Эффективность менеджмента и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 12:00, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы — изучить виды торговых пространств города, методику оценки их экономической привлекательности, факторы, критерии и принципы размещения розничных торговых предприятий.

Данная тема весьма актуальна. Это связано с тем, что проблеме оптимального размещения торговых предприятий до сих пор уделяется недостаточное внимание. Мало изучены характер и степень влияния на эффективность коммерческой деятельности (и в том числе торговых предприятий) и логистики таких параметров, как размер торгового предприятия, его размещение.

Работа состоит из  1 файл

Орган. произв. на предприятДокумент Microsoft Office Word (3).docx

— 112.92 Кб (Скачать документ)

Процесс и содержание управления качеством продукции

            3.3. Механизм управления качеством

Управление качеством  происходит на государственном, региональном и отраслевом уровнях, а также на уровне фирмы (предприятия).

Под управлением качеством  продукции понимаются действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

Непосредственными объектами управления в данном случае являются потребительские характеристики продукции, факторы и условия, влияющие на их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла. Субъектами управления являются различные органы управления и отдельные лица, функционирующие на различных иерархических уровнях и реализующие функции управления качеством в соответствии с общепринятыми принципами и методами управления.

Механизм  управления качеством продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством. Он должен обеспечивать эффективную реализацию основных функций управления качеством, в число которых входят прежде всего такие, как:

прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и 
качества продукции; 
планирование повышения качества продукции; 
нормирование требований к качеству продукции и стандартизация; 
разработка и постановка продукции на производство; 
технологическая подготовка производства; 
организация взаимоотношений по качеству продукции между поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, предприятиями-изготовителями и потребителями продукции; 
обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла; 
контроль качества и испытания продукции; 
профилактика брака в производстве; 
внутрипроизводственная аттестация продукции, технологических процессов, рабочих мест, исполнителей и др.; 
сертификация продукции, работ, услуг, систем качества и производств; 
стимулирование и ответственность за достигнутый уровень качества; 
внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции; 
технико-экономический анализ изменения качества продукции; 
правовое обеспечение управления качеством продукции; 
информационное обеспечение управления качеством продукции; 
материально-техническое обеспечение качества продукции; 
метрологическое обеспечение качества продукции; 
специальная подготовка и повышение квалификации кадров; 
организационное обеспечение управления качеством продукции; 
технологическое обеспечение управления качеством продукции; 
финансовое обеспечение управления качеством продукции.

Для характеристики механизма управления качеством  продукции целесообразно использовать распространенный методологический подход к структуризации сложных хозяйственных  систем, предполагающий выделение в составе данного механизма ряда общих, специальных и обеспечивающих подсистем (рис. 3.6). К числу общих подсистем механизма управления качеством продукции необходимо отнести подсистемы прогнозирования и планирования технического уровня и качества продукции, регулирования качества продукции непосредственно в производстве, контроля качества продукции, учета и анализа изменения уровня качества, стимулирования и ответственности за качество.

В состав специальных  подсистем механизма управления качеством продукции входят подсистемы стандартизации, испытаний продукции, профилактики брака в производстве, аттестации и сертификации.

Обеспечивающие  подсистемы механизма управления качеством  продукции включают в свой состав подсистемы правового, информационного, материально-технического, метрологического, кадрового, организационного, технологического и финансового обеспечения управления качеством продукции.

Рис. 3.6. Состав механизма управления качеством

Сущность всякого  управления заключается в выработке  управленческих решений и последующей  их реализации на определенном объекте  управления. При управлении качеством  продукции непосредственными объектами  управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают  как на допроизводственной, так и на производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции.

Управляющие решения  вырабатываются на основании сопоставления  информации о фактическом состоянии  управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой (прогнозом, планом) управления. Нормативную документацию, регламентирующую значения параметров или показателей качества продукции (технические задания на разработку продукции, стандарты, технические  условия, чертежи, условия поставки), следует рассматривать как важную часть программы управления качеством продукции.

Основной задачей  каждого предприятия (организации) является повышение качества производимой продукции и предоставляемых  услуг. Успешная деятельность предприятия  должна обеспечиваться производством  продукции или услуг, которые

отвечают четко  определенным потребностям, сфере применения или назначения; 
удовлетворяют требованиям потребителя; 
соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям; 
отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества; 
предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам; 
направлены на получение прибыли.

1.б При управлении улучшением качества должен реализовываться цикл: планируй – выполняй – контролируй – регулируй. Методическим средством для этих целей служит круговой цикл Деминга, или цикл РDСА: Р – план; D – выполнение работ в соответствии с планом; С – проверка соответствия полученного результата запланированному; А–принятие необходимых мер в случае отклонения полученного результата от запланированного. После достижения определенных результатов этот цикл повторяется, но на более высоком уровне. Круг Деминга – это метод управления, позволяющий руководству предприятия постоянно двигаться в направлении достижения главной цели, получая важные промежуточные результаты, контролируя свои действия.

PDCAPlan-Do-Check-Act») циклически повторяющийся процесс принятия решения, используемый в управлении качеством. Также известен как Deming Cycle, Shewhart cycle, Deming Wheel, или Plan-Do-Study-Act.

Методология PDCA представляет собой простейший алгоритм действий руководителя по управлению процессом  и достижению его целей. Цикл управления начинается с планирования.

Планирование 

    установление целей  и процессов, необходимых для  достижения целей, планирование работ  по достижению целей процесса и удовлетворения потребителя, планирование выделения  и распределения необходимых  ресурсов.

Выполнение 

    выполнение запланированных  работ.

Проверка 

    сбор информации и контроль результата на основе ключевых показателей эффективности (KPI), получившегося в ходе выполнения процесса, выявление и анализ отклонений, установление причин отклонений.

Воздействие (управление, корректировка) 

    принятие мер  по устранению причин отклонений от запланированного результата, изменения в планировании и распределении ресурсов.

 

В практической деятельности цикл PDCA применяется многократно  с различной периодичностью. При  выполнении основной деятельности цикл PDCA применяется с периодичностью циклов отчетности и планирования. При выполнении корректирующих действий длительность PDCA может быть меньше или больше длительности циклов отчетности и планирования и устанавливается  в зависимости от характера, объема, длительности и содержания мероприятий  по устранению причин отклонения.

 

Цикл PDCA известен также  под двумя другими названиями: цикл Шухарта и цикл Деминга.

У. Шухарт впервые описал концепцию PDCA в 1939 г. в своей книге <Статистические методы с точки зрения управления качеством>. Идея цикличности, отметил он, отражает ту мысль, что основой успешного развития предприятия является постоянная оценка практики управления, совмещенная с готовностью менеджеров поддерживать оригинальные идеи и отказываться от неудачного опыта.

Э. Деминг первым назвал цикл PDCA циклом Шухарта - в честь своего наставника и учителя. Э. Деминг пропагандировал использование этого цикла в качестве основного способа достижения непрерывного улучшения процессов. Он также ввел модификацию цикла PDCA - цикл PDSA ( - изучать).

В 1950 г. Э. Деминг вдохновил японцев на использование цикла PDCA, и они назвали этот цикл циклом Деминга.

Рассмотрим пример использования цикла PDCA.

Планирование

Идентификация проблемы. Однажды автору статьи по ошибке прислали чужой талон на оплату штрафа за неправильную парковку автомобиля. На нем была указана его фамилия, но номера водительских прав и автомобиля принадлежали другому лицу. Работники  почты, предположив, что они являются родственниками, поскольку имеют  одинаковую фамилию, направили этот талон на адрес автора статьи.

Анализ проблемы. Как была допущена эта ошибка? Работники  почты направили талон на оплату штрафа не по тому адресу. К каким  результатам это может привести? Если талон не будет оплачен, то виновный может лишиться права в будущем  покупать автомобили и ставить их на учет.

Выполнение

Поиск решения проблемы. Что следовало делать автору статьи? Не обращать внимания на талон и  порвать его? Позвонить в местное  Бюро контроля за соблюдением правил парковки и объяснить ситуацию? Позвонить другу или члену семьи, который служит в полиции или работает юристом, и попросить его уладить это дело?

Выполнение решения. Автор решил позвонить в Бюро, а затем сделал еще несколько  телефонных звонков на основе полученной информации.

Проверка

Оценка результатов. Оказалось, что звонок в местное  Бюро не дал желаемого результата. Не решило возникшую проблему и посещение  местной администрации и попытка  объяснить, что произошла ошибка.

Была ли желаемая цель достигнута^ В данном случае ошибка, связанная с передачей чужого талона, не была урегулирована. Поэтому автор вернулся к началу и. проанализировав имеющуюся у него информацию, позвонил в Бюро контроля за соблюдением правил парковки штата. Сотрудник Бюро дал, наконец, автору подробные инструкции, которым он должен следовать, чтобы его имя было удалено со штрафного талона.

Действия

Стандартизация решения. Автор решил: если такая проблема возникнет снова, он будет сразу  звонить в соответствующее агентство  на уровне штата. Чтобы предотвратить  подобные ошибки в будущем, он сообщил  работникам почты о доставленном ему чужом письме и попросил впредь таких ошибок не делать.

Информация о работе Эффективность менеджмента и пути ее повышения