Классификация предприятий. Развитие малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 00:34, реферат

Описание

Административная и экономическая самостоятельность предприятия обусловлены законодательством и означают, что предприятие самостоятельно принимает решение, сколько продукции производить и как ее реализовать, как распределять полученный доход.
Основными характерными чертами предприятия являются производственно-техническое единство, выражающееся в общности процессов производства; организационное единство – наличие единого руководства, плана; экономическое единство, проявляющееся в общности материальных, финансовых ресурсов, а также экономических результатов работы.

Содержание

Введение
1. Классификация предприятий
2. Необходимость развития малого бизнеса в России, его характеристика
2.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса
2.2 Необходимость разделения предприятий на крупные, средние и мелки
2.3 Виды малых предприятий
2.4 Правовые основы малого бизнеса
2.5 Особенности и функции малого предприятия
2.6 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью
3. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения
3.1 Итоги развития и состояние малого бизнеса на данном этапе
3.2 Основные проблемы малого бизнеса
4. Государственная поддержка малого бизнеса
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат Классификация предприятий Развитие малого бизнеса.doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)

Выяснилось, что и малые  предприятия не в восторге от сотрудничества. Во-первых, все отмечают бюрократизм самого процесса принятия решения на крупных предприятиях. Во-вторых, формирование таких устойчивых корпорационных связей по этой цепочке передает на экономику малого предприятия воздействие неблагоприятного финансового положения крупного предприятия. Например, когда крупное предприятие размещает заказ и не может расплатиться. Вообще малые предприятия стараются иметь долю крупных предприятий в своих договорах возможно более низкой, потому что если крупное предприятие упадет на колени, то малое – ляжет ничком.

Стимулировать кооперацию можно только путем разумной промышленной политики и стимулирования развития малого предпринимательства самого по себе. Будет здоровый малый бизнес, поднимется немного крупная промышленность, – и эти кооперационные связи возникнут сами собой. Тогда, очевидно, можно будет уже ставить вопрос о том, что или мы нуждаемся в развитии определенных отраслей, то надо будет уже говорить о стыковке малого и крупного бизнеса в этой отрасли и в этом комплексе. Искусственно такие конструкции создавать нельзя.

 

3. Современные  проблемы развития малого бизнеса  в России и пути их решения

3.1 Итоги развития  и состояние малого бизнеса  на данном этапе

Как показало время, малое  предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны.

По состоянию на 1 января 2001 г. в России действовало 868 тыс. малых  предприятий (по сравнению с их количеством  на 1 января 2000 г. прирост составил лишь 6,9 тыс. малых предприятий, или 0,8%).

Вместе с тем следует  отметить стабильный рост числа предприятий  в таких отраслях, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (на 39,8% – в 2000 г., на 12,1% – в 2001 г.), операции с недвижимым имуществом (на 19,9% и на 26,8% соответственно), торговля и общественное питание (на 3,8% и на 3,6%). Продолжало сокращаться число малых предприятий, работающих в отрасли "наука и научное обслуживание" (на 6,2% и на 11,4%).

Отраслевая структура малого бизнеса постепенно меняется в сторону увеличения доли предприятий торговли и общественного питания и уменьшения доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием.

В 2000 г. малыми предприятиями  было произведено продукции, работ, услуг по всем видам деятельности на 261,9 млрд. рублей, это по оценке, составило  около 7% выпуска продукции, работ  и услуг всех отраслей экономики России, занимающихся производством товаров и оказывающих рыночные услуги. Объём произведенной малыми предприятиями продукции в фактических ценах уменьшился по сравнению с 1997 г. на 13,6%.

По основному виду деятельности предприятий было произведено  продукции, работ, услуг на 231,8 млрд. рублей, три четверти этого объема приходиться на валовой доход предприятий торговли и общественного питания (26,1%), выпуск промышленной продукции (24,2%) и объем произведенных строительных работ (26,1%).

Инвестиции малых предприятий в основной капитал в 2000 г. составили 22,5 млрд. рублей, или 5,6% всех инвестиций на развитие экономики и социальной сферы России. По сравнению с 1999 г. в сопоставимых ценах они уменьшились на 3,5%.

В 2000 г. произошли изменения  в отраслевой структуре инвестиций.

В большинстве экономических  районов имеет место несоответствие долей объемов прибыли и платежей. Действие указанных факторов снижает  объем поступлений в доходную часть бюджетов всех уровней.

 

3.2 Основные  проблемы малого бизнеса

Многие характерные особенности становления малого предпринимательства в России напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом.

Августовский кризис в России показал, что в нашей  стране средний класс, класс собственников, существует как реальность. И наша беда, что мы поняли это такой ценой.

Наличие прослойки, пусть  очень маленькой, собственников-предпринимателей обозначило и их проблемы. Так в  Резолюции I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий были выделены следующие проблемы:

– медленно идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса;

– низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий, особенно в производственной сфере;

– не во многих регионах разработаны и приняты органами власти нормативные акты, региональные программы развития малого предпринимательства, а там где они приняты реализация их происходит далеко не в полной мере;

– недостаточно налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой.

 На состоявшейся, в  рамках Всероссийского экономического  форума, научно-практической конференции, Президент Российской ассоциации развития малых предприятий Александр Иоффе отметил, что властям нужны очень простые инструменты – ум, воля, совесть. “Ни Министерство антимонопольной политики и развития предпринимательства, ни Фонд поддержки, ни другие надстроечные структуры не смогут радикально изменить положение, если по-прежнему идеи совершенствования правового поля малого бизнеса будут звучать только на словах. Малый бизнес, – заявил А.Иоффе, – есть только тогда, когда его много, и только в этом случае он становится действенной силой экономики, важным социальным инструментом. Этого не будет пока, государство не скажет, что поддержка экономической инициативы граждан является важнейшим приоритетом. Лишь после этого будут возможны диалог бизнеса и власти, и обратная связь. И тогда удастся разобраться с налогами и административными барьерами”.

 Резко высказался  по поводу чиновнических методов  управления малым бизнесом председатель  Российского профсоюза работников  малого и среднего бизнеса  Александр Попов:

– жирующие чины власти, сказал он, придумывают ежегодное лицензирование, причем, на второй год могут и не дать работать. А это значит, что предприятие, заключившее договора, оказываются не в состоянии их выполнить, и попадает в отношения, связанные с расправой. На самом деле, эти препятствия создаются ради поборов.

 Малый бизнес совершенно  лишен и социальной защиты. Фонд социального развития, – считает А.Попов, – вследствие применяемой системы транзитных счетов, не дает возможности малым предприятиям использовать перечисляемые ими средства для оплаты лечения, отдыха. Материальной поддержки персонала.

О вреде некомпетентности в бизнесе говорил проректор  академии менеджмента и рынка  Вениамин Каганов. "Чтобы принимались  правильные решения чиновниками всех уровней, – считает В. Каганов, – их нужно вовлечь в систему обучения, может быть, даже восстановив прежнюю систему повышения квалификации. Сейчас все некомпетентны в бизнесе: и предприниматели, и налоговые инспекторы, и работники правовых органов. Должно стать правилом, что чиновники проходят подготовку для работы в поле предпринимательства".

Если затронуть проблему финансирования, то до октября 1995 года проблемой финансирования малого бизнеса  никто официально не занимался. Многие банки, не проявляя особого желания вкладывать инвестиции в малые предприятия, объясняют это тем, что количество затрачиваемого времени и усилий на оформление кредита размером 100 тыс. долл. и 10 млн. долл. одинаково, а получаемый доход разнится во много раз. Кстати, здесь наши проблемы не отличаются от западных, и там финансовые структуры неохотно занимаются этим родом деятельности.

Большинство кредитных  организаций, имеющих связи с  малым бизнесом, находятся в регионах и не имеют достаточного оборотного капитала. В первую очередь кредиты получают те производства, продукция которых пользуется наибольшим спросом: переработка продуктов питания, деревообработка, разлив напитков, складские и транспортные услуги, легкая промышленность. И очень немногие занимаются финансированием инновационного бизнеса – новых наукоемких технологий, которые определяют будущее технологического прогресса.

Перейдем от общих  проблем к более частным, которые  непосредственно затрагивают предпринимателей и являются причиной развала предприятия.

Многие малые предприятия угасают уже в самом начале своей деятельности. Например, из 600 тысяч новых предприятий, ежегодно возникающих в США, только половина дотягивает до 18 месяцев и только одно из пяти доживает до 10 лет.

Возможно, главной причиной является легкость создания предприятия. Но ведь свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу неудач.

Сами же руководители малых предприятий выделяют следующие  причины:

44% опрошенных главной причиной называют некомпетентность;

17% – отсутствие управленческого опыта;

16% – несбалансированный опыт: недостаток опыта в маркетинге, финансах, снабжении и производстве;

15% – отсутствие опыта работы в отрасли;

1% – небрежность в ведении дел;

1% – мошенничество или бедствие;

6% – иные причины, с которыми сталкиваются руководители малых фирм.

Стоит также отметить, что лишь 20% руководителей предприятий  имеют соответствующее образование.

Конечно, основной проблемой  из всех выше названных является проблема, главным образом, представляющая отношения малого бизнеса и государства

 

4. Государственная  поддержка малого бизнеса

 Практика государственного  содействия немонополистическому  сектору экономики развитых стран  показывает, что правительственный  выбор основных направлений этого  содействия происходит на основе  исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:

– производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

– производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;

– лекарственных препаратов и медицинской техники;

– оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

– строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.

 Соответственно, одним  из важных инструментов государственного  содействия развитию мелкого  бизнеса является прямая финансовая  помощь, которая осуществляется  посредством льготного субсидирования  малых фирм, предоставления гарантий  при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

Важным инструментом государственного содействия малым  предприятиям в большинстве промышленно  развитых стран является система  государственных заказов. Данная форма  отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Достаточно широкое  развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.

Особая система государственной  поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.

Сейчас, при корректировании  многими политическими партиями и движениями своих программ, в  них можно заметить меняющееся отношение  к малому бизнесу. Так из всех программ можно выделить главные общие идеи:

– приоритетное развитие малого предпринимательства – не самоцель, а одно из основных условий экономического и социального возрождения России.

– массовое широкомасштабное развитие малого предпринимательства позволит предоставить работу миллионам граждан, высвобождающихся из государственных и приватизированных предприятий. По оценкам И.Хакамады: около 50 млн. человек.

– реализация мероприятий по обеспечению производственной и инновационной поддержки малых предприятий позволит создать значительное количество новых малых предприятий, до 12 млн. предприятий, и новых рабочих мест, прежде всего, для социально незащищенных слоев населения.

– малое предприятие, играющее все большую роль в региональных социально-экономических процессах, учитывает своеобразие каждого региона, формирует значительную долю доходной базы бюджета и является решающим фактором экономической стабилизации через создание местных потребительских рынков и новых рабочих мест.

 Если не вдаваться  в подробности, то сегодня выделяют четыре основных направления для решения проблем малого бизнеса. Первое – поменять психологию власти к малому бизнесу. Отойти от мнения, что малый бизнес не платит налоги и находится в серой экономике. Второе – реформирование и упрощение налогообложения. При сегодняшней системе, когда отнимается львиная доля дохода, предприятия вынуждены уклоняться от налогов.

В-третьих, сделать прозрачными  и внести ясность в акты купли-продажи  имущества. И, наконец, решить вопрос с  землей, иначе аграрная Россия будет питаться импортом. Четвертое – стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяет ни банкам, ни государству, в малый бизнес. А это, по некоторым оценкам, заставить работать от 20 до 40 млрд. долл., хранящимся под подушками и матрасами.

 Россия должна жить по принципу, что государство обслуживает потребности и запросы общества, а не наоборот.

Информация о работе Классификация предприятий. Развитие малого бизнеса в России