История зарождения профессионального менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 20:28, реферат

Описание

Понятие «менеджмент» не переводится дословно на русский язык. Однако нам привычно употреблять это слово, вкладывая в него тот же смысл, что и в понятие «управление». Однако, различия все-таки есть. Менеджер – специалист широкого профиля. Под его началом могут работать экономисты, бухгалтеры, статистики и др. Менеджером не является специалист в своей области, занимающий высокую должность. Считается, что настоящим менеджером может быть только человек, имеющий высшее образование по узкой специальности, второе высшее образование по специальности «менеджмент» и проработавший не менее 3-х лет в выбранной сфере.

Содержание

Введение
1. Возникновение и эволюция менеджмента.
А) эпохи исторического развития
Б) Виды управленческой деятельности
В) Периоды в направлении деятельности людей, занимавшихся управлением.
2. Особенности различных моделей менеджмента и их развитие.
А) англо-американская
Б) японская
В) немецкая
3. Российская модель менеджмента.
4. Современная система взглядов на менеджмент. Перспективы менеджмента.
А)Основные моменты современной системы взглядов на менеджмент
Б) Направления развития менеджмента в 21 веке
5. Новая парадигма управления
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Генезис менеджмента. Перспективы развития менеджмента. Реферат.doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)

   САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

   УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ 
 
 
 
 
 
 
 

   КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

   ПО  ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА»

   НА  ТЕМУ: «ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ

   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА» 
 
 
 
 
 
 

   Выполнила студентка II курса

   Герасимова  В.С.

   Проверил_________________

   «___»______________2010 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Пушкин

   2010

Содержание 
 

    Введение

  1. Возникновение и эволюция менеджмента.

    А) эпохи исторического  развития

    Б) Виды управленческой деятельности

    В) Периоды в направлении деятельности людей, занимавшихся управлением.

  1. Особенности различных моделей менеджмента и их развитие.

    А) англо-американская

    Б) японская

    В) немецкая

  1. Российская модель менеджмента.
  2. Современная система взглядов на менеджмент. Перспективы менеджмента.

    А)Основные моменты современной системы взглядов на менеджмент

    Б) Направления  развития менеджмента в 21 веке

  1. Новая парадигма управления

    Заключение

 

 

     Введение 

    Что такое менеджмент? Является ли понятие «менеджмент» синонимом понятия «управление»?

    Понятие «менеджмент» не переводится дословно на русский язык. Однако нам привычно употреблять это слово, вкладывая в него тот же смысл, что и в понятие «управление». Однако, различия все-таки есть. Менеджер – специалист широкого профиля. Под его началом могут работать  экономисты, бухгалтеры, статистики и др. Менеджером не является специалист в своей области, занимающий высокую должность. Считается, что настоящим менеджером может быть только человек, имеющий высшее образование по узкой специальности, второе высшее образование по специальности «менеджмент» и проработавший не менее 3-х лет в выбранной сфере.

    «К тому же есть еще несколько различий:

    -  управление возникло существенно  раньше менеджмента.

    - управление существует в любой экономической системе, в том числе административно-командной экономике, тогда как менеджмент – элемент рыночной экономики.

    -менеджмент имеет ряд специфических особенностей, которые не позволяют говорить о полном единстве с управлением.»1

    Действительно, управление существовало с древних времен. Менеджмент же является функцией управления. Ему свойственны и свойства управления и специфические черты, определяемые современными потребностями рыночной экономики. 

    Какова  история менеджмента и его  перспективы?

 

    1. Возникновение и эволюция менеджмента
Эпохи исторического развития Характеристика  производительных сил Характеристика  рынка и отношение предпринимателей к рынку Задачи предпринимателей     Таблица 12

    Взаимоотношение

предпринимателей  с государственными и общественными  органами.

1 2 3 4 5
Массовое  производство (до конца 20-х годов) Развитие индустрии (паровая и хлопковая очистительные машины и др.), создание сети железных дорог и другой инфраструктуры. Появление новой формы социальной организации – фирмы, четкое разграничение отраслей Почти неограниченный спрос на рынке (определяется ценой). Рынок продавца. Стремление подавить или поглотить соперника. Успех фирмы, предлагающей самую низкую цену Создание и  внедрение новых промышленных технологий, разработка соответствующей организации  производства. Совершенствование массового  производства, снижающего издержки выпуска продукции Отсутствие  вмешательства со стороны 

государства и общества. При необходимости  государственное обеспечение мер  экономического протекционизма.

Массовый  сбыт (до середины 50-х годов) Пересмотр отношения  к экономическому развитию как к главному двигателю социального прогресса Насыщение рыночного  спроса на основные потребительские  товары, конкуренция.. Возникновение  потребности в межотраслевых  организационных связях. Неравномерное  научно-техническое развитие (из-за войн, наличия ресурсов и др.) Быстрое изменение структуры спроса. Балансировка  противоречивых требований производства. Возникновение маркетинга. Обеспечение  технологических прорывов, стратегическое и долгосрочное планирование. Преодоление  сопротивления консервативных управляющих, ориентация их на рассмотрение задач управления не изнутри, а извне, как ориентация на потребителя. Начало утверждения  политического и социального  контроля со стороны общества. Перераспределение  социальных приоритетов в пользу экологии, борьбы с инфляцией, монополистическими ограничениями. Усиление роли государственного регулирования. Сильное вмешательство в деятельность предпринимателей во время Второй мировой войны и в период послевоенного развития
Постиндустриальная (с середины 50-х годов) Нехватка природных  и других ресурсов Индивидуализация  спроса, международная конкуренция. Развитие рынка потребителя Ориентация  на ресурсы при сохранении задач  эпохи массового сбыта. Выполнение требований социально-этического маркетинга Усиление социально-политических связей фирм с внешней средой
 

 

    

  Управленческая мысль в докапиталистическое время и в древности не была направлена на управление самим производством. Этим занимались сами производители: крестьяне, ремесленники и т.д. возникновение менеджмента как научной дисциплины началось с поиска методов воздействия на работников, которые не видели результатов своего труда и, соответственно нуждались в стимулировании производительности.

    «В фабричную эпоху (XIX век) работа менеджера ограничивалась управлением процессом производства, весьма далеким от научной организации труда. Но позже менеджмент распадается на множество подфункций — планирование, делопроизводство, сбыт, закупки, организацию, статистический анализ производства. Язык догадок и интуиции обретал четкую калькуляционную основу — все переводилось в формулы и деньги. Создается современная система бюджета предприятия.

    Таким образом, каждый производственный процесс выделился в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Но как только функций стало много, появилась проблема их координации и соединения на новой основе. А как их объединить? Оказывается, только одним способом — закреплением за каждой функцией штата специалистов (отдела, подразделения), и передачи общих координационных функций менеджеру. Так возникли прообразы нынешних отделов кадров, планового отдела, ОТиЗа, отдела главного технолога и т. п.

  Итак, вначале менеджер и собственник  — одно лицо. Затем управление отделяется от капитала и производства, вместо одного капиталиста-менеджера возникают два сообщества: акционеры и наемные руководители. Менеджеров много, и каждый следит за конкретной функцией: планированием, производством, снабжением. После этого функция каждого менеджера-специалиста вновь дробится и вместо одного человека появляется сообщество специалистов, которые образуют плановое бюро, конструкторский отдел, бюро контроля. Менеджер отныне координирует работу специалистов. Ученые изобрели особые инструменты координирования деятельности людей, в частности, систему принятия решений, определение целей политики компании, философию управления.»3

  В результате разделения менеджмента  по функциям появились  определенные виды управленческой деятельности:

  • административное управление
  • экономическое управление
  • целевое управление
  • управление проектом
  • антикризисное управление
  • корпоративное управление
  • стратегический, тактический и оперативный менеджмент
  • маркетинг и др.
 

 В организациях, ориентированных на социальную ответственность, развивался корпоративный менеджмент. «Временем зарождения корпоративного управления принято считать корпоративный менеджмент в период становления корпоративного менеджмента руководство компаний в основном состояло из предпринимателей-компаньонов. С опытом они приобретали навыки профессиональных менеджеров, и владение небольшим капиталом не мешало принимать рискованные решения.»4 

    Три рассмотренных подхода к управлению постепенно переплетались и послужили  основой для разработки различных  управленческих теорий. Их выразителями были представители разных сфер бизнеса.

    «Экономика настолько сильно влияет на общественные отношения, что выделяют периоды по направлению деятельности людей, занимавшихся управлением.

    • «Промышленный капитализм (1776-1890) бы эпохой специалиста по эффективности и руководителя производства. Многие из бизнесменов соглашались с философией «Богатства народов» Адама Смита в том, что одна только здоровая конкуренция обеспечит множество товаров и качество жизни для всех. Слабость промышленных капиталистов заключалась в отсутствии внимания к финансовым аспектам бизнеса.
    • При финансовом капитализме (1890-1993) доминировал финансист. Не участвуя в производстве товаров, он бы сосредоточен на манипуляции финансовыми ресурсами для поучения наибольшей прибыли. Господствовал принцип социального дарвинизма Герберта Спенсера, который учил , что «выживание самых приспособленных» в социальной сфере не тоько было допустимо, но являлось наилучшим возможным путем достижения материального благополучия для всех.
    • Национальный капитализм (1933-1950) – период, когда народ, представляемый правительством, вынужден был восстать и защитить себя от злоупотреблений и крайностей финансовых капиталистов. В СССр в это время новая форма хозяйствования добивалась успехов. Для этого периода характерны разнообразные программы правительства. Эта особенность все еще проявляется и в нашем обществе.
    • Управленческий капитализм (с 1950 г.) характерен для современной эпохи, в которой  люди управляют, а не владеют своими компаниями. Редко принимаются решения по индивидуальному предпринимательскому риску. В большой корпорации объединяются таланты и способности множества людей. Иногда, однако, люди теряются на фоне крупномасштабных процессов. Но выходы ищут, как правило, в совершенствовании управления»5

 

    

    1. Особенности различных моделей  менеджмента и их развитие.
 

    Современный менеджмент, в зависимости от того, где он развивается и формируется, имеет ряд специфических особенностей. Они отражают общие экономические потребности,  уровень развития научно-технического прогресса,  модель общественных отношений и многие другие черты. Таким образом, так называемая «местная специфика» начинает играть огромную роль в управлении. Выделяются следующие модели менеджмента:

    а) англо-американская

          б) японская

             в) немецкая(европейская)

    Рассмотрим  их специфические черты и различия в форме таблицы.

    Таблица 2

Критерий  сравнения Модель  управления
англо-американская японская немецкая
Страны, в которых используется та или  иная модель США, Великобритания Япония Германия, Канада, Австралия, скандинавия
Общая характеристика Борясь за лидерство, США проводили широкую инновационную политику, частую смену технологий, поддерживали смелый курс на нововведения, и в конкурентной борьбе выживали лишь те компании, которые применяли эти новые технологии. Сокращается количество иерархических уровней управления. Японские методы управления стали формироваться  в условиях послевоенной разрухи. Японская философия и культура управления во многом опираются на традиционное национальное мировоззрение, сложившееся много веков назад, и на достижения американского менеджмента. Японский менеджмент разработал собственную модель "человеческого потенциала"- Работник располагает всей полнотой необходимой для работы информации. Система пожизненного найма Страна начинала свое восхождение к "экономическому чуду" в условиях, напоминающих состояние экономики современной России.

"Управление по результатам"-этот метод управления подразумевает коллегиальное определение важнейших направлений деятельности предприятия, определяются варианты действий для достижения целей, а конкретные методы решения поставленных задач выбираются самими исполнителям

Информация о работе История зарождения профессионального менеджмента