Кадровое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание

Кадровое планирование - целенаправленная деятельность, ориентированная на предоставление рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии со способностями и склонностями работников и требованиями организации. Базой кадрового планирования являются анализ потребностей в персонале и изучение информации о производительности работающих и издержках на их содержание. В связи с дефицитом рабочей силы кадровое планирование стало во многих организациях интегрирующей составной частью предпринимательского планировани

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. Предмет процесса планирования персонала………………………..5
1.1 Определение предмета процесса кадрового планирования……..5
ГЛАВА 2. Стадии процесса кадрового планирования. Основные виды кадрового планирования……………………………………………………………….12
2.1. Четыре базисных шага в процессе кадрового планирования…..12
2.2 Виды кадрового планирования…………………………………...17
ГЛАВА 3. Исследования социально-психологической адаптации личности к условиям труда…………………………………………………………………..22
3.1. Психологические механизмы адаптации человека к деятельности в организации………………………………………………………………..22
3.2. Кризисы профессионального становления…………………...... 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….36

Работа состоит из  1 файл

Кадровое планирование.docx

— 346.97 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3 
ГЛАВА 1. Предмет процесса планирования персонала………………………..5 
                1.1 Определение предмета процесса кадрового планирования……..5 
ГЛАВА 2. Стадии процесса кадрового планирования. Основные виды кадрового планирования……………………………………………………………….12 
               2.1. Четыре базисных шага в процессе кадрового планирования…..12 
               2.2 Виды кадрового планирования…………………………………...17 
ГЛАВА 3. Исследования социально-психологической адаптации личности к условиям труда…………………………………………………………………..22 
               3.1. Психологические механизмы адаптации человека к деятельности в организации………………………………………………………………..22  
               3.2. Кризисы профессионального становления…………………...... 31 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34 
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….36  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Кадровое планирование - целенаправленная деятельность, ориентированная на предоставление рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии со способностями и склонностями работников и требованиями организации.         Базой кадрового планирования являются анализ потребностей в персонале и изучение информации о производительности работающих и издержках на их содержание.          В связи с дефицитом рабочей силы кадровое планирование стало во многих организациях интегрирующей составной частью предпринимательского планирования. Сегодня все большее число компаний выделяют как самостоятельный вид деятельности кадровых служб кадровое планирование, или планирование человеческих ресурсов.Происходящие изменения, связанные с необратимостью экономических реформ и движеним к здоровой конкуренции, заставляют организации России уделять значительное внимание долгосрочным аспектам кадровой политики, базирующейся на научно обоснованном планировании.          Поиск и обоснование теоретических концепций исследования адаптации личности/группы в новых условиях жизнедеятельности требует подробного рассмотрения состояния проблемы адаптации в социальной психологии, анализа содержания таких понятий, как «социально-психологическая адаптация», «социокультурная адаптация» «показатели и факторы адаптации» и др. Не претендуя на полный анализ и освещение указанных понятий, я остановлюсь на них лишь в той мере, в какой они помогут нам раскрыть вопрос о специфике адаптации личности/группы в новых условиях существования, в том числе и в новой социо- и этнокультурной среде.     Процесс адаптации человека к среде не может быть одноактным в силу множества обстоятельств (изменения с возрастом биологии человека, его личностного и профессионального развития, изменения стечением времени требований рабочего места, технологии работы, состава социальных групп, стадий развития организации и др.). Таким образом, актуальными являются и вопросы фазовости — периодов более и менее адекватного согласования индивидуальности человека и условий среды его жизнедеятельности.  Адаптацию можно рассматривать как динамический процесс постоянного приобретения и потери ресурсов взаимодействующих субъектов. В масштабе жизнедеятельности отдельного человека имеют место как процесс приобретения (профессионализм, мастерство, мудрость, самоактуализация, самоэффективность), так и параллельный процесс потери его ресурсов (профессиональная деформация личности, физические и психические заболевания).             Цель данной работы - исследовать процесс кадрового планирования, социально-психологическую адаптацию личности, группы в новой социо- и этнокультурной среде.

Задачи:                1.Изучить предмет процесса планирования персонала. 
2.Рассмотреть виды кадрового планирования              3.Исследовать психологические механизмы адаптации человека к деятельности в организации.              

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Предмет процесса планирования персонала.

1.1Определение предмета процесса кадрового планирования.

Сущность кадрового планирования заключается в создании условий  для предоставления людям рабочих  мест в нужный момент времени и  в необходимом количестве в соответствии с их способностями, склонностями и требованиями бизнеса. Рабочие места, с точки зрения производительности и мотивации, должны дать возможность работающим оптимальным образом развивать свои способности, повышать эффективность труда, отвечать требованиям создания достойных человека условий труда и обеспечения занятости.             Целью кадрового планирования является кратко-, средне- и долгосрочное определение потребностей в персонале, производимое в неразрывной количественной и качественной связи. Это включает в себя не только обоснование гарантии развития предприятия, но и гарантии его экономического роста. Эти цели достигаются за счет оптимальной структуры персонала и наиболее успешной реализации потенциала сотрудников и кадрового потенциала фирмы.           Планирование персонала (эквиваленты, встречающиеся в литературе - кадровое планирование, планирование рабочего состава предприятия) определяется как "процесс обеспечение организации необходимым количеством квалифицированного персонала, принятым на правильные должности в правильное время". По другому определению, планирование персонала - это "система подбора квалифицированных кадров, при использовании двух видов источников - внутренних (имеющиеся в организации служащие) и внешних (найденные или привлеченные из внешней среды), имеющего своей целью обеспечить потребности организации в необходимом количестве специалистов в конкретные временные рамки". Эти определения взяты из американских источников. А вот следующее – результат разработки наших, отечественных специалистов. “Кадровое планирование - это направленная деятельность организации по подготовке кадров, обеспечению пропорционального и динамичного развития персонала, расчету его профессионально - квалификационной структуры, определению общей и дополнительной потребности, контролю за его использованием”.       Как видно, зарубежные источники концентрируют внимание главным образом на планировании потребности организации в кадрах, тогда как отечественные принимают это лишь в качестве одного из видов кадрового планирования, выделяя кроме того еще ряд понятий (планирование использования персонала, планирование его обучения и так далее).     По-существу, каждая организация использует кадровое планирование, явно или неявно. Некоторые организации проделывают в этом плане серьезные исследования, другие ограничиваются поверхностным вниманием в отношении планирования персонала.        Как бы там ни было, но долговременный успех любой организации несомненно зависит от наличия необходимых служащих в необходимое время на правильно выбранных должностях. Организационные цели и стратегии достижения этих целей имеют значение лишь тогда, когда люди, обладающие требуемыми талантами и умением, занимаются достижением этих целей. Недобросовестно выполненное, и тем более - вовсе проигнорированное, кадровое планирование способно спровоцировать серьезные проблемы уже в самое короткое время. К примеру - ситуации из жизни некоторых американских компаний:

  • несмотря на отчаянные поиски, среднее звено управления одной компании, занимающееся разработкой новых технологий в сфере компьютерного производства, не было заполнено в течении более чем шести месяцев. Это сразу же отразилось на продуктивности компании.
  • в другой компании служащие, нанятые только девять месяцев назад, попали под непредвиденное сокращение.

Вряд ли реально выйти  на улицу и сразу найти человека, обладающего необходимыми характеристиками. С помощью же эффективного кадрового  планирования можно “заполнить”  вакантные позиции, а также и  уменьшить текучесть кадров, оценивая возможности карьеры специалистов в пределах компании.            Кадровое планирование должно дать ответы на следующие вопросы:

  • сколько работников, уровень квалификации. Когда и где будут необходимы (планирование потребности в персонале)?
  • каким образом можно привлечь необходимый и сократить излишний персонал, учитывая социальные аспекты (планирование привлечения или сокращения штатов)?
  • каким образом можно использовать работников в соответствии с их способностями (планирование использования кадров)?
  • каким образом можно целенаправленно содействовать повышению квалификации кадров и приспосабливать их знания к меняющимся требованиям (планирование кадрового развития)?
  • каких затрат потребуют планируемые кадровые мероприятия (расходы по содержанию персонала)?        Основные задачи кадрового планирования:
  • разработка процедуры кадрового планирования, согласованной с другими его видами,
  • увязка кадрового планирования с планированием организации в целом,
  • организация эффективного взаимодействия между плановой группой кадровой службы и плановым отделом организации,
  • проведение в жизнь решений, способствующих успешному осуществлению стратегии организации,
  • содействие организации в выявлении главных кадровых проблем и потребностей при стратегическом планировании,
  • улучшение обмена информацией по персоналу между всеми подразделениями организации.

Рис. 1. Процесс планирования человеческих ресурсов

Кадровое планирование включает в себя:

  • прогнозирование перспективных потребностей организации в персонале (по отдельным его категориям)
  • изучение рынка труда (рынка квалифицированной рабочей силы) и программы мероприятий по его «освоению»
  • анализ системы рабочих мест организации
  • разработка программ и мероприятий по развитию персонала.   При осуществлении кадрового планирования организация преследует следующие цели:
  • получить и удержать людей нужного качества и в нужном количестве,
  • наилучшим образом использовать потенциал своего персонала,
  • быть способной предвидеть проблемы, возникающие из-за возможного избытка или нехватки персонала.

Рис. 2. Цели и задачи кадрового планирования организации                 Процесс планирования должен обеспечивать:

  • определение цели организации;
  • определение предположений, допущений;
  • план действия в свете имеющихся ресурсов, включая обученный персонал.

Кадровое планирование способно оказать значительную поддержку  стратегическому процессу планирования при обеспечении средствами для  достижения желаемых результатов.       Распространенная ошибка при кадровом планировании - сосредоточиться на краткосрочных потребностях и не скоординировать их с долговременными планами организации. Сосредоточенность на краткосрочных потребностях - естественное следствие неинтегрирования кадрового планирования со стратегическим планированием. Этот подход почти всегда ведет к неожиданностям, которые вынуждают отдел кадрового планирования сконцентрироваться на краткосрочных кризисах (замкнутый круг).   Проблемы кадрового планирования обусловлены:

  • трудностью процесса планирования кадров, обусловленной сложностью прогнозирования трудового поведения, возможностью возникновения конфликтов и так далее. Возможности использования кадров в будущем и будущее отношение их к работе прогнозируется, если это вообще возможно, с высокой степенью неопределенности. В связи с этим в процессе планирования они представляют собой ненадежные элементы. К тому же участники организации сопротивляются тому, чтобы быть «объектами» планирования, не соглашаются с результатами планирования и реагируют на это так, что не исключается возможность возникновения конфликта.
  • Если при планировании в области маркетинга, инвестиций и так далее цели планирования затрагивают экономические аспекты, то при планировании кадров сюда добавляются компоненты социальной эффективности. Если в других областях можно оперировать количественными величинами (суммы денег), то данные при кадровом планировании носят преимущественно качественный характер (данные о способностях, оценки проделанной работы).

Итак, полностью эффективным  кадровое планирование является лишь в том случае, если оно интегрировано  в общий процесс планирования. В качестве интегрированной составной части планирование кадровое планирование имеет своей задачей предоставление работающим рабочих мест в нужный момент и в необходимом количестве в соответствии с их способностями и склонностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Стадии процесса кадрового планирования. Основные виды кадрового планирования.

2.1. Четыре базисных шага в процессе кадрового планирования.

Процесс кадрового планирования состоит из четырех базисных шагов:

  1. Определение воздействия организационных целей на подразделения организации;
  2. Определение будущих потребностей (необходимых квалификаций будущего персонала и общего числа служащих, которые требуются для достижения данной организацией поставленных целей);
  3. Определение дополнительной потребности в персонале при учете имеющихся кадров организации;
  4. Разработка конкретного плана действия по ликвидации потребностей в персонале.

Примем за основу первый вариант и рассмотрим подробнее  каждый из этапов кадрового планирования.         Определение влияния стратегических целей организации на отдельные ее подразделения.          Как подчеркивалось ранее, кадровое планирование должно базироваться на стратегических планах организации. Фактически это означает, что цели кадрового планирования должны быть производными от целей организации. Иными словами, специфические исходные требования в виде набора характеристик, которыми должны обладать служащие, должны быть определены исходя из целей организации в целом.       Процесс установки целей начинается с утверждения глобальной стратегической задачи, или миссии, которая определяет будущее организации. Все остальные цели сформулированы на ее основе. Она используются, чтобы установить краткосрочные (текущие) цели. Краткосрочные цели в основном имеют временной график и могут быть выражены в количественных характеристиках. Девизиональные и ведомственные цели являются производными из краткосрочных целей организации.        На ранних стадиях отдел кадров может влиять на установку цели в плане обеспечения информацией относительно имеющихся человеческих ресурсов. Ниже приведены некоторые предложения для интегрирования кадровых планов в стратегические планы организации.     Определение будущих потребностей.      После того, как организационные, девизиональные и ведомственные цели были установлены, необходимо произвести собственно постановку кадровой проблемы. Здесь как бы заключен вопрос: что необходимо производству с точки зрения его кадрового обеспечения? Параметры заданной производственной программы и организационная структура фирмы определяют требуемое количество рабочей силы. И ее качество (уровень знаний, опыта, навыков).            Разрабатывается как общая потребность в рабочей силе, так и потребности по отдельным должностям и специальностям. Чтобы не определять потребность конкретно по каждой узкой специализации, активно используется группировка по различным параметрам.        Здесь главное не рассматривать квалификации и способности представленных служащих, а определять квалификации и способности, которые требуются для достижения поставленной цели. Предположим, что цель промышленного отдела - повышение выпуска продукции определенного наименования на 10 %. Когда эта цель установлена, менеджер отдела должен определить, как это переводится в кадровые потребности. Хорошая точка старта здесь - сделать обзор текущего описания задания. Если это было сделано, менеджеры находятся в более адекватном положении, чтобы определять квалификацию и навыки работника(ков), необходимые для достижения цели.  И здесь менеджерам приходит на помощь ряд техник для анализа содержания работы. Это фотография рабочего места и проведение собеседования с теми работниками, которые сейчас выполняют эту (или подобную) работу. Остановимся на этих методах чуть подробнее.

Информация о работе Кадровое планирование