Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:17, курсовая работа
Для рыночной экономики характерна конкуренция самостоятельных фирм, ключ к преуспеванию в которой – постоянное обновление своей продукции, внедрение производственных, организационных, управленческих и других новшеств. Предприятие успешно и регулярно реализующее инновационную деятельность обязательно получает конкурентные преимущества на рынке.
Введение…………………………………………………………………. …...3
1. Теоретические основы инноваций
1.1 Основные понятия инновационной деятельности………………………5
1.2 Классификация инноваций…………………………………………. ….11
2. Сущность инноваций
2.1 Значение инновационной деятельности для предприятий…………...15
2.2 Значение инновационной деятельности для экономики……………...19
Заключение…………………………………………………………………..24
Библиографический список……………………
III. В зависимости от глубины вносимых изменений:
• Радикальные (принципиально новые);
• Модернизационные (вносящие качественно новые изменения в продукт или существенно улучшающие его);
• Модификационные (частично улучшающие продукт или дополняющие существующую товарную линию);
IV. По охватываемому объему:
• Интернациональные (новые для отрасли в международном масштабе)
• Национальные (новые для отрасли в стране);
• Локальные (новые для конкретного предприятия);
V. По уровню распространенности:
• Единичные;
• Диффузные (распространение освоенных инноваций в новых условиях и местах применения);
VI. По причинам возникновения:
• Реактивные (выступают как реакция на новые преобразования и действия, осуществляемые конкурентами)
• Стратегические (направленные на решение перспективных задач, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе).
VII. По отношению к идеям, лежащим в основе существующих прототипов:
• Открывающие (без сопоставимых прототипов);
• Замещающие (полностью заменяют существующие прототипы);
• Отменяющие (использование приводит к полному исключению продукта в связи с появлением новых функций);
• Возвратные (происходит возврат к новым видам, способам, методам);
• Ретровведения (воспроизводятся старые формы на современной основе).
VIII. По степени новизны:
• Абсолютная новизна (аналоги предлагаемому новшеству отсутствуют);
• Относительная новизна (определяются относительно выбранного признака или группы признаков – может быть частной (новыми являются отдельные элемента) или условной (новое сочетание известных элементов));
• Стоимостная новизна (затраты на НИОКР, освоение и использование, отнесенные к объему полезной работы, ниже, чем у заменяемой);
• Целесообразная (лучшие производительные или потребительские свойства).
IX. Классификация Г. Менша:
• Базисные (которые создают основу для формирования новых отраслей или новых рынков);
• Улучшающие (имеющие вторичный характер и повышающие эффективность использования базисных нововведений в производстве или расширяющие для них рынок);
• Псевдонововведения (вносящие минимальные изменения в технологию).
X. И наконец, по назначению, инновации делятся на:
• Обеспечивающие эффективность реализации;
• Обеспечивающие эффективность производства;
• Улучшающие условия труда;
• Повышающие качество продукции. [1, 2, 12, 13, 21, 24]
Столь широкая классификация инноваций подтверждает многообразие и неоднозначный характер инноваций, следовательно, формы их организации, масштабы и способы взаимодействия на инновационную деятельность тоже отличается многообразием.
2.1 ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
Предприятие - это самостоятельный
хозяйствующий субъект, созданный
для производства продукции, выполнения
работ и оказания услуг с целью
удовлетворения общественных потребностей
и получения прибыли. Конкуренция
и конкурентная борьба предприятий
являются главным содержанием
Конкуренция (от лат. сoncurentia – состязание, столкновение) определяется как ситуация, в которой любой желающий что-либо купить или продать может выбирать между различными поставщиками и покупателями. Про наиболее успешных поставщиков и покупателей говорят, что они обладают конкурентными преимуществами. Конкурентоспособность включает умения добычи и использования таких конкурентных преимуществ. Именно инновационная деятельность обеспечивает конкурентоспособность отдельных организаций.
Главная предпосылка инновационной
деятельности предприятия состоит
в том, что все существующее стареет.
Поэтому необходимо систематически
отбрасывать все то, что износилось,
устарело, стало тормозом на пути к
прогрессу, а также учитывать
ошибки, неудачи и просчеты. Для
этого на предприятиях периодически
необходимо проводить аттестацию продуктов,
технологий и рабочих мест, анализировать
рынок и каналы распределения. Иными
словами, должна проводиться своеобразная
рентгенограмма всех сторон деятельности
предприятия. Это не просто диагностика
производственно-хозяйственной
Увидеть значение инновационной деятельности для предприятий понятней всего представляется в рассмотрении естественного процесса развития рынка.
Сначала на ранних стадиях ненасыщенного рынка прибыль компании (формирование первичного капитала) является одновременно единственной целью и ценностью для бизнеса. Прибыль в это время есть исходный и самый главный дефицит для компании, предмет пристального внимания финансового менеджмента (собственно, единственного для того времени вида управления).
Однако, по мере насыщения рынка, когда спрос начинает превышать предложение, возникает новый дефицит — платежеспособный покупательский спрос. Теперь Покупатель как источник денег становится для компании дороже самих денег. Удержание старых покупателей и привлечение новых — это теперь ключевые проблемы управления.
Дальнейшее обострение конкурентной борьбы за покупателя еще больше обостряет проблему обеспечения его лояльности (т.е.приверженность покупателя одной марке). Ротация клиентов оборачивается для компании значительными коммерческими затратами на привлечение новых покупателей взамен потерянных старых. Борьба за удовлетворенность Покупателей как ключевого фактора обеспечения их лояльности неизбежно, в очередной раз, изменяет систему ценностей компании.
Качество (конкурентоспособность)
компании становится основой обеспечения
лояльности ее Покупателей. Теперь качество
выступает источником источника
прибыли... Это новая системообразующая
ценность для компании, определяющая
ключевые компоненты ее стоимости: прибыль,
динамику развития, устойчивость. При
этом система менеджмента качества
становится, соответственно, новой
парадигмой насыщенного рынка. Ее главная
концептуальная идея — постоянные
улучшения процессов
Интеграция в мировую экономику (глобализация) существенно расширяет поле конкурентной борьбы, заставляя российские компании конкурировать с лидерами мирового рынка. В этих условиях главной проблемой компаний и основной задачей их руководства становится обеспечение устойчивого роста. Для этого в условиях такой мощной конкуренции совсем не достаточно постоянного совершенствования деятельности. Для лидеров рынка стоит задача выиграть, а не проиграть. Решить ее можно только постоянными инновационными прорывами, обеспечивающими поддержание высокого темпа развития. Инновационный менеджмент, основанный на знаниях, — это парадигма управления XXI века, ответ на вызов современного рынка Покупателя. Теперь это источник источника прибыли.9
Таким образом можно выявить
что инновации являются источником
обеспечения
2.2 ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ
Свою исключительную полезность
инновации с тем же успехом
что и на организационном уровне
проявляют и на уровне экономики.
Можно выделить несколько положений
влияния инновационной
• Под влиянием инноваций меняется вся структура экономики. Ведь за счет роста эффективности использования ресурсов часть их высвобождается и перераспределяется в другие сферы деятельности. Например, доля занятых в сельском хозяйстве сокращается, а в секторе услуг – возрастает. Кроме того, инновации выступают непосредственной причиной возникновения новых производств, отраслей и постепенного отмирания уже существующих.
• Инновации изменяют и экономическую организацию общества. Появляются новые общественные институты и хозяйственные организации и трансформируется содержание взаимосвязей между ними. Происходят сдвиги в структуре собственности. Совершенствуются технологии управления: вертикальные воздействия во все большей мере дополняются и заменяются горизонтальными. Претерпевает изменения и содержание государственного регулирования экономики.
• Инновационные процессы приобретают все большее социальное значение. Генерируемый нововведениями экономический рост не только позволяет повысить уровень жизни населения, но и способствует решению проблем занятости за счет создания новых высокооплачиваемых рабочих мест, повышению уровня образования и здравоохранения. Кроме того, в нынешний исторический период процесс распространения инноваций является одним из элементов, связывающих различные социальные и экономические субъекты в единое целое, обеспечивающих единство нации, во многих случаях смягчающих социальные противоречия и конфликты.
• Интенсивность инновационных процессов в современном мире значительно обострила экологические проблемы. Антропогенная нагрузка на окружающую среду по ряду направлений приближается к критической черте, за которой неизбежно нарушение нормального кругооборота веществ в природе. С другой стороны, только с помощью инноваций возможно гармонизировать отношения между человеком и природой. Ведь именно научно-технические достижения позволяют уменьшить использование невосполнимых ресурсов и вредные выбросы путем рационализации структуры производства и потребления, а также распространения рециклических технологий.11
По большому счету инновации воздействуют на экономику так же, как и на организацию только в макроэкономических масштабах. Четыре основных выгоды инноваций для предприятий можно перенести и на макроэкономическую сферу:
• повышается конкурентоспособность (в этом случае среди экономик разных государств). Конкурентоспособность государства определяется как "мера возможности страны при условиях свободного и справедливого рынка вырабатывать товары и услуги, которые отвечают требованиям мировых рынков при одновременном сохранении или повышении реальных доходов своих граждан"12.
•повышается качество "продукции" (её на экономическом уровне заменяет население), т.е. растёт качество жизни
• экономятся производственные затраты (экономика требует меньше инвестиций, становится более самоуправляемой)
• обеспечение стабильного экономического роста государства.
Последнее – наиболее важное
значение, из которого, по большому счету,
вытекают три предыдущих. Значение
инноваций для экономического роста
можно подтвердить
Экономический рост – это динамика физических объемов производства и потребления товаров и услуг. Качественный экономический рост нужно понимать как разницу в развитии между одним государством и всеми остальными.14Он обеспечивается за счет инноваций, которые, тем и примечательны, что дают пользователю добавочную экономическую прибыль. Эта добавочная прибыль и служит разницей в развитии между государствами, ведь любое экономическое развитие упирается в финансовые ресурсы.
Нужно сказать что, функциональная роль инновационных отношений в экономической системе также во многом зависит от того, какие виды инноваций внедряются в экономику (См. Гл. 1, пар. 2, XI). Решающая роль в развитии экономической системы принадлежит базисным нововведениям, условия для массового освоения (инновационного взрыва) которых создаются при экономическом кризисе на фазе депрессии (технико-технологического застоя). В этот период образуются пучки (кластеры) базисных нововведений, позволяющих выйти из этого застоя и обеспечить экономический рост.
Таким образом, инновации в системе функционирования экономики выступают, по большому счету, как материальная основа повышения эффективности производства. Именно они играют первостепенную роль в наращивании объемов выпуска продукции. Так, например, прирост национального дохода, по подсчетам зарубежных специалистов, за счет инноваций оценивается в размере 80-90%. Инновационная деятельность, таким образом, дает толчок самодвижению, является первичным импульсом нарушения равновесия и придания экономическому механизму активной роли и повышает ее синергетический эффект.