Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 09:23, контрольная работа
Автор данной работы ставит перед собой следующую цель – исследовать и проанализировать классический менеджмент в антикризисном управлении.
В ходе выполнения данной работы автору необходимо решить следующие задачи:
изучить операционно – административную школу;
рассмотреть школу человеческих отношений и поведений;
исследовать количественную школу;
Введение………………………………………………………………………….
1. Операционно-административная школа…………………………………
2. Школа человеческих отношений и поведений………………………….
3. Количественная школа……………………………………………………
4. Системно-ситуационная школа…………………………………………..
5. Школа организационной культуры………………………………………
6. Процессуальная школа……………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………...
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 | |
1. |
Операционно-административная школа………………………………… |
4 |
2. |
Школа человеческих отношений и поведений…………………………. |
6 |
3. |
Количественная школа………………………… |
8 |
4. |
Системно-ситуационная школа………………………………………….. |
10 |
5. |
Школа организационной культуры……………………………………… |
12 |
6. |
Процессуальная школа………………………… |
13 |
Заключение…………………………………………………… |
14 | |
Список литературы…………………………………………………… |
15 |
Введение
Антикризисное управление представляет собой совокупность форм и методов для решения управленческих задач, сформировавшихся и выкристаллизовавшихся за годы развития менеджмента как науки и практики. Наиболее рельефно в нем проявляется ситуационный подход. Это объясняется высокой изменчивостью во времени и пространстве состояния внутренней и внешней среды кризисной организации. Основной отличительной особенностью конкретной ситуации является ее реальность (а не гипотетичность). В этом - одно из ситуационных отличий специального антикризисного управления от общего управления организацией.
В современном антикризисном менеджменте наиболее рельефно представлены следующие концептуальные направления, или управленческие школы:
1) операционно-административная; 2) человеческих отношений и поведений; 3) количественная; 4) системно-ситуационная; 5) организационной культуры; 6) процессуальная.
Каждое из выше названных концептуальных направлений специфицируется центральной управленческой проблемой и формами ее решения.
Автор данной работы ставит перед собой следующую цель – исследовать и проанализировать классический менеджмент в антикризисном управлении.
В ходе выполнения данной работы автору необходимо решить следующие задачи:
1. Операционно - административная школа
Основоположники теории управления операциями и теории администрирования Фредерик Тейлор (1856 - 1915) и Анри Файоль основное внимание своей научно-практической мысли сосредоточили на поиске оптимизационного механизма внутрифирменной организации: первый - на уровне линейного персонала, второй - на уровне администрации фирмы - Операционно-организационные рекомендации Ф. Тейлора и принципы управления А. Файоля находят применение и в современном менеджменте.
Для антикризисного управления производственной деятельностью на внутрифирменном уровне актуальны следующие выводы и рекомендации Ф. Тейлора:
1) менеджмент способен
максимизировать
2) производительность
труда оказывает решающее
3) применение научных методов является важнейшим условием развития менеджмента (применительно к антикризисному управлению этот постулат формулируется в виде требования научного подхода к анализу динамических процессов в кризисной организации, к составлению перспективной модели ее равновесного состояния и разработке обеспечивающих механизмов);
4) организация выиграет, если в ней каждая группа работников сосредоточится на том, что она умеет делать наиболее успешно (в условиях организационного стресса у руководителей нет запаса времени на переподготовку кадров, поэтому наименее затратным средством повышения эффективности может стать распределение задач между работниками таким образом, чтобы каждый сосредоточился на тех функциях, с которыми он справляется наиболее успешно);
5) награда должна следовать очень быстро за выполнением работы (в кризисной организации, несмотря на крайнюю ограниченность денежных ресурсов, следование этому правилу имеет особое значение, поскольку в противном случае не удастся ни сформировать доверяющую команду, ни решить наиболее острые практические задачи);
6) там, где это не вредит делу, надо идти на уступки рабочим, так как уступки - это тоже награда (в условиях организационного стресса одной из центральных задач руководства становится сплочение трудового коллектива, обеспечение сотрудничества управляющих и рабочих. Одним из средств сглаживания противостояний могут стать порционированные уступки отдельным требованиям рядовых инженеров, техников, рабочих).
Общепризнанным автором теории администрирования считается А.Файоль. Применительно к антикризисному менеджменту концепция администрирования предлагает исследовать деятельность всей кризисной организации (а не ее фрагментов - как это проявляется в тейлоровском подходе) с точки зрения широкой перспективы и на этой основе разрабатывать принципы управления, обеспечивающие достижение искомого результата - выхода из кризиса.
2. Школа человеческих отношений и поведений
Это научное направление, сформировавшееся в 30 - 50-е годы XX в., подвергло критике концепцию «экономического человека» (учение Тейлора -Файоля) как центрального объекта стимулирования полезной деятельности и обосновало необходимость анализа в процессе труда психологической деятельности индивидов.
Первые широкие исследования психологических факторов в процессе производства связывают с работами Гуго Мюнстерберга; (1863 - 1916), которого считают основоположником промышленной психологии, психотехники. В наиболее полном виде концепция использования человеческих отношений в формировании коллективов и мотивации их деятельности получила отражение в работах Джорджа Элтона Мэйо (1880 - 1949).
На основании многолетних (1927-1939) исследований психофизических процессов в многотысячном коллективе завода телеграфных аппаратов в г. Хоторне (штат Иллинойс) Дж. Э. Мэйо, Ф. Ретлисбергер и другие сформировали специальную философию менеджмента - «систему человеческих отношений». Эксперименты показали, что на трудовую деятельность сильно влияют отношения в небольших неформальных группах.
В современном антикризисном
Управление типа X. Основывается на том, что человек избегает работу, не желает брать на себя ответственность и предпочитает, чтобы им управляли. В таких оценках персонала антикризисный менеджмент должен базироваться на жестком принуждении к работе и назначении авторитарных руководителей на разных этажах управленческой структуры.
Управление типа Y. Строится на том, что выполняемая работа представляет для человека естественную потребность, он способен к самоконтролю и его ответственность по отношению к организации зависит от вознаграждения.
Естественно, что в реальном менеджменте нет в чистом виде ни системы типа X, ни системы типа Y.
Значительный вклад в развитие теории мотивации на основе поведенческой концепции внес Абрахам Маслоу (1908 - 1970). Предложенная им «пирамида потребностей» (Пирамида Маслоу) базируется на следующих трех постулатах:
1) люди постоянно нуждаются, и их потребности никогда не могут быть удовлетворены;
2) неудовлетворенность
потребностей побуждает к
3) существует определенная иерархия потребностей, обусловленная объективными и личностными факторами.
Потребности двух нижних уровней А.Маслоу называл дефицитными, а трех верхних – роста (рис. 1). [3, с.34] Через Пирамиду Маслоу кризисную организацию можно представить в двух основных состояниях: 1) выживание; 2) развитие. Таким образом, школа человеческих отношений и поведений дает интересный инструментарий для исследования проблем и решения прикладных задач антикризисного управления. Многие сформировавшиеся в рамках этого научного направления теоретические выводы и рекомендации имеют актуальность для современного менеджмента.
Потребность в самовыражении
Потребность в признании
Социальные потребности
Потребность в безопасности
Физиологические потребности
Рис. 1. Пирамида Маслоу
3. Количественная школа
Бурное развитие математического аппарата, электронно-вычислительной техники, с одной стороны, и усложнение экономических систем - с другой, вынесли на повестку дня проблему использования количественных методов расчетов в проектировании и обеспечении функционирования хозяйственных организаций микро- и макроуровня Экономико-математические расчеты в оценке кризисной ситуации и составлении многовариантной вероятностной картины ее развития представляют особенную ценность для антикризисного управления, где предъявляются наиболее высокие требования к быстроте принятия решений (естественно, без ущерба их качеству).
Зарождение количественной школы обычно относят к 50 - 60-м годам XX в., когда в мире получило активное развитие экономико-математическое моделирование. В числе первооткрывателей этого научного направления в менеджменте называют американских профессоров В. Леонтьева, Дж. Марча и X. Саймона. В России математические концепции управления получили развитие в работах академиков Л.В. Канторовича, С.С. Шаталина, Н.Я.Петракова и др.
Компьютеризация сбора и обработки управленческой информации представляет собой один из основных инструментов антикризисного менеджмента. В нем находят наиболее широкое применение следующие положения и приемы количественной школы:
1) экономико-математический анализ генезиса событий в кризисной организации;
2) методы количественных
измерений в оценке
3) экономико-математическое моделирование развития кризисной ситуации;
4) разделение процесса разработки решений на серию последовательных шагов («дерево целей»).
Процесс принятия решений на основе количественных методов состоит из следующих этапов:
1 этап - определение границ
и критериев. Для решения
2 этап - выявление альтернатив.
Его суть заключается в
3 этап - сравнение альтернатив. Практика показывает, что эффективность такой работы выше там, где разработка, изобретение альтернативных вариантов решения и их оценка осуществляются разными исполнителями. В этом случае оценщики всецело сосредоточиваются на интересах фирмы, и их не затрагивают амбициозные интересы разработчиков идей. Сложность задачи сравнения вариантов обусловлена наличием, как правило, нескольких оценочных критериев.
4 этап - выбор. В кризисной
ситуации резко возрастает
Информация о работе Классический менеджмент в антикризисном управлении