Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:42, отчет по практике
Человечество знакомо с конфликтами с момента своего возникновения. Споры и войны вспыхивали на всем протяжении исторического развития общества между племенами, городами, странами, народами. Войны велись по поводу территорий, ресурсов. Их порождали религиозные, культурные, идеологические, этнические и другие противоречия. Как заметил немецкий военный теоретик К. фон Клаузевиц, история мира – это история войн. И хотя подобное высказывание является все же преувеличением, нельзя не согласиться с тем, что роль и место конфликтов в истории развития человечества более чем существенны. Вооруженные конфликты уносили множество жизней, вели к разрухе и голоду.
Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретические основы исследования этнополитических конфликтов………..4
Сущность современных этнополитических конфликтов……………………....5
Методики анализа этнополитических конфликтов………………………….….7
Типология этнополитических конфликтов…………………………………….11
Способы разрешения межэтнических конфликтов……………………………16
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………...25
Такое сопротивление встречается, например, в некоторых европейских странах (во Франции, в Германии) по отношению к новым эмигрантам из России и стран СНГ, которые хотят стать своими среди немцев или французов. Даже при условии успешного овладения языком и достижения приемлемого уровня повседневной компетентности среда не принимает их как своих, они постоянно «выталкиваются» в ту среду, которую по аналогии с невидимым колледжем (термин социологии) можно назвать невидимым гетто - в круг соплеменников и «сокультурников», вынужденных вне работы общаться только друг с другом. Разумеется, для детей таких эмигрантов, включенных в инокультурную среду с раннего детства, ассимиляция не составляет проблемы.
Третий способ разрешения конфликтов – промежуточный, состоящий в культурном обмене и взаимодействии. Для того чтобы обмен осуществлялся адекватно, то есть приносил пользу и обогащал обе стороны, нужны благожелательность и открытость с обеих сторон, что на практике встречается, к сожалению, чрезвычайно редко, особенно если стороны изначально неравны: одна - автохтоны, другая - беженцы или эмигранты. Тем не менее примеры такого удавшегося культурного взаимодействия в истории есть: это гугеноты, бежавшие в Германию после ужасов Варфоломеевской ночи, осевшие там и многое сделавшие для сближения французской и немецкой культур; это немецкие философы и ученые, покинувшие Германию после прихода к власти нацистов и сумевшие внести весомый вклад в развитие науки и философии в англоязычных странах, существенно изменившие там интеллектуальный климат и повлиявшие на развитие общественной жизни вообще. Вообще же результаты такого взаимодействия не всегда очевидны в самый момент его осуществления. Они становятся видимыми и весомыми лишь по прошествии значительного времени.
Четвертый способ решения конфликтов - частичная ассимиляция, когда индивид жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды в какой-либо одной из сфер жизни: например, на работе он руководствуется нормами и требованиями инокультурной среды, а в семье, на досуге, в религиозной сфере - нормами своей традиционной культуры. Такая практика преодоления культурных противоречий, пожалуй, наиболее распространена. Эмигранты обычно ассимилируются частично, разделяя свою жизнь как бы на две неравные половины. Как правило, ассимиляция оказывается частичной либо когда невозможна геттоизация, полная изоляция от окружающей культурной среды, либо когда по разным причинам невозможна полная ассимиляция. Но частичная ассимиляция может быть также вполне намеренным позитивным результатом межэтнического взаимодействия.
И, наконец, пятый способ разрешения конфликтов - культурная колонизация. Определить механизм колонизации в самом общем виде очень просто. О колонизации можно вести речь тогда, когда представители чужого этноса, прибыв в страну, активно навязывают титульному этносу собственные ценности, нормы и модели поведения.
При этом имеется в виду не колонизация в политическом смысле, которая является лишь одной из многочисленных форм культурной колонизации, причем не самой действенной ее формой. Известно, что превращение какого-то государства или территории в колонию часто сопровождалось не столько культурной колонизацией, сколько геттоизацией пришельцев, которые жили, почти не соприкасаясь с автохтонной культурой, а потому практически не воздействуя на нее.
Гораздо более действенной формой культурной колонизации является широко распространившаяся практика помощи слаборазвитым странам со стороны индустриальных государств. Например, когда западная фирма осуществляет строительство ирригационного канала в засушливой африканской или ближневосточной стране, она не только внедряет новые модели технологической и организационной культуры, к которой вынуждено приспосабливаться и которую вынуждено усваивать местное население, работающее на постройке канала, но и вносит глубокие изменения в культуру земледелия, которое начинает функционировать по западным моделям и технологиям. А вместе с этим кардинально изменяется социальная и культурная организация общества в целом.
В разрешении конфликтной ситуации наиболее эффективно прерывание конфликта, которое позволяет расширить действие прагматических подходов к его урегулированию. И что тоже очень важно, в результате этого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, идут на спад психозы, ослабевает общая консолидированность групп, участвующих в конфликте.
Особые правила существуют и в переговорном процессе[18]. Для того чтобы добиться успеха, этот процесс нужно прежде всего прагматизировать. Прагматизация переговоров состоит в разделении глобальной цели на ряд последовательных задач. Обычно стороны бывают готовы заключить перемирие для решения наиболее важных вопросов: для захоронения погибших, обмена пленными. Затем переходят к наиболее актуальным экономическим и социальным вопросам. Политические вопросы, особенно имеющие символическое значение, решают в последнюю очередь. Однако бывают и такие случаи, когда переводу конфликта в стадию переговоров мешает личностная позиция лидеров.
Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каждая сторона стремилась найти удовлетворительные решения не только для себя, но и для партнера. Как говорят конфликтологи, надо сменить модель «выигрыш - проигрыш» на модели «выигрыш - выигрыш» или «проигрыш - проигрыш»[19]. Каждый шаг в переговорном процессе следует закреплять документально.
Полезным считается участие в переговорах посредников и медиаторов. В особо сложных ситуациях легитимность договоренностям придает участие представителей международных организаций.
Урегулирование конфликтов - это всегда очень сложный процесс, граничащий с искусством. Поэтому все возможные усилия должны быть сконцентрированы на предупреждении конфликтов. Ведь даже худой мир всегда предпочтительнее доброй ссоры, особенно в межэтнических отношениях.
Заключение
Любая научная дисциплина выполняет общественно-значимые функции. Применительно к этнополитологии они могут быть раскрыты следующим образом: гносеологическая функция позволяет получить новые знания о политической сфере жизнедеятельности этнических общностей и этнической политике органов власти, а также формализовать уже имеющиеся; аксиологическая функция обеспечивает формирование в обществе системы ценностей и ориентиров для оценки этнополитических процессов и событий, помогает выработать гражданскую позицию; теоретико-методологическая функция подразумевает разработку новых теорий и методов исследования политизации этничности, этнической легитимации власти и др.; функция политической социализации предоставляет гражданам возможность разобраться в сути этнополитических процессов и противодействует этническому национализму, дискриминации, ксенофобии; мотивационная функция способна задавать мотивы действий граждан; практическая функция означает выполнение экспертизы политических проектов и решений (планов урегулирования этнополитических конфликтов, мер по защите прав этнических меньшинств и др.); прогностическая функция дает понимание развития тенденций в сфере межэтнических отношений и оптимизирует выбор стратегических решений. В целом на основе сравнительных исследований и конкретно-исторических знаний этнополитология обеспечивает рационализацию проводимой органами власти этнической политики, предлагает пути достижения баланса интересов (создание специальных институтов этнического представительства, реформирование партийной и избирательной систем, позитивная дискриминация этнических меньшинств, направленная на повышение их статуса, разработка программ формирования этнополитической толерантности и др.), содействует предотвращению этнополитических конфликтов.
Своё исследование мы начали с изучения теоретических основ этнополитических конфликтов. Рассмотрели понятие конфликт, политический конфликт и этнополитический конфликт. Выделили общее и особенное в этих понятиях, но конечно, основной упор в исследовании был сделан на рассмотрение этнополитического конфликта.
Так же мы выделили методы исследования этнополитических конфликтов, с помощью которых можно провести всесторонний анализ той или иной конфликтной ситуации.
Мы рассмотрели историю возникновения, протекания, способы решения этнополитических конфликтов. Так же мы рассмотрели роль зарубежных участников в решении сложившихся конфликтных ситуациях.
Анализируя сложившуюся в нынешнем политическом пространстве ситуацию, можно сказать, что главным противоречием в подавляющем большинстве современных конфликтов стало противоречие между правом нации на самоопределение и сохранением территориальной целостности государства. Вопрос о том, кого считать нацией, а кого этническим или национальным меньшинством и что следует понимать под этими терминами, начал стремительно политизироваться, утрачивая былой академизм.
Так же в работе была приведена классификация межэтнических конфликтов. Оценивая приведенную классификацию межэтнических конфликтов, можно сказать, что в ней отражены скорее стадии или формы конфликтов. Но такая оценка была бы неточной. Типологизации межэтнических конфликтов говорит уже тот факт, что бывают конфликты, которые остаются только «конфликтами идей».
В общем можно сделать вывод. Решение любого конфликта должно находиться общими усилиями без ущемления интересов какой-либо стороны, пусть и национального меньшинства.
Список использованных источников
1. Аклаев А. Р. Этнополитическая конфликтология. Анализ и менеджмент. М., 2005.
2. Ахиезер А. Культурные основы этнических конфликтов // Общественные науки и современность. 2007. №4.
3. Бельский В. Континент конфликтов // Международная жизнь. -1997.-№8.
4. Варламова Н. В., Пахоменко Н.Б. Между единогласием и волей большинства: (Политико-правовые аспекты консенсуса) / Центр конституционных исследований. МОНФ. – М., 2002. – 65 с.
5. Кальвокоресси Питер. Мировая политика после 1945 года. В двух книгах. Книга 2. М., 2000. С. 138.
6. Конфликты на востоке. Этнические и конфессиональные. Под ред. Воскресенского А.Д. М., 2008.
7. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: Подходы, решения, технологии. – М.: Аспект-Пресс, издание второе, 2007.
8. Мацнев А.А. Этнополитические конфликты: природа, типология и пути урегулирования // Социально- политический журнал. 2006. №4.
9. Ноам Хомский. Государства-изгои. Право сильного в мировой политике. М., 2003. С. 73
10. Ожиганов Э.Н. Баланс власти и этнополитические конфликты // Этничность и власть в полиэтнических государствах. М.: ИЭА РАН. 2007.
11. Родин Л., Фролов А. Роль посредничества в урегулировании межнациональных конфликтов // Международная жизнь. – 2002. – № 8-9.
12. Рыкалина Л.А. О природе этнонационального конфликта // Социально-политический журнал. 2009. №5.
13. Системная история международных отношений в четырех томах: 1918-2003. Том третий. События 1945-2003. Под редакцией доктора политических наук, профессора А.Д. Богатурова. М. 2003.С. 467.
14. Тагиров Э.Р., Тронова Л.С. Конфликты в обществе: от противостояния к согласию. – Казань: Изд-во КФЭИ, 2003. – 240 с
15. Тишков В. Идентичность и культурные границы / Идентичность и конфликт в постсоветских государствах: Сб. статей / Под ред. М. Олкотт, В. Тишкова и А. Малашенко. М., 1997.
16. Трубецкой Н.С. Избранные труды по филологии. - М., 1987.
17. Шевченко М.Д. Религиозное сознание и духовная деятельность. М., 2000.
18. Шемякин Я.Г. Этнические конфликты: цивилизационный ракурс // Общественные науки и современность. 2008. №4.
19. Burton J/ Conflict: Resolution and Provention. Houndmills, Basingstoke, Hampshire and London, 1990.
20. Daniel Patrick Moynihan. A Dangerous Place (Little, Brown, 1978). Цит. По Ноам Хомский. Государства-изгои. Право сильного в мировой политике. М., 2003. С.72.
21. Dollard J., Dооb L. W., Мiller N. E., Mowrer О. Н., Sears R. R. Frustration and Aggression. New Haven and London, 1993.
22. Gurr T. R. Why Men Rebel. – Princeton, 1971.
23. Gurr T. R. Minorities at Risk. А Global View of Ethnopolitical Conflicts.– Washington,1993.
24. Тillу Ch., Тillу L., Тillу R. The Rebillions Century (1930). – Camgridge, 1975.
25
[1] Ахиезер А. Культурные основы этнических конфликтов // Общественные науки и современность. 2007. №4. С.34
[2] Шемякин Я.Г. Этнические конфликты: цивилизационный ракурс // Общественные науки и современность. 2008. №4. С.51
[3] Аклаев А. Р. Этнополитическая конфликтология. Анализ и менеджмент. М., 2005. С. 142.
[4] См. там же.
[5] См. там же.
[6] Аклаев А. Р. Этнополитическая конфликтология. Анализ и менеджмент. М., 2005. С. 25.
[7] Тишков В. Идентичность и культурные границы / Идентичность и конфликт в постсоветских государствах: Сб. статей / Под ред. М. Олкотт, В. Тишкова и А. Малашенко. М., 1997. С. 28.
[8] Ожиганов Э.Н. Баланс власти и этнополитические конфликты // Этничность и власть в полиэтнических государствах. М.: ИЭА РАН. 2007. С.277
[9] Тишков В. Очерки теории и политики этничности в России. – М., 1997. С. 480.
[10] Мацнев А.А. Этнополитические конфликты: природа, типология и пути урегулирования // Социально- политический журнал. 2006. №4. С.42
[11] Dollard J., Dооb L. W., Мiller N. E., Mowrer О. Н., Sears R. R. Frustration andAggression. New Haven and London, 1993.
[12] Gurr T. R. Why Men Rebel. – Princeton, 1971.
[13] Тillу Ch., Тillу L., Тillу R. The Rebillions Century (1930). – Camgridge, 1975.
[14] См. там же
[15] Тишков В. Очерки теории и политики этничности в России. – М., 1997. с 321 – 322.
[16] Попов А. А. Причины возникновения и динамика развития межнациональных конфликтов в пост-СССР: Тезисы доклада в Московском Центре Карнеги. 1996. С. 4; Стрелецкий В. Н. Этнотерриториальные конфликты в постсоветском пространстве: сущность, генезис, типы. Доклад, представленный в Московском Центре Карнеги. 1996. С. 6.
[17] Тагиров Э.Р., Тронова Л.С. Конфликты в обществе: от противостояния к согласию. – Казань: Изд-во КФЭИ, 2003. – 240 с.
[18] Варламова Н. В., Пахоменко Н.Б. Между единогласием и волей большинства: (Политико-правовые аспекты консенсуса) / Центр конституционных исследований. МОНФ. – М., 2002. – 65 с.
[19] Родин Л., Фролов А. Роль посредничества в урегулировании межнациональных конфликтов // Международная жизнь. – 2002. – № 8-9.