Экономическая нестабильность и проблемы ее регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 00:48, курсовая работа

Описание

Как известно, на экономическую стабильность в стране влияет много факторов, в числе которых и политическая стабильность, однако нельзя забывать и об обратной связи – ведь макроэкономическая стабильность, низкий уровень безработицы и инфляции являются важнейшим условием внутриполитической стабильности в стране, привлекательности экономики для иностранных инвесторов, долговременного экономического роста и благосостояния общества. Учитывая эти обстоятельства, главным образом актуальность и важность данной тематики, я остановила свой выбор на теме: «Экономическая нестабильность и проблемы ее регулирования»

Работа состоит из  1 файл

печать2.doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)

    -           текущим уровнем конкурентоспособности экономики;

    -           состоянием платежного баланса и финансовой системы;

    -           состоянием валютных резервов;

    -           экономическим и политическим климатом в стране и др.

  Выбирая ту или иную систему обменного курса, Центральный банк фактически делает выбор между целевыми агрегатами регулирования, среди которых можно выделить – внутренние кредиты, дефицит платежного баланса, международные резервы и внешний долг.

  Главный критерий оптимальности валютного режима и механизма валютного регулирования можно определить как минимизация отклонения объемов реального производства народного хозяйства в условиях кризиса, возникающего из-за внешний и внутренних факторов, от объемов производства в периоды подъема экономики.

  В мировой практике образования валютно-обменного курса выделяют два основных режима:

      1)     механизм фиксирования или привязки курса национальной валюты по отношению к курсу другой валюты или корзине валют;

      2)     режим, противоположный первому, основанный на свободноплавающих валютно-обменных курсах.

  Стабилизация экономики может осуществляться через один из перечисленных режимов. Применение в явном виде определенного механизма валютного регулирования, одного из двух валютных режимов в конкретной стране не происходит, так как не дает положительного эффекта в силу наличия национальных особенностей данного хозяйственного механизма. Вместе с тем, гибкие   валютные режимы, такие как «управляемые» или «привязки к нескольким валютам», завоевывают все большее количество стран.

Развитие  валютной системы  в Республике Беларусь и проблемы ее регулирования.

  За последние годы в республике сложилась сложная валютная система, при которой стало возможным существование нескольких валютных курсов, что выражается в различных значениях фактического обменного курса белорусского рубля, применяемого к различным валютным операциям, субъектам и валютам.

  На легальном валютном рынке Республики были установлены 2 курса: официальный курс Национального банка и относительно рыночный курс, используемый при совершении различного рода сделок "купли–продажи" иностранной валюты на отдельных сегментах валютного рынка и при других валютных операциях. Регулирование этих курсов, хотя и в различной степени,  осуществлял Национальный Банк РБ. Относительно высокий курс белорусского рубля негативно влиял на состояние торгового баланса республики, с одной стороны, поднимая цену    экспорта и делая его неконкурентоспособным, с другой стороны, стимулируя импорт по причине его относительного удешевления. Одним из инструментов воздействия на обменный курс национальной валюты был выбран режим административного установления предельного размера обменного курса.

Политика  валютного регулирования  в РБ и ее влияния  на экономическую  стабилизацию страны.

  В 1997 году для исправления ситуации с повышением курса белорусского рубля, осложненной наличием в то время системы множественных валютных курсов, Национальный банк начал проводить девальвацию курса национальной валюты, в результате чего достигнуто было снижение курса белорусского рубля. Сократилась разница между официальным курсом белорусского рубля и котировками белорусского рубля на рынке нерезидентов.

  Процесс стабилизации обменного курса национальной валюты и ситуации на валютном рынке сопровождается дальнейшей поэтапной либерализацией внутреннего валютного рынка, включающей следующие меры:

      -           постепенное снятие всех ограничений на внебиржевом валютном рынке;

      -           расширение использования национальной валюты для расчетов по внешнеэкономическим операциям;

      -           формирование официального курса белорусского рубля на рыночной основе;

      -           постепенное снижение и отмену обязательной продажи валютной выручки;

      -           постепенное снятие ограничений на продажу валюты нерезидентам Республики Беларусь.

  Можно сделать вывод, что проблема дефицита валюты в РБ частично может быть решена:

      -          за счет увеличения экспорта РБ и уменьшения доли бартерных операций во внешнеэкономической деятельности;

      -           обеспечение положительного уровня ставки рефинансирования по отношению к реальной инфляции;

      -           ликвидации множественности валютных курсов до двух – биржевого и рыночного, что позволит, с одной стороны, удовлетворять заявки по приобретению валюты для оплаты товаров критического импорта, с другой – сформировать механизм курсообразования, при котором преобладающая часть субъектов валютных отношений готова не только покупать, но и продавать валюту;

    -          поиска внешних источников валютных средств;

      -          создания и внедрения оптимального механизма распределения валютных средств.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Основные средства и методы государственного регулирования экономики

  Основная цель государства в экономике - достижение экономической и социальной стабильности в обществе.

  Для ее осуществления нужно определиться в функциях государства в экономике:

  1. Законодательная регламентация экономической жизни
  2. Охрана прав собственности
  3. Создание условий для поддержания конкуренции
  4. Поддержание и защита национального предпринимательства
  5. Поддержание социальной стабильности
  6. Защита нетрудоспособных

    Для того чтобы осуществить эти функции, их нужно материализовать – государственное программирование (регулирование) экономики.

  С точки зрения срока разрешения программы бывают: краткосрочная, среднесрочная (ежегодное корректирование объекта), долгосрочное.

  С точки зрения объектов регулирования, государственные регулируемые программы бывают:

  • отраслевые
  • региональные
  • общегосударственные
  • программы развития предприятий.

    Разработка государственных программ включает в себя 4 основных этапа:

  1.  Формирование целевой функции (вступают в действие политические решения, посредством которых определяется очередность целей и их необходимые уровни).
  2.  Формируются пакеты вариантов экономической политики, которая должна обеспечить эффективное достижение целей государственных программ.
  3.  Прогнозируется ресурсное покрытие всех вариантов программ. Для этого разрабатывается бюджет средств, необходимых для ее осуществления, определения системы управления и контроля над реализацией программы.
  4.  Выявляется критерий, который позволяет оптимизировать выбор одного из вариантов программы.

 Методы  государственного регулирования  экономики.

  Экономическое воздействие государства, которое включает:

  •    бюджетно-налоговая политика
  •   денежно-кредитная политика
  •   государственные расходы
  •   ценовая политика и т.д.

  Административное воздействие государства, которое включает в себя ограничения, налагаемые административно или законодательно, но не касающиеся стоимостных факторов.

  Экономико-административное воздействие – контроль государства над экономическими субъектами, ценами и др.

 Средства государственного регулирования.

-  Государственные финансы

-   Сбор и переработка хозяйственной информации

-   Госсектор в экономике (кредиты, запасы, страхование)

Субъектами  госрегулирования экономики являются: министерства, ведомства, органы юстиции и полугосударственные (региональные и местного регулирования) органы.

Объектами госрегулирования является цены, инфляция, отрасли, доходы, безработица и т.д. 

Методы  госрегулирования

  К прямым методам государственного воздействия на экономику относятся: административные методы – госдотации, субсидии ;госпрограммы – финансирование соц.сферы, введение обязательных норм и нормативов (санитарные, экологические), госзаказы и антимонопольные законы (штрафные санкции, контроль над ценами, доходами и качеством продукции, регистрация предприятий). Косвенное воздействие: бюджетно-налоговая, кредитно-денежная политика.

Законодательство обязывает

     Государственные меры ценового регулирования в Республике Беларусь   включают фиксирование цен, установление предельных цен и тарифов, предельных торговых надбавок к ценам, предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению         в регулируемую цену, порядка определения и применения цен и тарифов (калькуляций), декларирования цен. Эти меры относятся к определенным типам предприятий, в зависимости от типа производимой ими продукции, статуса на рынке, формы собственности. Тем не менее многие меры ценового регулирования применяются ко всем типам предприятий, в том числе малых и средних предприятий (МСП).

  В частности, регулируемые цены (тарифы) применяются к производителям социально значимых товаров, монополиям и на продукцию предприятий с доминирующим положением на рынке. Зачастую в список последних попадают МСП, которые не являются доминирующими в буквальном смысле этого слова. При этом к ним применяются меры ограничения рентабельности, декларирования цен и т. д. Регулирование цен (и рентабельности) при производстве социально значимой продукции ограничивает участие частного сектора и МСП в ее производстве.

     Кроме того, цены на продукцию и услуги подлежат регистрации в соответствующих государственных органах. Повышение цен допускается лишь до величины предельного индекса, устанавливаемого правительством. При невозможности соблюдения этого индекса (6-8% в год), субъекты хозяйствования обязаны зарегистрировать новую цену, а также обосновать причину, по которой они не укладываются в отведенные государством пределы. Все предприятия также обязаны составлять калькуляции и предоставлять, в случае необходимости, экономическое обоснование цен.

     Нарушение установленного порядка регистрации  цен или отсутствие экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат и расчета отпускных цен на импортируемые товары) влечет наложение штрафа в размере до 30% стоимости реализованных товаров и услуг. При повторном нарушении штраф возрастает.

     Все это требует от малых и средних предприятий определенных трудовых, временных и финансовых затрат и, как следствие, ограничивают их конкурентоспособность, затрудняют развитие. Кроме того, жесткое регулирование цен ухудшает бизнес-климат в стране. [7]

С точки зрения регулируемого

     Основная  цель госрегулирования цен — сдерживание роста общего уровня цен и контроль над инфляцией. Тем не менее, согласно исследованиям, подобные меры не эффективны. Большинство участников во всех регионах Беларуси утверждали, что если регулирование цен будет снято, цены в стране вряд ли повысятся.

     Некоторые руководители МСП ожидают в случае отмены ограничений кратковременного всплеска цен. Однако спустя несколько месяцев после дерегулирования, по их мнению, конкуренция и платежеспособный спрос вернут цены на прежний уровень или даже приведут в некоторых случаях к снижению цен.

     Рост  цен и показатели инфляции в Беларуси в настоящее время зависят и определяются не предприятиями, а преимущественно государственной политикой, спросом и конкуренцией на рынке. Решающее значение при определении уровня цены, как отмечают МСП, имеет налогообложение (46,8%), цены конкурентов (43,2%), затраты (42,7%), спрос (36,8%), арендная плата (32,9%), оптовые цены поставщиков (32,7%), коммунальные платежи (22%). Законодательство в области регулирования прибыли и уровня цены как фактор, определяющий уровень цен на продукцию МСП, находится лишь на восьмом месте (16,6%).

     Кроме того, руководители МСП признают, что  в рамках законодательства существуют различные возможности манипуляций для выхода на желаемый для предприятий уровень цен. Тем не менее, МСП вынуждены соблюдать меры сложного ценового регулирования и отвлекать на это ресурсы.

Информация о работе Экономическая нестабильность и проблемы ее регулирования