Этапы планирования карьеры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:16, реферат

Описание

Целью карьеры нельзя назвать область деятельности, определенную работу, должность, место на служебной лестнице. Она имеет более глубокое содержание. Цели карьеры проявляются в причине, по которой человек хотел бы иметь эту конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 2
1. Понятие и виды карьеры………………………………..............................7
1.2 Этапы карьеры……………………………………………………………12
2. Планирование и развитие карьеры……………………………………… 18
Заключение……………………………………………………………………..20
Список литературы…………………………………………………………... 2

Работа состоит из  1 файл

ТЕ.мен.Организац.поведение..docx

— 41.36 Кб (Скачать документ)

Существует шесть типов личности:

Тип личности

Содержание деятельности

Возможная профессия

1. Реалистический

Ориентация на манипулирование инструментами  и механизмами

Машинист

2. Исследовательский

Ориентация на поиск

Ученый - исследователь

3. Артистичный

Оиентация на эмоциональные проявления, самопрезентацию

Декоратор

4. Социальный

Ориентация на взаимодействие с людьми

Консультант

5. Предпринимательский

Ориентация на влияние людей

Адвокат

6. Конвенциональный

Ориентация на манипулирование данными, информацией

Бухгалтер


По другой типологии, которая может  быть использована в целях выбора карьеры, все виды деятельности разделены  по предметам труда:

Тип П - "человек - природа": ведущий предмет труда - растения, животные, микроорганизмы.

Тип Т - "человек - техника": ведущий предмет труда - технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии.

Тип Ч - "человек - человек": ведущий  предмет труда - люди, группы, коллективы, общности людей.

Тип 3 - "человек - знак": ведущий  предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные  языки.

Тип Х - "человек - художественный образ": ведущий предмет труда - художественные образы, условия их построения.

Для руководителя организации, принимающего сотрудника на работу, важно знать, как человек сделал свой выбор. Можно  выделить следующие основные ситуации выбора профессии:

  1. Традиция: вопрос о выборе не возникал в силу традиции, обычаев.
  2. Случай: выбор произошел случайно в силу некоего события.
  3. Долг: выбор профессии связан с представлением о долге, своей миссии, призвании или обязательствах перед людьми.
  4. Целевой выбор: выбор связан с сознательным определением целей профессиональной деятельности, исходя из анализа реальных проблем и путей их решения (до момента выбора знает о будущей профессиональной деятельности).

Это одно из важных решений, принимаемых  человеком в жизни.

Выбор карьеры есть выражение личности, а не случайное событие.

Достижения в работе определяются совокупностью способностей, характера  и темперамента человека, т.е. личностью  человека.

При выборе карьеры надо уметь дать ответы себе на следующие вопросы:

  1. Чего я хочу от работы? - финансовых выгод или удовлетворения морального?
  2. Что для меня значат статус, престиж при выборе карьеры?
  3. Какой размер предприятия мне предпочтителен?
  4. Какое образование, опыт и мастерство я могу предложить?
  5. Каковы мои сильные и слабые стороны?
  6. Какого рода работы мне интересны?
  7. Какой вид работы может вызвать у меня чувство наибольшего самоуважения?
  8. Будет ли выбираемая работа доставлять мне удовольствие?

Ответы на эти вопросы помогут  определиться с местом работы и с  карьерой.

2. Планирование и развитие  карьеры

Планирование карьеры состоит  в определении целей профессионального  развития сотрудника и путей, ведущих  к их достижению. Реализация плана  развития карьеры предполагает, с  одной стороны, профессиональное развитие сотрудника, т.е. приобретение требуемой  для занятия желаемой должности  квалификации, а с другой - последовательное занятие должностей, опыт работы в  которых необходим для успеха в целевой должности.

Развитием карьеры называют те действия, которые предпринимает сотрудник  для реализации своего плана и  профессионального продвижения. Планирование и управление развитием карьеры  требует от работника и от организации (если она поддерживает этот процесс) определенных дополнительных (по сравнению  с рутинной профессиональной деятельностью) усилий, но в то же время предоставляет  целый ряд преимуществ, как самому сотруднику, так и организации, в  которой он работает. Для сотрудника это означает:

- потенциально более высокую  степень удовлетворенности от  работы в организации, предоставляющей  ему возможности профессионального  роста и повышения уровня жизни;

- более четкое видение профессиональных  личных перспектив и возможность  планировать другие аспекты собственной  жизни;

- возможность целенаправленной  подготовки к будущей профессиональной деятельности;

- повышение конкурентоспособности  на рынке труда.

Организация получает следующие преимущества:

- мотивированных и лояльных  сотрудников, связывающих свою  профессиональную деятельность  с данной организацией, что повышает  производительность труда и снижает  текучесть рабочей силы;

- возможность планировать профессиональное  развитие работников и всей  организации с учетом их личных  интересов;

- планы развития карьеры отдельных  сотрудников в качестве важного  источника определения потребностей  в профессиональном обучении;

- группу заинтересованных в  профессиональном росте, подготовленных, мотивированных сотрудников для  продвижения на ключевые должности.

Осознание этих и других преимуществ  побудило руководство многих организаций  создать формальные системы управления развитием карьеры своих сотрудников. Одной из наиболее распространенных моделей управления этим процессом  стала модель партнерства по планированию и развитию карьеры.

Партнерство предполагает сотрудничество трех сторон - работника, его руководителя и отдела профессионального развития (кадровой службы). Работник несет ответственность  за планирование и развитие собственной  карьеры, или, говоря языком современного управления, является владельцем этого  процесса. Руководитель выступает в  качестве наставника или спонсора сотрудника. Его поддержка необходима для  успешного развития карьеры, поскольку  он распоряжается ресурсами, управляет  распределением рабочего времени, аттестует  сотрудника.

Главная задача планирования и реализации заключается в обеспечении взаимодействия профессиональной и внутриорганизационной  карьер. Это взаимодействие предполагает выполнения ряда задач, а именно:

- достижение взаимосвязи целепологания организации и отдельного сотрудника;

- обеспечение направленности планирования  карьеры на конкретного сотрудника  с целью учета его специфических  потребностей и ситуаций;

- обеспечение открытости процесса  управления карьерой;

- устранение “карьерных тупиков”, в которых практически не оказывается  возможностей для развития сотрудника;

- повышение качества процесса  планирования карьеры ;

- формирование наглядных и воспринимаемых  критериев служебного роста, используемых  в конкретных карьерных решениях;

- изучение карьерного потенциала  сотрудников;

- обеспечение обоснованной оценки  карьерного потенциала работников  с целью сокращения нереалистичных  ожиданий;

- определение путей служебного  роста, использование которых  могло бы удовлетворить количественную  и качественную потребность в  персонале в нужный момент  времени и в нужном месте.

Кадровая служба играет роль профессионального  консультанта и одновременно осуществляет общее управление процессом развития карьеры в организации.

Реализация плана развития карьеры  зависит прежде всего от самого сотрудника. При этом необходимо иметь в виду весь набор условий, делающих это возможным:

- результаты работы в занимаемой  должности. Успешное выполнение  должностных обязанностей является  важнейшей предпосылкой продвижения.  Случаи повышения не справляющихся  со своими обязанностями сотрудников  (даже обладающих огромным потенциалом)  крайне редки;

- профессиональное и индивидуальное  развитие. Сотрудник должен не  только пользоваться всеми доступными  средствами профессионального развития, но и демонстрировать вновь  приобретенные навыки, знания и  опыт;

- эффективное партнерство с  руководителем. Реализация плана  развития карьеры в огромной  степени зависит от руководителя, который формально и неформально  оценивает работу сотрудника  в занимаемой должности и его  потенциал, является важнейшим  каналом связи между сотрудником  и высшим руководством организации,  принимающим решения о продвижении,  располагает ресурсами, необходимыми  для развития сотрудника;

- заметное положение в организации.  Для продвижения в организационной  иерархии необходимо, чтобы руководство  знало о существовании сотрудника, его достижениях и возможностях. Заявить о себе можно с помощью  профессиональных достижений, удачных  выступлений, докладов, отчетов,  участия в работе творческих  коллективов, массовых мероприятиях. Исключительно важным является  в данном случае успешное партнерство  с отделом профессионального  развития, положительное мнение  сотрудников которого о потенциале  работника является необходимым  условием поступательного развития  его карьеры.

Важнейшим компонентом процесса управления развитием карьеры является оценка достигнутого прогресса, в которой  участвуют все три стороны: сотрудник, руководитель, отдел профессиональной подготовки. Оценка проводится периодически, как правило, один раз в год (часто вместе с аттестацией сотрудника, хотя в последнее время многие организации стремятся разделить эти события), в ходе встречи сотрудника и руководителя, а затем подтверждается отделом профессионального развития. Оценивается не только прогресс в реализации плана, но и реалистичность самого плана в свете произошедших за минувший год событий, эффективность его поддержки со стороны руководителя и организации в целом. Результатом обсуждения становится скорректированный план развития карьеры.

Внутриорганизационная карьера формируется  в рамках одной системы управления (министерства, ведомства, организации). В системе МВД России (как и  в любой другой социальной системе) внутриорганизационная карьера  может складываться тремя способами  в полном соответствии с социальным ожиданием сотрудника. Такими способами  являются:

  1. «Вертикальное» продвижение соответствует последовательному подъёму на более высокую должностную ступень в границах одной структуры. Например: следователь - старший следователь - заместитель начальника следственного отделения и т.д.
  2. «Горизонтальное» продвижение соответствует перемещению на равную должность в смежной области деятельности. Например: старший участковый-уполномоченный - старший инспектор подразделения по делам несовершеннолетних - старший инспектор дознания и т.п.

3. «Центростремительное» продвижение  соответствует последовательному  прохождению службы от периферийных к центральным органам управления. Это направление связано, как правило, с поэтапным ростом навыков организаторской деятельности, например от должности в отделении милиции до должности в Главном управлении внутренних дел и МВД.

Тот или иной способ формирования деловой карьеры сотрудника органа внутренних дел подразумевает установление определённого соответствия между  индивидуальными целями сотрудника (целями-ориентирами) и целями кадровой политики в системе органов внутренних дел.

Управление развитием карьеры  является сложным, требующим значительных ресурсов процессом. К сожалению, само по себе наличие этого процесса не гарантирует реализации профессиональных амбиций всем сотрудникам организации. Однако его отсутствие вызывает неудовлетворенность работников, повышенную текучесть кадров, а также ограничивает способность организации эффективно заполнять вакантные должности.

Заключение

Планирование карьеры сотрудника представляет собой организацию  его продвижения по ступеням должностного и квалификационного роста, помогающую ему развить и реализовать  профессиональные знания и навыки в  интересах фирмы.

При поступлении на службу человек  ставит перед собой определенные цели. Но организация, принимая его  на работу, также преследует определенные цели. Поэтому нанимающемуся необходимо реально оценивать свои деловые качества, соотнести их с теми требованиями, которые ставит перед ним организация, его работа. От этого зависит успех всей карьеры человека.

Информация о работе Этапы планирования карьеры