Эффективность инновационного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:50, контрольная работа

Описание

Современным организациям принадлежит ведущая роль в обеспечении научно-технического прогресса, обновлении продукции и технологии. Именно промышленная организация в первую очередь концентрирует в своих руках финансовые, материальные, научно-технические и человеческие ресурсы и обладают способностью осуществлять долгосрочную стратегию инновационного развития, ориентированную на разнообразные потребности рынка.

Содержание

стр.
Введение…………………………………………………………………………………..
Понятие инновационного процесса ……………………………………………….
1.1 Этапы инновационного процесса……………………………………………
Эффективность инновационного процесса ……………………………………….
Основные показатели эффективности инновационного процесса …………
Коммерческая эффективность проекта ……………………………………….
Социально-экономическая эффективность проекта…………………………..
Бюджетная эффективность проекта ………………………. ………………….
2.5 Соизмерение разноименных показателей эффективности………………….
Сравнение эффективности инновационных вариантов………………………….
Заключение……….……………………………………………………………………..
Список использованной литературы ………………………

Работа состоит из  1 файл

Тит. лист на курс. раб..doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)

С О Д Е Р Ж  А Н И Е 

 

 

 стр.

Введение…………………………………………………………………………………..

  1. Понятие инновационного процесса ………………………………………………. 

1.1     Этапы инновационного процесса……………………………………………  

  1. Эффективность инновационного процесса ……………………………………….
    1. Основные показатели эффективности инновационного процесса …………
    2. Коммерческая эффективность проекта ……………………………………….
    3. Социально-экономическая эффективность проекта…………………………..
    4. Бюджетная эффективность проекта ………………………. ………………….

     2.5 Соизмерение  разноименных показателей эффективности………………….

  1. Сравнение эффективности инновационных вариантов………………………….

Заключение……….……………………………………………………………………..

Список использованной литературы …………………………………………………

3

4

5

7

7

9

12

14

18

22

25

26

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Тема курсовой работы «Эффективность инновационного процесса» на сегодняшний момент является актуальной, так как в основе качественных сдвигов, происходящих в современной экономике, лежит инновационная направленность стратегии и тактики развития производства. Инновационная активность экономики приобрела характер центрального социально-экономического процесса в индустриально развитых странах.

      Современным организациям принадлежит ведущая роль в обеспечении научно-технического прогресса, обновлении продукции и технологии. Именно промышленная организация в первую очередь концентрирует в своих руках финансовые, материальные, научно-технические и человеческие ресурсы и обладают способностью осуществлять долгосрочную стратегию инновационного развития, ориентированную на разнообразные потребности рынка.

       Тема курсовой работы имеет прикладной характер. Одна из основных проблем – это приведение в сопоставимый вид (дисконтирование) доходов и затрат при определении экономической эффективности новой техники или технологии.

      Задачами исследования курсовой работы являются критерии и методы оценки эффективности, а также расчет условного примера внедрения в производство инновационного продукта, где предприятию предстоит выбрать для серийного производства одну из трех аналогичных разработок. Будет сделан акцент на определение коммерческой эффективности ноу-хау. При этом будет выбран метод оценки эффективности инновационной разработки – по сроку окупаемости. Предметом исследования будет мультиварка – прибор бытовой техники для приготовления пищи с программным управлением.

 

 

 

   1. Понятие инновационного процесса

      Инновационный процесс можно определить как процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, наконец, сбыта, - процесс коммерциализации технологий.

       Инновационный процесс означает инновационную деятельность какого-либо субъекта экономики, т. е. процесс, направленный на разработку, на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

      Сущность инновационного процесса проявляется в том, что он представляет собой целенаправленную цепь действий по инициации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшей диффузии.

    Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации.

     Во-первых, как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга.

    Во-вторых, как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до её разработки и распространения.

     В-третьих, как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве частного случая широко распространенного в хозяйственной практике инвестиционного проекта.

      В общем виде инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продуктов и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности.

   

1.1 Этапы инновационного процесса

        Непосредственно инновационный процесс начинается с этапа проведения поисковых научно-исследовательских работ (НИР), в ходе которых происходит выдвижение научно-технических идей о материализации имеющихся теоретических знаний и открытий. Завершаются поисковые разработки обновлением и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей.

       Процесс создания и освоения новой техники начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель фундаментальных исследований - раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относительно к их конкретному использованию.

    Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые.

    • Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий.
    • К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания идеи и технологий.

    Завершаются поисковые фундаментальные исследования обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей. [Ковалев В.В., Уланов В.А. Курс финансовых вычислений. – 3-е изд., доп. – М., 2010. с. 17].

     Следующий этап инновационного процесса - прикладные научно-исследовательские работы (ПИ).    На этом этапе выполняются разработки со стадиями - опытно-конструкторские (ОКР) и проектно-конструкторские работы (ПКР), связанные с разработкой аванпроектов, эскизно-техническим проектированием, выпуском рабочей конструкторской документации, изготовлением и испытанием опытных образцов.

       Практическая реализация результатов инновационной деятельности осуществляется на рыночном этапе, который включает: внедрение на рынок, расширение рынка, зрелость продукта и спад. На этом этапе осуществляется процесс коммерциализации нововведения от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным фазам жизненного цикла товара.

       На стадии предсерийного производства выполняются опытные, экспериментальные работы. Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального оборудования, необходимого для проведения научных исследований и разработок.

      Стадии промышленного производства включают два этапа: собственно производство новой продукции и её реализация потребителям. Первый - это непосредственное общественное производство материализованных достижений научно-технических разработок в масштабах, определяемых запросами потребителей. Второй - доведение новой продукции до потребителя.

       За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг, обеспечение безаварийной экономической работы, а также необходимая ликвидация устаревшего и создание вместо него нового производства.

     Уже на начальной стадии процесса руководство предприятия принимает в расчёт кривую жизненного цикла изделия, т.е. периоды её подъёма и снижения, обусловленные воздействием рыночной конкуренции [Организация и управление машиностроительным производством / под ред. Б.П. Родионова. – М.: Машиностроение, 1989, с. 15].

 

 

 

2. Эффективность инновационного процесса.

2.1 Основные показатели  эффективности процесса.

        Эффективность деятельности организации выражается через экономические и финансовые показатели. В условиях рыночных отношений не может быть унифицированной системы показателей. Каждый инвестор самостоятельно определяет эту систему, исходя из особенностей инновационного проекта, профессионализма специалистов и менеджеров и других факторов.

К системе показателей  предъявляются следующие требования:

  • показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара;
  • показатели должны формироваться на перспективу, минимум на 3-5 лет, на основе ретроспективного анализа деятельности организации;
  • показатели должны опираться на данные по конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках за конкретный период;
  • важнейшие показатели должны быть выражены абсолютными, относительными и удельными величинами (например: прибыль, рентабельность товара и производства, удельная цена товара);
  • показатели должны быть состыкованы со всеми разделами плана;
  • показатели должны отражать все аспекты финансовой деятельности организации (доходы, расходы, страхование, ликвидность ценных бумаг и средств, налоги, эффективность использования ресурсов и др.);
  • проектирование окончательных показателей должно осуществляться на основе многовариантных расчетов с определением степени риска и устойчивости финансовой деятельности, с использованием достаточного и качественного объема информации, характеризующей технические, организационные, экологические, экономические и социальные аспекты деятельности организации.

      Одним из основных показателей эффективности и стабильности функционирования организации является показатель ее устойчивости, коэффициент результативности и коэффициент конкурентоспособности. Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта ( рис.1):

1) экономический;

2) научно-технический;

3) социальный;

4) экологический и др.

      Рассмотрим детально наиболее значимые виды эффективности проектов подробнее, в частности будем рассматривать:

1) Коммерческую эффективность

2) Социально-экономическую эффективность

3) Бюджетную эффективность инновационных проектов.

            

Рисунок 1. Четыре вида эффекта  от внедрения инновации. (ИО – инновационное открытие)

 

2.2 Коммерческая  эффективность проекта

      Коммерческая эффективность инновационного проекта непосредственно связана с проблемой комплексной оценки эффективности капитальных вложений, поскольку проект в данном случае рассматривается как объект инвестирования.

 

 Оценка коммерческой  эффективности базируется на следующих основных принципах:

 • Используются  предусмотренные проектом (рыночные, то есть цены, по которым товар приобретается на свободном рынке) постоянные или переменные цены на товары и услуги;

 • Денежные потоки  рассчитываются в валютах, в  которых в проекте предусматривается  покупка ресурсов и оплата  продукции;

 • В случае, если  проект предусматривает и производство  и потребление некой продукции,  в расчете учитываются только  производственные затраты, но  не учитываются расходы на  ее приобретение;

 • В расчетах  учитываются налоги, сборы, отчисления, предусмотренные законодательством, к примеру, возмещение НДС за используемые ресурсы;

 • Получение и  погашение займов не учитываются  как в денежном потоке, так  и в расчетах потребности в  оборотном капитале;

 • Если по проекту  предусмотрено одновременное выполнение  нескольких различных видов операционной деятельности, то при расчете расходы учитываются по каждому из них.

       При определении коммерческой эффективности инновационно- инвестиционного проекта в качестве эффекта рассматривается поток реальных денег. При реализации инновационного проекта выделяются такие виды деятельности, как: финансовая, операционная и инвестиционная. В рамках каждого из этих видов деятельности осуществляются притоки и оттоки денежных средств. Поток реальных денег представляет собой разность между притоком и оттоком денежных средств от операционной и инвестиционной деятельности за каждый период осуществления данного проекта.

        Сальдо реальных денег – это разность между притоками и оттоками денежных средств от всех 3 видов деятельности. Помимо того, на каждом шаге расчета рассчитывают:

       Поток реальных денег – этот показатель используют в дальнейшем для расчета таких показателей эффективности инновационно - инвестиционного проекта, как: чистый дисконтированный доход, срок окупаемости проекта, индекс доходности, внутренняя норма доходности и других.

        Для того, чтобы принять какой-либо инновационно-инвестиционный проект необходимо, чтобы сальдо реальных денег было положительным в любом временном промежутке, где данный участник этого проекта осуществляет затраты или получает доход. Отрицательное сальдо реальных денег является свидетельством необходимости привлечения дополнительных средств (собственных или заемных).

Коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов по правилам. При этом в качестве эффекта на t-ом шаге (Эt) выступает поток реальных денег (поток наличности).

Информация о работе Эффективность инновационного процесса