Экономические методы управления и их развитие в условиях перехода к рыночным отношениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 04:20, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе будет рассмотрены экономические методы управления предприятием и их развитие в условиях перехода к рыночным отношениям. Данная тема актуальна для изучения, так как на современном этапе развития общества нельзя руководствоваться только социально - психологическими и административными методами управления предприятием. Предприятию, чтобы выжить на рынке необходимо использовать экономические методы анализа рыночной среды.
Целью работы является рассмотрение сущности и содержания экономических методов управления в условиях перехода к рыночным отношениям.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Основное содержание экономических методов управления …………...5
1.1. Понятие и классификация экономических методов управления…………5
1.2. Коммерческий и внутрифирменный расчет………………………………..9
1.3. Обеспечение конкурентоспособности……………………………………..12
2. Реализация экономических методов на разных уровнях управления в условиях перехода к рынку…………………………………………….……..15
2.1. Особенности экономических методов управления в рыночных отношениях………………………………………………………………………15
2.2. Ценовая политика и эффективное управление предприятием……...…20
3. Использование экономических методов управления для мотивации персонала ………………………………………………………………………..25
Заключение ……………………………………………………………………..30
Литература ……………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

эконом.методы.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Реализация экономических методов на разных уровнях управления в условиях перехода к рынку

2.1. Особенности экономических методов управления в рыночных отношениях

    Субъекты рыночных отношений конечной целью своей деятельности ставят прибыль. На рынке функционируют четыре категории экономических субъектов: фирмы и предприятия, банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры.

   Под фирмой понимается любая организационно-хозяйственная единица, действующая в промышленности, торговле, строительстве транспорте с коммерческими целями и имеющая права юридического лица. В менеджменте фирму часто называют организацией.

   В организационно-хозяйственном плане фирма в своем составе может иметь одно или несколько предприятий, которые специализируются подразделениями. Фирма управляется функциональными подразделениями.

    Производственно-хозяйственная единица, состоящая из совокупности материальных и людских ресурсов и определенным способом организованная для производства продукта или оказания услуг, называется предприятием. Предприятие пользуется правом юридического лица. Оно несет ответственность по обязательствам, возникающим в процессе функционирования, только своими активами, а не всем имуществом предпринимателя.

   Материально-денежными элементами, входящими в состав предприятия, являются:

        помещения — производственные здания, магазины;

        административные помещения;

        товары — сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты, готовые изделия;

        наличные денежные средства — кассовая наличность;

        права промышленной собственности — права на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, ноу-хау, фирменное наименование;

        приобретенные авторские, лицензионные, арендные и другие права;

        денежные требования и долги, включая полученные займы и кредиты;

        нематериальные элементы: постоянные деловые связи, приобретенная репутация, положение на рынке, клиентура.

   В фирму может входить одно или несколько производственных предприятий. Они специализируются на выпуске закрепленных за ними изделий. Производственные связи между предприятиями могут устанавливаться по линии кооперирования или по вертикальной интеграции (последовательной поставки сырья, полуфабрикатов). Эти связи представляют собой технологическое разделение труда внутри фирмы. Если фирма имеет свои предприятия в других странах, то связи между этими предприятиями представляют собой международное технологическое разделение труда на внутрифирменном уровне.

   В рамках фирмы управленческий процесс сосредоточен на планировании, координации, организации, регулировании и контроле.

   Для более эффективного управления крупные фирмы иногда организуют производственные отделения, которые объединяют определенное количество предприятий. Эти отделения работают на условиях коммерческого и внутрифирменного расчета. Экономический механизм менеджмента направлен на устранение противоречий во взаимодействии социально-экономических, технологических и социально-психологических задач в процессе хозяйственной деятельности.

   Различают три вида управления: внутрифирменный (внутри предприятия), управление персоналом и управление производством.

В рамках коммерческого расчета возникла и развилась такая форма взаимоотношений внутри фирмы, которую можно назвать внутрифирменным расчетом. Она отражает взаимоотношения отдельных подразделений предприятия в связи с поставками внутри предприятия и хозяйственные отношения, складывающиеся на этой основе. Характер таких отношений во многом зависит от хозяйственно-экономического и правового положения предприятия.

Характер экономических отношений внутри предприятия определяется в значительной степени наличием юридической самостоятельности у отдельных подразделений. Так, производственные отделения и филиалы, не имеющие юридической самостоятельности, не заключают сделок на договорной основе внутри предприятия, а осуществляют отношения с другими производственными отделениями на основе календарных планов поставок и взаимных обязательств по количеству и качеству поставляемых товаров, срокам поставок и ценам. Они наделены основными и оборотными средствами и отчитываются перед высшим управлением по важнейшим показателям рентабельности, прибыли, доли на рынке. Все расчеты таких производственных отделений и филиалов ведутся через центральную бухгалтерию фирмы, где у них имеются свои расчетные счета. Эти счета автоматически консолидируются со счетами материнской компании и поэтому их прибыли подлежат обложению налогами как составная часть всей прибыли фирмы.

 

Коммерческий и внутрифирменный расчет представляют собой единую систему расчета, что вытекает из общих целей и задач, стоящих перед всей фирмой и ее отдельными подразделениями. Внутрифирменный расчет во многом содержит элементы коммерческого расчета, поскольку он ориентирован на реализацию целей коммерческого расчета.

Отличительной особенностью внутрифирменного расчета является то, что он осуществляется в границах единой собственности компании, между тем как коммерческий расчет;— это метод хозяйствования, предполагающий ведение расчетов и отношений между различными собственниками. Следовательно, при коммерческом расчете цены отражают реальные процессы и в полной мере проявляются товарно-денежные отношения, складывающиеся на мировом рынке, а во внутрифирменном расчете цены устанавливаются исходя из принципов единой политики и стратегии предприятия и определяются множеством различных факторов, отражающих общие цели фирмы в рамках коммерческого расчета.

 

Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни  предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.

Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использованием достижений отечественной и зарубежной науки и наилучшего производственного опыта.

Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их.

Управление персонала занимает ведущее место в системе управления предприятием. Методологически эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и методы – аттестация, эксперимент и другие; методы изучения и направления анализа содержания труда различных категорий персонала.

Планирование трудовых ресурсов относительно новое для большинства предприятий вид деятельности. До недавнего времени основное внимание уделялось планированию других экономических ресурсов (материальных, технических, финансовых и т.д.). Однако сейчас это пересматривается и одна из причин этого факта является то, что в последние годы предложение рабочей силы стало юридическим фактом деятельности многих  предприятий. Затраты на труд у многих фирм в настоящее время превратились в основную часть общих расходов, поэтому важно обеспечить максимальную эффективность использования трудовых ресурсов. Способность предприятия успешно решать названную выше задачу зависит от того, на сколько точно будут рассчитаны, а затем проконтролированы затраты на труд.

Рабочая сила есть такой же ресурс как и материальные, технические, финансовые ресурсы. Однако в отличие от названных ресурсов она имеет принципиальные отличия, которые заключаются в следующем:

      если со временем материальные, технические ресурсы стареют (физически, морально), то трудовые ресурсы дорожают (улучшается квалификация рабочего, растет опыт);

      наемный работник может отказаться от условий, на которых предприятие предполагает его использовать;

      работник может уволиться из предприятия по собственному желанию;

      работник может бастовать;

      работники не могут рассматриваться как однородная субстанция;

      работники могут переучиваться;

      работники могут решать, что те или иные типы профессий для них социально неприемлемы, с ними необходимо вести переговоры.

 

Управление производством - основной элемент рациональной организации управления всей деятельностью предприятия. Оно объединяет и охватывает все стороны организации производства, являясь средством координации, обес­печивающим рациональное управление. Без него деятельность предприятия не мо­жет быть достаточно эффективной.

Цель управления производством обес­печить эффективное осуществление производственного процесса. Оно охватывает:

 определение партии единовременно изготовляемой продукции;

 оперативное планирование места и времени выполнения процесса изготовле­ния продукции;

 координирование прохождения внутрипроизводственных и внешних заказов;

 выдачу нарядов на выполнение работ;

 установление сроков сдачи и поставки продукции и контроль за их соблюде­нием;

 обеспечение оптимальной загрузки рабочих и оборудования в производственном процессе;

 размещение заказов на материалы.

Важнейшие функции управления производством:

 координация  и контроль за функционированием всей производственной
структуры, включая получение и оформление заказов, выдачу их в производ­ство, составление календарных планов и наблюдение за выполнением всех других функций оперативного управления;

 подготовка заказов включает подготовку и распределение всей необходимой документации;

 календарное планирование - установление сроков подготовки и выполнения каждого задания;

 организация производственного процесс - научно обоснованное определение того, каким образом, где и при каких издержках производства могут быть качественно изготовлены деталь, узел или все изделие в соответствии с за­данными чертежами;

 контроль издержек производства - анализ сокращения и контроль издержек производства, связанных с конструированием, планированием и изготовлени­ем или сборкой заказанных изделий;

 организация инструментального хозяйства - выбор инструментов, их конструирование, размещение заказов на инструмент, отправка, учет, хранение, выдача, ремонт и замена инструмента;

 контроль и регулирование запасов - обеспечение производства необходимыми ма­териалами в нужном месте, в требуемом количестве и в соответствующее время;

      диспетчеризация - регулирование выполнения работы в соответствии с принятой технологией, производственными нормативами и календарным планом.

Важнейшими принципами управления производством являются:

      Определение типа производства схемой управления производством, а не видом изготовляемой продукции.

      Независимость степени сложности системы оперативного управления производством от размеров предприятия или производственного подразделения.

      Выделение постоянных и переменных расходов при подготовке первичных до­кументов. Постоянные расходы (или их долю) можно многократно использо­вать при повторении заказа или его части.

 

 

 

 

 

 

2.2.           Ценовая политика и эффективное управление предприятием

  Ценам и ценообразованию принадлежит центральное место в экономическом механизме управления промышленным предприятием.

   В современных условиях концентрации производства и монополистического регулирования рынков существенно изменились условия формирования цен, их роль и значение в экономической деятельности предприятия.

    А именно:

    Произошли качественные изменения механизма ценообразования, представляющего сложную систему взаимозависимых действий и функций регулирования и рыночной конкуренции.

    Возросла роль факторов, определяющих уровень цен на конечную продукцию, не связанных с действием закона стоимости. В силу этого роль цен как регуляторов производства существенно ослаблена. К таким факторам следует отнести управленческие решения, связанные с реализацией функций маркетинга и планирования с наиболее полным учетом потребностей рынка.

    Усилилась роль долгосрочных планов и программ развития производства в ориентации на них всей производственной деятельности предприятия, его отделений и дочерних компаний. Это выдвигает требования относительной устойчивости рыночных условий и стабильных цен или стабильных тенденций в их изменении.

    Рыночные цены на большинство товаров мирового рынка устанавливаются не в результате стихийной конкуренции, а по согласованию производственной и рыночной стратегии и политики соответствующих фирм отрасли.

   Промышленные предприятия планируют свою политику цен в долгосрочной перспективе и стремятся приспособить предложение товаров к заранее прогнозируемому спросу.

   Учитывая эти изменения политика ценообразования должна предопределять краткосрочную и долгосрочную рентабельность продукции и предприятия в целом. Эффективное ценообразование во многих случаях дает возможность увеличить прибыль предприятия. Особое место занимает ценовая политика предприятия в долгосрочном плане его развития.

Информация о работе Экономические методы управления и их развитие в условиях перехода к рыночным отношениям