Эффективность управления фирмой и показатели её оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 18:35, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ особенностей управления фирмой в современных условиях.

В задачи курсовой работы входит:

1. Изучение теоретических аспектов управления фирмой в условиях рынка.

2. Анализ управления фирмой в рыночных условиях с точки зрения современных тенденций и проблем управления.

3. Определение показателей оценки эффективности управления фирмой.

4. Выявление путей совершенствования управления фирмой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ 5
1.1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИРМЫ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА 5
1.2.СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ 19
2.1.НЕОБХОДИМОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЫНКА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ 19
2.2.ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 20
2.3.СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 22
ГЛАВА 3. ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ 27
3.1.НЕОБХОДИМОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЫНКА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ 27
3.2.ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 30
2.3.СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 35
ГЛАВА 4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 36
4.1.СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 36
4.2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 40
4.3.ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

Работа состоит из  1 файл

Основной материал (1).doc

— 294.00 Кб (Скачать документ)

              

 

 

 

 

Рис.2.4 Виды информации 

      Как видно из рис. 2.4 управленческий учет представляет собой составную часть  информационной системы предприятия. К экономической информации, как и к любой другой, предъявляется целый ряд требований: оптимальность, полнота, точность, достоверность, логичность и др.

      Как показала практика, классический процесс принятия решений весьма сложен и включает в себя, в частности, сбор и анализ информации, подготовку возможных вариантов решений (альтернатив), выбор решения (по каким-то критериям), организацию его реализации, учет, контроль, анализ результатов, выработку корректирующих воздействий - и цикл снова повторяется.

      Если  речь идет об изменении структуры  управления бизнесом, корпорацией или концерном, решения, связанные с объединением или разукрупнением отдельных структур - это высшая категория искусства управления и подходить к этим вопросам по принципу «хочу - не хочу» - нельзя. Нужно все тщательно просчитывать, а для этого нужна информационная модель, на базе которой строится корпоративная информационная система - она и является инструментом оперативного и эффективного управления.

     Не  менее динамично развивается  в условиях конкуренции развивается  маркетинг, как управленческая концепция функционирования субъектов рынка. Он стал известен во всем мире благодаря эффективности его применения как в коммерческой, так и в некоммерческой сфере. Сформировавшись в самостоятельную науку, он занял свое место в ряду достижений экономической теории и практики бизнеса, оказавших влияние на мировоззрение не только предпринимателей, но и политиков, государственных, общественных, религиозных деятелей и многих других. Успешная деятельность каждого из них в конкурентной среде, позитивно воздействуя на благополучие миллионов людей, благосостояние стран и, в известной мере, на прогресс цивилизации, во многом зависит от результативности маркетингового управления соответствующими субъектами.17 Таким образом, наука предлагает в современных условиях новые методики управления, которые необходимо изучать и использовать применительно к конкретному экономическому субъекту (фирме).

Глава 3. Показатели оценки эффективности

3.1.Критерии оценки эффективности

 
 

    В дореформенной централизованной системе  управления при оценке деятельности предприятий использовалась система показателей, в которую включались: обобщающие показатели; показатели эффективности использования труда; основных фондов и оборотных средств; материальных средств.

    В группу обобщающих показателей вошли  объем продаж и темп его роста, объем продаж на 1 рубль затрат, валовая  прибыль, чистая прибыль, чистая прибыль на 1 рубль объема продаж, затраты на 1 рубль товарной продукции.

    Группу  показателей эффективности использования живого труда составляют: темпы роста производительности труда, экономия живого труда, заработная плата на 1 рубль реализованной продукции, то же на 1 рубль чистой продукции.

    Показатели  эффективности основных фондов и  оборотных средств включают: фондоотдачу, фондоёмкость, фондовооруженность, прибыль на 1 рубль основных фондов, прибыль на 1 рубль основных фондов и оборотных средств, оборачиваемость оборотных средств.

    Показателем материальных ресурсов представили  материальные затраты на 1 рубль  реализованной продукции.

    Эти показатели должны использоваться и  в настоящих условиях. Однако они  не в полной мере охватывают все  направления деятельности предприятий, в том числе финансовую и маркетинговую.

    Эти показатели приобретают особое значение в условиях рынка, когда предприятия  самостоятельно разрабатывают стратегию  и тактику своего поведения. Финансовое положение предприятия определяется коэффициентами: финансовой зависимости, ликвидности, рентабельности, рыночной активности.

    Рыночные  условия потребовали разработки соответствующих показателей и критериев оценки эффективности управления. Имеет место необходимость введения нескольких критериев базовых показателей, на основании которых осуществляется оценка результативности УС; потребовалась оценка эффективности по уровням управления и функциональным подсистемам.

    Эффективность управления отражает результативность обеспечения социально-экономического развития предприятия. В этой связи эффективность управления проявляется в достигнутых показателях результативности всей деятельности предприятия.

    Эффективность, как показатель результативности, предполагает соизмерение затрат с результатом. В качестве последнего рассматривается прибыль как конечный результат деятельности, а в качестве затрат - основные производственные фонды и оборотные средства. Однако резельтат, как экономическое понятие, шире такого толкования. Результат имеет многообразные проявления.

    Так, Д. Скотт Синк рассматривает 7 различных  результатов: действенность, экономичность, качество, прибыльность, производительность, качесто трудовой жизни, внедрение новшеств.

    При этом под действенностью (Д) понимается степень достижения системой поставленных перед ней целей, степень завершения "нужной" работы.

    Для оценки действенности используются три критерия:

    1. качество - делаем ли мы продукцию, свойства которой соответствуют определенным требованиям;
    2. количество - делаем ли мы нужную для потребителей продукцию в объемах, обусловленных договорами о поставках;
    3. своевременность - выполняем ли мы договорные сроки поставки продукции.

    Экономичность (Э) оражает степень использования  ресурсов. Этот показатель является измерителем результативности организационной системы в отношении затрат.

    Качество (К) связано с понятием качественных признаков, котрые отражают конкретные свойства, закладываемые в продукт при его создании.

    Прибыльность (П) представляет собой соотношение  между валовым доходом и суммарными издержками. Этот показатель можно измерять по-разному.

    Прибыльность отражается в следующих показателях:

    1. чистая прибыль, отнесенная к объему продаж:

    Пч : Vп = Рv

    где Пч - чистая прибыль;

    Vп - объем продаж;

    Рv - рентабельность продаж;

    1. чистая прибыль, отнесенная к совокупным активам:

    Пч : АС = РА,

    где  АС - совокупные активы;

    РА  - рентабельность активов;

    1. чистая прибыль, отнесенная к собственному капиталу:

    Пч : КС = РК,

    где  КС - собственный капитал;

    РК  - рентабельность капитала;

    1. валовый доход, отнесенный к издержкам производства:

    ВД : И = Рп,

    где ВД - валовый  доход;

    Рп - рентабельность производства.

    Производительность отражает соотношение количества реализованной продукции и затрат труда на ее изготовление. Этот показатель может быть представлен и соотношением изготовленной и реализованной продукции к затратам живого и овеществленного труда. Показатель содержит элементы предшествующих показателей результативности. Так, объем реализации (продаж) связан с качеством и количеством продукции, в нем находят отражение первые два условия действенности: качество продукции и ее объем. Использование в расчете критерия производительности совокупности живого и овеществленного труда связывает этот показатель с экономичностью.

    Качество  трудовой жизни - критерий, который отражает реакцию работников на социально-технические условия труда, их психологическое состояние в процессе работы. Этот критерий во многом опрееляет способость предприятия эффективно функционировать.

     Внедрение новшеств - критерий, отражающий, какое место заниает обновление технической базы в повышении эффективности деятельности предприятия, так как внедрение прогрессивной технологии повышает качество продукции, снижает затраты а производство. Этот критерий используется как один из важнейших факторов для определения конкурентоспособного статуса предприятия. И Ансофф для оценки конкурентоспособного статуса фирмы (КСФ) использует формулу:

    КСФ=          * a, 

    где IF - уровень стратегических капиталовложений;

    IK - критическая точка объма капиталовложений;

    Io - точка оптимального объема;

    a - коэффициент, учитывающий другие факторы конкрентоспособного статуса.

    Естественно, что приоритет, весомость каждого  из перечисленных критериев результативности будут зависеть от ряда факторов конкретного предприятия и, прежде всего, от его состояния: технического, финансового, зрелости технологии и продукции, его положения на рынках сбыта, кадрового обеспечения и др. Задача менеджмента состоит в установлении наиболее эффективных действий, направленных на повышение эффективности функционирования предприятия.

    Эффективность управления предприятием может рассмотриваться и за пределами его внутренних границ. Необходимо учитывать в этой связи эффект воздействий управляющей системы на другие предприятия-поставщики материально-сырьевых ресурсов, предприятия-потребители продукции.

    Эффективность управления может рассматриваться как в глобальном масштабе - по отношению ко всему объекту и внешней среде, так и в локальном аспекте - по отношению к процессу управления, техническому оснащению отдельных подразделений структуры управления, подсистем управления. Последнее приобретает очень важное значение: оценить вклад (ущерб) в общие итоги деятельности подсистем управления.

3.2.Ранговый метод планирования и оценки эффективности

 
 

     В современных условиях большой интерес  представляет метод оценки эффективности  деятельности предприятий, основанный на системном подходе к анализу результатов деятельности. Чаще всего эта задача решается при помощи вовлечения в анализ все большего числа показателей и отыскания из их числа таких, которые в большей степени отражают результативность работы коллектива предприятия. Однако при увеличении количества показателей неизбежно возникает вопрос определения их значимости, роли в достижении эффективной деятельности. Для учета неравнозначности показателей применяется их ранжирование - присвоение показателям фиксированной балльной оценки, которая тем больше, чем важнее рассматриваемый показатель.

     И.М. Сыроежин предложил метод ранговой оценки эффективности.

     Основу  методики представляет нормативная  система показателей (НСП). НСП упорядочивает  показатели путем присвоения показателям соответствующих закономерностей соотношений темпов их роста. Чем выше должен быть темп роста одного показателя по отношению к темпам роста других, тем выше его ранг.

     Рассмотрим  порядок построения нормативной  системы показателей.

     Правила построения НСП

     В методиках определены требования к  отбору показателей для нормативной системы и порядок установления их приоритетов. Требования сводятся к следующему:

     Показатели, включаемые в НСП, должны отражать области  воздействия субъекта.

    1. В НСП не включаются производные показатели, т.е. те показатели, которые рассчитываются как производные или являются частными других показателей, например, себестоимость, производительность труда.
    2. Набор показателей оценивается по их воздействию на значение управляемой переменной, ее ускорение.
    3. Показатели, для которых периодичноть учета больше, чем интервал регулирования режима, исключаются из дальнейшего анализа.
    4. В НСП могут входить самые разнообразные показатели, как натуральные, так и стоимостные, так как фиксируется их относительная величина - темп роста.
    5. НСП является динамичной системой: с учетом требований изменяющихся приоритетов, можно менять и системы показателей.

Информация о работе Эффективность управления фирмой и показатели её оценки