Экономическая и социальная роль малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:51, курсовая работа

Описание

Одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны.
Почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства. За все годы реформ фактически именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
Глава 1. Малый бизнес в России …………………………………………….
Сущность и роль малого предпринимательства в России……………..
Глава 2. Экономическая и социальная роль малого бизнеса в России ……
2.1 Роль малого бизнеса в экономике России ………………………………
2.2 Интеграция России в мировую экономику………………………………
2.3 Социальная роль малого бизнеса в России ……………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

Глава 1. Малый  бизнес в России …………………………………………….

    1. Сущность и роль малого предпринимательства в России……………..

Глава 2. Экономическая и социальная роль малого бизнеса в России ……

2.1 Роль малого  бизнеса в экономике России ………………………………

2.2 Интеграция  России в мировую экономику………………………………

2.3 Социальная  роль малого бизнеса в России  ……………………………..

Заключение…………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны.

Почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства. За все годы реформ фактически именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики.

Но в то же время, в экономике России малый бизнес пока продолжает играть достаточно незначительную роль, оставаясь "в тени". Между тем, только достаточные масштабы продукции и услуг, производимые на предприятиях малого бизнеса способны, во-первых, насытить рынок конкурентоспособной продукцией, во-вторых, создать новые рабочие места, в-третьих, приступить к формированию основы общества в любой цивилизованной стране – среднего класса.

При этом надо отдавать себе отчет в том, что даже при  условии возобновления роста экономики и усиления структурных изменений в российской экономике в начавшемся первом десятилетии XXI в. эти факторы так или иначе будут действовать длительное время и, в частности, влиять на характер и динамику экономического сотрудничества России с внешним миром, в том числе с ЕС и Западной Европой в целом.

Таким образом, целью  данной работы является рассмотрение роли малого бизнеса в развитии экономики, а также интеграция России в мировую  экономику.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Малый бизнес в России

1.1 Сущность и роль малого предпринимательства в России

 

Малый бизнес (малое  предпринимательство) - деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные  законом признаки, конституирующие  сущность этого понятия.

   Конечно  же, наивно предполагать, что для страны таки масштабов  малый

бизнес может  стать основой экономики : в наших  условиях он может стать  лишь связующим  звеном,  которое  обеспечило  бы  бесперебойную  работу   крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить  те  отрасли и сферы экономики, в которых  предприятия  малого  бизнеса  играют  решающую роль. Во-первых, это вся  сфера  услуг,  в  том  числе  технические  услуги, включая  ремонт   и   техническое  обслуживание   машин   и   оборудования; консультационные  услуги;  бытовое  обслуживание  населения.  Во-вторых  - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность .Поэтому одним из решающих  условий  углубления  проводимых  в  России экономических  реформ,  способных  вывести  страну  из  кризиса,  обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования  производства и сферы услуг, является развитие  малого  предпринимательства.  Этот  сектор экономики  создает  необходимую  атмосферу  конкуренции,   способен   быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять  образующиеся ниши  в  потребительской  сфере,  создает  дополнительные   рабочие   места, является  основным  источником  формирования  среднего   класса,   то   есть

расширяет социальную базу проводимых реформ.

      Следует заметить, что наблюдавшийся  до 1992 года  бурный  рост  малых

предприятий в 1993 году резко замедлился. И сейчас  у  нас  занято  в  малом

частном бизнесе  менее 1 млн. чел. В 1996 году в России проводилась  массовая  Программа  по  поддержке  и становлению малого бизнеса. Это комплекс мер, выработанных правительством  и поддерживаемых на всех уровнях. Общий объем финансирования Программы в  1996 году  должен  был  составить  883,35  млрд.  рублей.   Основным   источником финансирования Программы планировались 5 процентов  средств, получаемых  от приватизации  объектов,  находящихся  в   федеральной   собственности,   что составило  707  млрд.  рублей.  Основная  часть   средств   для   выполнения региональных инвестиционных программ и проектов должна  была  быть  изыскана субъектами Российской Федерации, в том числе  за  счет  внутренних  резервов развивающихся финансовых институтов  -  фондов,  компаний,  банков  и  самих малых предприятий. Для выполнения Программы были привлечены  также средства банков и международных финансовых организаций, финансовые ресурсы по  линии технической и консультативной помощи.  В качестве  приоритетных  защищенных статей расходования средств на реализацию мероприятий Программы выделялись:

развитие инвестиционной деятельности  в  сфере  малого предпринимательства, создание  новых  рабочих  мест  и  формирование   целостной   инфраструктуры поддержки   малых   предприятий.   Значительную    часть    всех    расходов предполагалось   направить   на   создание   механизмов    гарантий    малым предприятиям,  развитие  лизинга,  формирование  и  развитие  инфраструктуры малого   предпринимательства,   поддержку   наиболее    эффективных    видов производственной деятельности, научно-методическое  и  кадровое  обеспечение Программы.

    В  условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья

и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус  "легких  денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции,  ушли  в другие  коммерческие  структуры.  Источниками  товаров  для  торговли  стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны,  а  также  товары из  государственной   торговли,   включая   продукты   питания.   Уходя   от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения,  оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности  для обогащения.

Поэтому  и  не  изживается  в  массовом   сознании   представление   о предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о спекулянте.

      Потеря   административного   управления,    экономический    хаос    и

законодательная   неразбериха   привели   к   тому,   что    законопослушные

предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере,  оказались  в чрезвычайно трудном положении,  неся  большие  затраты,  выплачивая  высокие налоги  и  подвергаясь   государственному   и   негосударственному   рэкету.

      Отсутствие четкого механизма  реализации  государственных  мер  по  поддержке малого  бизнеса,  затруднения   в   получении   кредитов,   производственных помещений и материальных ресурсов поставили  малые  предприятия  в  неравное положение с крупными. Это привело к  сокращению  их  роста  и  к  ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

         Анализ развития предпринимательства  показывает, что доля предприятий,

работающих  в сфере торговли и посреднических  услуг,  занимает  доминирующее положение.  Кроме   того,   существует   большое   количество   предприятий, зарегистрированных как производственные  или  многоцелевые  (выпуск  товаров народного  потребления,  оказания  различных  услуг),  но   тем   не   менее  занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

       В  Москве,  например,  где   раньше   преобладали   научно-технические

кооперативы,  теперь,  по  официальным   данным,   один   такой   кооператив

приходится  на несколько десятков торгово-закупочных.

Высокие  налоги,  всевозрастающая  арендная  плата  за  помещение  и

оборудование, отсутствие фондового рискового  капитала - все  это  затрудняет продолжение  эффективной деятельности и вынуждает  направлять основные  усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

            Но главная причина сокращения  числа малых предприятий -  низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых  предприятий  вследствие трудностей с первоначальным накоплением  капитала,  невозможность  получения кредитов  на  приемлемых  условиях,   неэффективность   налоговой   системы.

       Негативное воздействие на развитие  малого  бизнеса  в  сфере  материального производства   оказывают   неразвитость   производственной   инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

     Еще  один очень важный фактор негативного  воздействия на малый  бизнес

- непрекращающийся  глубокий спад производства.

     Все   это  приводит  к  тому,  что  только   часть   зарегистрированных

предприятий  малого  бизнеса  оказывается  в  не  состоянии   приступить   к

реальному производству продукции.

     Как   показывает  изучение  зарубежного   опыта,  непременным  условием

успеха в  развитии  малого  бизнеса  является  положение  о  том,  что  малые

предприятия  и  малое  предпринимательство  нуждаются  во   всесторонней   и стабильной  государственной  поддержке.  Она  осуществляется   в   различных формах,  в  первую  очередь  путем  стимулирования   производства   наиболее приоритетных  видов  продукции,  предоставления  налоговых  льгот,   дотаций льготного банковского кредитования,  создания  информационно-консультативных и научно-технических  центров,  развития  системы  страхования,  организации материально-технического  снабжения.       

         Важную   роль   играют   принятие   и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных  комплексных программ.

      Весьма остра проблема  формирования  финансовой  базы  становления   и

развития  малого  бизнеса.  Для  этого   ему   должны   быть   предоставлены

определенные  льготы.  Это  могут  быть  льготы   по   налогообложению.    Но проводимая в нашей стране налоговая политика не  только  не  эффективна,  но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной  в  мире  практикой  и современными мировыми тенденциями развития экономики.  Неоправданно  высокое налогообложение    "убивает"    в     России    малое     предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко  оставляют  предприятию  лишь  5-10% полученной прибыли).        Общее направление совершенствования  налоговой  системы

-  усиление  стимулирующей  роли  налогов   в  развитии  производства.   

        Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые  технологии. И,  конечно,  нужны  налоговые   льготы   на   период   становления   малого предприятия.   Совершенно   очевидна    необходимость    дифференцированного налогового  подхода  к  предприятиям  разного  профиля  деятельности.  Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее  важных,  приоритетных отраслей.

        Еще   одной   проблемой,    не    столько    экономической,    сколько

административной  является бюрократия нашего государственного  аппарата.  Эта проблема  не  обсуждается  ни  на  каком  уровне  и  ни  одна  программа  не предусматривает  мер  по  борьбе  с чиновничьим беспределом в   Российской Федерации.  На  уровне  центрального  правительства    принимается   огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не  борется с тем, что любой человек,   желающий заняться  бизнесом  должен  потратить  уйму времени  и  денег  лишь  на  то,  чтобы  получить  всевозможные  справки   и разрешения в системе местного самоуправления.  Многих  людей  пугает  именно

   это,  когда те  предпринимают  первые  шаги  на  пути  к  становлению  своего

   предприятия.  И много хороших идей гибнет  именно в «коридорах власти»,  так  и не получив «добро»  на  дальнейшее  развитие.  Естественно   бюрократия  тесно связана со  взяточничеством. Поэтому государственные  деятели в центре  должны бороться  с  произволом  в  субъектах  РФ,  так  как  сами  субъекты   будут продолжать такую политику. Им выгодно это, потому   что это способ  губить  на корню  людей  не  угодных  власти  и,  конечно,   большой  кусок   в   карман государственным чиновникам.

       К настоящему времени сделаны только самые первые  шаги  в правовом  и организационном обеспечении формирования  малого   предпринимательства   в качестве   особого   сектора   экономики   России.    Действенной    системы стимулирования образования  малых  предприятий  не  существует,  как  нет  и хозяйственного  механизма  их  поддержки.  Не  разработана   государственная программа развития малых предприятий.

Информация о работе Экономическая и социальная роль малого бизнеса в России