Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:26, курсовая работа
Целью работы является исследование применяемых форм и методов менеджмента на предприятиях, выявление наиболее высокоэффективных тенденций в использовании экономического механизма менеджмента и разработка практических рекомендаций по их применению.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
– исследовать специфику менеджмента и возможности его использования на современном предприятии;
– рассмотреть сущность категории "экономический механизм" и определить его особенности, применительно к менеджменту;
– исследовать и обосновать методические аспекты экономического механизма менеджмента;
– провести анализ работы конкретной организации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Значение менеджмента в современных условиях………….…………5
1.1. Понятие менеджмента……………………………………………………...5
1.2. Функции менеджмента…………………………………………………...11
1.3. Методические аспекты экономического механизма менеджмента……18
Глава 2 Анализ экономического механизма менеджмента ОАО «Балтика - Челябинск»……………………………………………………………………….25
2.1. Анализ внутренней среды ОАО «Балтика - Челябинск»……………….25
2.2. Анализ внешней среды ОАО «Балтика-Челябинск»…………………….33
2.3. SWOT- анализ ОАО «Балтика-Челябинск»…………………………….38
Глава 3 Пути совершенствования экономических механизмов менеджмента ОАО «Балтика-Челябинск»……………………………………………………42
3.1. Разработка предложений по совершенствованию маркетинговой деятельности в ОАО «Балтика-Челябинск»……………………………………42
3.2. Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий………45
Заключение………………………………………………………………………49
Список использованной литературы…………………………………………...51
Организационный механизм управления построен на гибком сочетании принципов централизации и децентрализации. Рост масштабов и сложности производства, территориальной рассредоточенности предприятий, диверсификация выпускаемой продукции объективно вызывают необходимость увеличения числа организационных подразделений и предоставления им оперативной самостоятельности, что ведет к децентрализации управления. В то же время непрерывные изменения в условиях производства, связанные с развитием НТР, ориентация производства на определенный рынок и конкретного потребителя требуют применения во внутрифирменном управлении маркетинга, планирования и прогнозирования, разработки новых форм и методов контактов с банками и промышленными фирмами, осуществления жестких контроля и координации деятельности всех подразделений. В этом проявляется объективная потребность усиления централизации управленческой деятельности.
Прогресс в средствах связи позволяет высшему руководящему звену оперативно и во все расширяющихся масштабах получать информацию непосредственно с предприятий, из научных лабораторий, расположенных в разных странах. Этим, в частности, обусловлено для современных условий стремление упростить структуру управления, что играет порой решающую роль в повышении эффективности производства.
Глава 2 Анализ экономического механизма менеджмента ОАО «Балтика - Челябинск»
2.1. Анализ внутренней среды ОАО «Балтика - Челябинск»
История предприятия начинается с 25 октября 1948 года, когда решением Совета Министров СССР в Челябинске запланировано строительство пивобезалкогольного завода мощностью 6,8 млн. дал пива в год и 12,5 тонн ячменного солода для обеспечения потребностей быстрорастущего города. Строительство в связи со сложностями послевоенного времени началось только в 1969 году. 10 декабря 1970 года состоялся пуск первой очереди завода, произведена первая тонна ячменного солода. 18 ноября 1971 года выдана первая варка пива «Бархатное» в количестве 980 дал. 1970-е стали для завода десятилетием становления и быстрого роста.
30 мая 1973 года завод показал, что может выдерживать проектную мощность по производству пива, выдав за месяц 569 тысяч дал. В 1975 году в Миассе был построен цех безалкогольных напитков. В 1976 году освоена годовая проектная мощность по выпуску солода — 12,5 тысяч тонн. На протяжении 1977 года предприятие отработало с полной загрузкой, выпущено 6840 млн. дал пива.
На протяжении двадцати с лишним лет основным было пиво «Жигулевское». Но также выпускались сорта «Славянское», «Российское», «Московское», «Ячменный колос», «Рижское», «Юбилейное». В 1985 году, в период борьбы с алкоголизмом нашим заводом был освоен выпуск слабоалкогольного напитка «Солодок» и газированных напитков «Дюшес», «Яблоко», «Грушевый», «Тархун», «Славянка», «Южанка». В начале 90-х стала выпускаться серия ароматных напитков «Яблочный», «Банановый», «Апельсин».
В 1980-ые годы сформировалось Челябинское пивное объединение, в которое входили девять предприятий, ключевым из которых был Челябинский пивзавод.
В 1994 году предприятие было приватизировано и преобразовано в ОАО «Челпикс». В июне 1996 года завод стал называться ОАО «Челябинскпиво».
Проводившиеся на заводе в течение 1990-х годов преобразования давали отдельные положительные сдвиги, но целостного результата достичь не удавалось. В итоге в 1998 году было выпущено всего 4,5 млн. дал пива, что составляет 66 % от проектной мощности. Необходимо было в корне менять стратегию продаж, увеличивать объемы, улучшать и стабилизировать качество.
В конце 1990-х взят курс на реконструкцию. В 1998 году выбран стратегический инвестор — Baltic Beverages Holding (ВВН). В 1999 году завод был преобразован в ОАО «Золотой Урал».
С 1999 по 2003 год на заводе проведена генеральная реконструкция производства, которая увеличила производственную мощность предприятия с 10 до 20 млн. дал. В ходе реконструкции на заводе установлено новейшее технологическое оборудование европейских фирм-лидеров в сфере пивоварения — KHS, HOLVRIEKA, SASIB, WATER, STEINECKER.
В целях повышения эффективности в дистрибуции, закупках и использовании своих производственных мощностей совет директоров BBH принял решение об объединении пивоваренных компаний «Золотой Урал» (Челябинск) и ОАО «Вена» (Санкт-Петербург) от операционного объединения бизнеса с 1 июля 2004 года до юридического объединения 3 мая 2005 года.
Успешная реализация проекта расширения производственных мощностей позволила пивоваренному заводу в Челябинске стать одним из самых крупных и современных заводов в России и впервые в своей истории начать производство известных федеральных брендов.
Дерево целей ОАО «Балтика-Челябинск» представлено на рис. 1
Рис. 1 Дерево целей ОАО «Балтика-Челябинск»
Структура – это совокупность составляющих систему элементов и устойчивых связей между ними. Предприятие – сложная система, поэтому внутри предприятия в зависимости от целей можно выделить несколько взаимодействующих между собой структур.
Производственные звенья, подразделения, осуществляющие управление предприятием и обслуживание его работников, количество таких звеньев и подразделений, их величина и соотношения между ними по размеру занятых площадей, численности работников и другим характеристикам представляют собой общую структуру предприятия.
На предприятии ОАО «Балтика-Челябинск» имеет место комбинированный тип организационной структуры управления (рис.1).
Рисунок 1 – Организационная структура ОАО «Балтика-Челябинск»
Высшим органом управления ОАО «Балтика-Челябинск» является собрание учредителей.
Данный тип организационной структуры был выбран благодаря следующим причинам:
– с данной структурой предприятие может быть мобильно в управлении, так как в штате имеются высококвалифицированные специалисты, отвечающие за определённые функции;
– повышение компетентности управления наряду с сохранением единства распорядительства;
– разделения труда между сотрудниками аппарата управления по принципу расчленения видов работ.
Основой этой структуры являются линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения (таблица 2).
Таблица 2
Особенности линейно-функциональной структуры управления
Достоинства | Недостатки |
Наличие структурных подразделений, выполняющих конкретные функции | Отсутствие преемственности в управлении |
Упрощённые иерархические коммуникации | Дублирование функций |
Полновластие директора | Наличие устойчивых стереотипов в деятельности (консервативность управления) |
Малые коммерческие и производственные расходы | Трудности в смене деятельности |
Более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников | Чувствительность к кризисным явлениям и изменениям во внешней среде |
Освобождение директора от глубокого анализа проблем | Высокие требования к уровню подготовки руководителя в области управления |
Сильные связи с поставщиками продукции, товаров и услуг | Наличие чрезмерно развитых вертикальных организационных связей |
Малочисленный штат управленцев | Низкий уровень специализации руководителей |
Наличие высококвалифицированных специалистов |
|
Единоличие в принятии решений руководителем, что сводит ответственность к минимуму |
|
Практическое отсутствие внутренних конфликтов |
|
Проблемы, препятствующие росту продаж, могут лежать в различных сферах: структурная организация, поставки, транспорт, склад, персонал. Анализ деятельности в организации процесса управления ОАО «Балтика-Челябинск» выявил следующие недостатки:
1. Отсутствие в организационной структуре управления должностей и структурных подразделений, готовых выполнять функции по управлению оптовыми и розничными продажами;
2. Слабый процесс организации маркетинговых исследований, влияющий на поиск необходимого сырья и оборудования, анализ потребностей потребителей, который увеличивает неопределенность в будущих результатах отгрузки товаров и предоставления услуг;
3. Раздробленность информационного обеспечения между структурными подразделениями, участвующими в процессе управления маркетинговой деятельностью;
4. Несовершенство организации рекламной деятельности и стимулирования сбыта.
Поэтому предприятию на первом этапе необходимо совершенствовать организационную структуру предприятия.
На предприятии в настоящее время работают 851 человек. В таблице 3 представлен квалификационный состав сотрудников.
Таблица 3
Квалификационный состав персонала ОАО «Балтика-Челябинск»
Наименование категории | 2009, чел | % к итогу | 2010, чел | % к итогу | Абсолютный прирост, чел. | Темп роста, % |
По должностному составу |
|
|
|
|
| |
Руководители | 13 | 1,53 | 13 | 1,39 | 0 | 100,00 |
Начальники цехов и отделов | 25 | 2,94 | 25 | 3,41 | 0 | 100,00 |
Главные специалисты | 59 | 6,93 | 65 | 5,09 | 6 | 110,17 |
Специалисты | 133 | 15,63 | 145 | 21,64 | 12 | 109,02 |
Служащие | 269 | 31,61 | 245 | 18,78 | -24 | 91,08 |
Рабочие | 352 | 41,36 | 440 | 48,77 | 88 | 125,00 |
Итого | 851 | 100,00 | 933 | 100 | 82 | 109,64 |
По возрасту |
|
|
|
|
|
|
до 20 лет | 59 | 6,93 | 64 | 8,09 | 5 | 108,47 |
от 21 до 30 лет | 186 | 21,86 | 151 | 19,88 | -35 | 81,18 |
от 31 до 40 лет | 214 | 25,15 | 243 | 44,49 | 29 | 113,55 |
от 41 до 50 лет | 277 | 32,55 | 319 | 11,68 | 42 | 115,16 |
от 51 до 60 лет | 98 | 11,52 | 122 | 10,91 | 24 | 124,49 |
старше 60 лет | 17 | 2,00 | 34 | 4,94 | 17 | 200,00 |
Итого | 851 | 100,00 | 933 | 100 | 82 | 109,64 |
По стажу |
|
|
|
|
|
|
до трех лет | 169 | 19,86 | 191 | 23,4 | 22 | 113,02 |
от 3 до 5 лет | 264 | 31,02 | 367 | 42,73 | 103 | 139,02 |
от 5 до 10 лет | 326 | 38,31 | 346 | 23,47 | 20 | 106,13 |
Свыше 10 лет | 92 | 10,81 | 29 | 10,4 | -63 | 31,52 |
Итого | 851 | 100,00 | 933 | 100 | 82 | 109,64 |
По образованию |
|
|
|
|
|
|
Высшее | 125 | 14,69 | 139 | 20,83 | 14 | 111,20 |
Средне-специальное | 259 | 30,43 | 295 | 52,91 | 36 | 113,90 |
Среднее | 427 | 50,18 | 482 | 21,86 | 55 | 112,88 |
Неоконченное среднее | 40 | 4,70 | 17 | 4,39 | -23 | 42,50 |
Итого | 851 | 100,00 | 933 | 100 | 82 | 109,64 |
Анализ персонала показал, что за анализируемый период численность предприятия выросла на 82 человека, темп роста составил 109,64%. Основной рост численности произошел по категории рабочие – 88 человек или 125%. Рост рабочих связан с расширением производства. В категории служащие численность сократилась на 24 человека, что связано с приведением штатной численности к нормативной. Категория специалисты увеличилась на 12 человек, что связано с расширением производства. В основном на предприятии работают люди в возрасте от 31 до 40 лет, их доля в 2010 году составляет 44,49%, рост доли данной категории в структуре персонала составил 19,34%. Остальные сотрудники распределились следующим образом: на долю сотрудников в возрасте до 20 лет приходится 8,09%, в возрасте от 21 года до 30 лет – 19,88%, в возрасте от 41 до 50 лет – 11,68%, в возрасте от 51 до 60 лет – 10,91%, в возрасте свыше 60 лет – 4,94%.
Большая часть сотрудников (42,73%)проработала на предприятии от 3 до 5 лет, 52,91% сотрудников имеют средне-специальное образование.
Уровень оплаты труда на «Балтике» является одним из самых высоких в отрасли, а компенсационный пакет — сбалансированным, что позволяет привлекать высококвалифицированный персонал и обеспечивать достойное вознаграждение сотрудникам. В 2010 году заработная плата сотрудникам была повышена в среднем на 8 %.
Компенсационный пакет включает широкий перечень различных льгот и компенсаций, в том числе:
– добровольное медицинское страхование;
– страхование жизни и страхование от несчастных случаев;
– бесплатное питание в столовых Компании либо предоставление компенсации за питание сотрудникам с разъездным характером работы;
– материальная помощь в связи с бракосочетанием, рождением ребенка, юбилейной датой, выходом на пенсию;
– дополнительные выплаты по больничным листам, командировочным расходам и другие.
В своей работе руководители ОАО «Балтика-Челябинск» придерживаются демократического стиля руководства. Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.