Этика и культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 09:03, доклад

Описание

Административная этика как один из видов профессиональной этики представляет собой кодекс поведения, предписывающий определенный тип человеческих взаимоотношений, который представляется оптимальным с точки зрения исполнения государственными служащими их профессиональной деятельности, а также социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения этой профессии.
Рост социальной значимости этического момента в деятельности государственных служащих современной России обусловлен многими причинами политического, экономического и социального характера.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

Такие качества, которые определяются тем, что сегодня в структуре  профессиональной деятельности чиновников возрастает объём общения. Здесь  важно то, что общение не только возрастает количественно, но и становится более разнообразным, разнохарактерным. В это общение включаются новые слои населения, которые различаются интересами, социальным статусом, уровнем доходов и т.д. Чиновнику должны быть присущи такие качества как коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать;

Качества, объясняемые «Эффектом  аквариума». Это особое положение  государственного служащего в обществе: к нему приковано обострённое внимание людей (даже к личной его жизни). Из этого следует, что государственная служба - это не только профессия, но и образ жизни. Сдержанность, аскетизм, ощущение ответственности за отступление от стандартов, личное поведение - это те качества чиновника, которые отвечают за то, какое мнение сложится у населения о государстве.

При практическом применении понятия  и принципы профессиональной этики  государственной службы обретают форму  этических требований. Из них основные, которые должны предъявляться к государственному служащему как при поступлении на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных полномочий:

Приверженность высшим нравственным принципам, верность государству; государственный служащий должен ставить государственные интересы выше индивидуальных, частных интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений;

Соблюдение принципов государственной  службы;

Постоянная готовность выступить  на защиту Конституции, федеральных законов и законов субъектов федерации, никогда не нарушать положений принятой присяги на верность государству и не отказываться от законных требований по государственной должности;

Честная служба государству;

Стремление найти и использовать наиболее эффективные и экономичные способы выполнения государственных задач и функций;

Отсутствие в деятельности государственного служащего элементов дискриминации  одних субъектов, с одной стороны, предоставления особых благ и привилегий другим субъектам, за особое вознаграждение или без него, с другой;

Никогда не принимать для себя и  членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при  этом свои служебные полномочия;

Не делать никаких личных обещаний, связанных с обязанностями государственной службы;

Никогда не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально во время  исполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды;

Не заниматься предпринимательской  деятельностью;

Разоблачать коррупцию и постоянно  бороться с ней в государственных органах;

Соблюдать деловой режим и корректность общения с гражданами и коллегами;

Стремиться создавать деловой  имидж государственного служащего;

Не высказывать публично своего личного мнения о действующих  политических деятелях;

Избегать злоупотребления служебным  положением, корыстной или иной личной заинтересованности;

В общении с гражданами, как при  исполнении своих полномочий, так  и во внеслужебных отношениях соблюдать  общепринятые правила поведения; вести  себя с достоинством; демонстрировать вежливое корректное обращение, беспристрастность, принципиальность, стремление глубоко разобраться в существе вопроса, умение выслушать и понять другую позицию; равное отношение ко всем гражданам и юридическим лицам; взвешенность высказываемых суждений и принимаемых управленческих решений.

Проступком, позорящим честь и  достоинство государственного служащего, может признаваться такое действие или бездействие, которое, хотя и  не является преступным, но по своему характеру  несовместимо с высоким званием государственного служащего и делает невозможным дальнейшее выполнение им своих служебных полномочий: грубое нарушение общепринятых норм и правил поведения, умаляющее авторитет государственной службы; умышленные нарушения закона; недобросовестность, повлёкшая существенные негативные последствия; систематические действия или бездействие, свидетельствующие о преднамеренном нарушении государственным служащим данной им присяги.

Попытаемся раскрыть более подробно отдельные этические требования, возможно, не самые основополагающие и принципиальные, но, тем не менее, играющие немаловажную роль в формировании представления о том, каким же должен быть моральный облик государственного служащего.

Одним из самых серьёзных факторов, определяющих критическое отношение населения к руководству и аппарату управления всех ветвей и уровней власти, является отсутствие в работе властных структур подлинного внимания к человеку, уважения его личного достоинства, чуткости, тактичности, профессиональной этики.

Проявлением приверженности государственного служащего профессиональным этическим требованиям на всех уровнях его деятельности является способность уважительно относится к достоинству человека, независимо от его социального положения. Признать в человеке равные с собой права на достойное существование, понимать и чувствовать, что все люди равны, что человек - главная ценность социальной жизни, - первое условие всякой деятельности. Административная иерархия соподчинения по вертикали не исключает возможности в каждом человеке, на какой бы ступеньке иерархической лестницы он ни стоял, видеть, прежде всего, человека.

Одно из противоречий, образующихся вследствии нахождения государственных  служащих между управленческой элитой и народом, заключается в специфике  духовного мира государственного служащего - постоянном преодолении желания сохранить некоторую степень самостоятельности относительно ведомства и общегосударственной линии. Способность сделать правильный моральный выбор является показателем целостности его духовной культуры, основанной на стремлении к общему благу, сознательном выборе направления деятельности, чувстве ответственности перед своей совестью и перед общественным мнением за последствия и результаты своей деятельности.

Административная этика - это вид  профессиональной этики, вместе с тем ее можно трактовать как науку о приложении моральных принципов к поведению должностных лиц в организациях, в данном случае в аппаратных структура» государственной власти и местного самоуправления.

Цель административной этики -- помочь объединить, говоря словами Сократа и Платона, "благо, истину и красоту", преодолеть нигилизм и неверие в силу ума и духа человека. Функции административной этики - социально-нравственная ориентация, моральное регулирование, воспитание, по большому счету - обеспечение прочности, авторитета, исторической дееспособности государства и его структур.

Предметом административной этики  являются: моральные нормы, принципы, которыми должны руководствоваться  государственные служащие для эффективного выполнения своих функций; основная направленность их нравственного сознания; моральные коллизии аппарата государственного управления. Под этим углом зрения и следует изучать нравственные основы государственной и муниципальной службы, анализировать нравственное сознание и нравственное поведение служащих, а также средства и формы социального одобрения или осуждения их действий и поступков.

Этим и определяются задачи административной этики:

а) выявить сущность, роль и место  морали в системе государственно-управленческих отношений, анализировать моральное состояние персонала государственной и муниципальной службы в целом;

б) теоретически обосновать и раскрыть содержание моральных требований и  идеалов, принципов и нравственных норм, присущих системе государственного и муниципального управления;

в) проанализировать наиболее типичные для аппарата государственного управления нравственные ситуации, конфликты, предложить эффективные способы их преодоления;

г) преодолеть отрыв этики от реально  происходящих в сфере нравственности процессов в стране и в государственных структурах управления, научить служащих своевременно улавливать то новое, что рождает и вносит жизнь в сферу государственной и муниципальной службы, отказаться от форм работы и отношений, унижающих честь и достоинство человека, наделенного властью.

В этом контексте главное - устоять  на почве честности, порядочности и  правдивости, не допустить, чтобы преодоление  одних мифов породило новые, не менее  опасные иллюзии.

На первом плане административной этики - научная разработка нравственных аспектов ответственности служащего, диалектики его прав и обязанностей, отношений индивида и государства. Актуальной остается подготовка практических рекомендаций по совершенствованию морального регулирования административной деятельности и служебных отношений. Такие рекомендации могут рассматриваться в качестве одного из важнейших связующих элементов между политикой и моралью вообще. Они существенно помогут создать более благоприятные условия для успешных рыночно-демократических преобразований.

Главная задача изучения нравственных проблем государственной и муниципальной  службы заключается в том, чтобы  через познание природы и специфики  общих моральных принципов исследовать  основные тенденции и закономерности нравственного развития аппарата современного Российского государства, определить основные нравственные требования к служащим управленческих структур.

Без этого эффективная социальная деятельность в структурах власти невозможна.

Общественное и нравственное развитие связаны между собой сложной диалектической связью. Социальный прогресс весьма серьезно влияет на общественную нравственность. В его рамках рано или поздно изменяются (с разной степенью интенсивности) все материальные и духовные сферы: экономика, политика, наука, культура, религия и т. д. Условно можно выделить несколько основных направлений, по которым эти объективные изменения воздействуют на сферу нравственности. Вот некоторые из них.

Во-первых, усложнение общественных сфер предъявляет новые требования к  человеку. Новые технологии в материальном производстве или информатика, в управлении, например, не только требуют новых навыков, но и диктуют необходимость повышения личной ответственности, собранности и других духовно-нравственных качеств работника. Достаточно сказать, что почти 90 % всех техногенных катастроф и аварий происходит сегодня не из-за технических неисправностей, а по причине так называемого человеческого фактора. Точно так же и в управленческой сфере в связи с повышением уровня сложности решаемых задач возрастает значимость таких моральных качеств, как ответственность, принципиальность, честность, патриотизм, чувство справедливости. Развитие реальной демократии требует развитого чувства гражданской ответственности, толерантности, веры в высокое предназначение человека.

Во-вторых, изменения условий жизнедеятельности  человека (различных ее сторон) неминуемо  порождают новые общественные связи, коллизии, конфликты. Объективная необходимость  упорядочить эти новые отношения  и побуждает нравственное развитие. Темпы (да и сама сущность) моральных изменений обусловливаются исторической необходимостью регулировать вновь появляющиеся общественные отношения и связи.

В-третьих, общественная нравственность развивается по своим весьма сложным  законам, и далеко не во всем она  напрямую детерминирована развитием политических и базисных экономических отношений. Степень и направленность этих изменений в свою очередь оказывают весьма серьезное воздействие на темпы и направленность общественного прогресса. Достаточно сказать, что развитие демократии напрямую зависит от "нравственной подготовленности" к ней населения - это заметил еще Н. Макиавелли. Все это обусловливает объективную необходимость тщательного анализа реального состояния общественной морали, господствующих нравственных норм, происходящих изменений морального сознания личности. Без учета этих факторов невозможно эффективное администрирование, проведение сколько-нибудь серьезной кадровой политики.

Отсюда, в-четвертых, мораль государственного служащего воплощается в осознании  им не только своего общественно необходимого типа служебного поведения, но и своего особого социального статуса, своей роли и места в системе властно-управленческих отношений и в обществе в целом.

Да, государственный служащий, как  и любой гражданин России, относительно свободен в своих действиях и поступках. Но он и несвободен. Законодатель существенно ограничил его свободы. Закон запрещает ему заниматься коммерческой деятельностью, использовать служебное положение, информационные, финансовые и материально-технические средства учреждения в личных целях, получать гонорары за публикации служебного характера, принимать подарки и услуги, связанные с исполнением должностных обязанностей, выезжать за границу за счет физических и юридических лиц, активно участвовать в политике. В этих рамках ограничений он становится ответственным за свой выбор и его последствия. Вот тут-то через зависимость "свобода-ответственность" и возникает масса противоречий, разрешение которых требует от него немалой нравственной энергии. Разобраться в этом и помогает административная этика.

Особенности профессиональной нравственной культуры сотрудника правоохранительных органов определяются основной сущностью  их деятельности, определенной ст. 2 Конституции  Российской Федерации: «Человек, его  права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Именно выполнение этой обязанности и осуществляется, в первую очередь, правоохранительными органами, что и определяется директивными государственными и ведомственными документами. В качестве примера приведем извлечение из ст. 1 Закона РСФСР «О милиции»: «Милиция в РСФСР – система государственных органов, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах установленных настоящим законом и другими федеральными законами». Нравственные и гуманистические аспекты деятельности милиции определены также и в ст.ст. 3 и 5 этого закона.

Информация о работе Этика и культура