Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 02:12, курсовая работа
Сегодня большинство руководителей уверено в правильности утверждения «доверяй, но проверяй». При небольшом количестве подчиненных такое положение дел может и не быть критическим, однако, когда их количество исчисляется сотнями, именно это порочное утверждение приводит к тому, что начальник проводит на работе всю свою жизнь, проверяя и перепроверяя, доделывая и переделывая то, что выполнили подчиненные.
ВВЕДЕНИЕ
1 ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ
3 СОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ
3.1 Инструкции по делегированию
3.2 Персонал. Границы делегирования полномочий и ответственности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Разъяснение
последствий может
3 СОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ
3.1
Инструкции по делегированию
Компетентность руководителя во многом определяется его способностью делегировать. Делегировать - это значит развивать своих подчиненных, поручать им более сложные и важные задачи, раскрывать их личностный потенциал. Для делегирования нужна смелость и доверие, ведь спокойнее и менее рискованно сделать привычную задачу самому, чем учить и исправлять ошибки [15].
Делегирует руководитель или нет - по большому счету его личное дело. Однако руководители, которые боятся делегировать, обречены большую часть работы выполнять «ЗА» своих подчиненных, постоянно сетуя на то, что поручить-то сложную задачу «некому». Этот барьер делегирования со стороны руководителя очень характерен для нашей страны, ведь у нас становится руководителем тот, кто лучше всех «продавал продукт», «исследовал рынок» и пр., а не лучше всех управлял людьми. Став руководителем, человек продолжает «продавать» и «исследовать» лучше всех, забывая о том, что теперь его задача в другом: не продавать «за» своих сотрудников, а сделать так, чтобы они это делали лучше него [11].
Решить такую задачу без делегирования невозможно. Делегирование требует времени и сил. Но результат того стоит!
Процесс делегирования делится на четыре основные фазы [11]: до управленческого общения, собственно управленческое общение (коммуникация), выполнение работы и контроль, оценка результатов и мотивация. Рассмотрим две первые фазы делегирования, так как именно они закладывают основу для успешного выполнения задачи.
Фаза I. Эта фаза начинается с работы над постановкой цели. Руководителю нужно быть уверенным, что он готов однозначно ответить на вопрос, что нужно получить или достичь в результате выполнения задачи.
Далее стоит выбрать объект делегирования и обосновать для себя (пока для себя), почему именно этому сотруднику поручается данная задача. После выбора исполнителя нужно проанализировать, какие возражения могут возникнуть у него в ответ и как преодолеть их [15]. Ведь мало кто из «загруженных» сотрудников сразу обрадуется новому поручению.
Затем руководителю стоит решить, какой стиль ситуационного лидерства он предполагает использовать. В процессе общения с сотрудником выбранный стиль руководства может меняться в соответствии с ситуацией и ожиданиями сотрудника, для одних сотрудников мотивирующим может являться один стиль управления, а для других – другой.
Руководитель
должен решить, может ли он пойти
навстречу ожиданиям
Теперь мы готовы приступать непосредственно к процессу делегирования в ходе управленческого общения.
Фаза II. При общении с сотрудником самое главное - помнить, что идут переговоры. Да, со всеми характерными этапами и спецификой - это переговоры по «продаже задачи». И как в любых переговорах, первый этап - это установление контакта, от которого зависит половина успеха [11].
В последнем случае руководителю необходимо подумать о другом исполнителе или об изменении приоритетов или сроков. В любом случае, узнав о состоянии дел, вы уже не попадете в ситуацию, когда, прослушав ваш рассказ о новой задаче (минут на 20), подчиненный успеет вставить (в короткой паузе): «А на Чукотку открывать новый филиал завтра мне не ехать? Мы же с Вами в понедельник решили, что еду именно я».
Если на Чукотку выбранный объект делегирования не собирается, то можно приступить к формулировке задачи. Первый шаг - раскрыть задачу, объяснить, что нужно получить в результате ее выполнения и в чем ее значимость. Вспомните, что 60 процентов ваших сотрудников мотивируют чувство своей необходимости, важности для компании, в которой они работают! [11] Людям важно знать, что их выбрали не потому, что другие отказались, и не потому, что они оказались не в том месте не в то время, а потому, что вы, руководитель, считаете, что они лучше всех справятся с поставленной задачей [15].
Далее, как и в классических переговорах, идет двустороннее обсуждение, диалог. Начать его можно, получив обратную связь от сотрудника, например, вопросом «Как ты к этому относишься?». И слушать! Руководитель слушает ответы, возражения, аргументы, но кроме этого у него есть три дополнительные задачи: понять, насколько сотрудник понял, что от него ждут, насколько он мотивирован и насколько он готов обсуждать ресурсы.
Не стоит начинать обсуждение ресурсов, необходимых для выполнения задачи, до того, как все сопротивления и возражения сотрудника, связанные с другими причинами, сняты [11]. Идеально, если в разговоре сам сотрудник начинает обсуждать, что ему необходимо для решения задачи (это могут быть сроки, дополнительная информация и пр.) - это уже половина успеха. Это сигнал, что исполнитель принял задачу и выясняет свою сферу ответственности за результат.
При обсуждении ресурсов важна реакция руководителя. Реакция на вопросы, связанные с нехваткой ресурсов, бывает трех типов [12]. Первый тип - жесткий: руководитель отвечает в стиле «Ничего не знаю, иди, делай!». Мотивированного на решение задачи сотрудника в этом случае получить вряд ли удастся - сделает скорее боясь наказания. Вариант «уступка»: «Возьми все, что хочешь, - только сделай!» также опасен (риск «шантажа»). Третий вариант оптимальный, но долгий - обсуждение, обоснование и согласование. Если вы как руководитель знаете, что с существующими ресурсами задача может быть выполнена, обсудите свою точку зрения и получите согласие исполнителя. Но если исполнитель прав и ресурсов действительно не хватает, тогда стоит дать требуемое, «с трудом, с болью», но дать. Например, сотруднику удалось доказать вам, что ему одному без помощника не справиться в указанные сроки. У вас есть альтернатива: либо дать помощника, либо изменить сроки («поторговавшись», конечно).
После обсуждения ресурсов останется согласовать выбранный вид контроля и способы оценки результатов. И только теперь, если такая необходимость есть, речь пойдет о личной мотивации сотрудника. Часто, когда все описанное выше выполнено корректно, вопроса «Что мне за это будет?» у исполнителя не возникает. Но если все это сделано неудачно и скорее демотивирует, то исполнитель вправе задать вопрос: «Ну, хорошо, я все понял, но этого нет в моих должностных инструкциях, как с этим быть?» Подтекст понятен - «А деньги?». И будет прав, так как именно деньги в коммерческой организации являются универсальным заменителем многих мотиваторов [11].
Не стоит забывать о том, что материальный фактор мотивации очень быстро из «дара» превращается в «право» - право получать компенсацию за свой труд, а нематериальный фактор укрепляет доверие и формирует лояльность сотрудника [15].
Если все-таки у руководителя осталось ощущение того, что мотивация сотрудника требует «поддержки», можно использовать знание его мотивационных ожиданий (которые рекомендуется узнать заранее). Здесь руководитель как минимум получает позитивный эффект в конце разговора. Главное, чтобы и первое, и второе условие были продуманы и полностью устраивали руководителя [11].
И наконец, в завершение процесса делегирования необходимо резюмировать, повторить главное, о чем договорились, зафиксировать внимание на том, что вы ожидаете получить к намеченному сроку.
Так
действует инструкция по делегированию,
задача которой оптимизировать работу
управленца, снизить риск невыполнения
задачи и мотивировать сотрудника на
достижение результата.
3.2
Персонал. Границы делегирования полномочий
и ответственности
26 марта в Ижевске состоялся круглый стол «Персонал: границы делегирования полномочий и ответственности» [10]. На нем рассматривались вопросы о том, как делегировать полномочия, не опасаясь за успех дела и не вызывая сопротивления сотрудников; как поделиться полномочиями с ключевыми сотрудниками, не разрушив при этом свой бизнес; до какой степени можно положиться на сотрудников.
Уже в начале беседы обозначились основные методы передачи полномочий в каждой отдельной компании и их принципиальные различия. Как выяснилось, в одних компаниях успешно практикуется электронная форма передачи служебных распоряжений и делегирования полномочий. За счет экономии времени этот метод заметно повышает эффективность работы. Однако он требует полного, детального инструктажа работника c указанием ее конкретных целей, способов и сроков выполнения задания и четким обозначением ожидаемого результата. Индивидуальный подход к каждому сотруднику наиболее часто используется в работе с людьми творческих профессий и в небольших коллективах.
Так или иначе, выбор метода взаимодействия с подчиненными напрямую зависит от специфики компании, ее структуры и размера. А вот выбор тех задач, которые можно делегировать подчиненным, и вопросов, которые делегированию не подлежат, всегда остается за руководителем компании.
В ходе обсуждения границ делегирования полномочий участники выделили 5 основных групп задач, которые руководитель ни в коем случае делегировать не должен [10]:
Самый редкий и самый ценный класс работников, за которыми гоняются все руководители, - это так называемый «естественный исполнитель». Естественный исполнитель - человек, мыслящий на одной волне со своим руководителем, естественным образом заботящийся о текущем ходе дел. Ему можно делегировать любые задачи. Это крайне редкие кадры, но они есть в любой компании, нужно только суметь их разглядеть и удержать [7].
Существуют и другие типы подчиненных, роль руководителя по отношению к каждому из них определяется преданностью работника и его компетентностью. Так, если и преданность и компетентность - низкая, то руководителю приходится играть роль надсмотрщика. Если компетентность низкая, но преданность высокая - роль наставника. При достаточно высокой компетентности и переменной преданности работника, руководителю необходимо принять на себя роль авторитетного лидера. А если сотрудник отличается и высоким умственным коэффициентом и достаточной преданностью, необходимо выстраивать партнерские отношения [10].
В
хорошей компании должны быть все
четыре перечисленные категории
работников. Это и есть простое
понимание структуры. Существует центральная
структура компании с топ-менеджерами
и менеджерами среднего и низшего звена,
а есть обслуживающий персонал, который
обслуживает работу самой структуры. Каждый
из них находится в своем секторе и выполняет
свою важную функцию. Однако, чем больше
в компании сотрудников-лидеров и сотрудников-партнеров,
так называемых «естественных исполнителей»,
тем чаще и увереннее руководитель делегирует
свои полномочия такого типа подчиненным
[10].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Делегирование - передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Оно необходимо, т.к. ежедневно объем работы руководителя всегда превышает его физические и временные возможности. Делегировать - значит развивать своих подчиненных, поручать им более сложные и важные задачи, раскрывать их личностный потенциал. Для делегирования нужна смелость и доверие, ведь спокойнее и менее рискованно сделать привычную задачу самому, чем учить и исправлять ошибки.
Делегирование базируется на полномочиях (ограниченное право использовать ресурсы организации для выполнения задания) и ответственности (обязательство работника выполнить возложенное на него задание). Но, делегируя задачу, руководитель не может делегировать ответственность, если конечный результат будет плачевен, ответственным будет он, а не только сотрудник-исполнитель.
Информация о работе ЭФФЕКТИВНОЕ ДЕЛЕГИРОВАНИЕ МЕНЕДЖЕРОМ СВОИХ ЗАДАЧ И ПОЛНОМОЧИЙ