Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:55, курсовая работа
Проблема формирования кадрового потенциала возникла одновременно с созданием самих предприятий. Развитие промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи, военного производства объективно привели к необходимости тщательного исследования вопросов обеспечения организаций соответствующими кадрами. Во всех промышленно развитых странах, в том числе и в России, разрабатывались научные подходы к решению кадровых проблем на основе рекомендаций и экспериментов экономистов, психологов, социологов, юристов и других специалистов.
Введение ………………………………………………………………………… 3
1 Развитие научного подхода к управлению кадровым потенциалом ………. 4
2 Взаимосвязь понятий трудовые ресурсы, персонал и кадры ……………… 9
3 Состав кадров организации ………………………………………….……….. 11
4 Понятие и оценка кадрового потенциала работника ………………………. 13
5 Понятие и цели кадрового потенциала организации ………………………. 16
6 Управление развитием кадрового потенциала ……………………………… 18
7 Методы развития кадрового потенциала ……………………………………. 19
Заключение ……………………………………………………………………… 25
Список используемых литературных источников ……………
Курсовая работа
по дисциплине: «Основы менеджмента»
на тему: «Кадровый потенциал организации»
Содержание
Введение ………………………………………………………………………… 3
1 Развитие научного подхода к управлению кадровым потенциалом ………. 4
2 Взаимосвязь понятий трудовые ресурсы, персонал и кадры ……………… 9
3 Состав кадров организации ………………………………………….……….. 11
4 Понятие и оценка кадрового потенциала работника ………………………. 13
5 Понятие и цели кадрового
потенциала организации …………………
6 Управление развитием
7 Методы развития кадрового потенциала ……………………………………. 19
Заключение ……………………………………………………………………… 25
Список используемых литературных источников ………………………….. 26
Введение
Проблема
формирования кадрового потенциала
возникла одновременно с созданием
самих предприятий. Развитие промышленности,
строительства, сельского хозяйства,
транспорта, связи, военного производства
объективно привели к необходимости
тщательного исследования вопросов
обеспечения организаций
Кадровый потенциал является неотъемлемым элементом системы управления предприятием. Его уровень зависит от взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер по формированию, распределению, перераспределению рабочей силы на уровне предприятия, от создания условий для использования и развития трудового потенциала каждого работника. Кадровый потенциал формируется государством и дирекцией предприятия и находит конкретное выражение в виде квалифицированных кадров по всем функциям управления.
Тема курсовой работы звучит так: «Кадровый потенциал организации», то есть основной задачей является изучение теоретических основ и определения методов формирования кадрового потенциала в рамках дисциплины «Основы менеджмента».
Для достижения поставленных целей необходимо исследовать ряд научных источников и периодических изданий, раскрывающих тему курсовой работы, дать основные понятия, структуру и методы формирования кадрового потенциала.
Потребности производства привели к возникновению специальных подразделений - отделов кадров, которые в современных условиях перерастают в управления кадрами, а в ряде западных фирм - в крупных корпорациях - в службы управления человеческими ресурсами. Возглавляют такие службы, как правило, вице-президенты корпораций, наделенные большими правами, иногда наравне с высшим руководством.
В науке и практике управления в современных условиях выделилось отдельное направление - кадровый менеджмент. Управляющие кадровыми вопросами должны знать, понимать и использовать информацию по широкому кругу проблем. К ним относятся: демография; уровень и образ жизни населения; возможности найма; отбор, профессиональная подготовка и расстановка кадров; их ротация; безопасность труда; системы оплаты и поощрения; начисление пенсий и предоставление льгот и пособий; порядок приема и увольнения работников; забота о здоровье и др.
Еще в
конце 50-х годов теоретики
Однако в 60-е и особенно в 70-е гг. стало ясно, что на Востоке, в Японии, создана и показала явные преимущества перед американской своя система работы с кадровым потенциалом предприятий. Американский теоретик У. Оучи в начале 80-х гг. изучил этот подход и представил его в виде теории "Z". Согласно этой теории управления, японские менеджеры на практике руководствуются следующими основными положениями:
Такой подход
к управлению кадрами в Японии
позволил раскрыть их возможности наиболее
полно и вместе с целой системой
экономических и других мер, в
условиях почти полного отсутствия
военного производства осуществить
прорыв в разряд передовых стран
мира. Темпы роста годового объема
промышленного производства и роста
производительности труда в эти
годы значительно опережали
Применить
такой подход к кадрам в американской
и западно-европейской
В России
на разных этапах развития общественного
производства подход к кадровому
потенциалу был обусловлен внутренними
возможностями и
В 30-е гг. партия выдвинула новый лозунг - "кадры решают все". Молодежь и люди среднего поколения взялись за книги и тетради. Учились в вузах и втузах, техникумах и ремесленных училищах, на курсах при МТС, в ОСОВИАХИМЕ, аэроклубах, непосредственно на предприятиях и в мастерских.
Административно-командная
система управления в этом направлении
действовала безукоризненно. Все
осуществлялось на основе плана, при
строгом отборе по классовому и иным
признакам, с обязательной системой
распределения и определенным сроком
отработки по полученной специальности
и т.д. В результате уже к началу
40-х гг. народное хозяйство страны
располагало собственным
При всем положительном, что было достигнуто в тот период, нельзя не видеть и ряда негативных сторон деятельности государственных органов. Массовые чистки, поиск врагов народа, гонения на буржуазных спецов, доносы и аресты, репрессии и физическое уничтожение видных ученых и практиков высших руководящих военных кадров, реабилитированных впоследствии, как правило, посмертно, ограничения по национальному и другим признакам не способствовали успеху дела.
После Великой
Отечественной войны работе с
кадрами придается все большее
значение, руководство страны стало
прибегать к рекомендациям
Мощнейший
кадровый потенциал промышленных предприятий,
научных организаций и учебных
заведений тем не менее использовался
не полностью, зачастую работал вхолостую,
растрачивался неэффективно, люди не
были экономически заинтересованы в
повышении производительности труда.
Административно-командная
Нарастающие
трудности в экономике, дефицит
сырья, энергии, финансов, продовольствия
при наличии их громадных потенциальных
запасов требовали новых
Также в начале 90-х гг. в ряде высших учебных заведений в рамках специальности «Менеджмент» была открыта специализация «Управление персоналом». Появились первые кафедры управления персоналом, которые стали готовить специалистов служб управления кадрами для предприятий сферы материального производства. [2]
Во всех
промышленно развитых странах выделяются
и затрачиваются значительные средства
на переподготовку, повышение квалификации
и создание "человеческих" условий
на производстве. Лучше организуется
отдых работников, молодым сотрудникам
после окончания учебных
На основе
рекомендаций служб человеческих ресурсов
частные и государственные
Такую деятельность
по осуществлению кадровой политики
и обеспечению предприятий
Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги. К трудовым ресурсам относятся люди как занятые в экономике, так и не занятые, но способные трудиться. Необходимые для осуществления полезной деятельности психофизиологические и интеллектуальные качества человека зависят от возраста, который выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего населения собственно трудовые ресурсы. Согласно сложившейся статистической практике трудовые ресурсы состоят из трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте и работающих в экономике страны граждан моложе и старше трудоспособного возраста.
Определенную часть людей трудоспособного возраста составляют те, кто никогда не работал или перестал работать из-за плохого здоровья. Речь идет об инвалидах I и II групп, которых государство обеспечивает пенсией. Однако некоторые из этой группы населения, особенно в случаях, когда на производствах создаются приемлемые условия, трудятся. Поэтому к трудоспособному на- селению в трудоспособном возрасте относятся граждане этого возраста, за исключением неработающих инвалидов I и II групп.