Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 21:41, курсовая работа
цель исследования - изучить социально-экономические особенности эффективности управленческих решений.
Задачи исследования:
- определить эффективность как экономическое понятие;
- выявить виды функциональной эффективности;
- изучить качественные и количественные показатели эффективности решений;
- дать определение экономической эффективности косвенным методом;
- рассмотреть оценку экономической эффективности по конечным результатам;
- рассмотреть оценку управленческих решений на основе стандартов и норм;
- привести пример оценки экономической эффективности управленческих решений применительно к организации сферы торговли и услуг.
Введение...................................................................................................................3
1. Методологические подходы к оценке эффективности управленческих решений....................................................................................................................5
1.1. Эффективность как экономическое понятие.................................................5
1.2. Виды функциональной эффективности.........................................................8
1.3. Качественные и количественные показатели эффективности решений...11
2. Методы оценки экономической эффективности решений............................15
2.1. Определение экономической эффективности косвенным методом..........15
2.2. Оценка экономической эффективности по конечным результатам..........17
2.3. Оценка управленческих решений на основе стандартов и норм...............18
3. Пример оценки экономической эффективности управленческих решений применительно к организации сферы торговли и услуг....................................20
Заключение.............................................................................................................23
Список литературы................................................................................................25
Управленческие решения
Эффективность
управленческих решений
Оглавление
Введение......................
1. Методологические
подходы к оценке эффективности
управленческих решений.......................
1.1. Эффективность
как экономическое понятие.....
1.2. Виды функциональной
эффективности.................
1.3. Качественные и количественные показатели эффективности решений...11
2. Методы оценки
экономической эффективности
2.1. Определение экономической эффективности косвенным методом..........15
2.2. Оценка экономической
эффективности по конечным
2.3. Оценка управленческих решений на основе стандартов и норм...............18
3. Пример оценки
экономической эффективности управленческих
решений применительно к организации
сферы торговли и услуг.........................
Заключение....................
Список литературы....................
Введение
Происходящий
в России переход к рыночным отношениям
закономерно требует пересмотра
методов обоснования и
Структурные изменения в экономике на современном этапе характеризуются тем, что единый комплекс с жестко регламентированными связями и управленческой вертикалью сменяется конкурентной средой и, соответственно, новым способом взаимодействия хозяйственных субъектов. Достижение целей функционирования хозяйственных субъектов происходит посредством непрерывного принятия управленческих решений в сфере инвестиций, производственной деятельности, финансирования.
Для того, чтобы управленческие решения способствовали достижению намеченных целей, необходимо прогнозировать и оценивать их долгосрочные финансовые последствия. Техника прогноза дисконтированных чистых денежных потоков и расчета на их базе ряда показателей эффективности является достаточно универсальной и применимой к широкому кругу задач и ситуаций.
Особенностью анализа эффективности решений является необходимость анализировать не только финансовую эффективность, но и ряд аспектов экономической эффективности.
В связи с этим в данной работе поставлена цель исследования - изучить социально-экономические особенности эффективности управленческих решений.
Задачи исследования:
- определить эффективность как экономическое понятие;
- выявить виды функциональной эффективности;
- изучить качественные и количественные показатели эффективности решений;
- дать определение экономической эффективности косвенным методом;
- рассмотреть оценку экономической эффективности по конечным результатам;
- рассмотреть оценку управленческих решений на основе стандартов и норм;
- привести пример оценки экономической эффективности управленческих решений применительно к организации сферы торговли и услуг.
Объектом исследования является оценка экономической эффективности управленческих решений.
Предмет
исследования: методы оценки экономической
эффективности при принятии управленческих
решений.
1. Методологические
подходы к оценке
1.1. Эффективность
как экономическое понятие
Теория
эффективности четко
Эффект (от лат. еffectus – исполнение, действие) означает результат, следствие каких-либо причин, действий. Эффект может измеряться в материальном, социальном, денежном выражении.
В
частности, эффект может оцениваться
объемом дополнительно
Экономический эффект – выраженный в стоимостной (денежной) форме результат каких-либо действий (в частности, перечисленных выше хозяйственных мероприятий). Эффективность определяется отношением результата (эффекта) к затратам, обеспечившим его получение.
Эффективность вскрывает характер причинно-следственных связей производства. Она отражает не сам результат, а то, какой ценой он был достигнут.
Поэтому эффективность чаще всего характеризуется относительными показателями, которые рассчитываются на основе двух групп характеристик (параметров) результата и затрат. Это, впрочем, не исключает рассмотрения в системе показателей эффективности и самих абсолютных значений исходных параметров.
Экономическая эффективность – это вид эффективности, который характеризует результативность деятельности экономических систем (предприятий, территорий, национальной экономики).
Основной особенностью таких систем является стоимостной характер средств (затрат, издержек) достижения целей (результатов), а в ряде случаев и самих целей (в частности, получения прибыли). Задачи создания альтернатив выбора и управления ими связаны с экономическим понятием эффективности.
Каждая задача включает свое понимание эффективности, фокусирующее внимание на различных видах управленческих навыков. В первом случае управляющие избавляются от излишних расходов. Во втором случае они делают альтернативный выбор. После объяснения того, как относится каждая задача к понятию экономической эффективности, мы сконцентрируем внимание на трудном деле принятия альтернативных решений.
Для экономистов эффективность — это отношение того, что организация, которая может быть группой рабочих, поточной линией, фабрикой, подразделением компании или целой фирмой, действительно производит, к тому, что она вполне могла бы произвести при существующих ресурсах, знаниях и способностях.
Существуют две причины неэффективности — положения, при котором действительный выпуск может не дотягивать до полного потенциального выпуска.
Одна — просто излишние расходы. Ресурсы чрезмерно расходуются, так же как если бы они просто выбрасывались, и может быть произведено больше чего-либо без сокращения производства чего-то другого. Неудача в осуществлении наиболее приемлемого альтернативного выбора порождает второй вид неэффективности — экономической, или неэффективности распределения.
Этот
вид неэффективности возникает,
когда ресурсы — труд, оборудование,
финансовый капитал, информация и даже
время управляющих —
Здесь действует логика "затраты — ценность". Именно нахождение правильного баланса между потерями и выгодами при решении проблемы альтернатив известно как эффективность распределения. Другими словами, чтобы выжать все, что только возможно, из своих организаций, управляющим необходимо структурировать свой бизнес так, чтобы был реализован весь потенциал их ресурсов. Они добиваются этого достижением пределов производства, когда труд, оборудование, финансовые ресурсы, материалы и время используются на пределе, в правильной комбинации и в свойственных им нишах.
На эффективность принятия решений менеджером влияет ряд факторов: потенциал сотрудника, его способность выполнять определённую работу; средства производства; социальные аспекты персонала и коллектива в целом; культура организации. Все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве.
Таким образом, эффективность управления – один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управления, на первый взгляд, можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такой подход является упрощенным и не дает точных результатов, так как целью управляющего воздействия не всегда является прибыль. Кроме того, оценка эффективности по полученной прибыли скрывает роль управления в достижении конечного результата. Результат управления может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим, прибыль же часто выступает как опосредованный результат.
Сложность возникает и в том, что затраты на управление не всегда можно достаточно чётко выделить.
Понятие «эффективность решений» можно рассматривать как эффективность разработки решения и эффективность реализации управленческих решений, что соответствует двум стадиям процесса принятия управленческих решений. На каждом из них могут использоваться свои подходы к оценке и показатели эффективности.
Эффективность в общем виде – результативность чего-либо (производства, управления, труда). В экономической теории различают два вида эффективности: экономическую и социальную.
Экономическая
эффективность характеризуется
отношением полученного результата
к затратам. Социальная эффективность
выражает степень удовлетворения спроса
населения (потребителей, заказчиков)
на товары, услуги.
1.2. Виды
функциональной эффективности
Правомерной является и оценка эффективности выполнения отдельных управленческих функций: планирования, организации, мотивации, контроля (работа отдельных подразделений аппарата управления). Для этого используется также комплекс показателей, отражающих специфику деятельности по каждой управленческой функции.
Так, например, по функции планирования оценивается степень достижения поставленных целей (плановых задач); по функции организации – оснащенность предприятия современным технологическим оборудованием, текучесть кадров; по функции мотивации – используемые методы воздействия на коллектив (поощрения, наказания, их соотношение); по функции контроля – количества нарушений трудовой, технологической дисциплины и др.
Оценка эффективности управления может осуществляться за различные календарные отрезки времени (месяц, квартал, год). Динамика этих показателей, а также сопоставление с аналогичными данными однородных предприятий, работающих в подобных природно-географических и экономических условиях, позволяют сделать вывод об эффективности работы аппарата управления.
Изложенный подход к оценке эффективности правомерен как для характеристики результативности работы аппарата управления в целом, так и для оценки конкретных решений.
В
первом случае эффективность отражает
результативность процесса управления,
который проявляется через