Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:17, курсовая работа
Для рыночной экономики характерна конкуренция самостоятельных фирм, ключ к преуспеванию в которой – постоянное обновление своей продукции, внедрение производственных, организационных, управленческих и других новшеств. Предприятие успешно и регулярно реализующее инновационную деятельность обязательно получает конкурентные преимущества на рынке.
Введение…………………………………………………………………. …...3
1. Теоретические основы инноваций
1.1 Основные понятия инновационной деятельности………………………5
1.2 Классификация инноваций…………………………………………. ….11
2. Сущность инноваций
2.1 Значение инновационной деятельности для предприятий…………...15
2.2 Значение инновационной деятельности для экономики……………...19
Заключение…………………………………………………………………..24
Библиографический список……………………
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы инноваций
1.1 Основные понятия
1.2 Классификация инноваций…………………
2. Сущность инноваций
2.1 Значение инновационной
деятельности для предприятий……
2.2 Значение инновационной
деятельности для экономики…………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………….25
Для рыночной экономики характерна
конкуренция самостоятельных
В период перехода российской
экономики к новой экономике
знаний значение инноваций в конкурентной
борьбе предприятий только вырастет.
Ведь в трансформационный период
ведутся работы по устранению существующих
сейчас барьеров инновационной деятельности
(например, таких как: нехватка финансовых
ресурсов на инновации, отсутствие должной
научно-исследовательской базы, кадров
требуемой квалификации, необходимой
научно-исследовательской и
Отсюда можно сделать вывод, что менеджера хорошо разбирающегося в сущности инноваций, не боящийся рисков, связанных с их внедрением, составляет большую ценность для предприятий.
Понимание сущности и значения инноваций так же важно для остального персонала инновационной организации. Многие организации сталкиваются с проблемами непринятия и сопротивления изменениям в организации со стороны сотрудников. А ведь если бы они хорошо понимали значение инноваций для организации, проблемы подобного рода едва ли возникали бы.
Даже людям непосредственно
не имеющим дело с инновационной
деятельностью понимание
Цель данной работы –
исследование значения инноваций для
предприятий и экономики
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИЙ
1.1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Целесообразней всего было бы начать исследование с определения основного понятия темы – инновации.
Французское innovation восходит
к латинскому innovatio (обновление, перемена).
Еще в 80-е годы прошлого века абстрактного
слова инновация не было в словарях
русского литературного языка. Сам
термин был введен в оборот австрийским
и американским экономистом, социологом
и историком экономической
Несмотря на то, что именно Шумпетер стал основоположником учения об инновациях, существует еще целый ряд трактовок этого термина. Различия в трактовках могут быть обусловлены различиями в хозяйственных субъектах, использующих инновации, разнообразием самих инноваций, уровнем развития экономики в целом и других факторов.
Английский ученый Фрэнк
Никсон определил инновацию как
совокупность технических, производственных
и коммерческих мероприятий, приводящий
к появлению на рынке новых
и улучшенных промышленных процессов
и оборудования. Брайан Твисс, в своей
книге "управление научно-техническими
нововведениями" трактует инновацию
как процесс, в котором изобретение
или идея приобретает экономическое
содержание. Б. Санто считает, что
инновация – это такой
Элейн Дандон в книге "Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду" пишет, что суть инноваций состоит в трёх компонентах:
1. Креативность, т.е. умение генерировать новые идеи.
2. Стратегия - выяснение реальной новизны и полезности это идеи.
3. Реализация - воплощение идеи в конкретный продукт или услугу.
4. Прибыльность, что по
Дандон значит: "повышение до
максимума ценности конечного
продукта и услуг, полученной
от реализации новой и
Анализируя все определения можно заключить, что инновация – это результат специальной деятельности, приводящей к обновлению или усовершенствованию каких-либо продуктов или технологических процессов, основанный на порождении и применении новых знаний. Так же можно сделать вывод, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Важно понимать, что инновациями становятся новые открытия и разработки, получившие признание рынка, т.е. доведенные до вида, коммерчески выгодного для изготовителя, посредника и потребителя.
Существуют множество родственных рассматриваемому нами понятию слова. Одни из них – это новшество и нововведение. Часто эти два понятия не разводят с понятием инновация, но современные ученые находят характеристики для отличия этих слов.
Как например, И. Мирославский
пишет что : "Перестановка мебели
или замена портретов в кабинете
- это, разумеется, новшество. А регистрация
времени прихода и ухода
Так же можно встретить и другой принцип отличия новшеств, нововведений и инноваций: Новшеством может считаться новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией (такого различия будем придерживаться и мы)3.
Отличие инноваций от изобретения, еще одного "родственного" инновациям понятия, кроется в том что изобретение - это открытие какого-то нового явления, принципа; создание нового знания, ранее не существовавшего. А инновация - это коммерческое применение открытия или изобретения (т.е. извлечение прибыли из изобретения).
Помимо этого, следует
понимать связь между понятиями
инноваций и инновационной
Шумпетер писал, что инновационная деятельность осуществляется с созданием, новых комбинаций факторов производства. "Новые комбинации", по мнению этого ученого укладываются в пять видов:
1. Изготовление нового, т.е.
еще не известного
2. Внедрение нового, т.е.
данной отрасли промышленности
еще практически не известного,
метода (способа, технологии) производства,
в основе которого не
3. Освоение нового рынка
сбыта, т.е. такого рынка, на
котором до сих пор данная
отрасль промышленности это
4. Получение нового источника
сырья или полуфабрикатов
5. Проведение реорганизации,
например обеспечение
Т.о. инновации могут быть представлены в виде новой продукции, новой технологии производства, маркетинговой инновации (т.е. нового рынка сбыта), нового материала и организационной инновации, обеспечивающей монопольное положение предприятия.5
Для понимания сущности инноваций
можно рассмотреть особенности
инноваций как бизнес-
• Длительность. Из всех бизнес-процессов, таких как производство, реальное инвестирование, реализация и т.д., инновационный – самый длительный. Фактически он интегрирует все эти процессы в едином цикле с добавлением к ним свой родовой инновационный этап. Сроки окупаемости инновационных разработок достаточно высокой степени радикальности могут составлять примерно от 4 до 7 лет.
• Высокая степень риска. Инновации всегда связаны с высокими рисками, неопределённостью, низкой предсказуемостью результатов и, следовательно, проблематичной и вероятностной отдачей. Недостаточно перенимать уже подтвердившие себя решения от других, адаптировать оправдавшие себя технологии, чтобы достичь и удержаться на мировом уровне, нужно самому принимать решения, генерировать и воплощать новые идеи, что, несомненно, далеко не однозначно в плане исхода.
• Способность инициировать структурные изменения. Успешная инновация существенно влияет на положение предприятия, его организацию и иерархию, структуру отрасли и отраслевого рынка, на экономику в целом.
• "Человекоемкость" (повышенная интеллектуальная насыщенность). Основным решающим инновационным ресурсом является человеческий капитал, творческая способность генерировать и воплощать собственные идеи. Поэтому страны в которых хорошо развита научно-исследовательская деятельность так преуспевают в этой сфере.
• Характер инновационного целеполагания. Недостижение первоначально поставленных целей в отличие от всех остальных сфер бизнеса не всегда означает провал инновационного проекта, а их достижение еще не равносильно коммерческому успеху инновации. Результата инновационной деятельности можно ждать несколько лет.
• Неформализуемые механизмы. Инновации не только сталкиваются с неопределенностями рынка, но, с неизбежностью изменяя структуру рынка, сами инициируют изменения – эффекты, которые слабо или вовсе не поддаются формализации, т.е. имеют во многом неопределенный характер. 6
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ
Исследуемое понятие можно классифицировать по множеству признаков. Здесь приведены, по моему мнению, классификации по наиболее важным из них.
I. По функциональному назначению и области применения инновации можно классифицировать по классам:
Промышленные:
•Научно-технические (продуктовые) инновации (связаны с разработкой и производством продукции с новыми или улучшенными свойствами);
•Технологические инновации (предназначенные для совершенствования способов изготовления продукции на базе новейших технологий, достижений в области научно-технического прогресса, автоматизации и компьютеризации).
Организационно управленческие инновации связаны с процессом управления и оптимальной организации производства, коммуникаций, транспорта, сбыта и снабжения.
По виду работ они подразделяются на:
• Научно исследовательские;
• Производственные;
• Сбытовые;
• Логистические (транспортирование и снабжение);
• Маркетинговые;
По характеру функции они подразделяются на:
• Экономические;
• Информационные;
• Социальные.
II. По степени значимости в экономическом развитии инновации подразделяются на:
• Интегрирующие, которые являются результатом использования оптимального комплекса ранее накопленных и проверенных в мировой практике достижений (знаний, технологий, систем, оборудования и т.п.);
• Базисные, в основе которых лежат крупные научные достижения;
• Совершенствующие, которые предлагают использование результатов прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, направленных на улучшение характеристик имеющихся товаров.