Кадровая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 21:00, контрольная работа

Описание

Представление о современном менеджменте - это органический сплав "жесткого" административного руководства с элементами "мягкого" управления персоналом компании. Жесткое, строго формализованное стратегическое планирование трансформируется в концепцию управления "в соотношении с сотрудничеством".
Соответственно изменяются базовые принципы планирования и контроля, снижается численность персонала, занятого в штабных структурах компаний. Основные направления практической перестройки управления компаниями, сформулированные в новых критериях западного менеджмента, стали одной из главных тем предлагаемой работы.

Содержание

Введение 2
1. Определение, проблематика и функции кадровой политики. 3
2. Формирование кадровой политики.………………………………………….…8
3. Оценка кадров.……………………………………….…………………………13
Заключение…. …19
Список литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.doc

— 107.00 Кб (Скачать документ)

Отсюда выделение ресурсов и  внимание социальному развитию по остаточному  принципу, отсюда попытки делать будущее  через совершенствование техники  и технологии путем встраивания  в них работника со знанием  и сознанием вчерашнего, а иногда и позавчерашнего дня.

По-видимому, возможности как социального, так и технологического прогресса во все большей степени будут определяться опережающим развитием человеческих сторон производства и управления, связанных с проявлениями интеллекта, трудовой мотивацией, моральной ответственностью за качество и результаты труда.

Ориентация на достижение сверхзадач в сочетании с реализмом кадровой политики. Известно соотношение: 20% способных  работников делают 80% успеха. Надо иметь  в виду, что напряженные задачи, встающие перед предприятием в условиях перестройки, будут решаться в массе не интеллектуальными гениями, а обычными людьми.

 

 

 Переоценка возможностей кадровой  политики в ее ориентации на  решение сверхзадач может привести  к неверию в нее, которое хорошо выражают слова М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Долг... есть тот прекрасный на вид плод, который пользуется в начальственных сферах очень солидной репутациею, но вкушение, от которого представляется, по преимуществу, нижним чинам, да и те вкушают оный лишь под страхом отрешения от должности».

Преемственность, сочетание в кадровой политике стратегических и текущих  целей и средств их достижения. Подготовка и воспитание квалифицированных, преданных делу работников требуют  длительного времени, настойчивости и терпения. В силу этого кадровая политика по самой своей природе долговременна, если исходить из интересов социально-экономического развития предприятия.

Вместе с тем особенности  психологии человека таковы, что в  массе текущие интересы и мотивы оказывают на его поведение большее влияние, чем стратегически значимые цели. Специалисты, исследовавшие природу человеческого конфликта, пришли к выводу, что большинство людей, поставленных перед необходимостью выбора курса действий между достижением стратегических и текущих целей, отдают предпочтение текущим.

Не сомневаясь в необходимости  формирования у работников стратегического  мышления (это особенно важно для  высшего управленческого персонала), подчеркнем все же, что кадровая политика не должна игнорировать стремление работников сочетать видение будущего журавля в небе с желанием иметь уже сегодня или завтра синицу в руках.

Демократизм, гласность и динамизм кадровой политики. В последние годы много говорится и пишется  о демократизации производственной и общественной жизни в стране. Важная роль этого вопроса определяется тем, что демократизация - это и цель, и одновременно мощное средство, рычаг осуществления прогрессивных перемен. Острота и определенный драматизм момента состоят, однако, в том, что необходимость демократизации признают большинство людей, в то время, как на практике демократизация отнюдь не наступает автоматически, а сплошь и рядом сталкивается с препятствиями.

Процесс демократизации тесно связан с проведением эффективной гласной и динамичной кадровой политики, а кадровая политика столь же остро нуждается в демократизации. Это означает, что наряду с профессионалами в разработке и обсуждении кадровой политики должны принимать активное участие все члены трудового коллектива, как непосредственно, так и через представительские (выборные) формы. Следовательно, демократизация, гласность и динамизм кадровой политики предполагают целенаправленное формирование стремления всех членов трудового коллектива к участию в ее выработке и обеспечение реальных возможностей такого участия.

Кроме того, гласность, справедливость и широкий доступ к информации о ходе реализации кадровой политики должны обеспечиваться по каналам обратной связи.

Таким образом, и на стадии формирования, и па стадии реализации кадровая политика должна обеспечиваться развитой системой информационных и  социальных коммуникаций в коллективе.

Справедливость кадровой политики, сбалансированность в ней  стимулов к росту и ответственности работников. В каждый данный момент и на длительном отрезке времени кадровая политика должна создавать для работников достаточно действенные стимулы к улучшению материального благополучия, профессионально-квалификационному и должностному росту. Сбалансировано с ростом должна увеличиваться и профессионально-должностная ответственность.

Если ответственность  опережает рост, это приводит к  ослаблению желания заниматься ответственной  работой и расти в этом направлении. Если такой дисбаланс действует в кадровой политике достаточно длительное время, то наступает паралич кадровой системы, проявляющийся в дефиците квалифицированных, работников, которые внутренне мотивированы на работу с полной отдачей.

Социальная справедливость, если она развита в коллективе, побуждает людей верить в то дело, которое они делают, и в те ценности, которыми живет коллектив, и тем самым способствует производственным успехам и социальному развитию коллектива.

В новых условиях рыночного  хозяйствования проблема социальной справедливости выдвигается на передний план. Расширение самостоятельности предприятий, внедрение выборности и конкурсности в кадровой работе, самофинансирование и самоокупаемость только в случае умелого руководства могут привести к социально-экономическому процветанию предприятия, а в противном случае - к банкротству.

К числу вопросов, которые  могут или должны быть предметом  определения и регламентации  в кадровой политике предприятия, следует  отнести: минимальный общий и  профессионально-должностной стаж работы по данной должности или в трудовом коллективе; профиль (экономическое, юридическое, техническое и др.) и минимально необходимый для данной должности уровень (среднее специальное, высшее, ученая степень) образования; порядок замещения должностей руководителей и специалистов (назначение, выборы, конкурс кандидатов, конкурс программ).

Кадровая политика разрабатывается  не раз и навсегда и даже не раз  в 10 - 20 лет, а должна систематически пересматриваться, синхронно с развитием, то есть это большая и сложная работа. В процессе формирования кадровой политики важно обеспечить сочетание профессионализма специалистов, готовящих исходные документы и варианты, с демократическими коллегиальными и коллективными формами обсуждения и принятия решений на всех этапах этого процесса.

 

 

 

 

 

3. Оценка кадров

 

 

Для оценки деятельности людей в управленческом процессе задаются стандарты деятельности и  поведения, а относительно этих формальных и неформальных стандартов оценивается  фактическое положение дел.

Внедрение новых методов хозяйствования, основанных на самофинансировании и полном хозрасчете, усиливает динамизм социально-экономических отношений между людьми. Как возможность закрытия нерентабельных предприятий, так и возможность улучшения социально-экономического качества жизни трудовых коллективов, слоев и отдельных людей в новых условиях могут подстегнуть их соревновательность и требовательность друг к другу.

Оценка кадров служит основой при решении следующих  практических задач по работе с людьми:

- подбор, расстановка и правильное использование управленческого персонала;

- формирование и анализ резерва кадров на выдвижение;

- определение потенциальных возможностей лиц, состояниях в резерве кадров, для занятия в будущем более высокой должности, а также выдвижение из резерва на новую должность;

- перемещение с должности на должность; направление в систему подготовки и повышения квалификации;

- определение уровня знаний и профессиональной квалификации, а также политических, деловых и личных качеств работников;

- определение влияния руководителей на достижение целей социального и хозяйственного развития, стоящих перед их подразделениями;

- организация оплаты и стимулирования труда работников;

- воспитание людей и формирование социально-психологического климата;

- анализ и сопоставление результатов работы, выполняемой различными людьми;

- формирование взаимоотношений между руководителями и подчинен-ными; управление социалистическим соревнованием;

- учет и организация планомерного служебно-профессионального роста, придание этому росту справедливого и закономерного причинно-следственного характера.

Материалы систематической  оценки могут служить объективной  основой при сокращении штатов и  увольнении.

Практика последних  лет и принципиально новые  проблемы, встающие перед управлением в условиях перестройки, приводят к выводу, что существующий порядок оценки кадров, как и вся система управления, нуждается в радикальном совершенствовании.

Анализ литературы, материалов средств массовой информации, беседы с людьми в трудовых коллективах, социологические исследования показывают, что сложившийся порядок аттестации управленческих кадров страдает следующими наиболее существенными недостатками.

С особой остротой встает вопрос об оценке кадров в связи с сокращением  управленческого аппарата и специалистов, их перераспределением.

Отсутствие или слабая связь результатов аттестации с  профессионально-должностным и материальным положением оцениваемого. Опросы показывают, что в результате аттестации должность, профессионально-квали­фикационная категория или уровень вознаграждения меняются не более чем у 5-10% оцениваемых. Нивелировка в фактической оценке приводит к массовому размножению «середняков», работающих спустя рукава.

Значительный период времени между двумя плановыми  аттестациями (он составляет обычно 3-5 лет). Результаты аттестации при таком длительном перерыве перестают работать в силу приверженности людей к краткосрочным целям. Кроме того, вследствие текучести кадров и объективно необходимой перемены труда за эти 3-5 лет состав работников в ряде случаев успевает обновиться чуть ли не наполовину, а то и больше. Таким образом, аттестация теряет свое влияние на работников как инструмент анализа и совершенствования их трудовой и социальной деятельности.

На многих предприятиях при проведении аттестации не используются научные методы и методики, вследствие чего оценка бывает чрезвычайно расплывчатой, нечеткой как в качественном, так и в количественном отношении. При этом рекомендации аттестуемым бывают выдержаны в духе общих добрых пожеланий, никого и ни к чему конкретно не обязывающих.

Субъективизм оценки. Его причины кроются в отсутствии и несовершенстве оценочных методик, неумении и порой нежелании руководителей  использовать их в практике аттестации.

Апатия, нежелание членов трудового коллектива идти на обострение отношений с аттестуемым, если он заслуживает критики и отрицательных оценок. Разумеется, есть коллективы, где отношения людей строятся в духе конструктивной критики, направленной на совершенствование общего дела. Но все же во многих случаях наблюдается индифферентное отношение рядовых членов к ходу и результатам аттестации коллег. Видимо, в основе такой апатии в течение многих лет лежали две причины.

Во-первых, отсутствие достаточно действенного экономического подкрепления принципиальной позиции членов трудового коллектива из-за того, что труд организуется, оплачивается и стимулируется не на коллективной, а на индивидуальной основе, и результаты индивидуального вознаграждения слабо зависят от того, как работает сосед и коллектив в целом.

Во-вторых, принципиальность нуждается и в правовых, и в  социально-психологических гарантиях. И такие гарантии должны обеспечиваться как повышением объективности оценочных  методик, так и возможностью для  рядовых членов коллектива выражать свое мнение, не опасаясь быть подвергнутым гонениям за критику и отрицательные оценки чьей-то деятельности. Существующая система аттестации таких гарантий не обеспечивает (недостаточно демократична процедура формирования состава аттестационных комиссий, голосования по результатам аттестации и др.).

Наконец, неэффективность  существующего порядка аттестации проистекает и из того, что в  ее подготовке и проведении, как  правило, не участвуют профессионалы.

Основные методические принципы, лежащие в основе оценки, таковы:

Регулярность проведения оценки. Оценка, чтобы держать работников в тонусе, должна проводиться, по крайней  мере, не реже одного раза в два-три  года, а при наличии возможностей и чаще.

Объективность и независимость  оценки. Правильность и справедливость оценки в равной степени существенно влияют и на производственные результаты, и на социально-психологический климат в коллективе, и на личную судьбу работника. Объективность и независимость оценочных суждений поэтому должны быть направлены на повышение действенности оценки, но в то же время противостоять попыткам незаслуженного навешивания ярлыков на людей. Влияние результатов оценки на профессионально-должностной рост, материальное положение и социальный статус оцениваемого. Текущие возможности и перспективы роста человека должны зависеть от результатов и эффективности труда, его общественного лица.

Комплексность оценки. В  оценке должны учитываться производственные и социальные аспекты деятельности человека; прошлые, текущие и потенциально возможные результаты; намерения и практические действия; достижения и упущения; результаты в сочетании с условиями, в которых они достигались; личные, профессионально-организаторские и общественно-политические черты; стратегические и текущие цели.

Эффективность оценки. Максимизация социально-экономического эффекта оценки должна достигаться при минимизации затрат ресурсов на ее проведение (времени, информации, труда, техники, денежных и иных затрат). Это приводит к необходимости поиска оптимальных решений.

Демократизм в сочетании с конфиденциальностью оценки. По вполне понятным в условиях перестройки причинам процедура оценки должна быть демократичной и гласной. Вместе с тем вследствие опасности незаслуженного навешивания ярлыков во время оценки или по причине случайной ошибки при обработке оценочных данных, а также из-за несовершенства самой методики или эмоционального волнения оцениваемого могут быть получены неадекватные данные. В необходимых случаях процедура оценки должна предусматривать конфиденциальность. Человеческое достоинство и человеческая судьба - ценности, существование и развитие которых нельзя ставить в зависимость от случайностей, ошибок или покушений со стороны аморальных людей во время оценки. Ряд актуальных специальных принципов оценки предлагает известный российский специалист по психологии управления профессор Е. С. Жариков:

Информация о работе Кадровая политика