Кадровый менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:36, курсовая работа

Описание

Цель моей курсовой работы - рассмотреть особенности деятельности по управлению персоналом на различных стадиях жизненного цикла организации. Каждая организация проходит в своем развитии 4 стадии: формирование, интенсивный рост, стабилизация и кризис. Кроме того, организация может быть вовлечена в процесс поглощения другой организацией, или сама выступить инициатором поглощения какой-либо компании. В каждой из этих ситуаций менеджеры должны уметь правильно ориентироваться и правильно организовывать персонал.
Для того, чтобы раскрыть тему данной курсовой работы необходимо рассмотреть следующие задачи:
дать понятие кадрового менеджмента;
рассмотреть какие этапы включает в себя кадровый менеджмент;
определить стадии формирования организации;
узнать как происходит формирование кадровой службы;
выяснить как происходит преодоление кризиса в организации с помощью персонала.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
I. Понятие кадрового менеджмента………………………………………….. 5
II. Стадия формирования организации……………………………………….. 10
2.1. Задачи кадрового менеджмента на стадии формирования
организации…………………………………………………………………… . 10
2.2. Формирование кадровой службы………………………………………… 12
2.3. Система хранения и использования кадровой информации……………. 14
III. Стадия интенсивного роста…………………………………………………15
3.1. Основные задачи, решаемые службой по управлению персоналом ……15
3.2. Задачи управления на стадии интенсивного роста организации……….. 17
3.3. Управление персоналом в условиях быстрого роста на примере некоторых американских компаний…………………………………………... 19
IV. Стадия стабилизации организации……………………………………… 21
4.1. Задачи кадрового менеджмента на стадии стабилизации………………. 21
4.2. Преодоление кризиса в организации с помощью персонала…………… 23
Заключение……………………………………………………………………… 25
Список литературы…………………………………………………………… .. 27

Работа состоит из  1 файл

кадровый менеджмент курсовик.docx

— 54.34 Кб (Скачать документ)

 
                                      Министерство образования и науки РФ        

 

ГОУ ВПО «Сочинский государственный университет туризма  и курортного дела»

 

Филиал ГОУ  ВПО  «Сочинский государственный  университет туризма и курортного дела» в г. Нижний Новгород Нижегородской  области

 

                                       Факультет: менеджмент организации

 

                                                    Кафедра: менеджмента

 

Дисциплина: эффективный менеджмент и использование человеческих ресурсов

 

 

 

 

Курсовая работа

 

                                         

                                              «Кадровый менеджмент»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студенткa: 4курса,  ОФО

 группа: М-41-07

 Парфенычева Е.Г

                                   

 

 

Защищена 

Преподаватель: Кулагин Е.П.

                                 

Оценка_______________________________

 

Дата «____»__________  2011г.

Подпись преподавателя_________________

 

 

 

 

Дата поступления работы «___»____2011г.


 

 

 

 

Нижний Новгород

2010

 

 
                                                   Содержание 

Введение…………………………………………………………………………   3 
I. Понятие кадрового менеджмента…………………………………………..     5 
II. Стадия формирования организации……………………………………….. 10 
2.1. Задачи кадрового менеджмента на стадии формирования

организации…………………………………………………………………… .  10  
2.2. Формирование кадровой службы…………………………………………  12 
2.3. Система хранения и использования кадровой информации……………. 14 
III. Стадия интенсивного роста…………………………………………………15 
3.1. Основные задачи, решаемые службой по управлению персоналом ……15 
3.2. Задачи управления на стадии интенсивного роста организации……….. 17 
3.3. Управление персоналом в условиях быстрого роста на примере некоторых американских компаний…………………………………………... 19 
IV. Стадия стабилизации организации………………………………………    21 
4.1. Задачи кадрового менеджмента на стадии стабилизации………………. 21 
4.2. Преодоление кризиса в организации с помощью персонала…………… 23  
Заключение……………………………………………………………………… 25 
Список литературы…………………………………………………………… .. 27 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
                                                      Введение. 
          Каждая организация понимает происходящее внутри и вокруг нее события лишь через представления людей, ее составляющих. И, несмотря на то, что эти представления, как правило, трудно поддаются объяснению, они оказывают решающее влияние на те действия, которые люди предпринимают в различных ситуациях.

В то же время целостное  представление о закономерностях  функционирования организации практически  невозможно сложить, исходя из одного лишь знания об индивидуальных особенностей личности и/или анализа деятельности отдельных членов данной организации.             Содержание деятельности по управлению персоналом существенно детерминировано задачами, которые решаются организацией на разных стадиях ее развития. Те производственные процессы, которые идут в организации, требуют ее специфического кадрового обеспечения.         
             Персонал - один из главных приоритетов менеджмента. Зачастую, "менеджмент" трактуется именно как "управление людьми в организации", связующее звено между "интересами предприятия" и "интересами человека" именно поэтому тема данной курсовой работы актуальна в настоящее время. 
В целом, задачи управления персоналом можно свести к двум: как сформировать кадровый потенциал предприятия и как сделать труд этих "кадров" производительным. Причины неудовлетворенности руководителей работой своих подчиненных практически всегда лежат в неадекватном решении одной из этих задач. Однако, прежде чем осваивать какие-то уникальные методы управления или непрерывно менять сотрудников, надо задать себе достаточно простой вопрос: "А знают ли они точно, чего от них хотят?". 
                Цель моей курсовой работы - рассмотреть особенности деятельности по управлению персоналом на различных стадиях жизненного цикла организации. Каждая организация проходит в своем развитии 4 стадии: формирование, интенсивный рост, стабилизация и кризис. Кроме того, организация может быть вовлечена в процесс поглощения другой организацией, или сама выступить инициатором поглощения какой-либо компании. В каждой из этих ситуаций менеджеры должны уметь правильно ориентироваться и правильно организовывать персонал.

                Для того, чтобы раскрыть тему данной курсовой  работы необходимо рассмотреть следующие задачи:

  • дать  понятие кадрового менеджмента;
  • рассмотреть какие этапы включает в себя кадровый менеджмент;
  • определить стадии  формирования организации;
  • узнать как происходит формирование кадровой службы;
  • выяснить как происходит преодоление кризиса в организации с помощью персонала. 
            В качестве информационный источников я использовала научные пособия известных авторов, которые прославились как в России, так и зарубежном.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 I. Понятие кадрового менеджмента 
          При определении целей организации руководство должно определить необходимые ресурсы. Необходимость в деньгах, оборудовании и материалах является очевидной. Потребность в людях ничуть не меньше, чем все вышеперечисленное [2].  
Кадровый менеджмент включает в себя следующие этапы:  
1. Планирование ресурсов: разработка плана будущих потребностей в людских ресурсах. 
2. Набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям; 
3. Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора; 
4. Определение зарплаты и льгот: разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения , найма и сохранения служащих.  
5. Профориентация и адаптация: введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от него организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку; 
6. Обучение: разработка программ для обучения трудовым навыкам, требующимся для эффективного выполнения работы; 
7. Оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой деятельности и доведения ее до работника. 
8. Повышение, понижение, перевод, увольнение: разработка методов перемещения работников на должности с большой или меньшей ответственности, развития их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договоры найма; 
9. Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров. 
Я дам краткую характеристику каждого этапа. 
Кадровый менеджмент состоит прежде всего из планирования персонала. Процесс планирования включает в себя 3 этапа:  
- оценка наличных ресурсов (сколько человек занято выполнением одной операции и качество из труда); 
- оценка будущих потребностей (прогнозирование численности персонала, необходимого для реализации краткосрочных и перспективных целей);  
- разработка программы удовлетворения будущих потребностей (конкретный график и мероприятия по привлечению, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для реализации целей организации). 
       Для того, чтобы нанять соответствующих работников, руководство должно знать, какие задачи они будут выполнять во время работы и каковы личные и общественные характеристики этих работ. Эти знания получают посредством анализа содержания работы. Существует несколько способов такого анализа. Один из них - наблюдение за работником и формальное определение и регистрация всех выполняемых им задач и действий. Другой метод предусматривает сбор такой информации посредство собеседования с работником или его непосредственным начальником [5]. Третий метод заключается в том, что работника просят заполнить вопросник или дать описание работы и требований к ней. На основе полученной информации создается должностная инструкция, которая представляет собой перечень основных обязанностей, знаний и навыков, а также прав работника.  
Следующий этап - набор, заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности. Отбор может быть внешним (публикация объявлений в газете, обращение в агентствам и фирмам, направление людей на специальные курсы) и внутренним (продвижение работников по службе внутри организации). Второй вариант обходится дешевле[5]. Хорошим методом является и обращение к своим работникам с просьбой порекомендовать на работу их друзей или знакомых (практикуется за рубежом, например, в США).  
          Отбор кадров - это этап, на котором руководство выбирает наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора. К трем наиболее широко применяемым методам сбора информации, требующейся для принятия решения при отборе, относятся испытания, собеседования и центры оценки [4].  
            Испытания - это измерение способности выполнения задач, связанных с предполагаемой работой. Другой вид испытаний - оценка интеллекта, заинтересованности, энергичности, уверенности в себе, то есть психологических характеристик.  
В центрах оценки оценивается способность человека к выполнению связанных с работой задач методами моделирования (например, человека на несколько часов ставят в роль управляющего гипотетической компании). Исследования показали, что центры оценки являются отличным средством для прогнозирования рабочих качеств кандидатов, но такой способ дорог и доступен только крупным преуспевающим фирмам [7].  
Собеседования являются наиболее широко применяемым методом отбора кадров. Даже работников неуправленческого состава редко принимают на работу без хотя бы одного собеседования. Подбор руководителя высокого класса требует десятков собеседований. Вместе с тем, исследователи выявили целый ряд проблем, которые снижают эффективность собеседования. Например, существует тенденция принятия решения о кандидате на основе первого впечатления. Или же тенденция оценивать кандидата в сравнении с лицом, с которым проводилось собеседование перед ним. Кроме того, проводящие интервью зачастую отдают пальму первенства людям, похожим на них по внешнему виду, социальному положению и манерам[8].  
              Исследования показывают, что вознаграждения, такие, как заработная плата и льготы, влияют на решения людей о поступлении на работу, прогулы, решения о том, сколько они должны производить и т.д. Льготы не менее важны, чем зарплата [5].  
Согласно современной концепции кадрового менеджмента, набор людей является лишь началом кадровой работы. Следующая ступень - это профориентация и адаптация в коллективе. Каждый человек - это личность , а организация - общественная система. Когда человек переходит с одной работы на другую, у него вырабатывается новое отношение к работе. Это называется социальной адаптацией. Организация использует ряд способов, и официальных, и неофициальных, для того, чтобы человек быстрее адаптировался[5].  
             Подготовка кадров очень важна, так как организации имеют постоянную потребность в обеспечении высокой производительности труда работников. Многие организации при этом заботятся об общем качестве трудовых ресурсов. Подготовка кадров представляет собой обучение работников навыкам, позволяющим поднять производительность их труда. Основные требования, обеспечивающие эффективность обучения, сводятся к следующему:  
- для обучения нужна мотивация. Люди должны понимать цели программы, каким образом обучение повысит производительность и их собственное удовлетворение работой[4]. 
- Руководство должно создать климат, благоприятствующий обучению. 
- Если навыки, приобретаемые посредством обучения, являются сложными, то процесс обучения следует разбить на последовательные этапы. Участник программы должен иметь возможность отработать на практике навыки, приобретенные на каждом этапе обучения и только потом двигаться дальше.  
- Учащиеся должны почувствовать обратную связь по отношению к результатам обучения, необходимо обеспечить положительное закрепление пройденного материала. 
Оценка трудовой деятельности - следующий шаг после того, как человек адаптировался в коллективе и получил необходимую практику для выполнения своей работы[9]. Оценка результатов деятельности может служить трем целям: административной, информационной и мотивационной.        Административные функции - повышение или понижение по службе, перевод или прекращение договора. Информационные функции - для того, чтобы информировать людей об относительном уровне их работы. Понятно, что хорошая оценка труда служит важным средством мотивации.  
Наконец, подготовка руководящих кадров ведется для того, чтобы руководящие работники овладели умениями и навыками, необходимыми для реализации целей организации. [6]

Методы подготовки - организация  лекций, дискуссий в составе небольших  групп, разбора конкретных деловых  ситуаций, чтения литературы, деловых  игр, а также курсы и семинары по проблемам управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              II. Стадия формирования организации.

              2.1. Задачи кадрового менеджмента на стадии формирования

                                                      организации 
          Основная задача на этом этапе - поиск товара, который сможет найти свой рынок, своего потребителя и обеспечить достаточный источник поступления средств для существования организации. [7]Однако не всегда молодая организация обладает достаточными ресурсами для начала своего дела. Именно поэтому на стадии формирования существенным становится вопрос поиска источника инвестиций, способов привлечения средств. Для этого организация должна показать потенциальным инвесторам привлекательность предложения, обоснованность инвестиций, вероятность возврата вложенных средств. Одним из способов, который, с одной стороны, может помочь самому руководству сформулировать представление о стратегии и этапах развития организации, а с другой стороны, представить проект потенциальным инвесторам, является бизнес-план. 
Если удается найти достаточное количество ресурсов для начала работы, руководство сталкивается с проблемой кадрового и материально-технического обеспечения производства. Необходимо привлечь новый персонал или провести переориентацию части персонала с подготовки проекта к реализации его в производственной деятельности. 
Задачи кадровой службы - направления кадровой работы, представление о целях работы с персоналом, конкретизированные с учетом конкретных условий существования организации[7]. 
Необходимо отметить, что такой кадровой службы нет в 99,9 % вновь создаваемых организаций. Слишком велик дефицит средств, слишком далеки "отцы - основатели" от формальной атмосферы и тех задач, которые необходимо решать в области работы с персоналом, чтобы создать такого рода подразделение. 
           Необходимо рассчитать затраты , в том числе и на набор, обучение персонала, оплату труда. Для выбора места дислокации предприятия, разработки систем оплаты необходимо провести анализ рынка труда и рынка профессий. Для формирования кадрового состава важно сформулировать требования к будущим работникам, найти источники наименее затратного привлечения персонала и его адаптации[5].  
Однако менее всего на стадии формирования обращается внимание на создание самой системы работы с персоналом, формирование корпоративных принципов, а просто системы работы с кадровой документацией. Обычно осознание необходимости кадровой формализации, определения кадровой работы, создания систем хранения информации приходит много позже, в тот момент, когда количество информации превышает мыслимые объемы, когда что-то найти становится определенной проблемой, и когда, к сожалению, кадровая информация теряет свое свойство информации, с ней нельзя работать в период подготовки и оценки управленческих решений[3].  
Основные задачи по управлению персоналом на данном этапе: 
Подготовка организационного проекта: 
- проектирование организационной структуры; 
- расчет потребностей в персонале; 
- анализ кадровой ситуации регионе;  
- разработка системы стимулирования труда. 
Формирование кадрового состава: 
- анализ деятельности и формирование критериев отбора кандидатов; 
- определение сегмента рынка рабочей силы, из которой целесообразно проводить набор. 
Разработка системы и принципов кадровой работы.  
- формирование кадровой политики и плана кадровых мероприятий; 
- формирование самой кадровой службы (организационной структуры, набор состава); 
- разработка систем сбора, хранения и использования кадровой информации. 

 

 

                         2.2. Формирование кадровой службы.             

  Поскольку кадровая служба призвана обеспечить человеческую составляющую работы фирмы, что служит важной гарантией эффективности деятельности организации, то среди наиболее значимых ее задач можно отметить: 
- помощь фирме в достижении ее целей; 
- эффективное использование мастерства и возможностей работников; 
- обеспечение фирмы высококвалифицированными и заинтересованными служащими; 
- стремление к наиболее полному удовлетворению служащих своей работой, к их наиболее полному самовыражению; 
- развитие и поддержание на высоким уровне качества жизни, которое делает желанной работу в этой фирме; 
- связь управления персоналом со всеми служащими; 
- помощь в сохранении хорошего морального климата; 
- управление движением к взаимной выгоде индивидов, групп предприятий, общества. 
         Можно выделить две структуры управления персоналом в организации.  
Штабная структура - специалисты отделов по управлению персоналом, занимающиеся разработкой принципов работы с персоналом организации, конкретных программ и организацией кадровых мероприятий (менеджеры по персоналу)[6]. 
Линейная структура - менеджеры-практики, реализующие конкретные функции работы с персоналом в ходе выполнения собственных управленческих функций (линейные менеджеры). Для того, чтобы иметь возможность реализовывать различные направления кадровой работы на уровне конкретных подразделений, структуры управления персоналом создают разветвленную сеть[5].  
Что надо учитывать при проектировании структуры управления персоналом в первую очередь? 
1. уровень, на котором предполагается реализовывать управление персоналом. 
- Либо это станет предметом заботы и учета на высшем корпоративном уровне, и мы сможем говорить о корпоративном управлении персоналом. 
- Либо это будет вменено только в обязанность среднему уровню и тогда мы сможем говорить об организации работы с персоналом, которую будет проводить руководитель кадрового подразделения вместе с линейными менеджерами.  
- Либо в организации речь будет идти об исполнительском уровне управления персоналом, что, как правило, выражается или в кадровой работе (документировании трудовых отношений), или в решении отдельных проблем (разрешения конфликтных ситуаций, наборе персонала), и тогда мы будем говорить об уровне исполнителей - сотрудников кадровых подразделений (как правило, отдела кадров в традиционном представлении).  
2. Штат службы управления персоналом. Даже в самых больших корпорациях непосредственно в службах управления персоналом работает не более 150 человек. В среднем 1 специалист приходится на 200 занятых. 
Более точно количество сотрудников (Ч), необходимых для выполнения работ по комплектованию и учету кадров, можно рассчитать по формуле:  
Ч = Т1*К1 / Фп , 
Где Т1 - суммарная трудоемкость затрат, рассчитанных по типовым нормам за год (квартал), ч;  
К1 - численность персонала; 
Фп - фонд оплаты труда. 
Штат служб управления персоналом для некоторых типов предприятия. 
Следует учитывать, что существуют еще и национальные нормы расчета соотношения числа сотрудников кадровых служб и персонала. Так, в России на одного сотрудника кадровой службы приходится 50 - 100 человек, в Германии - 130 - 150 чел., во Франции - 130, В США - 100, в Японии - 40 чел.

Информация о работе Кадровый менеджмент