2005.
  4. «Менеджмент» О.С. Виханский, А.И. Наумов, М.: Гардарики, 2005.
  5. Маркова В.Д., Кузнецова С.А.. Стратегический менеджмент. Курс лекций. М.; Новосибирск, 2000.
  6. Гольдштейн Г.Я., Стратегический менеджмент, Учебное пособие. М.,2003.
  7. «Менеджмент организации» Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др., М.: ИНФРА-М, 1995.
  8. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПБ., 1999.
  9. Виханский О.С. Стратегическое управление. М., 1995.

10. Акулов В., Рудаков М. К характеристике субъекта стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. – 1998. - №4

11. Дуфала В. Инструментарий для формирования стратегии предприятия // Проблемы теории и практики управления. – 1998. - №1

12. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М: «ЮНИТИ», 1998

13. Туленков Н. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации // Проблемы теории и практики управления. – 1997. - №4

Информация о работе История становления и развития стратегического планирования управления как самостоятельного направления