Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 21:00, контрольная работа
Представление о современном менеджменте - это органический сплав "жесткого" административного руководства с элементами "мягкого" управления персоналом компании. Жесткое, строго формализованное стратегическое планирование трансформируется в концепцию управления "в соотношении с сотрудничеством".
Соответственно изменяются базовые принципы планирования и контроля, снижается численность персонала, занятого в штабных структурах компаний. Основные направления практической перестройки управления компаниями, сформулированные в новых критериях западного менеджмента, стали одной из главных тем предлагаемой работы.
Введение 2
1. Определение, проблематика и функции кадровой политики. 3
2. Формирование кадровой политики.………………………………………….…8
3. Оценка кадров.……………………………………….…………………………13
Заключение…. …19
Список литературы 21
Отсюда выделение ресурсов и
внимание социальному развитию по остаточному
принципу, отсюда попытки делать будущее
через совершенствование
По-видимому, возможности как социального, так и технологического прогресса во все большей степени будут определяться опережающим развитием человеческих сторон производства и управления, связанных с проявлениями интеллекта, трудовой мотивацией, моральной ответственностью за качество и результаты труда.
Ориентация на достижение сверхзадач
в сочетании с реализмом
Переоценка возможностей
Преемственность, сочетание в кадровой политике стратегических и текущих целей и средств их достижения. Подготовка и воспитание квалифицированных, преданных делу работников требуют длительного времени, настойчивости и терпения. В силу этого кадровая политика по самой своей природе долговременна, если исходить из интересов социально-экономического развития предприятия.
Вместе с тем особенности психологии человека таковы, что в массе текущие интересы и мотивы оказывают на его поведение большее влияние, чем стратегически значимые цели. Специалисты, исследовавшие природу человеческого конфликта, пришли к выводу, что большинство людей, поставленных перед необходимостью выбора курса действий между достижением стратегических и текущих целей, отдают предпочтение текущим.
Не сомневаясь в необходимости
формирования у работников стратегического
мышления (это особенно важно для
высшего управленческого
Демократизм, гласность и динамизм кадровой политики. В последние годы много говорится и пишется о демократизации производственной и общественной жизни в стране. Важная роль этого вопроса определяется тем, что демократизация - это и цель, и одновременно мощное средство, рычаг осуществления прогрессивных перемен. Острота и определенный драматизм момента состоят, однако, в том, что необходимость демократизации признают большинство людей, в то время, как на практике демократизация отнюдь не наступает автоматически, а сплошь и рядом сталкивается с препятствиями.
Процесс демократизации тесно связан
с проведением эффективной
Кроме того, гласность, справедливость и широкий доступ к информации о ходе реализации кадровой политики должны обеспечиваться по каналам обратной связи.
Таким образом, и на стадии формирования, и па стадии реализации кадровая политика должна обеспечиваться развитой системой информационных и социальных коммуникаций в коллективе.
Справедливость кадровой
политики, сбалансированность в ней
стимулов к росту и ответственности работников. В каждый
данный момент и на длительном отрезке
времени кадровая политика должна создавать
для работников достаточно действенные
стимулы к улучшению материального благополучия,
профессионально-
Если ответственность опережает рост, это приводит к ослаблению желания заниматься ответственной работой и расти в этом направлении. Если такой дисбаланс действует в кадровой политике достаточно длительное время, то наступает паралич кадровой системы, проявляющийся в дефиците квалифицированных, работников, которые внутренне мотивированы на работу с полной отдачей.
Социальная справедливость, если она развита в коллективе, побуждает людей верить в то дело, которое они делают, и в те ценности, которыми живет коллектив, и тем самым способствует производственным успехам и социальному развитию коллектива.
В новых условиях рыночного хозяйствования проблема социальной справедливости выдвигается на передний план. Расширение самостоятельности предприятий, внедрение выборности и конкурсности в кадровой работе, самофинансирование и самоокупаемость только в случае умелого руководства могут привести к социально-экономическому процветанию предприятия, а в противном случае - к банкротству.
К числу вопросов, которые
могут или должны быть предметом
определения и регламентации
в кадровой политике предприятия, следует
отнести: минимальный общий и
профессионально-должностной
Кадровая политика разрабатывается не раз и навсегда и даже не раз в 10 - 20 лет, а должна систематически пересматриваться, синхронно с развитием, то есть это большая и сложная работа. В процессе формирования кадровой политики важно обеспечить сочетание профессионализма специалистов, готовящих исходные документы и варианты, с демократическими коллегиальными и коллективными формами обсуждения и принятия решений на всех этапах этого процесса.
3. Оценка кадров
Для оценки деятельности людей в управленческом процессе задаются стандарты деятельности и поведения, а относительно этих формальных и неформальных стандартов оценивается фактическое положение дел.
Внедрение новых методов хозяйствования, основанных на самофинансировании и полном хозрасчете, усиливает динамизм социально-экономических отношений между людьми. Как возможность закрытия нерентабельных предприятий, так и возможность улучшения социально-экономического качества жизни трудовых коллективов, слоев и отдельных людей в новых условиях могут подстегнуть их соревновательность и требовательность друг к другу.
Оценка кадров служит основой при решении следующих практических задач по работе с людьми:
- подбор, расстановка и правильное использование управленческого персонала;
- формирование и анализ резерва кадров на выдвижение;
- определение потенциальных возможностей лиц, состояниях в резерве кадров, для занятия в будущем более высокой должности, а также выдвижение из резерва на новую должность;
- перемещение с должности на должность; направление в систему подготовки и повышения квалификации;
- определение уровня знаний и профессиональной квалификации, а также политических, деловых и личных качеств работников;
- определение влияния руководителей на достижение целей социального и хозяйственного развития, стоящих перед их подразделениями;
- организация оплаты и стимулирования труда работников;
- воспитание людей и формирование социально-психологического климата;
- анализ и сопоставление результатов работы, выполняемой различными людьми;
- формирование взаимоотношений между руководителями и подчинен-ными; управление социалистическим соревнованием;
- учет и организация планомерного служебно-профессионального роста, придание этому росту справедливого и закономерного причинно-следственного характера.
Материалы систематической оценки могут служить объективной основой при сокращении штатов и увольнении.
Практика последних лет и принципиально новые проблемы, встающие перед управлением в условиях перестройки, приводят к выводу, что существующий порядок оценки кадров, как и вся система управления, нуждается в радикальном совершенствовании.
Анализ литературы, материалов средств массовой информации, беседы с людьми в трудовых коллективах, социологические исследования показывают, что сложившийся порядок аттестации управленческих кадров страдает следующими наиболее существенными недостатками.
С особой остротой встает вопрос об оценке кадров в связи с сокращением управленческого аппарата и специалистов, их перераспределением.
Отсутствие или слабая
связь результатов аттестации с
профессионально-должностным и
Значительный период времени между двумя плановыми аттестациями (он составляет обычно 3-5 лет). Результаты аттестации при таком длительном перерыве перестают работать в силу приверженности людей к краткосрочным целям. Кроме того, вследствие текучести кадров и объективно необходимой перемены труда за эти 3-5 лет состав работников в ряде случаев успевает обновиться чуть ли не наполовину, а то и больше. Таким образом, аттестация теряет свое влияние на работников как инструмент анализа и совершенствования их трудовой и социальной деятельности.
На многих предприятиях при проведении аттестации не используются научные методы и методики, вследствие чего оценка бывает чрезвычайно расплывчатой, нечеткой как в качественном, так и в количественном отношении. При этом рекомендации аттестуемым бывают выдержаны в духе общих добрых пожеланий, никого и ни к чему конкретно не обязывающих.
Субъективизм оценки.
Его причины кроются в
Апатия, нежелание членов трудового коллектива идти на обострение отношений с аттестуемым, если он заслуживает критики и отрицательных оценок. Разумеется, есть коллективы, где отношения людей строятся в духе конструктивной критики, направленной на совершенствование общего дела. Но все же во многих случаях наблюдается индифферентное отношение рядовых членов к ходу и результатам аттестации коллег. Видимо, в основе такой апатии в течение многих лет лежали две причины.
Во-первых, отсутствие достаточно действенного экономического подкрепления принципиальной позиции членов трудового коллектива из-за того, что труд организуется, оплачивается и стимулируется не на коллективной, а на индивидуальной основе, и результаты индивидуального вознаграждения слабо зависят от того, как работает сосед и коллектив в целом.
Во-вторых, принципиальность
нуждается и в правовых, и в
социально-психологических
Наконец, неэффективность
существующего порядка
Основные методические принципы, лежащие в основе оценки, таковы:
Регулярность проведения оценки. Оценка, чтобы держать работников в тонусе, должна проводиться, по крайней мере, не реже одного раза в два-три года, а при наличии возможностей и чаще.
Объективность и независимость оценки. Правильность и справедливость оценки в равной степени существенно влияют и на производственные результаты, и на социально-психологический климат в коллективе, и на личную судьбу работника. Объективность и независимость оценочных суждений поэтому должны быть направлены на повышение действенности оценки, но в то же время противостоять попыткам незаслуженного навешивания ярлыков на людей. Влияние результатов оценки на профессионально-должностной рост, материальное положение и социальный статус оцениваемого. Текущие возможности и перспективы роста человека должны зависеть от результатов и эффективности труда, его общественного лица.
Комплексность оценки. В
оценке должны учитываться производственные
и социальные аспекты деятельности
человека; прошлые, текущие и потенциально
возможные результаты; намерения и практические
действия; достижения и упущения; результаты
в сочетании с условиями, в которых они
достигались; личные, профессионально-
Эффективность оценки. Максимизация социально-экономического эффекта оценки должна достигаться при минимизации затрат ресурсов на ее проведение (времени, информации, труда, техники, денежных и иных затрат). Это приводит к необходимости поиска оптимальных решений.
Демократизм в сочетании с конфиденциальностью оценки. По вполне понятным в условиях перестройки причинам процедура оценки должна быть демократичной и гласной. Вместе с тем вследствие опасности незаслуженного навешивания ярлыков во время оценки или по причине случайной ошибки при обработке оценочных данных, а также из-за несовершенства самой методики или эмоционального волнения оцениваемого могут быть получены неадекватные данные. В необходимых случаях процедура оценки должна предусматривать конфиденциальность. Человеческое достоинство и человеческая судьба - ценности, существование и развитие которых нельзя ставить в зависимость от случайностей, ошибок или покушений со стороны аморальных людей во время оценки. Ряд актуальных специальных принципов оценки предлагает известный российский специалист по психологии управления профессор Е. С. Жариков: