Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 04:20, курсовая работа
В данной курсовой работе будет рассмотрены экономические методы управления предприятием и их развитие в условиях перехода к рыночным отношениям. Данная тема актуальна для изучения, так как на современном этапе развития общества нельзя руководствоваться только социально - психологическими и административными методами управления предприятием. Предприятию, чтобы выжить на рынке необходимо использовать экономические методы анализа рыночной среды.
Целью работы является рассмотрение сущности и содержания экономических методов управления в условиях перехода к рыночным отношениям.
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Основное содержание экономических методов управления …………...5
1.1. Понятие и классификация экономических методов управления…………5
1.2. Коммерческий и внутрифирменный расчет………………………………..9
1.3. Обеспечение конкурентоспособности……………………………………..12
2. Реализация экономических методов на разных уровнях управления в условиях перехода к рынку…………………………………………….……..15
2.1. Особенности экономических методов управления в рыночных отношениях………………………………………………………………………15
2.2. Ценовая политика и эффективное управление предприятием……...…20
3. Использование экономических методов управления для мотивации персонала ………………………………………………………………………..25
Заключение ……………………………………………………………………..30
Литература ……………………………………………………………………
4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет: «Управления»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Менеджмент»
На тему: «Экономические методы управления и их развитие в условиях перехода к рыночным отношениям»
Москва 2010
Содержание:
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Основное содержание экономических методов управления …………...5
1.1. Понятие и классификация экономических методов управления…………5
1.3. Обеспечение конкурентоспособности………………………
2. Реализация экономических методов на разных уровнях управления в условиях перехода к рынку…………………………………………….……..15
2.1. Особенности экономических методов управления в рыночных отношениях……………………………………………………
2.2. Ценовая политика и эффективное управление предприятием……...…20
3. Использование экономических методов управления для мотивации персонала ………………………………………………………………………..2
Заключение ……………………………………………………………………..30
Литература ……………………………………………………………………...3
Приложения ……………………………………………………………………33
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях одним из приоритетных направлений перестройки управления российской экономики, особенно на уровне предприятий, объединений, концернов и других хозяйственных организаций, явилась выработка основных теоретических и методологических позиций по применению менеджмента в нашей практике. Это не механический процесс перенесения опыта промышленных фирм Запада, а творческий поиск новых решений. Тем самым вместо декларации о необходимости широко использовать товарно-денежные, рыночные отношения активно проводится работа по изысканию конкретных и реальных путей, форм и методов их органического сочетания в единой целостной системе хозяйства. Потребуются радикальные и решительные шаги, известная смелость в практическом применении менеджмента на российских предприятиях.
«Экономические методы управления и их развитие в условиях перехода к рыночным отношениям» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Тема работы актуальна потому, что методы управления - совокупность способов и приемов воздействия субъекта управления посредством своей дельности на управляемый объект для достижения поставленной цели.
Переход к основам рыночной экономики коренным образом сказывается на работе основного субъекта, звена рыночной экономики – предприятия. На этом уровне создается продукция (товары, услуги), решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии; именно предприятие несет основную социальную ответственность перед обществом и каждым работником.
Уже сегодня, и тем более в перспективе, главным для предприятий всех форм собственности оказывается не столько стремление к повышению прибыли, сколько способность предприятия дать потребителю товар (услуги) более высокого качества или обладающий какими-то новыми свойствами.
Новые хозяйственные отношения, новые экономические условия,
складывающиеся в процессе радикальных экономических преобразований, не могут быть обеспечены «старым» экономическим инструментам. Главнейшая задача хозяйственной перестройки может быть определена как переход предприятий на рыночные отношения, реальное признание всего многообразия форм собственности и форм хозяйствования. Рыночная экономика объективно требует, чтобы предприятия быстрее адаптировались к новым условиям, овладевали теорией и практикой рынка и путём систематических, строго обдуманных и построенных на точном учёте процессов рынка экономических мероприятий добивались непрерывного роста результативности производства.
Становление рыночной экономики требует изменения не только форм и
методов хозяйствования, но и нового образа мышления его участников, т. е.
в конечном счёте всех трудящихся. Без того, что принято называть «новым экономическим мышлением», практически невозможно реально создать и новые хозяйственные отношения. И именно руководителям, прежде всего производственных объединений и предприятий, особенно необходимо формировать у себя новый тип мышления, отвечающий задачам конкретного обновления экономики.
В данной курсовой работе будет рассмотрены экономические методы управления предприятием и их развитие в условиях перехода к рыночным отношениям. Данная тема актуальна для изучения, так как на современном этапе развития общества нельзя руководствоваться только социально - психологическими и административными методами управления предприятием. Предприятию, чтобы выжить на рынке необходимо использовать экономические методы анализа рыночной среды.
Целью работы является рассмотрение сущности и содержания экономических методов управления в условиях перехода к рыночным отношениям.
1. Основное содержание экономических методов управления
1.1. Понятие и классификация экономических методов управления
Методы управления классифицируются по многочисленным признакам. Так, выделяют методы прямого и косвенного воздействия. При использовании первых предполагается непосредственный результат воздействия, вторые же направлены на создание определенных условий для достижения конкретных результатов. Можно выделить методы формального и неформального воздействия. Их соотношение отражает характерные черты стиля управления.
Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных законов, присущих системе управления, а также потребностей и интересов лица или лиц, на кого направлено воздействие.
Классификация включает следующие методы управления:
административные (организационно-
экономические;
социально-психологические;
воспитательные и др.
Такое деление методов в известной мере условно, так как абсолютно четко обособить каждый из них не представляется возможным: они взаимопроникают и имеют немало общих черт, то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из методов в отдельности.
Особую остроту проблема методов управления приобретает в обстановке перехода к рыночным отношениям. Важнейшими отличительными чертами создаваемой в России рыночной экономики является переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления.
Экономические методы. Потребность в экономических методах управления закономерно и существенно возрастает, поскольку в условиях развития частного предпринимательства не всегда возможно и разумно решать с помощью директивного воздействия сложную совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения.
Сущность экономических методов — в воздействии на экономические интересы потребителя и работников с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов, позволяющих создавать эффективный механизм работы. Экономические методы основываются на использовании стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений.
Особенности экономических методов управления состоят в том, что они:
базируются на некоторых общих правилах поведения, дающих возможность маневрировать ресурсами, тогда как административные характеризуются конкретно-адресными заданиями, ориентированными на достижение целей управляемой системы путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации решений (хотя некоторые общие правила, касающиеся, например, методики разработки бизнес-планов, режима работы и другие, могут предусматриваться директивными актами);
оказывают на производителей и потребителей косвенное воздействие, посредством системы отношений учитывают интересы коллектива и отдельных работников (административные методы по своей природе не способны столь полно и непосредственно ориентироваться на экономические интересы объектов управления);
непременно предполагают самостоятельность предприятия на всех уровнях при одновременном возложении на него ответственности за принимаемые решения и их последствия (в отличие от административных методов, предполагающих значительную долю ответственности вышестоящих органов, принимающих решения);
побуждают исполнителей к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих интересам коллектива (административные распоряжения большей частью однозначны, требуют обязательного, точного исполнения).
Экономические методы управления должны занять и неизбежно займут доминирующее положение. Это необходимо для обеспечения нормальных условий функционирования ассоциаций, союзов, предприятий в новых условиях хозяйствования. Одновременно сокращается число звеньев управления.
При умелом использовании экономических методов управляющие органы в условиях рынка легче преодолевают инертность в реализации своих задач, обусловленной отсутствием соответствующей экономической заинтересованности в оперативном удовлетворении меняющихся потребностей. Усиливается самоконтроль, до минимума снижается необходимость в административном контроле, который сосредоточивается, если в том есть потребность, конечных результатах обслуживания населения.
Чем шире применяются экономические методы, тем большее число вопросов решается непосредственно в основных звеньях управления, ближе к источнику информации. В прошлом в условиях необоснованно широкого применения административных методов нередко на высоких уровнях управления принимались решения, которые по своему содержанию входили в компетенцию нижестоящих звеньев управления. В результате замедлялся процесс принятия решений и не обеспечивалась требуемая оперативность управления, снижались его компетентность и качество.
Использование системы экономических методов на государственных предприятиях даст должный эффект только в том случае, если принцип прибыльности ведения хозяйства будет охватывать все звенья организационной структуры управления, образуя замкнутую систему с распределением материальной ответственности между всеми ее звеньями.
В отличии от административных экономические методы являются методами косвенного воздействия на управляющую и управляемую подсистемы. Задача этих методов состоит в том, чтобы создать такие предпосылки, которые заставили бы фирмы и предприятия, их подразделения выбрать такое направление своей деятельности, которое было бы выгодно как государству, так и фирме в целом или создать предпосылки для исполнителей выполнять порученную работу с большим эффектом.
Экономические методы можно подразделить по виду их воздействия на две группы:
1. Экономическое воздействие государства на производственные и коммерческие структуры.
2. Экономические методы, стимулирующие деятельность внутри фирмы, предприятия.