Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 12:08, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы «История развития предпринимательства в России». Для достижения цели автором были поставлены следующие задачи:
изучить историю развития предпринимательства в России;
рассмотреть эволюцию терминов «предпринимательство» и «предприниматель»;
рассмотреть сущность, функции предпринимательства;
проанализировать проблемы предпринимательства на современном этапе.
Введение
1 История развития предпринимательства в России
1.1 Зарождение предпринимательства в Киевской Руси
1.2 Предпринимательская деятельность во второй половине 15-17вв.
1.3 Стремительное развитие предпринимательства в эпоху Петра
1.4 Развитие предпринимательства в период 19-20вв.
2 Эволюция термина «предпринимательство», сущность, функции и проблемы предпринимательства на современном этапе
2.1 Эволюция термина «предпринимательство» и «предприниматель»
2.2 Сущность и функции предпринимательской деятельности
2.3 Проблемы предпринимательства на современном этапе
Заключение
Список использованных источников
Как и прежде, оставалась проблема обеспечения предприятий рабочей силой. Петр 1 не возражал против применения наемного труда, даже призывал к этому. Но крепостной гнет в его царствование нисколько не ослаб, а, напротив, усилился. В 1721г. предприниматели получают право покупать к своим заводам крепостных крестьян, так появляется еще одна категория подневольных работных людей, прикрепленных к предприятиям. Заводчики получают право не возвращать оказавшихся у них беглых крестьян.
Известнейшим представителем династии предпринимателей промышленности в ту пору явилась семья Демидовых, родоначальником которой был тульский купец - Никита Демидов. Он покорил Петра своим мастерством, организаторской хваткой. В 1702г. он получил из казны Невьянский железоделательный завод на Урале, а затем и другие предприятия. К ним были приписаны десятки сел и волостей, чтобы обеспечить их рабочей силой. Так, получив Верхотурские заводы, которые давали всего 20 тыс. пудов железа в год, Демидовы стали производить на них по 400 тыс. пудов.
Это достигалось за счет привлечения все новой и новой рабочей силы — приписных крестьян, беглых, каторжных. Это позволяло Демидовым ставить железо в казну дешевле других предпринимателей и получать при этом огромные прибыли. В 1715г. они преподнесли Петру 1 по случаю рождения царевича Петра 100 тыс. руб. младенцу «на зубок» (это стоимость целой фабрики).
Таким образом, исключительные усилия Петра 1 по созданию крупной промышленности составляют его несомненную заслугу в истории отечественного предпринимательства. Вместе с тем, очевидно, что большинство предприятий действовали на основе подневольного труда, многие оказались под жестким контролем бюрократических органов.
Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. Серьезным стимулом развития предпринимательства стала реформа 1861 года.
19 февраля 1861г. императорский манифест провозгласил наступление новой эпохи в истории России. «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда». Российские крестьяне, составлявшие подавляющее большинство населения страны, получили, наконец, свободу и немного земли — за определенную выкупную плату, рассроченную на несколько десятков лет.
Огромные перемены происходят в промышленном развитии. Перед реформой 1861г. в стране преобладала мелкая промышленность, продукция мануфактур и фабрик далеко уступала ее объемам. После реформы резко ускоряется процесс укрупнения мелкокрестьянских производств. Известное расширение внутреннего рынка стимулировало развитие хлопчатобумажной промышленности, свеклосахарной.
Исследователи обращают внимание и на демографический взлет, последовавший вслед за этим — население империи в 1860-1897гг. увеличилось с 74 до 126 млн. человек.
Это лишь некоторые штрихи, позволяющие обрисовать в общем благотворные изменения, которые повлек за собой комплекс буржуазно-ориентированных преобразований.
В 90-е годы XIX века в России окончательно складывается индустриальная база предпринимательства. В XV- первой половине XIX века шел процесс формирования национального типа российского предпринимателя, главным чертами которого были патриотизм и приверженность к православным ценностям.
Славными представителями не только коммерции, но и меценатства, собирательства, внесшими огромный вклад в сокровищницу отечественного искусства, являются четверо братьев Щукиных — предпринимателей и купцов, промышленников и фабрикантов, страстных коллекционеров и ценителей искусства.
Дмитрии Иванович коллекционировал в основном картины старых голландских мастеров. Петр Иванович - предметы русской старины. Иван Иванович известен как библиофил и художественный критик. Сергей Иванович, будучи энергичным, удачливым коммерсантом, коллекционировал картины русских художников, а с 1890 года — современных французских художников — импрессионистов и постимпрессионистов. Опытный и здравый коммерсант, чувствующий будущую конъюнктуру рынка, он гениально предвосхитил и грядущее будущее искусства, которое не смогли понять и принять его искушенные современники.
Сергей Иванович одним из первых стал приобретать работы Клода Моне, Эдуарда Мане, Ка-миля Писсаро, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Эдгара Дега, Пьера Огюста Ренуара. Его дом иногда называли музеем Матисса, как, впрочем, и музеем Пикассо.
После Октябрьской революции щукинская коллекция французской живописи была национализирована и стала именоваться художественной галереей Щукина, но затем передана в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и Ленинградский Эрмитаж. А сам Сергей Иванович эмигрировал за границу, не взяв, с собой ни единой картины. Жил в Париже. Французские художники в складчину построили ему дом, каждый презентовал ему одну из своих лучших картин. Дом Щукина стал собранием современной французской живописи.
Это были люди могучие и в жизни, и в деле, чуткие к новому. В сердце своем хранили заветы отцов, любовь к Отечеству. Российские торговцы и промышленники на свое занятие смотрели большей частью не как на источник наживы, а как на своего рода жизненную миссию: богатство Богом дано, по нему придется отчет давать, каким путем приумножил, послужил ли чьей пользе.
В России всегда считалось, что та фирма хороша, которая торгует дешевле конкурентов, но не за счет персонала. Те же предприятия, где на служащих экономили, откуда сбегали люди, называли «проходной двор». В купеческой среде интересовались, каким путем сколочен капитал: ростовщиков, откупщиков и тех, у кого «неплатежа (кто наживался за счет обмана кредиторов), не любили. Благосостояние строилось, как правило, на нелегком, кропотливом труде, осмотрительности, самоограничении и творчестве. Именно этому учит вся история российского предпринимательства.
В 1918 году предпринимательство в нашей стране было запрещено под страхом смертной казни. К 1920 году были истреблены или бежали за границу более 100 тыс. предпринимателей. Страна лишилась важнейшего рычага экономического развития — профессиональных организаторов и руководителей производства, вдохновителей технического прогресса.
В октябре 1990 года был принят Закон «О собственности в РСФСР», в декабре 1990 года – Закон «О предприятии и предпринимательской деятельности». С того момента, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в своих правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ и других форм деятельности предприятий.
В настоящее время в России насчитывается около 10 000 акционерных предприятий и свыше 1 500 акционерных коммерческих банков. На 1-е января 2003 года из общего числа 3 573 тысяч предприятий и организаций 2 973 тысячи, или 70 %, находились в частной собственности.
Предпринимательство, как и любой вид деятельности, должно иметь теоретические основы, объясняющие его сущность. Понятия «предприниматель» и «предпринимательство» в современном смысле впервые употребил английский экономист конца XVII – начала XVIII веков Ричард Кантильон. Он высказал мнение, что предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, который и определяют действительную стоимость экономических благ.
Позже известный французский экономист конца XVIII- начала XIX веков Ж.Б. Сэй (1767-1832) в книге «Трактат политической экономии» (1803г.) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трёх классических факторов производства- земли, капитала, труда. Основной тезис Сэй состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции, обеспечить «дух порядка».
Английский ученый-экономист А. Смит (1723-1790 гг.) в своем основном труде «Исследование о природе и причинах богатства народа» (1776 год) уделил внимание характеристике предпринимателя. Предприниматель, по мнению А. Смита, являясь собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск.
Д. Векардо предпринимательскую деятельность рассматривал в качестве обязательного элемента эффективного хозяйствования. В основу экономической теории К. Маркса легло представление о предпринимателе как о капиталисте-эксплуататоре.
И лишь на рубеже XIX-XX вв. начинается осознание значение и роли института предпринимательства. Французский экономист Анре Маршал (1907-1968) первым добавил к упомянутым выше трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый фактор – организация. С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и передаваемые ему функции.
Американский экономист Дж. Б. Кларк (1847-1938) несколько видоизменил «триединую формулу» Сэя. По его мнению, в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора: капитал; капитальные блага – средства производства и земля; деятельность предпринимателя; труд рабочего.
По-новому взглянул на эту проблему Фридрих фон Хайен (1899-1984). По его мнению, сущность предпринимательства – это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика полведения, а не вид деятельности.
Вплотную к понятию «предприниматель» примыкает понятие «предпринимательство». Что касается понимания самого термина, то здесь можно выделить два подхода:
1-ый подход, фокусирующийся на предпринимателе и его деятельности к конкретным условиям внешней среды, воспринимаемой исследователем в качестве объективного и не изменяющегося во времени фактора;
2-ой подход, акцентирующий взаимозависимость предпринимателя/предприятия и его среды его деятельности (интерактивный, нелинейный, неравновесный или синергетический подход, исходящий из открытости системы «предприниматель /предприятие-среда его развития»).
Предпринимательство органически связано с экономической свободой. По Фелью, автор книги «Предпринимательство – это свобода», экономическая свобода включает в себя право на частную собственность, на экономическую инициативу, на свободу заниматься той предпринимательской деятельностью, которая отвечает собственному выбору. В таблице 1 автор прослеживает эволюцию термина «предприниматель» и «предпринимательство».
Таблица 1
Эволюция термина «предпринимательство» и «предприниматель»
Год | Автор | Формулировка |
1725 | Ричард Кантильон | предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. |
1797 | Бодо | лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело; тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием |
1876 | Френсис Уокер | следует различать тех, кто предоставляет напиток и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям. |
1934 | Иозеф Шу | предприниматель - это новатор, который разрабатывает новые технологии |
1961 | Дэвид Маклелланд | предприниматель - это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска |
1964 | Питер Друкер | предприниматель - это человек, использующий возможность с максимальной выгодой. |
1975 | Альберт Шапиро | предприниматель - это человек, проявляющий инициативу, организующий социально-экономические механизмы. Действуя в условиях рынка, он несет ответственность за возможную неудачу. |
1985 | Роберт Хидрич | предпринимательство – процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым[1] |