Экономическая стркуктура управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:39, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – на основании литературных источников и данных предприятия изучить экономические методы управления предприятием.

Данная тема актуальна для изучения, так как на современном этапе развития общества нельзя руководствоваться только социально –психологическими и административными методами управления предприятием. Предприятию, чтобы выжить на рынке необходимо использовать экономические методы анализа рыночной среды.

Работа состоит из  1 файл

Экономические методы управления.docx

— 25.24 Кб (Скачать документ)

Введение

Управление персоналом на предприятии – это вид деятельности, который позволяет реализовывать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации  индивида к внешним условиям, учет личного фактора в построении системы управлений персоналом предприятия. Укрупнено можно выделить три  фактора оказывающих воздействие  на людей на предприятии.

Первый – иерархическая  структура предприятия, где основано средство воздействия – это отношение  власти-подчинения, доверенное человеку сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

Второй – культура, то есть вырабатываемые общество, предприятием, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.

Третий – рынок  – есть равноправные отношения, основанные на купле-продаже продукции и  услуг, отношения собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.

Эти факторы воздействия  – понятия достаточно сложные  и на практике редко реализуются  в отдельности. Какому из них отдается приоритет, таков и облик экономической  ситуации на предприятии.

При переходе к рынку  происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного  воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. Поэтому  необходима разработка принципиально  новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри предприятия –  работники, а за пределами - потребители  продукции. Необходимо повернуть работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, ане к расточительству; к инициатору, а не к безумному исполнителю. Перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдет на второй план, уступая место культуре и рынку.

Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб отдела кадров, отдела организации труда  и заработной платы, отдела охраны труда  и техники безопасности и других. Задачи новых служб заключаются  в реализации кадровой политики и  координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами на предприятии. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов ит. п.

В системе методов  управления персоналом выделяют:

  • Административный метод;
  • Экономический метод;
  • Социально-психологический метод.

В данной курсовой работе будет рассмотрены экономические методы управление предприятием.

Цель данной курсовой работы – на основании литературных источников и данных предприятия  изучить экономические методы управления предприятием.

 Данная тема  актуальна для изучения, так как  на современном этапе развития  общества нельзя руководствоваться  только социально –психологическими и административными методами управления предприятием. Предприятию, чтобы выжить на рынке необходимо использовать экономические методы анализа рыночной среды.

Задачи курсовой работы:

...изучить сущность  экономических методов управления

· изучить коммерческий расчет как важнейший экономический метод механизма хозяйствования

· изучить внутрифирменный  расчет

· изучить ценовую  политику и эффективное управление предприятием

· изучить обеспечение  конкурентоспособности предприятия 

· проанализировать внедрение экономических методов управления предприятием

· дать предложения  по внедрению экономических методов управления на отечественных предприятиях

Экономические методы в менеджменте

Сущность  экономических методов управления

  Экономические методы управления в менеджменте - это совокупность средств и инструментов, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на внутренние переменные предприятия (цели, задачи, структуру, технологии и людей) для создания благоприятных экономических условий обеспечения его эффективного функционирования и развития в рыночной экономике.

  Экономический механизм менеджмента включает основные функции и методы управления хозяйственной деятельностью предприятия, ориентированные на повышение производительности и эффективности производства при постоянной адаптации деятельности предприятия в целом к изменению конъюнктуры рынка и поведения всех его участников. В отечественной практике экономический механизм управления предприятием принято называть хозяйственным механизмом.

  Экономические методы управления и экономический механизм менеджмента в целом определяются социально-экономической природой рыночной экономики и окружающей среды предприятия. Они ориентированы на создание условий для его развития при организации производства и сбыта продукции и услуг на рынке. Эти методы предусматривают определение требований и формирование качественных изменений в деятельности предприятия для эффективного хозяйствования с учетом объективных факторов внешней среды, в которой ему приходится функционировать. Содержание управленческих воздействий при проведении таких изменений ориентировано на управление предприятием с целью его эффективного функционирования в рыночных условиях хозяйствования. Оно должно также учитывать объективные тенденции развития общественного производства, его концентрацию и интернационализацию, а также углубление специализации наукоемкого производства и повышение его капиталоемкости. Это связано с необходимостью внедрения в производство достижений научно-технического прогресса для формирования и поддержания конкурентной позиции предприятия, а также обеспечения устойчивого роста его производительности в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке.

Ключевым элементом  механизма управления предприятием в рыночной экономике являются методы и модели управленческого воздействия  на хозяйственную деятельность для  создания экономических условий  эффективной реализации предпринимательской  деятельности, обеспечивающих получение  устойчивой выгоды от осуществления  этой деятельности.

Основными экономическими методами (моделями) в менеджменте предприятия, обеспечивающими его эффективное функционирование в рыночных условиях хозяйствования, являются

1) коммерческий расчет;

2) внутрифирменный  расчет;

3) ценовая политика  и механизмы ценообразования; 

4) механизмы и  методы повышения качества и  обеспечения конкурентоспособности  продукции и предприятия в  целом. 

   Экономические методы управления находятся в тесной взаимосвязи и являются базовым элементом экономического механизма менеджмента. Они могут эффективно применяться в управлении предприятием при комплексном использовании с другими элементами менеджмента. Методы ориентированы на обеспечение устойчивой хозяйственной деятельности предприятия и его конкурентной позиции на рынке (в отрасли), которая, в свою очередь, обеспечивает предприятию получение прибыли и рост капитала в длительной перспективе.

Взаимосвязь экономических методов с основными видами деятельности предприятия и функциями менеджмента:

   Коммерческий  расчет как важнейший экономический метод механизма хозяйствования

В связи с переходом  отечественной экономики к рынку  изучение и внедрение накопленного опыта эффективного управления предприятием, и прежде всего практического  опыта применения экономического механизма  менеджмента в ведущих фирмах рыночных стран, является необходимым  условием адаптации отечественных  предприятий к новым условиях хозяйствования

  Экономический механизм хозяйствования, обеспечивающий функционирование и развитие предприятия в рыночной экономике, включает конкретные рычаги, методы и инструменты разработки и эффективной реализации.

Целей предприятия  и его структурных образований (производственных отделений, филиалов, дочерних компаний)

  Конкретных задач подразделений, направленных на достижение их целей и целей предприятия в целом.

 Политики предприятия  по важнейшим направлениям деятельности, включают:

· обеспечение эффективности (рентабельности) производства;

· развитие инвестиционной деятельности, эффективное распределение (использование)капиталовложений и размещение производства;

· финансирование хозяйственной  деятельности и использование финансовых (в том числе кредитных)ресурсов;

· развитие и внедрение  передовых технологий и инноваций  в производство;

· кадровую политику(политику использования и развития персонала, а также форм и методов его мотивации к производительному труду);

· политику ценообразования;

· техническую полигаму и другие направления деятельности предприятия, обеспечивающих желаемый результат.

  Оптимального (рационального) сочетания централизованных и децентрализованных методов управления промышленным предприятием, его производственными отделениями и другими структурными образованиями.

  Коммерческий расчет объединяет в себе функции управления и экономические рычаги (методы и инструменты), направленные на соизмерение затрат и результатов деятельности предприятия для обеспечения экономической целесообразности конкретной предпринимательской деятельности (конкретного бизнеса) и предприятия в целом.

  Конечной целью коммерческого расчета является определение совокупности управленческих действий для получения предприятием устойчивой прибыли и других выгод при реализации конкретной хозяйственной деятельности Важнейшими элементами экономическими механизмами, реализуемыми централизованно с помощью рычагов и методов коммерческого расчета являются:

1) глобальная политика  и инструменты ее реализации  в области ценообразования и  оптимизации издержек производства (в том числе сокращение издержек  на всех его этапах), обеспечивающие  конкурентную позицию предприятия  на рынке и получение устойчивой  прибыли, 

2) организация условий  устойчивого финансирования (с учетом  кредитования) производственной деятельности  и развития предприятия. 

Существуют различные  способы и формы использования  моделей (экономических рычагов  и методов) коммерческого расчета. В каждом конкретном случае использование  тех или иных моделей диктуется  поставленной задачей.

  Конкретные механизмы (модели) коммерческого расчета для обеспечения эффективного управления функционированием и развитием промышленного предприятия определяются на основе его глобальной политики, целей и стратегий, формируемых на высшем уровне управления предприятия. Поэтому установление внутренних взаимосвязей элементов соответствующей модели предусматривает необходимость их рассмотрения при централизованном управлении.

На реализацию принципов  и выбор конкретных средств и  методов коммерческого расчета  оказывает влияние ряд специфических  особенностей развития промышленных предприятий  на современном этапе. Эта специфика  зависит от вида деятельности, характера  выпускаемой продукции (предоставляемых  услуг) и степени разделения труда  в рамках предприятия, корпорации. Сочетание  принципов централизованного и  децентрализованного управления внутри предприятия с учетом единых принципов  и способов проведения его глобальной централизованной политики в области  ценообразования и оптимизации  издержек оказывает непосредственное влияние на конкретные элементы коммерческого  расчета и их взаимосвязи. На практике внедрение коммерческого расчета  на конкретном предприятии привело  к различным моделям его реализации. При этом каждая из них имеет свои преимущества, определяющие ее эффективность  для конкретных условий этих предприятий.  

   Ценовая политика и эффективное управление предприятием

  Ценам и ценообразованию принадлежит центральное место в экономическом механизме управления промышленным предприятием.

  В современных условиях концентрации производства и монополистического регулирования рынков существенно изменились условия формирования цен, их роль и значение в экономической деятельности предприятия.

  А именно:

Произошли качественные изменения механизма ценообразования, представляющего сложную систему  взаимозависимых действий и функций  регулирования и рыночной конкуренции.

Возросла роль факторов, определяющих уровень цен на конечную продукцию, не связанных с действием  закона стоимости. В силу этого роль цен как регуляторов производства существенно ослаблена. К таким  факторам следует отнести управленческие решения, связанные с реализацией  функций маркетинга и планирования с наиболее полным учетом потребностей рынка.

Усилилась роль долгосрочных планов и программ развития производства в ориентации на них всей производственной деятельности предприятия, его отделений  и дочерних компаний. Это выдвигает  требования относительной устойчивости рыночных условий и стабильных цен  или стабильных тенденций в их изменении.

Рыночные цены на большинство товаров мирового рынка  устанавливаются не в результате стихийной конкуренции, а по согласованию производственно... ..й и рыночной стратегии и политики соответствующих фирм отрасли.

Информация о работе Экономическая стркуктура управления