Экономические методы управления и их развитие в условиях перехода к рыночным отношениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 04:20, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе будет рассмотрены экономические методы управления предприятием и их развитие в условиях перехода к рыночным отношениям. Данная тема актуальна для изучения, так как на современном этапе развития общества нельзя руководствоваться только социально - психологическими и административными методами управления предприятием. Предприятию, чтобы выжить на рынке необходимо использовать экономические методы анализа рыночной среды.
Целью работы является рассмотрение сущности и содержания экономических методов управления в условиях перехода к рыночным отношениям.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Основное содержание экономических методов управления …………...5
1.1. Понятие и классификация экономических методов управления…………5
1.2. Коммерческий и внутрифирменный расчет………………………………..9
1.3. Обеспечение конкурентоспособности……………………………………..12
2. Реализация экономических методов на разных уровнях управления в условиях перехода к рынку…………………………………………….……..15
2.1. Особенности экономических методов управления в рыночных отношениях………………………………………………………………………15
2.2. Ценовая политика и эффективное управление предприятием……...…20
3. Использование экономических методов управления для мотивации персонала ………………………………………………………………………..25
Заключение ……………………………………………………………………..30
Литература ……………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

эконом.методы.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)


4

                           

ФЕДЕРАЛЬНОЕ   АГЕНТСТВО   ПО   ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ   УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Факультет: «Управления»

 

 

 

Кафедра:  «Антикризисного и стратегического менеджмента»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Менеджмент»

На тему: «Экономические методы управления и их развитие в условиях перехода к рыночным отношениям»

 

 

 

 

  

 

Москва 2010

 

Содержание:

Введение ………………………………………………………………………….3

1. Основное содержание экономических методов управления …………...5

1.1. Понятие и классификация экономических методов управления…………5

1.2. Коммерческий и внутрифирменный расчет………………………………..9

1.3. Обеспечение конкурентоспособности……………………………………..12

2. Реализация экономических методов на разных уровнях управления в условиях перехода к рынку…………………………………………….……..15

2.1. Особенности экономических методов управления в рыночных отношениях………………………………………………………………………15

2.2.           Ценовая политика и эффективное управление предприятием……...…20

3. Использование экономических методов управления для мотивации персонала ………………………………………………………………………..25

Заключение ……………………………………………………………………..30

Литература ……………………………………………………………………...31

Приложения ……………………………………………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

       В современных условиях одним  из  приоритетных  направлений  перестройки управления   российской   экономики,   особенно   на   уровне   предприятий, объединений,  концернов  и  других   хозяйственных   организаций, явилась выработка основных теоретических и методологических  позиций по  применению менеджмента в нашей практике.   Это не механический процесс перенесения  опыта промышленных фирм Запада,  а  творческий  поиск  новых  решений.  Тем  самым вместо декларации о  необходимости  широко   использовать  товарно-денежные, рыночные   отношения  активно проводится работа по  изысканию  конкретных  и реальных  путей,  форм  и  методов  их  органического  сочетания  в   единой целостной системе хозяйства. Потребуются  радикальные  и  решительные  шаги, известная смелость  в  практическом  применении  менеджмента  на  российских предприятиях.

  «Экономические методы управления и их развитие в условиях перехода к рыночным отношениям» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.  Тема работы актуальна потому, что методы управления - совокупность способов и приемов воздействия субъекта управления посредством своей дельности на управляемый объект для достижения поставленной цели.

Переход к основам рыночной экономики коренным образом сказывается на работе основного субъекта, звена рыночной экономики – предприятия. На этом уровне создает­ся продукция (товары, услуги), решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии; именно предприятие несет основную соци­альную ответственность перед обществом и каждым работником.

Уже сегодня, и тем более в перспективе, главным для предприятий всех форм собственности оказывается не столько стрем­ление к повышению прибыли, сколько способность предприятия дать потребителю товар (услуги) более высокого качества или обладающий какими-то новыми свойствами.

    Новые   хозяйственные   отношения,   новые    экономические    условия,

складывающиеся  в  процессе  радикальных  экономических  преобразований,  не могут  быть  обеспечены  «старым»  экономическим  инструментам.   Главнейшая задача  хозяйственной  перестройки  может  быть   определена   как   переход  предприятий на рыночные отношения,  реальное  признание  всего  многообразия форм собственности и  форм  хозяйствования.  Рыночная  экономика  объективно требует,  чтобы  предприятия  быстрее  адаптировались  к   новым   условиям, овладевали  теорией  и  практикой  рынка  и  путём  систематических,  строго обдуманных и построенных  на  точном  учёте  процессов  рынка  экономических мероприятий добивались непрерывного роста результативности производства.

    Становление рыночной экономики  требует  изменения  не  только  форм  и

методов хозяйствования, но и нового образа мышления его участников,   т.  е.

в конечном счёте всех трудящихся. Без  того,  что  принято  называть  «новым экономическим мышлением», практически невозможно  реально  создать  и  новые хозяйственные   отношения.   И   именно    руководителям,    прежде    всего производственных  объединений   и   предприятий,    особенно   необходимо формировать у  себя  новый  тип  мышления,  отвечающий  задачам  конкретного обновления экономики.

           В данной курсовой работе будет рассмотрены экономические методы управления предприятием и их развитие в условиях перехода к рыночным отношениям. Данная тема актуальна для изучения, так как на современном этапе развития общества нельзя руководствоваться только социально - психологическими и административными методами управления предприятием. Предприятию, чтобы выжить на рынке необходимо использовать экономические методы анализа рыночной среды.

    Целью работы является рассмотрение сущности и содержания экономических методов управления в условиях перехода к рыночным отношениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1. Основное содержание экономических методов управления

1.1. Понятие и классификация экономических методов управления

   Ключевым элементом механизма управления предприятием в рыночной экономике являются методы и модели управленческого воздействия на хозяйственную деятельность для создания экономических условий   эффективной реализации предпринимательской деятельности, обеспечивающих получение устойчивой выгоды от осуществления этой деятельности.

     Экономические методы управления в менеджменте - это совокупность средств и инструментов, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на внутренние переменные предприятия (цели, задачи, структуру, технологии и людей) для создания благоприятных экономических условий обеспечения его эффективного функционирования и развития в рыночной экономике.

     Основными экономическими методами (моделями) в менеджменте предприятия, обеспечивающими его эффективное функционирование в рыночных условиях хозяйствования, являются

      коммерческий расчет;

      внутрифирменный расчет;

      ценовая политика и механизмы ценообразования;

      механизмы и методы повышения качества и обеспечения    

      конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.

   Методы управления классифицируются по многочисленным признакам. Так, выделяют методы прямого и косвенного воздействия. При использовании первых предполагается непосредственный результат воздействия, вторые же направлены на создание определенных условий для достижения конкретных результатов. Можно выделить методы формального и неформального воздействия. Их соотношение отражает характерные черты стиля управления.

    Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных законов, присущих системе управления, а также потребностей и интересов лица или лиц, на кого направлено воздействие.

  Классификация включает следующие методы управления:

      административные (организационно-распорядительные);

      экономические;

      социально-психологические;

      воспитательные и др.

   Такое деление методов в известной мере условно, так как абсолютно четко обособить каждый из них не представляется возможным: они взаимопроникают и имеют немало общих черт, то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из методов в отдельности.

   Особую остроту проблема методов управления приобретает в обстановке перехода к рыночным отношениям. Важнейшими отличительными чертами создаваемой в России рыночной экономики является переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления.

    Экономические методы. Потребность в экономических методах управления закономерно и существенно возрастает, поскольку в условиях развития частного предпринимательства не всегда возможно и разумно решать с помощью директивного воздействия сложную совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения.

   Сущность экономических методов — в воздействии на экономические интересы потребителя и работников с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов, позволяющих создавать эффективный механизм работы. Экономические методы основываются на использовании стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений.

  Особенности экономических методов управления состоят в том, что они:

      базируются на некоторых общих правилах поведения, дающих возможность маневрировать ресурсами, тогда как административные характеризуются конкретно-адресными заданиями, ориентированными на достижение целей управляемой системы путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации решений (хотя некоторые общие правила, касающиеся, например, методики разработки бизнес-планов, режима работы и другие, могут предусматриваться директивными актами);

      оказывают на производителей и потребителей косвенное воздействие, посредством системы отношений учитывают интересы коллектива и отдельных работников (административные методы по своей природе не способны столь полно и непосредственно ориентироваться на экономические интересы объектов управления);

      непременно предполагают самостоятельность предприятия на всех уровнях при одновременном возложении на него ответственности за принимаемые решения и их последствия (в отличие от административных методов, предполагающих значительную долю ответственности вышестоящих органов, принимающих решения);

      побуждают исполнителей к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих интересам коллектива (административные распоряжения большей частью однозначны, требуют обязательного, точного исполнения).

   Экономические методы управления должны занять и неизбежно займут доминирующее положение. Это необходимо для обеспечения нормальных условий функционирования ассоциаций, союзов, предприятий в новых условиях хозяйствования. Одновременно сокращается число звеньев управления.

   При умелом использовании экономических методов управляющие органы в условиях рынка легче преодолевают инертность в реализации своих задач, обусловленной отсутствием соответствующей экономической заинтересованности в оперативном удовлетворении меняющихся потребностей. Усиливается самоконтроль, до минимума снижается необходимость в административном контроле, который сосредоточивается, если в том есть потребность, конечных результатах обслуживания населения.

  Чем шире применяются экономические методы, тем большее число вопросов решается непосредственно в основных звеньях управления, ближе к источнику информации. В прошлом в условиях необоснованно широкого применения административных методов нередко на высоких уровнях управления принимались решения, которые по своему содержанию входили в компетенцию нижестоящих звеньев управления. В результате замедлялся процесс принятия решений и не обеспечивалась требуемая оперативность управления, снижались его компетентность и качество.

   Использование системы экономических методов на государственных предприятиях даст должный эффект только в том случае, если принцип прибыльности ведения хозяйства будет охватывать все звенья организационной структуры управления, образуя замкнутую систему с распределением материальной ответственности между всеми ее звеньями.

 В отличии от административных экономические методы являются методами косвенного воздействия на управляющую и управляемую подсистемы. Задача этих методов состоит в том, чтобы создать такие предпосылки, которые заставили бы фирмы и предприятия, их подразделения выбрать такое направление своей деятельности, которое было бы выгодно как государству, так и фирме в целом или создать предпосылки для исполнителей выполнять порученную работу с большим эффектом.

      Экономические методы можно подразделить по виду их воздействия на две группы:

1.      Экономическое воздействие государства на производственные и коммерческие структуры.

2.      Экономические методы, стимулирующие деятельность внутри фирмы, предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Экономические методы управления и их развитие в условиях перехода к рыночным отношениям