Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:13, контрольная работа
Система личных качеств включает такие характеристики как компетентность, работоспособность, деловитость, организованность, деловую ответственность, готовность к рискам, способность к системному мышлению, лояльность и конформизм. Вполне естественно, что этот перечень, хотя и включает важнейшие психологические характеристики, не может претендовать на исключительную полноту. В зависимости от особенностей управленческой иерархии не менее важными могут считаться иные качества личности, не включенные нами в этот набор.
Введение
2.
Личность: направленность, устойчивость, структура
3.
Источники психологических ресурсов
3.1. Психологические ресурсы
4.
Общие деловые характеристики
4.1. Специфические управленческие характеристики
5.
Самоидентификация менеджера
6.
Заключение
Однако нам придется несколько расширить и конкретизировать его описание. В связи с предметом нашего исследования включаем в компетентность не только конкретный уровень знаний, их широту и структуру, но и психологические способности личности руководителя, позволяющие непрерывно поддерживать профессиональную компетентность на соответствующем актуальном уровне и быть компетентным на любом рабочем месте
. Компетентный управленец
способен независимо от
Подчеркнем: независимо от того, что мы вкладываем в понятие профессиональной компетентности, она неразрывно связана с профессиональными ресурсами, развитие компетентности происходит одновременно с ростом профессионализма, с развитием карьеры менеджера.
Деловитость
Деловитость — это еще
одна универсальная характеристика,
которая может проявляться лишь
в устойчивой форме в процессе
длительной деятельности. Деловитость
рассматривается как общий
Принципиальная особенность этого качества заключается в результативности: работника, как правило, называют деловым или деловитым только в том случае, когда его активность приводит к конкретному результату. Эта характеристика, в отличие от ее более узких аналогов, содержит в себе критерий оценки этого качества, поскольку именно результативность деятельности и выступает критерием деловитости.
Такой работник точно и
своевременно выполняет работы и
задания, способен самостоятельно решать
сложные и нестандартные
Работоспособность
Работоспособность — это
качество, которое само по себе не имеет
самостоятельного значения, однако выполняет
важную обеспечивающую роль. Ни профессиональная
компетентность и деловитость не
могут быть в полной мере реализованы,
если носитель этих качеств не обладает
необходимой для этого
В соответствии с известной
энциклопедической трактовкой работоспособность
— потенциальная возможность
индивида выполнять целесообразную
деятельность на заданном уровне эффективности
в течение определенного
В этом определении нет никакого намека на работоспособность как на возможность интенсивной длительной трудовой деятельности, неограниченной рамками трудового дня или протекающей в условиях форс-мажорной ситуации. Наличие этого качества, в первую очередь, должно обеспечивать возможность нормально - интенсивной ровной результативной деятельности, в полном соответствии с условиями работы и требованиями, предъявляемыми к работнику.
Работоспособность зависит
от множества других качеств и
свойств личности, включая волю,
мотивацию, характеристики физического
и психологического состояния индивидуума,
восприимчивость к внешним
Конечно, любому менеджеру
хочется иметь дело с работниками,
у которых такое качество как
работоспособность имеет
Организованность
Если компетентность, деловитость
и работоспособность могут
Организованность сама по себе является универсальной характеристикой, способной повлиять на успешность любой человеческой деятельности, однако будучи наложенной на уже перечисленные выше характеристики работника, она приводит к проявлению новых системных качеств личности, его труд становится более эффективным, расширяются возможности по увеличению количества решаемых задач.
Поскольку мы говорим о
характеристиках личности, то мы можем
считать синонимами организованность
и самоорганизованность. Эти способности
могут найти свои проявление в
длинном ряде таких деловых качеств
работника: высокая исполнительность,
пунктуальность, высокая степень
личной инициативы; умение самостоятельно
организовать свою работу; способность
быстро принимать решения и
4.1. Специфические управленческие характеристики
Далее ряд характеристик личности, обладание которыми принципиально важно именно для менеджера, и не имеет такого значения для рядового специалиста. Конечно, любой человек независимо от конкретной направленности его личности в той или иной мере обладает начальными признаками этих характеристик. Однако нас сейчас интересует не потенциальное наличие этих признаков, а собственно состав и содержание хорошо развитых качеств у реально действующего менеджера.
Деловая ответственность
Уже было оговорено о том, что ответственность за достижение результатов управления, которую декларирует руководитель, приступая к работе, является одним из признаков менеджера. Однако есть другое значение этого термина — о субъективное качество личности. Делая при этом акцент именно на работу руководителя, назовем ее деловой ответственностью (то есть: ответственность не вообще, а ответственность за результаты деятельности).
Деловая ответственность менеджера как одна из составляющих его психологических ресурсов включает осознанную готовность и стремление выполнять свои обязанности так, чтобы полностью реализовать декларированную им ответственность за результаты управления, а также готовность отчитываться за результаты управляемого производственного процесса, за собственные действия, действия своих подчиненных и их последствия.
Готовность к рискам
Менеджера по ходу его деятельности непрерывно сопровождают многообразные управленческие риски. Назовем для примера некоторые из них: риск дефицита предоставленных ресурсов или полномочий, риск ошибочных действий подчиненных, риск неисполнения или искажения команд и распоряжений и т.д. Одним из наиболее значимых может считаться риск недостижения результата управления. Конечно, деятельность рядового специалиста также сопряжена с рисками недостижения результата, однако структура этих рисков у специалиста существенно проще, чем у менеджера, а возможности для их компенсации значительно шире.
Природа специфических рисков менеджера вполне объяснима: ни место, ни время приложения управленческих усилий руководителя не совпадают с местом и временем достижения результата. Риски менеджера, в первую очередь, и порождаются той средой, которая отделяет руководителя от результата управления.
Таким образом, деятельность
практически каждого менеджера
объективно и неизбежно протекает
в условиях особых управленческих рисков.
Независимо от того, делает ли он это
осознанно или нет, менеджер вынужден
непрерывно оценивать риски, сопутствующие
его деятельности. Вследствие этого,
например, процесс подготовки и принятия
каждого управленческого
Именно осознанная готовность работать в условиях неопределенности и принимать на себя не только ответственность, но и все риски, связанные с ее реализацией, представляет собой еще одно важное специфическое качество личности менеджера.
Системное мышление
Требование к деловой
ответственности как к
В отличие от них способность
к системному мышлению не является
качеством, которое непосредственно
реализуется в процессе управления
работниками. Его нужно рассматривать
как характеристику способа мышления
руководителя, непосредственно влияющую
на индивидуальный механизм подготовки
и принятия управленческих решений.
Фактически это означает, что способность
к системному мышлению в значительно
большей степени
Способность к системному мышлению в той или степени важна для представителей многих профессий. Однако только менеджер поставлен в такие условия, когда каждое принятое решение требует использования именно этого качества.
Обладать системным мышлением руководителя — это означает обладать способностью находить такие связи и отношения между работниками и ресурсами, которые превращают это множество в систему, одним из свойств которой является возможность достижения результата управления.
Фактически речь идет о
том, что каждое решение, которое
находит менеджер, превращает работников
и ресурсы в систему, способную
обеспечить нужный результат управления.
В общем случае в эту систему
включены не только подчиненные ему
работники и ресурсы, но и партнеры,
клиенты, и вообще все факторы, которые
участвуют в достижении результата
управления. Ясно, что чем сильнее
у руководителя выражена способность
к системному мышлению, тем более
эффективное решение будет
Лояльность и конформизм менеджера
Надежность менеджера
проявляется в форме его
В общем случае термин “лояльность”
может принимать несколько
ЛОЯЛЬНОСТЬ:
1). Верность действующим
законам, постановлениям
2). Корректное, благожелательное
отношение к кому-либо или
Мы будем понимать термин “лояльный”, как хранящий верность существующей государственной власти, существующему порядку, корректно относящийся к кому-либо, чему-либо... Еще более конкретизируя его с учетом управленческого контекста, получим: лояльный — хранящий верность управленческой иерархии, корректно относящийся к установленным в ней отношениям, соблюдающий культуру подчиненности
Далее мы можем исходить из
того, что лояльный менеджер — это
руководитель, осознанно и добровольно
подчиняющийся внутренним правилам
иерархии, если выразиться чуть точнее:
принимающий и соблюдающий
Информация о работе Качества и свойства личности эффективного менеджера