Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является – исследование процесса формирования и работы кадрового резерва.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Определить сущность понятия кадрового резерва;
• Выделить цели, которые преследует организация при организации работы кадрового резерва;
• Выделить этапы процесса формирования кадрового резерва;
• Сформировать ряд требований к каждому этапу;
• Произвести оценку эффективности работы кадрового резерва.
Введение 3
Глава 1. Работа с кадровым резервом как важнейший элемент системы управления персоналом 5
Формирование кадрового резерва 5
Методы подбора кандидатов в кадровый резерв 9
Отбор и подготовка кандидатов в кадровый резерв 11
Основные методы обучения кадрового резерва 17
Глава 2. Оценка эффективности работы кадрового резерва 20
2.1. Эффективность мероприятий по управлению кадровым
резервом 20
2.2. Оценка эффективности обучения 24
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
Для
получения объективной
Работа по изучению личностно-деловых качеств работника требует определенной квалификационной подготовки специалистов кадровых служб и изменения содержания трудовых функций кадровика. Новые требования к квалификации кадровиков предполагают:
При формировании резерва руководящих кадров необходимо определить базовые должности для каждой категории руководителей, а также источники комплектования резерва для выдвижения. Например, для замещения должности начальника участка базовой является должность мастера, начальника цеха – должность начальника участка и т.д.
Источниками резерва руководящих кадров являются:
Структура резерва руководящих кадров определяется соответствующим уровнем управления и номенклатурой. Перечень должностей, право назначения на которые имеет руководитель определенного ранга, называется его номенклатурой.
В резерве каждой номенклатуры соответствующий руководитель определяет права и обязанности должностных лиц, ответственных за формирования и подготовка резерва руководящих кадров. Так, в условиях промышленного предприятия начальник участка отвечает за качественный отбор, расстановку и использование специалистов на должностях мастеров; начальник цеха лично ответственен за своевременное и качественное замещение должностей начальников участков; директор завода несет ответственность за создание резерва начальников цехов и их заместителей. Непосредственную работу по планированию и организации формирования, подготовки и воспитания резерва руководящих кадров осуществляет заместитель руководителя организации (предприятия) по кадрам, а также кадровые службы.
Работа по отбору кандидатов в резерв руководящих кадров предусматривает несколько этапов:
Одним
из важнейших направлений в работе
с резервом руководящих кадров является
организация их подготовки. По мере
дальнейшего изменения
Управленческая подготовка является важнейшей составной частью квалификации руководителя и во многом определяет ее уровень. Выбор формы обучения кандидатов в резерв от уровня их специального образования, стажа работы, прохождения ими квалификационной учебы, обучения в данный момент, а также от возможностей учебно-материальной базы предприятия, организации, отрасли организовать учебу по соответствующей форме и профессиональной направленности. Заключение о выборе формы обучения кандидата в резерв дается отделом кадров с учетом выводов службы профориентации и профотбора. При этом отдел кадров направляет в отдел подготовки кадров списки кандидатов на зачисление в резерв. Отдел подготовки кадров разрабатывает учебные программы и планы, устанавливает сроки обучения и организует учебный процесс.
Для
подготовки резерва руководящих
кадров, кроме установленных видов
обучения системы повышения
Основой формой подготовки резерва кадров является воспитание и обучение специалистов в непосредственно на производстве:
Школы резерва – важное звено в подготовке будущих руководителей на уровне предприятия, организации, региона. На предприятии зачисление в школу резерва оформляется приказом руководителя, а возглавляет ее, как правило, заместитель руководителя по кадрам. Методическое руководство школами резерва осуществляется службами по подготовке кадров.
Система работы с резервом показана на рис. 2.
Таким образом, процедура принятия обоснованного решения о выдвижении того или иного работника на руководящую должность их состава резерва должна предусматривать: наличие нескольких кандидатов на данную должность; оценку профессионально необходимых качеств кандидатов и соответствие их требованиям, предъявляемым должностью; сравнительный анализ оценок качеств кандидатов для выбора наиболее достойного.
Завершением работы по формированию и подготовке резервы кадров является выдвижение работника на соответствующую должность. Расстановка кадров является конечной целью кадровой политики и ключевым звеном всей работы с кадрами управления.
Рис.
2 Формирование резерва
кадров6
Резерв кадров необходим для предприятия любого типа (крупного, среднего, малого). И поэтому имеет разные пути решения. На крупном предприятии, философия которого построена на воспитании собственного резерва и неприятии «чужаков», основное внимание должно быть уделено вертикальной ротации кадров для линейных руководителе и горизонтальной ротации кадров для руководителей-специалистов функциональных служб. Проблемы с резервом возникают в основном в отделах маркетинга, ценных бумаг, связей с общественностью, в которых нужно искать работников со стороны.
С
целью повышения объективности
отбора высококвалифицированных
Основная
задача конкурсной комиссии – дать
руководителю рекомендации о назначении
на должность конкретного лица из
числа претендентов, участвовавших
в конкурсе. Рекомендуется публиковать
в отраслевой и местной печати
объявления о проведении конкурсов, сроке
подачи заявлений, требованиях к профессионально-
Выдвигать кандидатов на должности, замещаемы на конкурсной основе, могут, с согласия самих кандидатов, коллективы подразделений, а также администрация предприятия. Свою кандидатуру для участия в конкурсе вправе предложить любой человек, отвечающий всем необходимым требованиям, предъявляемым к той или иной должности. На основании собеседований, а также представленных документов комиссия оценивает кандидатов на замещение должности с точки зрения наличия у них необходимого опыта работы, уровня образования, соответствия их специальности и квалификации требованиям, предъявляемым к данной должности. Кандидатам, которые отвечают этим условиям, комиссия вправе предложить подготовить рефераты по проблемам, связанным с их будущей работой, в целях выявления их компетентности как специалистов.
На основе собеседований с кандидатами, учитывая оценки подготовленных ими рефератов, используя другие методы оценки деловых качеств претендентов, комиссия принимает решение рекомендовать того или иного кандидата на замещение вакантной должности, по которой был объявлен конкурс, путем открытого или тайного голосования, большинством голосов. Назначение по результатам конкурсов проводит руководитель предприятия с учетом решения комиссии.
Непосредственно
перед тем, как кандидат займет новую
должность, рекомендуется организовать
для него специальную должностную подготовку,
которая включает обучение в системе повышения
квалификации в группе резерва на соответствующую
должность, должностную стажировку в передовых
организациях отрасли и психолого-педагогическую
подготовку к вступлению в должность.
Исследования эффективности должностной
подготовки показывают, что руководители
ранга директора предприятий или его заместителя,
не прошедшие должностной подготовки,
осваивают свой участок работы за 2,5-3 года,
а прошедшие такую подготовку – в течение
одного года. Психолого-педагогическая
подготовка предполагает проведение мероприятий
(бесед, лекций, деловых игр и т.д.), преследующих
цель максимально подготовить работника
в психологическом отношении к выполнению
функций в новом для него качестве и сократить
адаптационный период вхождения в должность.
Обучение и развитие кадрового резерва осуществляются в соответствии со специальной программой обучения, а также по индивидуальным планам развития, составляемым при аттестации сотрудников. Важно, чтобы подготовка кадрового резерва сочеталась с изменениями реальной деятельности работников: расширением их полномочий, повышением ответственности, постановкой новых задач и т. п.
Обучение и развитие кадрового резерва должны соответствовать виду резерва, в который включен сотрудник. Программа по развитию кадрового резерва не может быть типовой, одинаковой для всех. Она должна быть гибкой с точки зрения выбора методов развития, нацеленной на раскрытие индивидуальности человека, формирование недостающих компетенций.
Выделяют следующие методы обучения персонала:
1) Обучение на рабочем месте:
- метод усложняющихся заданий;
- смена рабочего места;
- направленное приобретение опыта;
- производственный инструктаж;
- метод делегирования ответственности и др.
2) Обучение вне рабочего места:
- лекции;
- деловые игры;
- разбор конкретных ситуаций;
- конференции, семинары;
- группы по обмену опытом;
Информация о работе Эффективность формирования и работы кадрового резерва организации