Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:10, реферат
Вступление
Институт президентства получил распространение во многих странах. Его введение в РФ открыло новый этап в развитии российской государственности, свидетельствует об огромных переменах, происходящих е нашей стране, переходе России к принятым в мире демократическим системам правления. Учреждение поста Президента РФ не означает одномоментного возникновения института президентства в России. Его становление -достаточно длительный процесс, требующий разработки и обоснования как теоретической концепции, так и правовых основ роли и места институте
Вступление ………………………………………………………………………………..2
Классификация и характеристика полномочий Президента РФ ………………………4
Заключение ………………………………………………………………………………12
Используемая литература ……
Содержание
Вступление …………………………………………………
Классификация и характеристика полномочий Президента РФ ………………………4
Заключение ………………………………………………………………………………
Используемая литература ………………………………………………………………14
Вступление
Институт президентства получил распространение во многих странах. Его введение в РФ открыло новый этап в развитии российской государственности, свидетельствует об огромных переменах, происходящих е нашей стране, переходе России к принятым в мире демократическим системам правления. Учреждение поста Президента РФ не означает одномоментного возникновения института президентства в России. Его становление -достаточно длительный процесс, требующий разработки и обоснования как теоретической концепции, так и правовых основ роли и места институте Президента РФ в государственно-правовом механизме Российской Федерации.
Поэтому тема работы является важной и актуальной. С учетом огромной роли, которую играет Президент РФ, исключительную актуальность приобретает задача детальной правовой регламентации его полномочий.
Таким образом, современное состояние научной разработки проблемы полномочий Президента РФ предопределило выбор настоящего исследования.
Объект исследования – полномочия Президента РФ, складывающиеся в процессе нормативного закрепления статуса и конституционно-правовых основ деятельности Президента РФ.
Предметом исследования являются конституционно-правовые нормы, содержащиеся в федеральном законодательстве, определяющие статус, функции и полномочия Президента РФ.
Цель данной работы осветить
вопросы связанные с
Поставленная цель определяет следующие конкретные задачи:
а) Провести анализ отечественных и зарубежных научных концепций о полномочиях главы, обосновать теоретические основы полномочий Президента РФ, определить необходимый для этого понятийный и категориальный аппарат;
б) Обобщить практику деятельности Президента РФ по реализации полномочий в соответствии с принципами его взаимоотношений с органами государственной власти и военного управления, субъектами Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания, предполагающий всесторонний, объективный анализ полномочий Президента РФ и механизма их реализации через взаимосвязи субъектов права, единство количественных и качественных характеристик, логического и конкретно-исторического подходов и т. п.
Классификация и характеристика полномочий Президента РФ
При изучении полномочий Президента Российской Федерации следует, прежде всего, обратить внимание на три важных момента. Во-первых, исчерпывающий ли их перечень приведен в Конституции Российской Федерации? Опыт ее применения показал, что дать его невозможно.
Во-вторых, в Конституции Российской Федерации полномочия Президента определены фрагментарно, отсутствует их развернутое изложение. Согласно сложившейся практике, эти полномочия конкретизируются в федеральных конституционных и федеральных законах.
В-третьих, актуальное теоретическое и практическое значение имеет группирование полномочий Президента Российской Федерации. Оно позволяет систематизировать и, таким образом, более наглядно представить весь их объем.
За критерий классификации
можно взять, например, субъектов
права, взаимодействующих с
По данному критерию полномочия Президента Российской Федерации можно свести в шесть групп. Первую составляют полномочия по отношению к населению страны, гражданам, избирателям. Президент Российской Федерации, прежде всего, решает вопросы гражданства. Конституцией России установлено единое российское гражданство, возможность гражданства субъектов Российской Федерации не предусмотрена. Эти отношения регулируются Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». В соответствии с ним Президент Российской Федерации осуществляет прием в гражданство и выход из него.
К правомочиям Президента относится также предоставление политического убежища. Всеобщая декларация прав человека провозглашает: каждый человек, преследуемый за убеждения, может иметь убежище в других странах и пользоваться им. Указом Президента от 21 июля 1997 года № 746 утверждено Положение «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища».
Президентом Российской Федерации также определены случаи, когда политическое убежище не предоставляется. Это предусмотрено, если лицо: преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации; прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование; прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах», представило заведомо ложные сведения; имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.
Лицо может быть лишено Президентом Российской Федерации предоставленного ему политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также, если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо, если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
Полномочием Президента Российской Федерации, обращенным ко всем избирателям, является назначение референдума - проведение всенародного тайного голосования граждан Российской Федерации для выяснения их мнения по важнейшим проблемам государственной жизни. Порядок проведения референдумов регулируется Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации». Уточним лишь, что Президент Российской Федерации только назначает всероссийские референдумы, сам же он не вправе предложить проведение референдума, поскольку референдумы инициируются лицами, указанными в выше упомянутом Законе.
К ведению Президента отнесены вопросы награждения государственными наградами, присвоения почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий. Указом Президента Российской Федерации от 02 марта 1994 года № 442 утверждено Положение «О государственных наградах Российской Федерации». 30 декабря 1995 года принят Указ Президента Российской Федерации № 1341 «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации».
К полномочиям Президента относится также принятие актов о помиловании осужденных приговором суда. Помилование применяется к отдельным лицам, и его надо отличать от амнистии, акт об объявлении которой принимает Государственная Дума Российской Федерации (пункт «е» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации).
Президент Российской Федерации Указом от 28 декабря 2001 года № 1500 утвердил Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, которое дало ответ на многие вопросы, возникшие в практике, и установило новые сложные, рассчитанные на действенный общественный контроль процедуры осуществления помилования.
Был установлен перечень лиц, к которым может быть применено помилование, и перечень осужденных, в отношении которых помилование, как правило, не применяется, а также разработан порядок прохождения ходатайства о помиловании.
Предусмотрено, что обращение осужденного к Президенту Российской Федерации о помиловании администрация учреждения, где лицо отбывает наказание, с приложением ряда документов, в частности копии приговора и характеристики, направляет в территориальный орган Министерства юстиции России в субъекте Российской Федерации, который, в свою очередь, все полученные документы представляет в комиссию по вопросам помилования на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, образованную в каждом субъекте. Состав комиссий утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Помимо рассмотрения конкретных материалов о помиловании, комиссии осуществляют общественный контроль за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента России по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных. Свое заключение о целесообразности применения помилования к конкретному осужденному комиссия направляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, который и вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного. Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта страны. При этом высшее должностное лицо может также обнародовать мотивы, которыми оно руководствовалось, при принятии соответствующего решения.
Только после всего этого Президент принимает решение помиловать осужденного или отклонить его просьбу.
В рамках первой группы полномочий Президент Российской Федерации рассматривает адресованные ему обращения граждан, которые, согласно статье 33 Конституции Российской Федерации, они вправе направлять в любые государственные органы и органы местного самоуправления. Обращения являются важной формой связи Президента, других государственных органов и органов местного самоуправления с населением. Обращения бывают трех видов: предложения, заявления и жалобы.
К предложениям относится любое обращение, направленное на совершенствование жизнедеятельности общества, его политической, экономической и культурной жизни, изменение законодательства. С заявлениями граждане обращаются по поводу реализации предоставленных им законодательством социально-экономических, политических и личных прав (например, о предоставлении социального жилья, назначении пенсии). Иной характер у жалоб, являющихся реакцией на предполагаемые или действительные нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан.
Вторую группу составляют полномочия по отношению к Российскому государству в целом, обеспечивающие его нормальную безопасную жизнедеятельность, ясные перспективы развития. Президент ежегодно обращается к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики (пункт «е» статьи 84 Конституции Российской Федерации). Конкретная содержательность посланий не отдана целиком на усмотрение самого Президента России. Иногда законодательно формулируются некоторые основные требования к ним. В частности, статьи 3, 5 Федерального закона от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» обязывают Президента Российской Федерации давать в посланиях оценку фактического состояния дел в экономической и социальной сферах, излагать концепцию социально-экономического развития, отражать свое видение этого развития в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе.
К сожалению, никакой реакции на послания Президента Российской Федерации со стороны Федерального Собрания Конституцией России не предусмотрено, и юридически значимого решения по ним Федеральное Собрание не принимает. В Конституции ничего не сказано и о том, как надлежит Президенту реагировать на критические замечания по его посланиям, равно как и о том, какова окончательная судьба послания, каковы правовые последствия этой «акции» Президента. Тем самым данное полномочие, по существу, лишено той роли, которую призвано играть в государственном строительстве, управлении обществом вообще.
Президент России издает также отдельные акты, в которых определяет политику по конкретным вопросам жизнедеятельности государства. Например, Указом от 12 декабря 1997 года № 1300 утверждена Концепция национальной безопасности. С последней тесно связано военное строительство. Президент, согласно пункту «з» статьи 83 Конституции Российской Федерации, утверждает военную доктрину.
И Концепция национальной безопасности, и военная доктрина весьма изменчивы. Они напрямую зависят от положения, складывающегося внутри страны, а также от ситуации, в которой оказывается Россия на международной арене. По ныне действующей Концепции национальной безопасности она представляет собой систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
Третью группу составляют полномочия Президента Российской Федерации по отношению к отдельным ветвям государственной власти.
Так Президент, в соответствии с Конституцией России и федеральным законом, назначает выборы в Государственную Думу, а в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, распускает ее.
Государственная Дума может быть распущена Президентом России в трех случаях:
1) после трехкратного
отклонения ею представленных
Президентом кандидатур
2) в случае, если она
выразит недоверие
3) если Председатель
Правительства Российской
В тоже время установлен и ряд ограничений на роспуск Государственной Думы. В двух последних случаях Президент не может это сделать в течение года после ее избрания. Государственную Думу нельзя распустить с момента выдвижения ею обвинений против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации. Не может быть распущена Государственная Дума в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий главы государства.
Информация о работе Классификация и характеристика полномочий Президента РФ