Экономика отраслевых рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 17:35, реферат

Описание

Большое влияние на определение рыночной структуры и последующее функционирование фирм играет свобода входа и выхода с отраслевого рынка. На разных отраслевых рынках высота и длительность действия барьеров входа-выхода различаются. Степень свободы входа и выхода с рынка является также величиной переменной и во многом определяет динамику фирм на рынках, которая, в свою очередь, может иметь разные результаты. Одни рынки являются весьма динамичными, другие - более стабильны, и число действующих на них фирм изменяется незначительно.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность барьера входа-выхода фирмы на отраслевой рынок. Основные виды барьеров 3
2. Характеристика барьеров входа фирм на рынок и выхода с рынка 5
2.1 Нестратегические барьеры входа на отраслевой рынок 5
2.2 Стратегические барьеры входа на отраслевой рынок 8
2.3 Барьеры выхода фирм с рынка 10
2.4 Показатели статистики входа-выхода фирм на рынок 11
3. Анализ значимости отраслевых барьеров входа 12
Заключение 14

Работа состоит из  1 файл

экономика отраслевых рынков.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

 

2.4 Показатели статистики входа-выхода фирм на рынок

 

В мировой практике для определения уровня входных и выходных барьеров применяют следующие статистические показатели:

1)              норма входа фирм на отраслевые рынки:

 

,              (2.3)

 

где Мв — вошедшие за год на рынок фирмы;

Мв+д — действующие на рынке фирмы на конец года;

2)              норма проникновения новых фирм на действующий рынок:

 

,              (2.4)

 

где Qв — объем выпуска (продаж) вошедших на рынок фирм;

Qв+д — общий объем выпуска продукции на рынке;

3) норма выхода:

 

,              (2.5)

 

где Му — число ушедших с рынка фирм за анализируемый период;

Мд — общее число действующих фирм на рынке.

К числу статистических показателей уровня входных и выходных барьеров можно также отнести: время достижения новыми фирмами размера уже действующих на рынке фирм; долю оставшихся на рынке фирм через некоторый временной интервал; долю банкротств, поглощений и слияний сравнительно с новыми фирмами рынка.

Между уровнями входных и выходных барьеров существует следующая зависимость – чем ниже барьеры, тем она значительнее.

 

3. Анализ значимости отраслевых барьеров входа

 

Для укоренившихся фирм такая оценка является необходимым условием эффективной политики по сдерживанию входа новых фирм; оптимальной ценовой политики, направленной на защиту своих долгосрочных прибылей; условием выбора конкурентной стратегии, включая кооперативное и некооперативное поведение в отрасли. Для «новичков» оценка значимости барьеров входа является первостепенной не только при принятии собственного решения о входе в отрасль, но и при выборе формы и способа входа в отрасль. С точки зрения государства, оценка значимости отраслевых барьеров входа необходима как в рамках его внешнеторговой политики, нацеленной на поддержание и защиту отечественных отраслей от иностранной конкуренции, так и при определении инструментов политики поддержания и поощрения конкуренции в целях максимизации уровня общественного благосостояния.

Задача по оценке значимости барьеров входа усложняется тем обстоятельством, что не существует универсальной формулы, с помощью которой можно было бы подсчитать высоту барьера входа. Более того, некоторые входные барьеры вообще не поддаются количественному измерению, и в этой ситуации экономистам приходится полагаться лишь на субъективные «инструменты» – интуицию и профессиональные навыки.

В основе данного подхода заложены следующие критерии деления субъектов оценки на группы. Значимость входных барьеров оценивается:

1.         по их корреляции с размером компании, являющимся экзогенным параметром оценки («крупные компании отрасли», «малые и средние компании отрасли»);

2.         по принципу влияния на них со стороны экономических агентов («укоренившиеся в отрасли фирмы», «новички», «государство»).

В обоих случаях для оценки значимости отраслевых барьеров входа как инструмента политики ограничения конкуренции используется нормативный анализ оценки значимости, отражающий субъективные оценочные суждения.

1. Анализ значимости отраслевых барьеров входа, оцениваемый по их корреляции с размером компании.

Не все предприятия, входящие в отрасль, «одинаковы» по своему размеру. В экономической теории описывается несколько отличительных черт компаний применительно к их возможности входа на новые рынки. Примерами типологии могут быть: вход в отрасль фирмы с «инновациями» против входа «без инноваций»; вход «новой» фирмы против диверсифицированной экспансии уже «существующей» фирмы; а также вход в отрасль «крупной» и «небольшой» фирмы.

Крупными участниками считаются компании, обладающие значительной рыночной властью, имеющие действующее производство и диверсифицирующиеся в интересующую их отрасль. Такие компании, как правило, обычно обладают, помимо высокой рыночной власти, большим опытом (организационным и технологическим), устоявшимися связями с поставщиками, потребителями и дистрибьюторской сетью, также обычно имеют доступ к финансовому капиталу. С другой стороны, средние и малые предприятия имеют сравнительно меньше технологического и организационного опыта, а новые компании не имеют его вообще. Кроме того, у данного размера компаний меньше доступа к финансовым капиталам. Таким образом, значимость ряда входных барьеров, как инструмента, сдерживающего вход в отрасль, выше для малых и средних фирм, чем для крупных. Хорошим примером, подтверждающим данный тезис, является «доступ к дистрибьюторским сетям» либо «торговые марки». Большинство крупных предприятий имеют развитые дистрибьюторские сети, а также высокие удельные расходы на рекламу с целью формирования и поддержания «сильной» торговой марки. Кроме использования нематериальных активов, таких как «торговая марка», крупные компании легче привлекают финансовые активы, также они легче получают выгоду от экономии на масштабе и размаха деятельности. В дополнение ко всему, они могут рассчитать расходы существующих фирм на рекламу и продажи.

Ряд отраслевых барьеров входа является значимым с точки зрения политики ограничения конкуренции для крупный компаний. Динамическое лимитирующее ценообразование, избыточные мощности, и ожидаемое сопротивление укоренившихся фирм в отрасли устанавливают относительно высокую значимость барьеров входа для крупных компаний. Значимость отраслевых барьеров входа для крупных фирм, как инструмента, сдерживающего вход в отрасль, заключается в следующем.

Существующие фирмы, имеющие определенные преимущества в издержках, могут устанавливать цены, которые будут выше предельных издержек входящей фирмы, или выше максимума, при котором фирмы входить на рынок уже не будут. Цена будет устанавливаться на уровне, при котором существующие фирмы будут получать максимальные прибыли. Когда на рынок попытается войти новая фирма, уже существующие могут снизить цены до уровня предельных издержек входящей фирмы (для того, чтобы «выкинуть» фирму с рынка) и для защиты своих долгосрочных прибылей. Это и называется динамическим лимитирующим ценообразованием. Данная стратегия применяется в основном при входе в отрасль крупных компаний, так как крупные компании подвергают «опасности» общий уровень цен на рынке и таким образом долгосрочную прибыль существующих фирм. Небольшие фирмы не повлияют на общий уровень цен, и для существующих фирм лучшим вариантом будет «впустить» их на рынок, чем устраивать ценовые войны, так как это меньше повлияет на их долгосрочную прибыль.

Похожие причины объясняют применение дополнительных мощностей и других форм сопротивления укоренившихся фирм в отрасли. Дополнительные мощности можно превратить в производственные мощности только тогда, когда неестественно высокая рыночная цена будет снижена при входе новой фирмы для того, чтобы максимизировать товарооборот существующей фирмы. Небольшие фирмы обычно не способны влиять на предложение таким образом, чтобы вызвать серьезное понижение рыночных цен. Таким образом, данные отраслевые барьеры входа являются более значимыми с точки зрения инструментов ограничения конкуренции для крупных фирм.

Опираясь на анализ значимости отраслевых барьеров входа, оцениваемый по их корреляции с размером фирмы в отрасли, можно сформулировать следующие выводы. Большинство отраслевых барьеров входа являются значимыми для небольших фирм, стремящихся осуществить вход в отрасль. Реклама, торговые марки, потребности в капитале, издержки ведения операций за границей, расходы на НИОКР и продажи являются менее значимыми для большой компании, поскольку они, как правило, имеют доступ к финансовым капиталам. Также крупные компании имеют доступ к дистрибьюторским сетям, на которых эти фирмы оперировали ранее. И, наконец, как мы уже показывали ранее, крупные фирмы имеют больше причин к интеграции с уже существующими фирмами, благодаря своему размеру и возможностям оказания влияния на рынок.

2. Анализ значимости отраслевых барьеров входа, оцениваемый по принципу влияния на барьеры входа со стороны агентов рынка.

Значимость отраслевых барьеров входа как инструмента ограничения конкуренции, оцениваемая по возможности влияния на них государства, заключается в следующем. Государство ограничивает вход в отрасль отечественных либо иностранных «новичков» посредством регулирования входа через введение внешнеторговой политики, правительственных разрешений и лицензий, установления патентного режима для улучшения действия рыночного механизма.

Опираясь на анализ значимости отраслевых барьеров входа, оцениваемый по влиянию на барьеры со стороны агентов рынка, можно сформулировать следующие выводы. Наиболее «чувствительными» к наличию в отрасли барьеров входа являются «новички», стремящиеся осуществить вход в отрасль. Помимо абсолютных преимуществ в издержках и эффекта масштаба, ограничивающих вход в отрасль «новичков», укоренившиеся в отрасли фирмы могут поднимать входные барьеры, ограничивая тем самым вход «новичков». Такие ограничения могут быть созданы посредством лимитирования доступа к дистрибьюторским сетям (на основе эксклюзивных контрактов), активизации рекламной деятельности и увеличения расходов на продажи. В последнем случае укоренившиеся фирмы получают еще и дополнительные преимущества за счет эффекта от инвестирования в собственные торговые марки и увеличения степени лояльности потребителей. Фирмы, имеющие рыночную власть в отрасли, могут также увеличить свой контроль над стратегическими ресурсами, используя ценовую дискриминацию потребителей, наращивая производственные мощности, предлагая более высокую заработную плату, разрабатывая новые продукты (в том числе дифференцированные и защищенные патентами). Распространенным методом лимитирования входа в отрасль оказывается и политика слияний, а также поглощений конкурентов, использования вертикальной интеграции, что в целом ведет к увеличению степени концентрации продавцов.

Для укоренившихся в отрасли фирм значимым является барьер входа, на который может повлиять входящая в отрасль фирма, – «торговая марка». Безусловно, для того чтобы данный барьер входа стал значимым для укоренившейся фирмы, «новичок» обязан нести высокие издержки на собственные рекламные компании, целью которых является «переориентирование» потребителей на собственную торговую марку. Как инструмент, ограничивающий конкуренцию в отрасли, данный барьер входа является не «сильным», с точки зрения его значимости для укоренившихся в отрасли фирм. Примером может служить ситуация на рынке готовых крупяных завтраков в США в 50-е годы ХХ века, когда в течение длительного периода времени четыре укоренившихся игрока сдерживали вход в отрасль «новичков».

Используя инструменты рыночной политики, государство также может влиять на высоту определенных входных барьеров. Например, оно может устанавливать правила и регулировать доступ к дистрибьюторским сетям, ограничить доступ к инфраструктуре и ресурсам. Другим примером зависимости компаний от правительства может стать концентрация продавцов на рынке. Обычно существующие фирмы могут координировать свои действия так, чтобы не пускать новые фирмы на рынок, но правительство может ввести определенные правила, которые будут запрещать определенные соглашения между существующими фирмами.

Заключение

 

Барьеры входа на рынок и выхода с рынка являются важнейшими характеристиками структуры рынка. Барьеры входа на рынок - такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли. Благодаря такого рода барьерам, фирмы, уже действующие на рынке, могут не опасаться конкуренции. К таким же результатам приводит и наличие барьера выхода из отрасли. Если выход из отрасли в случае неудачи на рынке сопряжен со значительными издержками (например, производство товара требует узкоспециализированного оборудования, которое нелегко было бы реализовать в случае банкротства фирмы) - следовательно, высок риск деятельности в отрасли, - вероятность входа на рынок нового продавца относительно невысока.

Именно наличие барьеров для входа в сочетании с высоким уровнем концентрации производителей в отрасли дает возможность фирмам поднимать цены выше предельных издержек и получать положительную экономическую прибыль не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах, что и обусловливает рыночную власть этих фирм. Там, где барьеры для входа не существуют или слабы, фирмы даже при высокой рыночной концентрации вынуждены учитывать конкуренцию со стороны фактических или потенциальных соперников.

Барьеры могут быть порождены объективными характеристиками отраслевого рынка, связанными с технологией производства, характером предпочтений потребителей, динамикой спроса, иностранной конкуренцией и т.д. Такие барьеры относят к нестратегическим факторам рыночной структуры. Другой тип барьеров - барьеры, вызванные стратегическим поведением фирм, действующих на рынке (стратегическое ценообразование, ограничивающее вход потенциальных конкурентов в отрасль, стратегическая политика в области расходов на исследования и инновации, патентов, вертикальная интеграция и дифференциация продукта и т. д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.    Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2008. – 320 с.

Информация о работе Экономика отраслевых рынков