Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 09:08, курсовая работа
В процессе управления происходит делегирование прави и обязанностей для организации взаимодействия различных органов управления и распределение задач, решаемых различными работниками. Руководители должны передавать сотрудникам свои права и обязанности, иначе требуемая работа просто не будет выполнена. Поэтому организация работ – это функция, которую должны осуществлять все руководители – независимо от их ранга. Однако, хотя смысл этой концепции состоит в делегировании прав и обязанностей для разделения труда по горизонтали и вертикали, решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена.
Введение
1. Основные понятия и типы организационных структур
1.1. Структура и формы организаций
1.2. Типы организационных структур
2. Проектирование и формирование организационных структур
2.1. Проектирование организационных структур
2.2. Основные методологические принципы
2.3. Процесс формирования организационной структуры
3. Эффективность, корректировка и индикация структуры
3.1. Оценка эффективности организационных решений
3.2. Корректировка организационных структур
3.3. Централизованные и децентрализованные организации
3.4. Индикация структуры
Резюме
Вывод
Список используемой литературы
В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производство, сбыт, снабжение.
При матричной структуре управления руководитель программы (проекта) работает не со специалистами, которые подчинены непосредственно ему, а линейным руководителям, и в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейные же руководители решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу. Матричная структура также имеет свои
преимущества и недостатки (таблица 4).
Преимущества | Недостатки |
1. Более
глубокая подготовка решений
и планов, связанных со специализацией
работников
2. Освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем 3. Возможность привлечения консультантов и экспертов |
1. Отсутствие
тесных взаимосвязей между 2. Недостаточно четка ответственность, т. к. готовящий решение, как правило, не участвует в его реализации 3. Чрезмерно
развитая система |
Преимущества | Недостатки |
1. Возможность
быстро реагировать и 2. Рациональное использование кадров за счет специализации различных видов трудовой деятельности 3. Усиление контроля за отдельными задачами проекта 4. Сокращение
нагрузки на руководителей 5. Повышение
личной ответственности за |
1. Сложная структура
соподчинения, в результате чего
возникают проблемы, связанные с
установлением приоритетов 2. Необходимость постоянного контроля за «соотношением» сил между задачами управления по целям 3. Трудность
приобретения навыков |
2. Проектирование и формирование организационных структур
2.1.
Проектирование организационных
структур
Решение о проектировании организационной структуры управления принимается тогда, когда действующая структура неэффективна. В процессе проектирования ставится задача создания такой структуры управления, которая бы наиболее полно отражала цели и задачи организации, т. е. Речь идет о том, чтобы вновь созданная структура наилучшим образом позволяла организации взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределить и направлять усилия своих сотрудников и таким образом удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.
Процесс проектирования оргструктуры состоит из трех основных этапов:
1. Анализ оргструктур;
2. Проектирование;
3. Оценка эффективности.
Первый этап – анализ оргструктур. Анализ действующей оргструктуры управления признан, установить, в какой мере она отвечает требованием, предъявляемым к организации, т. е. определяют, насколько структура
управления рациональна с точки зрения установленных оценочных критериев, характеризующих ее качество. К оценочным критериям относятся:
Принципы управления – соотношение между централизацией и децентрализацией (сколько и какие решения принимаются на нижнем уровне?)
Аппарат управления – перегруппировка подразделений, изменение
взаимосвязей между ними, распределение полномочий и ответственности.
Функции управления – усиление стратегического планирования (корректировка ''бизнес плана''), усиление контроля качества продукции.
Хозяйственная деятельность – изменение технологического процесса,
углубление межфирменного сотрудничества, техническое переоснащение организации.
В результате анализа можно выявить ''узкие'' места в деятельности организации. Это может быть большая звенность управления, параллелизм в
работе, отставание в развитии оргструктуры от происходящих изменений внешней среды.
Второй этап-проектирование оргструктур. Методические подходы к
проектированию оргструктуры управления в зависимости от заложенных в них сочетаний используемых методов можно условно объединить в четыре группы:
Аналогий – предполагает использование опыта проектирования структур
управления в аналогичных организациях;
Экспертная – базируется на изучении предложений экспертов – специалистов.
Они могут либо сами спроектировать варианты организационной структуры, либо оценить разработанные проектировщиками структуры;
Структуризации целей – предусматривает выработку системы целей организации и ее последующее совмещение с разрабатываемой структурой.
Организационного моделирования – позволяет четко сформулировать критерии оценки степени рациональности организационных решений. Его суть состоит в разработке формализованных математических, графических или машинных описаний распределения полномочий и ответственности в организации.
В конечном итоге устанавливаются управленческие функции для каждого структурного подразделения, потоки информации, взаимосвязи и документооборот.
Вместе с тем, проектируя новую оргструктуру управления, нельзя забывать о требованиях, предъявляемых к оргструктурам, и принципам их построения.
Требования к организационной структуре:
Оптимальность. Структура управления признается оптимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступней управления.
Оперативность. Суть данного требования состоит в том, чтобы ха время от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений.
Надежность. Структура аппарата управления должна гарантировать
достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих команд и других передаваемых данных.
Экономичность. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат.
Гибкость. Способность изменяться в соответствии с изменениями внешней среды.
Устойчивость структуры управления. Неизменность ее основных свойств при различных внешних воздействиях.
Третий этап-оценка
управления может быть приведена по уровню реализации заданий, надежности и организованности системы управления. Отдельные параметры эффективности оргструктуры можно определить, используя ряд коэффициентов:
Коэффициент звенности:
Кзв= Пзв. ф./ Пзв. о,
Где Пзв.ф – количество звеньев существующей оргструктуры;
Пзв. о - оптимальное количество звеньев оргструктуры;
Коэффициент территориальной концентрации:
Кт. к=Ппр. ф./П.
Где Ппр - количество организаций данного типа, функционирующих в
регионе деятельности нашей организации; П. - площадь региона, на которой
функционирует все организации данного типа;
Коэффициент эффективности организационной структуры управления:
Кэ=Рп/Зу
Где Рп – конечный результат, полученный от функционирования
оргструктуры управления; Зу – затраты на управление заработной
платы.
В преобладающем большинстве случаев состояние и эффективность оргструктуры оценивают через показатели, характеризующие деятельность управляемого объекта.
Эффективность управления Эу выражают, как правило, показателем, представляющим собой отношение экономичности управления Эс к эффективности производства Эп. Эс исчисляется делением затрат на управление Ау на совокупную стоимость основных и оборотных фондов Д и выражается в затратах на управление на единицу стоимости фондов. Э п определяется делением объема условно чистой продукции (Вч. П) на численность промышленно- производственного персонала Ст и выражается в количестве произведенной продукции на человека:
Эу= Эс/ Эп= (Ау/ Д)/(Ич.п./ Ст)
Для определения эффективности лучшим является интегрированный показатель Кэ .ф. у:
Кэ.ф. у=1-(Qу/Lч.п.)/(Fт/Еоф)
Где Кэ.ф. у - эффективности управления; Qу - затраты на управление, приходящиеся на одного работника управления; Lч. п. – удельный вес численности управленческих работников в общей численности работающих; Fт – фондовооруженность, стоимость основных и оборотных средств, приходящихся на одного работающего; Еоф – фондоотдача.
В конечном итоге вся работа по проектированию оргструктур управления сводится к выработке направлений по ее совершенствованию, что относится к числу важнейших средств повышения эффективности управленческой деятельности организации.
2.2.
Основные методологические
принципы
Одним
из главных недостатков
Системный подход, придавая важное значение научно обоснованному определению функции управления и норматив численности как части общего процесса формирования организационно – управленческой структуры, ориентирует исследователей и разработчиков на более общие принципы проектирования организаций. Т. е. он предполагает исходное определение системы целей организации, которые обусловливают структуру задач и содержание функций аппарата управления.
Рис. 1
В единой системе должны рассматриваться и различные методы формирования организационных структур управления. Эти методы имеют различную природу, каждый из них в отдельности не позволяет решить все важные практические проблемы и должен применятся в органическом сочетании с другими.
Информация о работе Эффективность, корректировка и индикация структуры