Автор работы: Оля Бататина, 06 Августа 2010 в 16:10, контрольная работа
Любое производство связано с определенными рисками – финансовыми, природно-естественными, экологическими, политическими, транспортными, имущественными, производственными, торговыми, коммерческими, инвестиционными, рисками, связанными с покупательной способностью денег, инфляционными и дефляционными, валютными, рисками ликвидности, упущенной выгоды, снижения доходности, прямых финансовых потерь, процентными, кредитными, биржевыми, селективными.
Введение………………………………………………………………………3
1.Классификации рисков…………………………………………………......4-8
2.Общие понятия управления рисками…………………………………..….9-13
3.Системный подход в управлении рисками…………………………….…14-19
4.Финансовое управление рисками……………………………………..…..20-23
Заключение ……………………………………………………………...……24
Список литературы……………………………………………………………25
Нефондовое страхование - это замкнутые отношения между участниками коммерческой сделки или проекта по уменьшению возможного ущерба за счет снижения уязвимости объектов риска посредством специально разработанных финансовых инструментов, видов сделок, исполнения ролей и др.
При этом представляется возможным считать, что если фондовое страхование - это порождение защитной функции риска, то нефондовое страхование - это порождение конструктивной стимулирующей функции риска.
Фондовое страхование экономически более целесообразно, если меры по предупреждению и снижению риска недостаточно эффективны и(или) дороги.
Страхованием (фондовым страхованием) называют перераспределительные замкнутые отношения участников договора страхования в денежной форме по поводу компенсации ущерба. Самострахование - принятие риска на себя, создание субъектом риска специального фонда для возмещения вероятного убытка.
Поглощением риска называют принятие его без дополнительных мер предупреждения, снижения или страхования.
Необходимо делать принципиальное отличие между самострахованием и отказом от страхования без принятия каких бы то ни было мер (поглощением риска). Часто на поглощение риска идут, если крупное государственное или муниципальное предприятие имеет возможность включить большую часть убытков в текущие расходы.
Поглощение риска характерно для современной социально-экономической ситуации в России по следующим основным причинам:
- отсутствия финансовых ресурсов для страхования как у юридических, так и у физических лиц;
-
относительной ненадежности
Это обстоятельства делают для предпринимателей управление риском особенно актуальным. Управление риском должно рассматриваться на иерархических уровнях: государства и его подсистем (политической, социальной, региональной, отраслевой), финансово-промышленных групп и холдингов, предприятий, семьи и гражданина.
Процесс управление рисками включает целеполагание, маркетинг, менеджмент.
Риск-целеполагание при управлении рисками - процесс и результат выбора наилучшей цели в управлении риском с учетов располагаемых ресурсов и ограничений текущей социально-экономической, рыночной ситуации.
Риск-маркетинг - выбор методов и инструментов управления рисками при определенных целях управления с учетом реально существующих ограничений на использование конструктивных, технологических, организационных (охрана труда и техника безопасности), финансовых инструментов доступных для субъекта риска в конкретной ситуации.
Риск-менеджмент - поддержание баланса между ресурсами, людьми, целями в процессе достижения определенных риск-целей с использованием найденных в процессе риск-маркетинга конструктивных, технологических, организационных (охрана труда и техника безопасности), финансовых инструментов.
Риск-менеджмент как и любой менеджмент, должен включать планирование, мотивацию, организацию и контроль.
Важно помнить, что управление рисками одновременно является как наукой, так и искусством. Чем более оригинальным является проект, тем выше роль искусства в управлении рисками. Поэтому эффективность управления рисками может быть повышена не только за счет применения научных методов, но и творческих удач субъекта риска.
Существенным для управления рисками является и то обстоятельство, что субъект, а иногда и объект такого управления, как правило, находится в стрессовом состоянии.
Управление
рисками возможно как в направлении
увеличения возможного выигрыша, так и
в направлении снижения возможного проигрыша.
Методы увеличения возможного выигрыша
в настоящей книге не рассматриваются,
как и вопросы противопожарной безопасности
и техники безопасности, охраны (физической
защиты сотрудников и имущества), охраны
труда, управления конфликтами.
3.Системный
подход в управлении
рисками.
В связи с усложнением условий производственно-хозяйственной деятельности, нарастающим многообразием источников и возможных последствий риска их необходимо рассматривать в системной связи с другими факторами и параметрами хозяйственной и производственной деятельности субъектов рынка.
Необходимость
системного подхода связана и
с ростом расходов на контроль и
управление рисками на всех иерархических
уровнях (государство, предприятие, индивидуум).
Эти расходы снижают
Системный подход в управлении рисками основывается на том, что все явления и процессы рассматриваются в их системной связи, учитывается влияние отдельных элементов и решений на систему в целом. Системный подход может находить свое выражение в том, что:
1)
целью обеспечения
2) риски (различной физической природы и имеющие различные источники), связанные с одним объектом или операцией, рассматриваются как единый комплекс факторов, влияющих на эффективность и расход ресурсов. 3) рассматривается связь управления рисками с эффективностью систем и расходом ресурсов на нескольких иерархических уровнях: государство; территория; финансово-промышленная группа или холдинг; предприятие или предприниматель без образования юридического лица; семья и гражданин. Речь идет о том, что должен соблюдаться баланс и предусматриваться возможность создания или выделения необходимых для управления риском резервных ресурсов на различных иерархических уровнях. Если будет отдаваться приоритет управлению рисками только на одном из иерархических уровней, то это снизит безопасность в системы управления рисками в государстве в целом;
4)
как некоторая единая система
рассматриваются мероприятия
5) мероприятия по подготовке, проведению, расчетам, учету операции (сделки) формируются и рассматриваются таким образом, чтобы разумно снизить риски этой операции. Например, при подготовке операции необходимо убедиться в состоятельности партнеров, выделить в условиях сделки положения снижающие риск (вплоть до применения приемов нефондового страхования - специальных видов сделок - аккредитив, факторинг, лизинг и др.); при проведении сделки нужно уделить особое внимание транспортным рискам; при проведении расчетов исследуются факторы способные повлиять на возможность отказа от платежа и его своевременность; на этапе учета важно правильно отразить полученные финансовые результаты и др.;
6)
разрабатывается комплекс
7) определяется множество (совокупность) действий объединенных целью повышения безопасности деятельности за счет использования ограниченного объема ресурсов, распределенных во времени и пространстве, рассматривают операции по предупреждению, снижению, страхованию и поглощению различных по своей природе рисков. Речь идет о том, что каждая из существующих альтернативных возможностей по использованию некоторых ограниченных ресурсов на предупреждение (исключение) риска, его ограничение (контроль) или страхование рисков имеет свое отношение «эффективность /затраты». Поэтому важно определить, какая из альтернатив даст больший эффект в конкретной ситуации, и использовать именно эти наиболее эффективные действия или их комбинацию;
8)
некоторое множество взаимосвязанных
элементов рассматривают как систему
управления рисками с использованием:
законодательных мер; экономического
и финансового воздействия;
конструктивных и технологических
решений; организационных мер
(техника безопасности и
охрана труда), природоохранных
мероприятий. Для государства
важно обеспечить баланс и
эффективность разносторонних
действий по снижению
рисков деятельности. Для
этого законодательно запрещают
определенные опасные и
вредные для общества
виды деятельности (например,
производство и захоронение
особо опасных веществ), лицензируется
определенная деятельность и др.
Одновременно и параллельно
с этим государство,
местные органы власти устанавливают
специальные налоги (например, налог
на воспроизводство минерально-сырьевой
базы), создают и
руководят деятельностью различного
рода санитарно-эпидемиологических,
9)
рационально обеспечить
некоторый баланс расхода
ресурсов, интенсивности мер
по управлению рисками и другими
направлениями производственно-хозяйственной
10)
в управлении целесообразно
11) в менеджменте могут рассматриваться риски изучения и действия; риски планирования, организации, мотивации и контроля; риски тайны и конфиденциальности; риски управления конфликтом.
Всегда существует разумный баланс между стремлением к безопасности и необходимыми для ее обеспечения ресурсами.
Стремиться к абсолютной безопасности засчет чрезмерного расхода ресурсов так же неразумно, как и пренебрегать опасностью без ее анализа.
Для всякой практической ситуации существует основанное на объективных рисках, располагаемых ресурсах и субъективных оценках рациональное или оптимальное (наилучшее) соотношение между уровнем опасности и расходуемыми на обеспечение безопасности ресурсами.
Рассматривая управление рисками на сельскохозяйственных предприятиях важно помнить, что управление риском достигается за счет расхода ресурсов (людских, финансовых, времени и др.), которые резервируются и отвлекаются из производственной сферы. Это несомненно снижает эффективность производства, поскольку расходы по контролю ложатся на издержки производства, ограничивают конкурентоспособность отечественных продовольственных товаров на внутреннем рынке. Малое и всё сокращающееся число предприятий-производителей снижает число плательщиков налогов в бюджет. Это в свою очередь вынуждает повышать налоговое бремя на существующих налогоплательщиков, что может приводить их к неплатежеспособности. Однако на сегодняшний день в Российской Федерации продолжают вестись работы в этом направлении – введённый с 2002 г. упрощенный режим налогообложения для сельхозпредприятий планируется еще более упростить, а именно – заменить существующие налоги, уплачиваемые производителями сельскохозяйственной продукции в бюджет, на единый.
Работа в многочисленных контролирующих органах отвлекает трудоспособное население из производственной сферы, а их содержание требует расхода бюджетных средств. При этом непомерный расход средств на контроль может порождать политические и финансовые риски.