Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 00:48, курсовая работа
Как известно, на экономическую стабильность в стране влияет много факторов, в числе которых и политическая стабильность, однако нельзя забывать и об обратной связи – ведь макроэкономическая стабильность, низкий уровень безработицы и инфляции являются важнейшим условием внутриполитической стабильности в стране, привлекательности экономики для иностранных инвесторов, долговременного экономического роста и благосостояния общества. Учитывая эти обстоятельства, главным образом актуальность и важность данной тематики, я остановила свой выбор на теме: «Экономическая нестабильность и проблемы ее регулирования»
- текущим уровнем конкурентоспособности экономики;
- состоянием платежного баланса и финансовой системы;
- состоянием валютных резервов;
- экономическим и политическим климатом в стране и др.
Выбирая ту или иную систему обменного курса, Центральный банк фактически делает выбор между целевыми агрегатами регулирования, среди которых можно выделить – внутренние кредиты, дефицит платежного баланса, международные резервы и внешний долг.
Главный критерий оптимальности валютного режима и механизма валютного регулирования можно определить как минимизация отклонения объемов реального производства народного хозяйства в условиях кризиса, возникающего из-за внешний и внутренних факторов, от объемов производства в периоды подъема экономики.
В мировой практике образования валютно-обменного курса выделяют два основных режима:
1) механизм фиксирования или привязки курса национальной валюты по отношению к курсу другой валюты или корзине валют;
2) режим, противоположный первому, основанный на свободноплавающих валютно-обменных курсах.
Стабилизация экономики может осуществляться через один из перечисленных режимов. Применение в явном виде определенного механизма валютного регулирования, одного из двух валютных режимов в конкретной стране не происходит, так как не дает положительного эффекта в силу наличия национальных особенностей данного хозяйственного механизма. Вместе с тем, гибкие валютные режимы, такие как «управляемые» или «привязки к нескольким валютам», завоевывают все большее количество стран.
Развитие валютной системы в Республике Беларусь и проблемы ее регулирования.
За последние годы в республике сложилась сложная валютная система, при которой стало возможным существование нескольких валютных курсов, что выражается в различных значениях фактического обменного курса белорусского рубля, применяемого к различным валютным операциям, субъектам и валютам.
На легальном валютном рынке Республики были установлены 2 курса: официальный курс Национального банка и относительно рыночный курс, используемый при совершении различного рода сделок "купли–продажи" иностранной валюты на отдельных сегментах валютного рынка и при других валютных операциях. Регулирование этих курсов, хотя и в различной степени, осуществлял Национальный Банк РБ. Относительно высокий курс белорусского рубля негативно влиял на состояние торгового баланса республики, с одной стороны, поднимая цену экспорта и делая его неконкурентоспособным, с другой стороны, стимулируя импорт по причине его относительного удешевления. Одним из инструментов воздействия на обменный курс национальной валюты был выбран режим административного установления предельного размера обменного курса.
Политика валютного регулирования в РБ и ее влияния на экономическую стабилизацию страны.
В 1997 году для исправления ситуации с повышением курса белорусского рубля, осложненной наличием в то время системы множественных валютных курсов, Национальный банк начал проводить девальвацию курса национальной валюты, в результате чего достигнуто было снижение курса белорусского рубля. Сократилась разница между официальным курсом белорусского рубля и котировками белорусского рубля на рынке нерезидентов.
Процесс стабилизации обменного курса национальной валюты и ситуации на валютном рынке сопровождается дальнейшей поэтапной либерализацией внутреннего валютного рынка, включающей следующие меры:
- постепенное снятие всех ограничений на внебиржевом валютном рынке;
- расширение использования национальной валюты для расчетов по внешнеэкономическим операциям;
- формирование официального курса белорусского рубля на рыночной основе;
- постепенное снижение и отмену обязательной продажи валютной выручки;
- постепенное снятие ограничений на продажу валюты нерезидентам Республики Беларусь.
Можно сделать вывод, что проблема дефицита валюты в РБ частично может быть решена:
- за счет увеличения экспорта РБ и уменьшения доли бартерных операций во внешнеэкономической деятельности;
- обеспечение положительного уровня ставки рефинансирования по отношению к реальной инфляции;
- ликвидации множественности валютных курсов до двух – биржевого и рыночного, что позволит, с одной стороны, удовлетворять заявки по приобретению валюты для оплаты товаров критического импорта, с другой – сформировать механизм курсообразования, при котором преобладающая часть субъектов валютных отношений готова не только покупать, но и продавать валюту;
- поиска внешних источников валютных средств;
-
создания и внедрения оптимального механизма
распределения валютных средств.
5. Основные средства и методы государственного регулирования экономики
Основная цель государства в экономике - достижение экономической и социальной стабильности в обществе.
Для ее осуществления нужно определиться в функциях государства в экономике:
Для того чтобы осуществить эти функции, их нужно материализовать – государственное программирование (регулирование) экономики.
С точки зрения срока разрешения программы бывают: краткосрочная, среднесрочная (ежегодное корректирование объекта), долгосрочное.
С точки зрения объектов регулирования, государственные регулируемые программы бывают:
Разработка государственных программ включает в себя 4 основных этапа:
Методы государственного регулирования экономики.
Экономическое воздействие государства, которое включает:
Административное воздействие государства, которое включает в себя ограничения, налагаемые административно или законодательно, но не касающиеся стоимостных факторов.
Экономико-административное воздействие – контроль государства над экономическими субъектами, ценами и др.
Средства государственного регулирования.
- Государственные финансы
- Сбор и переработка хозяйственной информации
- Госсектор в экономике (кредиты, запасы, страхование)
Субъектами госрегулирования экономики являются: министерства, ведомства, органы юстиции и полугосударственные (региональные и местного регулирования) органы.
Объектами
госрегулирования является цены,
инфляция, отрасли, доходы, безработица
и т.д.
Методы госрегулирования
К прямым методам государственного воздействия на экономику относятся: административные методы – госдотации, субсидии ;госпрограммы – финансирование соц.сферы, введение обязательных норм и нормативов (санитарные, экологические), госзаказы и антимонопольные законы (штрафные санкции, контроль над ценами, доходами и качеством продукции, регистрация предприятий). Косвенное воздействие: бюджетно-налоговая, кредитно-денежная политика.
Законодательство обязывает
Государственные меры ценового регулирования в Республике Беларусь включают фиксирование цен, установление предельных цен и тарифов, предельных торговых надбавок к ценам, предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену, порядка определения и применения цен и тарифов (калькуляций), декларирования цен. Эти меры относятся к определенным типам предприятий, в зависимости от типа производимой ими продукции, статуса на рынке, формы собственности. Тем не менее многие меры ценового регулирования применяются ко всем типам предприятий, в том числе малых и средних предприятий (МСП).
В частности, регулируемые цены (тарифы) применяются к производителям социально значимых товаров, монополиям и на продукцию предприятий с доминирующим положением на рынке. Зачастую в список последних попадают МСП, которые не являются доминирующими в буквальном смысле этого слова. При этом к ним применяются меры ограничения рентабельности, декларирования цен и т. д. Регулирование цен (и рентабельности) при производстве социально значимой продукции ограничивает участие частного сектора и МСП в ее производстве.
Кроме того, цены на продукцию и услуги подлежат регистрации в соответствующих государственных органах. Повышение цен допускается лишь до величины предельного индекса, устанавливаемого правительством. При невозможности соблюдения этого индекса (6-8% в год), субъекты хозяйствования обязаны зарегистрировать новую цену, а также обосновать причину, по которой они не укладываются в отведенные государством пределы. Все предприятия также обязаны составлять калькуляции и предоставлять, в случае необходимости, экономическое обоснование цен.
Нарушение установленного порядка регистрации цен или отсутствие экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат и расчета отпускных цен на импортируемые товары) влечет наложение штрафа в размере до 30% стоимости реализованных товаров и услуг. При повторном нарушении штраф возрастает.
Все это требует от малых и средних предприятий определенных трудовых, временных и финансовых затрат и, как следствие, ограничивают их конкурентоспособность, затрудняют развитие. Кроме того, жесткое регулирование цен ухудшает бизнес-климат в стране. [7]
С точки зрения регулируемого
Основная цель госрегулирования цен — сдерживание роста общего уровня цен и контроль над инфляцией. Тем не менее, согласно исследованиям, подобные меры не эффективны. Большинство участников во всех регионах Беларуси утверждали, что если регулирование цен будет снято, цены в стране вряд ли повысятся.
Некоторые руководители МСП ожидают в случае отмены ограничений кратковременного всплеска цен. Однако спустя несколько месяцев после дерегулирования, по их мнению, конкуренция и платежеспособный спрос вернут цены на прежний уровень или даже приведут в некоторых случаях к снижению цен.
Рост цен и показатели инфляции в Беларуси в настоящее время зависят и определяются не предприятиями, а преимущественно государственной политикой, спросом и конкуренцией на рынке. Решающее значение при определении уровня цены, как отмечают МСП, имеет налогообложение (46,8%), цены конкурентов (43,2%), затраты (42,7%), спрос (36,8%), арендная плата (32,9%), оптовые цены поставщиков (32,7%), коммунальные платежи (22%). Законодательство в области регулирования прибыли и уровня цены как фактор, определяющий уровень цен на продукцию МСП, находится лишь на восьмом месте (16,6%).
Кроме того, руководители МСП признают, что в рамках законодательства существуют различные возможности манипуляций для выхода на желаемый для предприятий уровень цен. Тем не менее, МСП вынуждены соблюдать меры сложного ценового регулирования и отвлекать на это ресурсы.
Информация о работе Экономическая нестабильность и проблемы ее регулирования